Современное состояние вопроса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Стандартизация, метрология, сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции и ее конкурентноспособности. Стандарты на процессы и документы (управленческие, технические, сопроводительные) содержат те «правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок [18].

Не случайно девизом международной организации по контролю качества ЕОКК является «К высшему качеству – через стандарт». Высокое качество продукции возможно при высоком качестве самих стандартов.

27.12.2002 года был принят Федеральный закон РФ (№184ФЗ) «О техническом регулировании». Этот закон определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в области технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятого закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами, а так же национальные стандарты – правила для добровольного использования, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

Главная цель Федерального закона РФ «О техническом регулировании» - разработка единой политики в области стандартизации и сертификации. Этот закон отменяет действие законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» и ряда других нормативных актов. Закон требует внесения изменений и дополнений в документы действующего законодательства.

К ним относятся не только приказы и постановления Правительства, министерств и ведомств, но и ГОСТы, ОСТы, СанПиНи, СНИПы, и различные нормативные правовые акты.

В настоящее время проводится замена этих документов на технические регламенты.

Если обратиться к истории создания данного закона (2001 – 2002 года), то в первую очередь возникли три вопроса:

· Чем вызвана необходимость срочной разработки нового закона?

· Разве ГОСТ не имеет силу закона?

· Почему в технических регламентах отражаются только требования к безопасности товара?

Одна из разработчиков закона – член Высшего координационного совета КонфОП Диана Сорк отвечала так на поставленные вопросы:[24]

· необходимость разработки закона направлена на ускорение и упрощение вступления России в ВТО (Всемирная торговая организация);

· формально ГОСТ не имеет силу закона. Он не проходил утверждения ни в Государственной Думе, ни в правительстве. После утверждения Технического регламента в Государственной Думе несоответствие продукции его требованиям будет рассматриваться как нарушение закона;

· в технических регламентах отражаются только требования к безопасности товара потому, что задача государства – обеспечить безопасность своих граждан, их жизнь и здоровье. Все остальные - вопросы конкуренции и потребительского выбора.

Распоряжением правительства РФ от 06.11.2004 года №1421 – Р была утверждена Программа разработки технических регламентов на 2004 – 2006 годы. В Программу было включено 74 регламента с указанием сроков представления проекта в Правительство РФ и ответственные исполнители.

Законом было отведено семь лет на разработку всех необходимых регламентов. [24] В перспективе планировалось разработка 400 технических регламентов.

В декабре 2009 года исполнилось семь лет с момента принятия закона «О техническом регулировании». За семь лет правительство последовательно утверждало пять правительственных программ разработки технических регламентов, и ни одна из них не была выполнена. На заседании Госсовета в Ульяновске 24 ноября 2009 года президент поручил правительству решить проблему и дал две недели на подготовку предложений. Бывшие руководители Госстандарта обратились к президенту с открытым письмом, призвав отменить закон о техрегулировании и вернуться к советской системе ГОСТов. [28]     

Президент поручил правительству пересмотреть основные положения закона «О техническом регулировании», изменив процедуру разработки и принятия технических регламентов. «Я подписал поручение, из которого следует необходимость отказаться от действующей системы и создать специальный орган, который и будет принимать регламент»,— заявил президент. Поясняя принятое решение, он напомнил: из 400 необходимых техрегламентов за последние_годы были приняты только 11.

 «Законопроект оказался нежизнеспособным, и задача ответственных людей это честно признать»,— заявил президент. Он отметил, что утверждать регламенты законом невозможно, пояснив: «Госдума с этим не справится». Теперь утверждением технических регламентов предстоит заняться специальному органу — им, по словам президента, «может стать Госстандарт или структура в составе Министерства промышленности». Таким образом, вероятнее всего, функция по утверждению техрегламентов перейдет к Ростехрегулированию - эта структура является преемницей бывшего Госстандарта переданного в 2004 году из подчинения правительства в ведений Минпромторга .

Напомним, изначально реформа техрегулирования предполагала замену десятков тысяч советских ГОСТов несколькими сотнями техрегламентов, которые должны были обеспечивать только соответствие продукции требованиям безопасности. Использование же стандартов становилось добровольным, причем производители могли выбирать между существующими стандартами или разрабатывать собственные. В соответствии с законом «О техрегулировании», техрегламенты должны приниматься в форме законов либо утверждаться указом президента или постановлением правительства.

Однако сложная процедура согласования законопроектов, а также конфликт интересов ведомств, затормозили проведение реформы.

