Теории мирового политического процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мировой политический процесс – это совокупность взаимосвязанных политических явлений, событий и действий, отражающих статусы и роли субъектов международной жизни, тенденции и перспективы ее развития. По сути, мировой политический процесс представляет политические взаимосвязи, взаимодействия и отношения субъектов международной жизни, динамические изменения в их поведении и исполнении своих ролей, разнообразные трансформации всех элементов мирового политического пространства. Содержание мирового политического процесса составляют политические явления, события и действия, приводящие к стабилизации или дестабилизации международной и региональной обстановки, революционным или контрреволюционным, эволюционно-реформистским или консервативно-реформистским, демократическим преобразованиям и изменениям в мире и регионах. Его составляют также борьба народов и государств за национальную независимость и суверенитет, защиту и реализацию жизненно важных интересов, статус и положение в мире, противоборство политических конкурентов на международной арене, сотрудничество и взаимодействие государств и народов, международных объединений и организаций в обеспечении международной и региональной безопасности, в решении глобальных проблем человечества. Результатом содержания мирового политического процесса является объективно-усредненная совокупная деятельность всех участников международной жизни. Часто такой результат называют международной политической обстановкой.

Мировой политический процесс представляет собой вполне самодостаточное структурное образование международной жизни с определенной спецификой; имеет свои особенности. Во-первых, при политическом взаимодействии субъектов международной жизни не существует единого легитимного центра принуждения, отсутствует верховная централизованная власть, способная навязать свою волю акторам политических отношений. Во-вторых, основным регулятором поведения субъектов международного политического процесса являются их интересы и нормы международного права. В-третьих, эффективность правовых регуляторов мирового политического процесса зависит не столько от их поддержки международными организациями и институтами, сколько от позиций и влияния, обладающих значительными экономическими и военными ресурсами конкретных государств, их блоков и союзов. В-четвертых, содержание, характер и направленность функционирования и развития мирового политического процесса определяются балансом сил между его субъектами. В-пятых, в мировом политическом процессе действуют чрезвычайно неоднородные социально-политические силы, с многообразными, порой трудно совместимыми интересами, с различными социокультурными и ценностно-нормативными представлениями о необходимом мировом порядке, о совместном решении общечеловеческих, мировых проблем.

Международный политический процесс стал формироваться еще в древнем мире как следствие стремления людей жить сообща, их взаимодействия между собой при решении общих дел. В последующем, по мере формирования и развития государств, отношения и взаимодействия между ними постепенно стали приобретать наднациональный, международный характер.

Мировой политический процесс, как самостоятельный феномен, имеет свою структуру. Ее основные элементы составляют: субъекты мирового политического процесса; международные политические отношения, их состояние и динамика; деятельность субъектов мирового политического процесса; объекты мирового политического процесса.

Субъекты мирового политического процесса являются ведущим элементом его структуры. К ним относятся: государства, их группы и союзы, международные и региональные объединения и организации, народы мира и отдельных стран. Каждое из государств, действующее на мировой арене, имеет свой политический «вес», в соответствии с которым оно может влиять на ход и исход тех, или иных международных событий.

К важным субъектам мирового политического процесса относятся международные и региональные объединения и организации. Это – различные политические, военно-политические, политико-экономические, профессиональные и другие союзы, блоки и коалиции, основу которых составляют совпадающие интересы и цели их участников. Они являются основными организаторами общения государств и народов, вступают в международные отношения не только от имени государств и других институтов и организаций, входящих в их состав, но и как самостоятельные участники. Международные и региональные объединения и организации подразделяются на два типа: межгосударственные (межправительственные) и негосударственные (неправительственные).

Международные межгосударственные (межправительственные) объединения и организации, как субъекты мирового политического процесса, являются стабильными образованиями, формируемыми на основе международного права, многосторонних и двусторонних договоров. Они обладают определенной, согласованной их участниками компетенцией, имеют постоянные органы, с формально фиксированными правами и обязанностями.

Самым значительным современным международным объединением является Организация Объединенных Наций (ООН). Ее деятельность представляет практический механизм политического взаимодействия государств, в целях поддержания всеобщего мира и безопасности, содействия социально-экономическому прогрессу народов. Членами ООН сегодня являются более 190 государств мира, что свидетельствует о практически полной ее универсальности. За время своего существования ООН неоднократно проявляла себя в качестве эффективной силы, способной содействовать стабилизации международных отношений, регулировать конфликты, ослаблять конфронтацию между государствами.

Глобальными по уровню и характеру воздействия на отношения в мире являются и международные финансово-экономические организации, такие как Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкций и Развития (МБРР), Международная Торговая Палата (МТП), Всемирная Торговая Организация (ВТО), транснациональные корпорации. Международные экономические организации способствуют политическому регулированию финансовых взаимоотношений в мире и международной торговле, а транснациональные корпорации, обладая огромными экономическими ресурсами, во многом определяют политическую стратегию в области мирового экономического развития и сотрудничества.

Существенную роль в мировом политическом процессе играют региональные и надрегиональные межгосударственные (межправительственные) объединения и организации. По региональному принципу сформированы: Совет Европы (СЕ), Организация Американских Государств (ОАГ), Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. Большинство государств – экспортеров нефти из разных регионов образуют надрегиональную межгосударственную организацию ОПЕК. Исламские государства участвуют в деятельности надрегиональной организации – Организация Исламской Конференции (ОИК). К надрегиональным образованиям относится и организация Северо-Атлантического договора (НАТО).

