Тема 2. Коммуникативная сторона общения. Природа и цель коммуникаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Вербальная коммуникация.

2. Определение, функции, основные характеристики и нормы вербальной коммуникации.

3. Структура общения как коммуникативного акта. Схема диалога.

4. Речь как средство утверждения социального статуса.

5. Культурные различия в вербальной коммуникации.

6. Слушание как коммуникативный процесс, его роль в коммуникации. Виды слушания. Эффективное слушание.

7. Невербальная коммуникация.

8. Определение невербальной коммуникации.

9. Функции невербальных сообщений.

10.Базовые системы невербальной коммуникации.

11.Проблемы интерпретации невербального поведения.

12.Значение невербальной коммуникации в политической сфере.

13.Коммуникативные барьеры и их преодоление.

14.Феномен межличностного влияния, виды влияния. Психологическое противостояние влиянию.

15.Техника влияния и противостояния влиянию.

16.Массовая коммуникация как вид общения.

17.Специфика массовой коммуникации: понятие, задачи и функции, характерные признаки массовой коммуникации.

18.Речевое воздействие в массовой коммуникации. особенности его использования.

19.Особенности массовой коммуникации как пропаганды. Убеждающее воздействие в средствах массовой информации. Характеристика аудитории, коммуникатора, сообщения.

20.Основы современных моделей убеждающей коммуникации.

21.Коммуникации в системе международных отношений

22.Политическая коммуникация.

23.Средства массовой коммуникации и политика.

24.Политическая интернет-коммуникация: ее роль, функции и формы.

25.Особенности внешнеполитической коммуникации России.

Задания к практическим занятиям:

 

Подумай и выполни задание.

Вспомните два недавних случая, когда вы участвовали в обсужде­нии проблем: одно удачное обсуждение и одно неудачное. Попытай­тесь вспомнить точно, что было сказано, сделайте анализ, извлеките уроки.

Выделите каждую из пяти частей проблемного обсуждения.

1. Отсутствуют ли какие-нибудь из частей?_______________

2. Пытались ли собеседники найти общие интересы? ______

3. Вылилась ли неудачная беседа в спор?_________________

4. Как часто в течение беседы подводились итоги?_________

5. Можно ли сказать, что вы с собеседником были взаимовежливы, интересны друг другу?       

 

Интерактивное упражнение.

Упражнение проводится в учебной аудитории перед группой. Уча­ствуют 5-6 человек. Все участники выходят за дверь, предварительно рассчитавшись на 1, 2, 3, 4 и т.д.

Первому участнику в присутствии группы руководитель тренинга говорит информацию, которую не слышат те, кто стоят за дверью. Он ее должен запомнить и пересказать следующему участнику, который захо­дит в аудиторию, а тот - пересказать запомнившуюся информацию последующему и т.д.

Последний из играющих должен доложить руководителю организа­ции по телефону о выполнении задания.

По итогам тренинга проводится анализ возникших коммуникативных барьеров и причины их появления.

Информация: Василий Евгеньевич, руководитель организации, уехал в командировку на международную научно-практическую конфе­ренцию и просил передать, что совещание по вопросу качества и сбыта продукции состоится, как и намечалось, в среду, в 15.25 в 35 кабинете. Если он не появится к 15 часам, то совещание будет проводить его за­меститель, но уже в 38 кабинете. Необходимо всем начальникам под­разделений и руководителям служб подготовиться к выступлению на совещании.

 

Подумай и выполни задание.

Проанализируйте особенности партнеров и предположите, какие барьеры могут возникнуть между людьми и помешать полноценной коммуникации.

Ситуация 1.На конференции по предпринимательству встрети­лись: финн средних лет, бизнесмен, владелец сети ресторанов и заку­сочных, и туркмен, студент 2-го курса Финансово-экономического уни­верситета.

Ситуация 2. В купе поезда встретились: женщина 70 лет с 3 вну­ками от сына и дочери и мужчина 30 лет, разведен, детей нет, препода­ватель колледжа.