По мнению руководителей комитета РСПП(Российский союз промышленников и предпринимателей) немаловажно, чтобы предприятия более активно включались в экспертизу проектов техрегламентов и разработку национальных и международных стандартов. А для этого необходимо решение Минфина, которое бы позволило относить затраты на стандартизацию на себестоимость продукции. Сегодня, к сожалению, эти затраты предприятия вынуждены нести из чистой прибыли, что существенно затрудняет их участие в процессе.

Хотя вообще разработка новых стандартов - это путь к инновационному развитию российской промышленности, и хорошим примером здесь выступает металлургия как отрасль, которая применяет у себя современные стандарты, остается конкурентоспособной, активно выходит на мировые рынки и осуществляет техническое перевооружение производства. Там, где промышленность держится за старые стандарты, успеха мы, к сожалению, не видим. [25]

Сегодня, безусловно, нужно укрепление нашего органа по стандартизации — Ростехрегулирования, потому что стандартизация — это важнейшее звено в

конкурентной борьбе российской промышленности. Плюс к этому нужно вернуть хорошо всем известный и зарекомендовавший себя в мире бренд — 'Госстандарт".

30.12.2009 президентом был подписан федеральный закон №385-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».

Законом предусматриваются следующие изменения в сфере технического регулирования: [27]

· законодательное закрепление возможности признания и заимствования лучших мировых стандартов в целях их применения в Российской Федерации;

· введение двух применяемых по выбору заявителя режимов технического регулирования, один из которых основан на требованиях российских стандартов, другой - на требованиях иностранных технических регламентов (директив) и стандартов;

· расширение полномочий Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию по формированию современной нормативно - правовой базы в области технического регулирования.

· включение в статью 16 раздела: «Правила формирования перечня документов в области стандартизации», для соблюдения требований технических регламентов.

Кроме данного закона по состоянию на 17.03.09 был подготовлен проект ФЗ «О стандартизации».

В пояснительной записке к вопросу обоснования необходимости разработки проекта ФЗ «О стандартизации» отмечается следующие:

В настоящее время ни в одной развитой стране нет национальной системы технического регулирования единой для всех отраслей. Все национальные законы, регулирующие безопасность, устанавливают требования по видам опасностей и опираются на национальную систему стандартизации.

Необходимость создания национальной системы технического регулирования в развитых странах при таком подходе регулирования безопасности отсутствует. С другой стороны, существующие в странах национальные системы стандартизации имеют правовую основу в виде отдельных законов о стандартизации (Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Израиль, Китай, Республика Корея, Мексика, Новая Зеландия, Япония, Армения, Беларусь, Молдова, Украина и др.), законодательных актов о создании и правовом статусе национальной организации по стандартизации (Франция, США, ФРГ, Великобритания), договоров (меморандумов о взаимопонимании) между правительствами и национальными организациями по стандартизации (ФРГ, Великобритания, Франция).

В развитых странах при разработке документов по стандартизации, прежде всего, выполняются требования регулирующих органов. Поэтому одной из целей функционирования национальной системы стандартизации является соблюдение норм права, регулирующих безопасность. Тем самым, устанавливается подчиненность национальной системы стандартизации законам, регулирующим безопасность.

В проекте закона четко и методически последовательно изложены основные термины и определения, классификация стандартов, правовые регулирования, государственная политика в области стандартизации и другие вопросы, в т.ч. перечень документов по стандартизации и их применение (статья 22).

В настоящее время идет обсуждение необходимости принятия этого закона.

11. Термины и определения в области стандартизации и технического регулирования

Стандартизация – это деятельность, в том числе и научно-техническая направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, л также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или Федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для приме нения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, пере возки, реализации и утилизации).

Стандарт - документ, разработанный на основе консенсуса и доступный широкому кругу пользователей, в котором для многократного применения устанавливаются правила, рекомендации или характеристики различных видов деятельности или их результатов, с целью достижения оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Консенсус - общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, стремящейся учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения

Технический комитет по стандартизации - установленная национальным органом по стандартизации форма сотрудничества органов государственной власти, юридических лиц, общественных объединений, осуществляемого на добровольной основе в целях организации и проведении работ в области национальной, региональной (межгосударственной) и международной стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности.

Международная организация по стандартизации - организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны.

Региональная организация по стандартизации - организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны одного географического, политического или экономического региона.

Специальная продукция (работы, услуги) - продукция, используемая в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа; продукция (работы, услуги), сведения о которой составляют государственную тайну, поставляемая вне государственного оборонного заказа, а также иная продукция, оборот которой, процессы ее создания, эксплуатации и утилизации ограничены законодательством Российской Федерации.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 311.