К стандартизации предъявляются на первый взгляд противоречивые требования. Стандарты должны быть динамичны и стабильны.
Более высокой ступенью прогрессивных стандартов являются стандарты с перспективными требованиями.
Целью разработки стандартов с перспективными требованиями является создание нормативно-технической базы государственного управления разработкой и выпуском отечественной продукции, соответствующей высшему мировому уровню.
Перспективные стандарты обеспечивают наиболее полный учет научно и экономически обоснованных требований заказчика, использование результатов поисковых, фундаментальных, прикладных НИР, прогнозирования, открытий, изобретений, способствуют разработке, постановке на производство и выпуску новой (модернизированной) техники, снятию с производства устаревших изделий. Такие стандарты используются при разработке нормативно-технической документации на новую технику, постановке ее на производство, государственной сертификации продукции, планировании производства конкретной высококачественной продукции.
Стандарты с перспективными требованиями должны предусматривать ограниченную номенклатуру основных показателей технического уровня и качества и в то же время убедительно характеризовать тенденцию прогрессивного развития. Для машиностроительной продукции, например, такие показатели могут характеризовать ее потребительские свойства, народнохозяйственную эффективность производства и эксплуатации (грузоподъемность, технологичность, скорость), надежность (безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговечность), экономичность (удельный расход топлива, горюче-смазочных материалов, коэффициент полезного действия, себестоимость и др.), комфортность, безопасность.
Перспективные стандарты могут предусматривать ступени технического уровня и качества продукции с указанием срока введения в действие каждой из них.
Комплексная стандартизация
Комплексная стандартизация обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость смежных отраслей по совместному производству готового продукта, отвечающего требованиям государственных стандартов. Например, нормы, требования, указываемые в стандарте на автомобиль, затрагивают металлургию, подшипниковую, химическую, электротехническую и другие отрасли промышленности. Качество современного автомобиля определяется качеством более 2 тыс. изделий и материалов – металлов, пластмасс, резинотехнических и электротехнических изделий, лаков, красок, масел, топлива, смазок, изделий легкой, целлюлозно-бумажной промышленности и др. В таких случаях отдельные стандарты, даже когда в них заложены перспективные показатели, не всегда могут обеспечить нужные результаты.
Комплексная стандартизация позволяет устанавливать наиболее рациональные в техническом отношении параметрические ряды и сортамент промышленной продукции, устранять ее излишнее многообразие, неоправданную разнотипность, создавать техническую базу для организации массового и поточного производства на специализированных предприятиях с применением более совершенной технологии, ускорять внедрение новейшей техники и обеспечивать эффективное решение многих вопросов, связанных с повышением качества изделий, их надежности, долговечности, ремонтопригодности, безотказности в условиях эксплуатации (потребления).
Ввиду сложности создания и освоения новых высокоэффективных видов сырья, материалов, изделий планы и программы комплексной стандартизации целесообразно разрабатывать на пять и более лет. Разработку конкретных стандартов следует планировать с разбивкой по годам.
Примером комплексного стандарта является стандарт «Лен», которым регламентируются все этапы от требований к сырью – льносоломке (высота соломки, влажность, наличие тресты и т.д.) и льноволокну, до требований к льняным тканям.
Условная взаимосвязь отдельных составных частей при комплексной стандартизации показана на рис. 16.1. [20]
Рис. 16.1-Комплексная стандартизация изделия
Из рисунка видно, что при решении вопроса о разработке комплексных стандартов необходимо проанализировать все составляющие части изделия и материалы, из которых оно изготовлено, вне зависимости от того, имеют они конечное эксплуатационное назначение или нет. Разработку комплексных стандартов следует начинать с компонентов, не имеющих самостоятельного эксплуатационного назначения.
Опережающая стандартизация
Одним из главных проявлений научно-технического прогресса является постоянная и своевременная замена старых или устаревших, но находящихся еще в производстве изделий новыми, более прогрессивными, отвечающими современным требованиям науки и техники. Отсюда основные параметры изделий, зафиксированные в стандартах, более быстро стареют и должны систематически пересматриваться с учетом долгосрочного прогноза и опережения темпов научно-технического прогресса.
Этим требованиям отвечает опережающая стандартизация (ОС). Это стандартизация, устанавливающая повышенные по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. Сущность ОС состоит в том, что в стандартах устанавливают перспективные требования для вновь разрабатываемой продукции, опережающие современный достигнутый у нас и за рубежом научно-технический уровень с целью, чтобы и в период производства ее технический уровень и качество не уступали лучшим мировым образцам. ОС осуществляется путем разработки отдельных стандартов или их комплексов, регламентирующих требования к разрабатываемым новейшим системам (комплексам) технических устройств или ступенчатых (главных) показателей, опережающих технический уровень и качество подлежащей разработке технике. Опережающая стандартизация также способствует лучшему планированию и производству запасных частей для техники, находящейся в эксплуатации.
В качестве примеров можно привести стандарт на подшипники качения, в котором установлены перспективные классы точности подшипников качения. Если в настоящий момент промышленность выпускает подшипники классов: 0, 6, 5, 4, 2, то стандартом предусмотрен класс 3. Опережающие нормативы по степеням точности и рядам основных отклонений предусмотрены также в стандарте на допуски метрической резьбы.
Масштабы и темпы опережающей стандартизации отстают от требований сегодняшнего дня. Например, не создано опережающих стандартов на электромобили, хотя эта проблема имеет довольно большое экономическое и социальное значение, так как количество автомобилей в нашей стране постоянно увеличивается, а соответственно возрастает загазованность городов. Неприменение принципа опережающей стандартизации приводит к тому, что машины, прошедшие государственные испытания, к серийному производству не принимаются, т.к. их технико-экономические показатели уже успевают устареть. Процесс опережающей стандартизации должен быть непрерывным.
Свойство динамичности стандартов определяются внедрением методов опережающей стандартизации.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 344.