Ситуация 3. На деловом совещании встретились: опытный, прора­ботавший на данном предприятии более 30 лет, менеджер, не имею­щий управленческого образования, и молодой специалист 26 лет, толь­ко что закончивший самый прогрессивный экономический вуз, факуль­тет управления.

 

Контрольные вопросы и задания к разделу 2.

1. Каковы роль и место коммуникативной функции общения в про­фессиональной деятельности, в межличностном общении?

2. Какова структура коммуникативного процесса и основные его составляющие?

3. Назовите виды, сущность и содержание барьеров общения. В результате чего они возникают?

4. Какие коммуникативные барьеры мешают восприятию и понима­нии) информации?

5. Зачем нужна обратная связь в говорении и слушании?

6. Каковы виды и цели двусторонней обратной связи?

7. Какие техники вопросов важны для эффективной обратной связи?

8. Какие виды вопросов и с какой целью используются при расспра­шивании?

9. Какие техники ответов на вопросы вы знаете?

10. Каковы стратегии и тактики аргументаций в убеждающем выступ- пении?

11. Какие правила убеждений позволяют построить аргументирован­ные возражения?

12. Каковы принципы убеждающего воздействия на аудиторию?

13. Как подготовить презентацию товара или услуг?

14. От чего зависит эффективность публичных презентаций?

15. Какова роль ведущего презентаций и требования к нему?

 

Тема 3. Социально-перцептивная сторона общения.

1. Понятие социальной перцепции. Место социальной перцепции в общении.

2. Межличностное восприятие и понимание в процессе общения.

3. Виды социального восприятия. Механизмы межличностного восприятия.

4. Атрибуция как базовый механизм межличностного познания. Фундаментальная ошибка атрибуции.

5. Понятие аттракции. Шкала, компоненты и закономерности возникновения аттракции. Этапы развития эмоциональных отношений.

6. Механизмы межгруппового восприятия.

7. Эффекты межличностного восприятия.

8. Эффекты восприятия. Закономерности формирования первого впечатления: факторы восприятия при первом впечатлении.

9. Направленное формирование первого впечатления.

10.Долговременное общение.

11.Трудности и дефекты межличностного общения.

12.Трудности общения.

13.Дефицитное общение.

14.Дефектное общение.

15.Деструктивное общение.

16.Самопрезентация. Основные стратегии самопрезентации.

Задания к практическим занятиям:

Подумай и выполни задание

Попробуйте проверить, каким (какой) вы видите себя? Перечислите навыки, способности, знания, компетентность и личные качества, кото­рые описывают, каким (какой) вы себя видите. Формируя этот пере­чень, попытайтесь закончить предложения: «у меня есть навыки в...», «У меня способности к...», «Я много знаю о...», «Я компетентен в вопросе о...», «Одна часть моей индивидуальности — это то, что я...». Перечисли­те как можно больше характеристик в каждой категории. Вы должны на­учиться совершенствовать способность описывать вашу Я-концепцию.

Проанализируйте каждый пункт вашего списка. Вспомните, как вы узнали, что обладаете талантом или какими-то качествами. Подумайте, как этот обзор помог вам понять материал этого раздела книги.

Используя новые знания о себе, напишите на себя резюме.

 

Подумай и выполни задание

Проанализируйте информацию о том, как другие видят вас? Повто­рите упражнение по восприятию себя, но одновременно записывая, что думают о вас другие люди. Используйте следующие выражения: «Люди считают, что у меня есть навыки в...», «Люди считают, что у меня спо­собности к...», «Люди считают, что я знаю о...», «Люди считают, что я компетентен в...».

Припомните, кто говорил вам об этих талантах, способностях и ха­рактеристиках.

 

Контрольные вопросы и задания к разделу 3.

1. В чем состоит перцептивная функция общения?

2. Какие варианты объекта и субъекта восприятия включает в себя схема социальной перцепции (по Г.М. Андреевой)?