Международные негосударственные (неправительственные) объединения и организации, в отличие от межгосударственных (межправительственных), являются менее формализованными, но имеют более сложную структуру. Они могут быть чисто неправительственными или смешанными, то есть включать правительственные структуры и общественные организации и даже индивидуальных членов. К международным негосударственным объединениям и организациям относятся, например, Социалистический Интернационал, Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов, Всемирный Совет Мира, Римский Клуб, «Гринпис», Пагоушское Движение, Всемирный Совет Церквей, различные профессиональные объединения и другие. По некоторым подсчетам сегодня в мире действует около 40 тысяч негосударственных объединений и организаций. Они занимают свою «нишу» в мире, присущими им средствами, методами и приемами воздействуют на конкретные сферы и аспекты международных отношений, на состояние и эволюцию мирового политического устройства.

Политические отношения, их состояние и динамика, как компонент мирового политического процесса характеризуют политическую ситуацию в мире, выражающую соотношение политических сил, их возможности и роль в международной жизни. В состоянии и динамике политических отношений определяются глобальные и региональные лидеры-государства, содержание и характер межгосударственного взаимодействия, противоречия международной политической жизни, тенденции и направленность ее развития. Основными историческими формами мировых политических отношений являются мир и война. При этом война всегда представляет собой насильственный способ решения возникающих проблем в политических отношениях. С помощью войн достигаются те цели субъектов мировой политики, которые не могут быть реализованы в условиях мира. Мир, как состояние международных политических отношений традиционно способствовал и способствует сохранению и укреплению отношений взаимного сотрудничества, доверия между субъектами мирового политического процесса.

В современных условиях основу политических отношений в мире, их развития и совершенствования составляют как исторически сложившиеся нравственные регуляторы (гуманизм, справедливость, взаимное уважение и доверие и т.д.), так и выработанные международным сообществом во второй половине ХХ века принципы международного права, зафиксированные в Уставе ООН. Однако, значительные изменения в расстановке и балансе сил в мире, происшедшие в конце ХХ века после распада СССР и мировой системы социализма, привели к тому, что западные государства и, прежде всего США, в последнее время предложили миру критерии регулирования международных политических отношений на основе собственных ценностных стандартов и приоритетов. Самостоятельно присвоив право выступать от имени мирового сообщества, эти государства оформили свои притязания в систему собственных правил международного поведения. Эти правила предусматривают и оправдывают их вмешательство под разными предлогами, без санкции мирового сообщества, в дела суверенных государств, применение вооруженной силы против мирного населения. Игнорирование принципов международного права и общечеловеческих нравственных регуляторов, навязывание своих стандартов в международных политических отношениях ведущими западными странами вызывает решительное противодействие со стороны большинства субъектов международного политического процесса, что оказывает существенное влияние на его современное состояние, динамику и характер функционирования и развития.

Особое место в структуре мирового политического процесса занимает конкретная политическая деятельность его субъектов. Она включает дипломатическую работу, образование и обеспечение функционирования блоков, союзов и коалиций государств, региональных и международных объединений и организаций, переговоры, диалоги, миротворческие акции, предотвращение и урегулирование различных конфликтов, интриги, заговоры, демонстрацию силы и ее применение и т.д. Современная мировая политика представляет собой зону повышенного риска, в которой каждый участник политического взаимодействия вынужден нередко исходить из непредсказуемого поведения других. Глубокие изменения в мире во второй половине ХХ – начале ХХI веков диктуют необходимость новых подходов в мировой политике, новых средств использования в ней. Ни одно государство, ни другие субъекты мирового политического процесса, в связи с наступлением «ядерного века» в развитии человечества, не могут обеспечить свою безопасность без согласованных действий на международной арене, взаимного учета интересов и установления согласованного баланса между собой. Особенно опасным для человечества является использование в мировой политике военно-силовых методов.

Главным в содержании политической деятельности субъектов мирового политического процесса является внешнеполитическая деятельность государств. Внешняя политика – это деятельность государства и других политических институтов общества по реализации своих потребностей и интересов на международной арене. Она является продолжением внутренней политики и направлена на обеспечение благоприятных внешних условий для развития страны и реализуемого государством политического курса. Основу внешней политики государств составляют национальные (национально-государственные интересы). Это – осознанные народом и выражаемые государством жизненные потребности населения страны в его сохранении и развитии, обеспечении своей безопасности, подержании стабильности общественных и государственных институтов. В исторической ретроспективе каждое государство всегда стремилось реализовать свои национальные интересы в международных отношениях нередко в ущерб интересам других и, прежде всего, слабых государств. В современных же условиях достижение главной цели мировой политики – обеспечение выживания человечества, возможно лишь при проведении такой внешней политики каждым государством, субъектом мирового политического процесса, когда она не наносит ущерб национальным интересам других государств и народов. Внешняя политика государств, деятельность других субъектов мирового политического процесса являются основным фактором политических изменений в мире, определяющим тенденции и перспективы их развития.

Объект мирового политического процесса, как элемент его структуры, составляют разнообразные глобальные и региональные образования, явления и события. В самом общем плане им являются мир в целом, его устройство, человеческое сообщество. К объекту мирового политического процесса правомерно отнести и современные глобальные проблемы человечества. Эффективное воздействие на объект мирового политического процесса и его преобразование в необходимом для человечества направлении достигается целеустремленными и последовательными действиями всех субъектов мировой политики.

Мировой политический процесс динамичное и развивающееся явление, его содержание и структура постоянно изменяются, эволюционируют от старых отживших элементов к новым, более совершенным, адекватным реалиям международной жизни, потребностям человеческой цивилизации. В связи с этим, современный мировой политический процесс характеризуется новыми чертами, в его функционировании и развитии обозначились особые тенденции, определились новые приоритеты.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.