Цель занятия: углубление представлений об экономических проблемах качества, отработка навыков в проведении анализа затрат по качеству.
Задание.1. Оценка затрат на качество.
Методом калькуляции ПОД (профилактика, оценивание, дефекты) оцените затраты предприятия на качество, имея следующие данные:
· затраты на метрологическое обеспечение производства (ПЗК) – 425 млн. руб.;
· затраты на испытания и сертификацию (ОЗК) – 47 млн. руб.;
· затраты, связанные с дефектами на производстве (ДЗК), – 84 млн. руб.;
· затраты, связанные с возвратом недоброкачественной продукции (ЗКВш), – 127 млн. руб.
Методические указания
Общие затраты на качество (ЗК∑) определяются по формуле (1) :
ЗК∑= ЗКВу+ЗКВш, | (1) |
где ЗКВу – затраты на качество внутренние.
В свою очередь ЗКВу рассчитываются по формуле (2):
ЗКВу = ПЗК+ДЗК+ОЗК | (2) |
После расчета данных показателей, осуществляется анализ затрат, исходя из положения, что затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, а затраты на дефекты и внешние затраты – убытками.
Рассмотрим предлагаемую методику на примере.
Оценить затраты на качество и проанализировать их структуру, ес-ли они равны:
· затраты на метрологическое обеспечение производства (ПЗК) – 56 млн. руб.;
· затраты на испытания и сертификацию (ОЗК) –7 млн. руб.;
· затраты, связанные с дефектами на производстве (ДЗК), – 19 млн. руб.;
· затраты, связанные с возвратом недоброкачественной продукции (ЗКВш), – 12 млн. руб.
Решение
Внутренние затраты на качество равны
ЗКВу =ПЗК+ДЗК+ОЗК=56+7+19=82
Рассчитываем общие затраты на качество.
ЗК∑= ЗКВу+ЗКВш=82+12=94
Они равны 94 млн. руб.
Анализируем структуру затрат на качество. Удельный вес затрат, считающихся убытками, составляет 34% ((19+12)/94). Предприятие более трети затрат на качество несет для того, чтобы устранить потери, связанные с дефектами. Это невыгодное вложение средств. Следует ужесточить операционный контроль качества, с целью исключения попадания некачественной продукции потребителю.
Самостоятельная работа
Вариант 1.
Оцените затраты предприятия на качество и проанализируйте ее структуру, имея следующие данные:
o затраты на метрологическое обеспечение производства (ПЗК) – 24 д.е.
o затраты на испытания и сертификацию (ОЗК) – 5 д.е.;
o затраты, связанные с дефектами на производстве (ДЗК), – 4,7 д.е.;
o затраты, связанные с возвратом недоброкачественной продукции (ЗКВш) – 23 д.е.
Вариант 2.
Оцените затраты предприятия на качество и проанализируйте ее структуру, имея следующие данные:
· затраты на метрологическое обеспечение производства (ПЗК) – 672 тыс. руб.
· затраты на испытания и сертификацию (ОЗК) – 291 тыс. руб.
· затраты, связанные с дефектами на производстве (ДЗК), – 345 тыс. руб.
· затраты, связанные с возвратом недоброкачественной продукции (ЗКВш), – 0 тыс.руб.
Задание 2 . Определение экономического эффекта деятельности предприятия. Установите экономический эффект (Э) от работы предприятия, если известны следующие данные:
· результат экономической деятельности (Р)– 1 700 д.е.;
· затраты на производство (Зп) – 100 д.е.;
· затраты на эксплуатацию (Зэ) – 1 200 д.е.;
· цена изделия (Ц) – 300 д.е.
Методические указания
Экономический эффект рассчитывается по формуле (3):
Э = Р - (Зп +ЗЭ) ±Ц = (Ц - Зп)+[Р - (Ц + Зэ)] = Эп + Ээ, (3)
где Эп – эффект производства;
Ээ -эффект эксплуатации.
Практическое занятие № 6
РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель занятия: углубление представлений о системах менеджмента качества, документальной базе систем качества, отработка навыков в описании процессов, приобретение умений в разработке документов систем качества
Задание. Изучение модели СМК.
Методические указания
Организация, для того чтобы результативно функционировать, должна определить, как управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Систематическая идентификация и управление применяемых процессов и особенно взаимодействия таких процессов считаются «процессным переходом». Модель системы менеджмента качества, описанная в семействе стандартов ИСО 9000, основана на процессном подходе. Модель системы, приведенная на рисунке 1, охватывает все требования стандарта ИСО 9001 (разделы 5-8), но не показывает процессы на детальном уровне.
Рисунок 1 – Модель системы менеджмента качества, основанной
на процессном подходе
Условные обозначения:
Деятельность, добавляющая ценность (стоимость)
Информационный поток
Модель системы иллюстративно показывает, что потребитель (заказчик) играет значительную роль в определении входных данных.
Типичные процессы СМК представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Схематическое представление типичных процессов СМК
Практическое занятие № 7
Дата: 2019-02-19, просмотров: 387.