3. Охарактеризуйте механизмы взаимопонимания в процессе общения: идентификация, эмпатия, рефлексия.

4. В чем заключается смысл механизма межличностного восприятия – каузальной атрибуции?

5. Приведите примеры эффектов социального восприятия: эффект установки, эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации.

6. Какова роль первого впечатления в общении? Какие приемы существуют для формирования положительного первого впечатления?

7. Перечислите причины одиночества и приведите примеры.

8. Какой тип акцентуации связан с самыми большими дефектами общения?

9. Что относится к дефицитному общению? Приведите примеры.

10. Дайте определение аутизма, аутистичности и отчужденности. В чем их сходство и отличие?

11. Выберите из списка только те свойства личности, которые связаны с отчужденностью: сосредоточенность на внутреннем мире, агрессивность, нервно-психическое напряжение, импульсивность в принятии решений, застенчивость, вера в сверхъестественные силы, недоброжелательность, особый интерес к другой культуре, угрюмость, низкая самооценка, тоска, сниженное настроение.

12. Закончите предложение» «Состояние дезорганизации личности, возникшее вследствие ее дезориентации при конфликте норм в обществе, называется...»

 

Тема 4. Интерактивная сторона общения.

1. Интеракция как обмен действиями в общении.

2. Теории межличностного взаимодействия

3. Позиции в общении

4. Основные виды ситуаций взаимодействия

5. Public Relations (или технологии политического манипулирования).

6. Ассертивность в общении.

 

Контрольные вопросы и задания к разделу 4.

1. В чем сущность интерактивного аспекта общения?

  1. Какие уровни совместимости определяют продуктивность педагогического общения?
  2. Что является функциональной единицей общения?
  3. На основании каких критериев выделяют стратегии взаимодействия?
  4. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социаль­ной плане, чем стратегия сотрудничества? Что является основным условием реализации стратегии компромисса?
  5. Каковы трудности реализации ассертивного поведения в современной со­циальной жизни человека?
  6. Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?
  7. Почему открытый конфликт предпочтительнее латентного?

Задания к практическим занятиям:

1. Выделите особенности интерактивной стороны общения. Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?

2. Какие уровни взаимодействия существуют и можно ли говорить о недостатках того или иного уровня?

3. На каком из приведенных в главе уровней взаимодействия предпочитаете общаться вы?

4. Сколько типов взаимовлияний существует?

5. Выделите ключевые слова в определении «межличностные отноше­ния».

Тема 5. Конфликтное общение.

1. Определение, виды и функции конфликта.

2. Теоретические подходы к исследованию конфликта.

3. Структура и динамика конфликта.

4. Методы психологического исследования конфликта.

5. Способы разрешения конфликтов.

6. Международный политический конфликт.

Задания к практическим занятиям:

1. Проанализировать художественные произведения, в которых рассматриваются различные стратегии поведения в конфликтах.

2. Прохождение тестов: «Твоя конфликтность»; «Стратегии поведения в конфликтах К. Томаса».

3. Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.

4. Анализ производственных конфликтов и составление алгоритма выхода из конфликтной ситуации.

5. Подготовить сообщение на тему: «Роль руководителя в разрешении конфликтов».

 

Контрольные вопросы и задания к разделу 5.

1. Основные стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях

2. Основные принципы и направления урегулирования конфликтов

3. Методы управления конфликтами

4. Методы разрешения конфликтов

5. Основные формы завершения конфликтов

6. Профилактика конфликтов

7. Анализ внутриличностной конфликтной ситуации (по выбору студента)

8. Анализ межличностной конфликтной ситуации (по выбору студента)

9. Анализ семейной конфликтной ситуации (по выбору студента)

10. Анализ конфликтной ситуации в организации (по выбору студента)

Подумай и выполни задание:

Опишите, как вы действуете и что вы чувствуете, оказавшись в каж­дой из ситуаций, приведенных в таблице ниже.

