Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.
Объем и значимость функций гражданского общества определяют меру его воздействия на политическую и социальную жизнь.
1. защита частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
2. создание и развитие механизмов общественного самоуправления.
3. рычаг в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.
4. обеспечение реальных гарантий прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
5. социальный контроль по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
6. коммуникационная функция между обществом и властью (например, через политические партии).
7. стабилизирующая функция своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.
С точки зрения родоначальников российской политологии А. Галкина, Ю. Красина, основные функции гражданского общества заключаются в следующем.
Во-первых — это социализация индивидов. Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов.
Во-вторых — самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения.
В-третьих — интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что, в конечном счете, обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии.
В-четвертых — создание базовых форм межличностной солидарности, основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов.
В-пятых — стимулирование правового нормотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале происходит в лоне гражданского общества.
Избирательные системы.
Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование гос-ых представительных органов политической власти. В каждой стране избирательная система функционирует на основе законодательства, которое детализирует основные положения данной системы, зафиксированные в конституции страны. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к ним, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользования услугами средств массовой информации, а также источники финансирования.
Две основные системы участия граждан в формировании органов гос-ой власти и местного самоуправления: мажоритарная и пропорциональная избирательные системы
Мажоритарная избирательная система - это такая система, при которой победителем на выборах признается кандидат, набравший 50% голосов + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании.
При мажоритарной системе возникают и упрочиваются непосредственные связи между кандидатом и избирателями. Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы избирателей, лично знакомы с их наиболее активными представителями.
Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти. При мажоритарной системе на выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране. Это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по своему значению партий. Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем.
Достоинства мажоритарной системы заключаются в том, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным политическим партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.
Недостатки мажоритарной системы. При мажоритарной системе для распределения парламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса, отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и пропадают.
Главные из недостатков:
1. значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти;
2. партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;
3. две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов.
Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам, разделение соответствующих депутатских мандатов пропорциональных числу голосов, набранных той или иной партией на выборах. При этом почти во всех законодательствах существует барьер (обычно это 5% голосов избирателей), который необходимо преодолеть партии для того, чтобы она была представлена в зак-ом органе.
Пропорциональная система имеет две разновидности:
-пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны, избирательные округа не выделяются;
-пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.
К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится то, что сформированные с ее помощью органы власти отражают реальную картину политической жизни общества, расстановку политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества и в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.
Недостатки пропорциональной избирательной системы:
1. при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства. Причины: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами.
2. пропорциональная избирательная система приводит к тому, что политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, могут получить представительство в органах гос-ой власти;
3. вследствие того, что голосование происходит не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слаба;
4. поскольку при пропорциональной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство устанавливает сильную зависимость депутатов от своих партий и ее руководства.
Смешанная избирательная система включает элементы обеих вышеуказанных систем. В современной России половину депутатов избирают по пропорциональности, а другую - по мажоритарности.
Суть смешанной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.