Остойчивость судов считается по критерию погоды К достаточной, если при наихудшем, в отношении остойчивости, варианте нагрузки динамически приложенный кренящий момент от давления ветра ( от шквала) Mv равен или меньше опрокидывающего момента Мс, т.е. если соблюдены условия Mv £ Мс или
К = ³ 1,0. (3.38)
Кренящий момент Mv, кНм, определяется выражением
Mv = 0,001рv Аv z, (3.39)
где Аv, м2 – площадь парусности (проекция надводной части корпуса судна и судовых конструкций на плоскость, параллельную ДП);
z, м – возвышение центра парусности (ЦТ площади парусности) над плоскостью действующей ватерлинии;
рv , Па – давление ветра, принимается по табл. 3.2 в зависимости от района плавания и величины z.
Критерий погоды, равный отношению динамического опрокидывающего момента к кренящему
моменту от шквала К= рассчитывается только «на отход».
Для определения плеча опрокидывающего момента lc строится диаграмма динамической остойчивости. Плечи ДДО рассчитываются по формуле
l д 10 i = l д 10(i-1) + (l ст 10(i-1) + l ст 10i ) * 5/57,3,
где i = 1; 2; … n– значения углов крена, для которых рассчитываются плечи диаграммы;lд 0 = lст 0 = 0.
На диаграмме от точки 0 вправо и влево откладывается амплитуда качки q r, определенная выше при расчете критерия ускорения. Точка 1 получается от пересечения перпендикуляра, восстановленного к точке +q r, с линией диаграммы; через точку 1 проводится линия, параллельная оси наклонений; пересечение этой линии с перпендикуляром к точке -q rобразует точку 2; из точки 2 проводится прямая, касательная к кривой диаграммы; от точки -q rвправо откладывается 57,3°- точка 3; отрезок перпендикуляра к оси наклонений, проходящего через точку 3, между касательной к диаграмме и прямой, проходящей через точки 1 и 2 в масштабе оси плеч будет равен искомому плечу опрокидывающего моментаlс.
Плечо кренящего момента lvдля случая загрузки без палубного груза определяется по “Таблице плеч ветровой нагрузки”, приведенной в Приложении П ([1], с. 80).
K = lc / lv = 0,38/0,098 = 3,9
Результаты всех проведенных расчетов (запасы “на отход” и “на приход”, грузы, диаграммы статической остойчивости, параметры посадки и остойчивости) оформляются по образцу “Типового случая нагрузки”, ([1], с. 6 – 57).
Для судов, кили которых заложены 1 июля 2002 г. и позже, остойчивость по критерию погоды проверяется следующим образом:
остойчивость судна считается по критерию погоды достаточной, если оно в состоянии противостоять одновременному действию ветра и волнения в соответствии с указанным ниже:
1) Судно находится под воздействием постоянного ветра, направленного перпендикулярно ДП судна, которому соответствует плечо ветрового кренящего момента lw 1 (рис. 3.22).
2) От угла крена q 0, вызванного постоянным ветром, судно под воздействием волн кренится на наветренный борт на угол, равный амплитуде q r.
3) На накрененное судно действует порыв ветра, которому соответствует плечо lw 2.
4) Сравниваются площади a и b, заштрихованные на рис. 3.22.
Площадь b ограничена кривой восстанавливающих плеч, прямой, соответствующей плечу lw 2, и углом крена 50° либо углом крена q с, соответствующим точке второго пересечения прямой lw 2 с кривой восстанавливающих плеч, в зависимости от того, какой из них меньше.
Площадь а ограничена кривой восстанавливающих плеч, прямой lw 2 и углом крена, соответствующим амплитуде качки q r.
Остойчивость судна считается достаточной по критерию погоды, если площадь b равна или больше площади а.
5) Допустимый угол крена от действия постоянного ветра q 0 согласовывается с Регистром. Для ориентировочной оценки предлагается, чтобы угол q 0 не превышал 0,8 угла входа палубы в воду или 15°, в зависимости от того, что меньше.
Остойчивость лесовоза по данному критерию не проверяется.
6) Кренящее плечо lw 1, м, принимается постоянным для всех углов крена и рассчитывается по формуле
lw 1 = pv Azv /(1000 g D ), (3.42)
где pv = 504 Па – давление ветра;
zv – плечо парусности; принимается равным измеренному по вертикали расстоянию от центра парусности до центра площади проекции подводной части корпуса на диаметральную плоскость, или, приближенно, до середины осадки судна;
А – площадь парусности, м2; определяется , как было указано выше;
D - водоизмещение судна, т;
g = 9,81 м/с2.
Кренящее плечо lw 2 = 1,5 lw 1.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 574.