Конфликт Я обычно поступаю Я обычно чувствую

Когда кто-то берет что-нибудь у меня и не возвращает

   
   

Когда кто-то говорит мне сделать что-нибудь, а я не хочу делать

   
   

Когда кто-то толкает или ударяет меня без причины

   
   

Когда кто-то обзывает меня

   
   

Когда кто-то обвиняет меня в чем-то, чего я не делал

   
   

Когда кто-то говорит за моей спи­ной то, чего не было на самом деле

   
   

 

Подумай и выполни задание.

Заполните следующую таблицу. Вспомните какой-нибудь конфликт, который был у вас недавно, оцените эффективность его разрешения и попробуйте найти другое решение выхода из данного конфликта, используя знания, полученные из данного пособия.

Краткое описание конфликтной ситуации Использо­ванный стиль для разре­шения конфликта Общая эф­фективность этого стиля, по вашему мнению (от -3 до +3) Результат применения стиля (поло­жительный или отрицательный) Другой воз­можный путь разрешения этого конфликта
         

 

Контрольная работа на тему: «Психологические аспекты общения» (выполняется письменно– рубежный контроль):

 

Критерии оценки:

0 баллов – студент не выполнил контрольную работу.

5 баллов – студент верно выполнил 1 задания из 4.

10 баллов - студент верно выполнил 2 задания из 4.

15 баллов – студент верно выполнил 3 задания из 4.

20 баллов - студент верно выполнил 4 задания из 4.

Тема 6. Деловое общение.

1. Специфика делового общения. Коммуникативная компетентность как компонент профессиональной компетентности.

2. Виды, формы и стили делового общения. Особенности и механизмы диадического группового, публичного делового общения.

3. Виды и формы психологического воздействия в деловом общении.

4. Имидж в деловом общении.

5. Имиджевые характеристики политической карьеры.

6. Профессиональная компетенция переводчика в сфере делового общения.

 

Задания к практическим занятиям:

1. Составить таблицу: Формы делового общения и их характеристика

 

Форма делового общения Характеристика
   

 

Критерии оценки заполнения таблиц:

0 баллов – таблица не заполнена.

1 балл – таблица заполнена верно.

Интерактивы:

«Умение убеждать, использовать аргументацию»

Задание. Начальнику отдела кадров нужно убедить директора в том, что управление персоналом - важная дисциплина, используя техники аргументации и установления контакта, активного слушания.

Ролевая игра

Ситуация. Что делать, если подчиненный - творческая личность, периодически витающая в облаках. Человек очень ответственный, но из-за рассеянности приходится контролировать каждый его шаг.

Действующие лица. Менеджер и подчиненный.

Задание.

Менеджеру нужно поговорить с подчиненным и убедить его изменить свое поведение, стать более внимательным. Использовать техники установления контакта, аргументации и активного слушания.

Ролевая игра

Ситуация. К директору вскоре после его назначения обратился работник и в ультимативной форме попросил значительно увеличить его оклад. Директор попросил у работника три дня для решения этого вопроса.

За это время он выяснил, сколько таких должностей в организации, какие обязанности у работника, уточнил размер зарплаты, а также когда было последнее повышение. Оказалось, что обязанности довольно простые, должность такая одна, зарплата высокая и увеличивалась четыре месяца назад. Кроме того, директор попросил начальника отдела кадров подыскать кандидата на должность просителя.

Инструкция директору. Поговорить с подчиненным, убедить, что его просьба не может быть удовлетворена. Директор заинтересован сохранить работника, не хочет начинать работу в новой должности с увольнений. Но и на неоправданные уступки идти не хочет, готов взять другого работника, если не удастся убедить подчиненного.

Инструкция работнику. В организации проработал много лет, работа несложная, терять ее не хочет. Поэтому настаивать на своем, конфликтовать с новым директором не заинтересован.

Тема 7. Культура общения.

1. Культура речи и речевой этикет в деловом общении.

2. Основы риторики.

3. Деловое письмо.

4. Понятие межкультурной коммуникации

5. Межкультурные коммуникации в международных отношениях.

6. Теоретические подходы к проблеме межкультурной коммуникации.

 

 

Задания к практическим занятиям:

Подумай и выполни задание:

В старинных русских пословицах, приведенных ниже, заложены оп­ределенные требования этикета. Как вы понимаете эти требования? Можно ли их использовать сегодня?

«Благовоспитанному сыну отцов приказ не ломит спину»;

«Кричать, да спорить, да браниться во всяком месте не годится»;

«А где как честь хранится строго, там не должно болтать-де много».

«Похвала доброт твоих быть должна в устах других».

Подумай и выполни задание:

Проанализируйте, какие правила этикета не соблюдены в данной ситуации высокопоставленным лицом?

Однажды явившись по делу к высокопоставленному лицу, А.С.Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При вход! поэта лицо, разумеется, и не подумало изменить позу, а когда Пушкин, передав, что было нужно, хотел удалиться, то получил приказание произнести экспромт.

- Дети на полу — умный на диване, — сквозь зубы мгновенно сказал раздосадованный Пушкин.

- Ну, что же тут остроумного, — возразила особа, — дети на полу, умный на диване. Понять не могу. Ждал от тебя большего.

Пушкин молчал. Особа, повторяя несколько раз фразу и перемещай слоги, дошла, наконец, до такого результата: «Детина полоумный не диване», и, разумеется, немедленно и с негодованием отпустила Пуш­кина.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Что представляют собой этика и этикет?

2. Какую функцию при взаимодействии людей выполняет этикет?

3. Какие существуют общепринятые правила этикета?

4. Чем отличается деловой этикет от неформального?

5. Сформулируйте основные принципы делового этикета.

6. Почему по речи судят об общей культуре человека?

7. Какова роль этикета в вашей будущей (настоящей) профессии?

8. Что представляет собой деловая репутация?

9. Какие характеристики организации влияют на ее реноме?

10. С помощью каких технологий можно обучать общению?

11. В чем специфика имитационных игр, каковы их цели?

12. Какие виды тренингов вы знаете?

13. Что такое коммуникативная компетентность человека?

14. В чем преимущества и достоинства интерактивных технологий обу­чения общению?

15. Почему необходимо начинать учить общению с детства?

 

 

Критерии оценки опроса обучающихся на практических занятиях (в баллах)

 

- 1 балл выставляется студенту, если обучающийся дал полные, развернутые ответы на все теоретические вопросы, продемонстрировал знание функциональных возможностей, терминологии, основных элементов, умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий. Обучающийся без затруднений ответил на все дополнительные вопросы. Практическая часть работы выполнена полностью без неточностей и ошибок;

- 0 баллов выставляется обучающемуся, если обучающийся не ответил на вопросы.

 

Критерии оценки выполнения заданий и ответов на контрольные вопросы:

- 1 балл выставляется студенту, если обучающийся участвует в выполнении заданий и дает полные, развернутые ответы на все теоретические вопросы, продемонстрировал знание функциональных возможностей, терминологии, основных элементов, умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий. Обучающийся без затруднений ответил на все дополнительные вопросы. Практическая часть работы выполнена полностью без неточностей и ошибок;

- 0 баллов выставляется обучающемуся, если обучающийся не ответил на вопросы и не участвует в выполнении заданий.

 

Задания для тестирования

Описание теста:

Тест - это стандартизованное задание, по результатам выполнения которого дается оценка уровня знаний, умений и навыков испытуемого. Данный тест состоит из четырех заданий: необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных вариантов.

 

Пример варианта теста:

1. Укажите верный вариант:

К свойствам общения относят:

  • Активность
  • Диалогичность
  • Социальность
  • Двойственность формы
  • Все ответы верны
  • Все ответы неверны

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 646.