Цели стандартизации.
Целями стандартизации являются:
· обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
· обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности Российской Федерации;
· обеспечение качества и безопасности продукции, работ, процессов и услуг;
· обеспечение унификации продукции, работ, процессов и услуг;
· обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции; . содействие повышению конкурентоспособности продукции;
· обеспечение исполнения государственных заказов;
· рациональное использование ресурсов; содействие научно-техническому прогрессу; снижение технических барьеров в торговле; обеспечение охраны окружающей среды;
· обеспечение охраны здоровья; обеспечение охраны труда;
· содействие соблюдению требований технических регламентов; обеспечение оценки соответствия продукции (работ, услуг).
Принципы стандартизации.
· Принципы стандартизации значительно отличаются от принципов технического регулирования по существу:
· стандартизация в Российской Федерации основывается на принципах:
· соответствия документов по стандартизации законодательству Российской Федерации;
· добровольности применения документов по стандартизации и обязательности их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;
· открытости процессов разработки документов по стандартизации и соблюдения прав интеллектуальной собственности;
· обеспечения права участия всех заинтересованных сторон в разработке документов по стандартизации;
· достижения при разработке и утверждении национальных стандартов консенсуса заинтересованных сторон;
· осуществления работ по стандартизации через технические комитеты по стандартизации;
· обеспечение преемственности деятельности по стандартизации;
· гармонизации документов по стандартизации с международными и региональными стандартами;
· комплексности стандартизации;
· установления в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения.
Объекты стандартизации
Различают объект (предмет) стандартизации и область стандартизации. Объектом может быть изделие, технологический процесс, продукция, для которых разрабатывают технические требования, характеристики, правила эксплуатации. Областью стандартизации может быть, например, машиностроение, а объектами в ней могут быть типы двигателей, редукторов, подшипники качения, безопасность и экономичность машин. На рис. 13.1 дана классификация объектов стандартизации, составленная профессором В.П.Пановым [20].
Мы обычно говорим, что стандарт – это основной закон производства.
Стандарты бывают международными, региональными, национальными, административно-территориальными. Они принимаются соответственно международными, региональными, национальными, территориальными органами по стандартизации. Все эти категории стандартов предназначены для широкого круга.
Рис. 13.1 - Объекты традиционной стандартизации
Классификация стандартов
1. Международный стандарт – стандарт, принятый международной (мировой) организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО (ISO) и МЭК (IEC), поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах – членах ИСО и МЭК, добровольный.
2. Международный (региональный) стандарт – стандарт, принятый международной региональной организацией. Так, существуют европейские стандарты CEN, CENELEC и ETSI , которые принимаются межправительственными европейскими организациями: Европейским комитетом по стандартам (CEN), Европейским комитетом электротехнической стандартизации (CENELEC) и Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI). В соответствии с директивами ЕС статус указанных стандартов для их применения в странах – членах ЕЭС обязательный.
Разрабатываются (как и отечественные стандарты) на конкретную продукцию (или группы конкретной продукции), конкретные услуги (или группы конкретных услуг), конкретные производственные процессы или их элементы (или группы конкретных производственных процессов или их элементов), имеющих соответственно общемировое, региональное или преимущественно национальное значение (применение).
3. Межгосударственный стандарт — стандарт, принятый Евразийским (Межгосударственным) советом, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992 г.). Межгосударственные стандарты являются в настоящее время международными стандартами регионального типа.
4. Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации. Таковыми являются, например, государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), Украины (ДСУ), Германии (DIN).
5. Стандарт организации (СТО) — стандарт, принятый организацией. В России СТО утверждают по двум вариантам: на уровне предприятий, не входящих или входящих в какое-либо хозяйственное объединение (концерн, холдинг, научно-технический комплекс, НПО и др.); на уровне любых хозяйственных объединений (с любой системой собственности на средства производства). Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организации, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применении этих стандартов для целей, указанных в ст.11 настоящего Федерального закона "О техническом регулировании" для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений ст. 12 настоящего Федерального закона.
Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.
Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Стандарты организации обязательны для предприятия, разработавшего и утвердившего эти стандарты. |
Объектами стандартов организаций могут быть характеристики продукции, принципы, нормы и правила в области организации различных сторон ее деятельности.
Наряду с выше перечисленными стандартами существуют и другие виды нормативных документов:
6. Оотраслевой стандарт - стандарт, разработанный применительно к продукции, работам, процессам и услугам в определенной отрасли экономики и утвержденный соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
7. Предварительный стандарт - документ, утвержденный национальным органом по стандартизации на ограниченный срок с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта, на котором должен базироваться национальный стандарт.
8. Стандарт научно-технического, инженерного общества — стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением. Характерной особенностью этой категории стандартов является то, что для субъектов хозяйственной деятельности они являются полностью, добровольными (не обязательными для применения), т.е. рекомендуемыми.
9. государственный военный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом по стандартизации, устанавливающий для многократного применения характеристики оборонной продукции, принципы и правила ее разработки, производства, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Ранее существовало требование, согласно которому оборонная промышленность пользовалась только ГОСТами. С появлением стандартов СЭВ и стандартов ИСО появилась процедура присвоения номера ГОСТ всем стандартам СЭВ и ИСО, принятых в качестве государственных стандартов в СССР, а затем РФ, т.е. вводилась двойная нумерация одного и того же стандарта. Поэтому и возник вопрос о введении в классификацию понятия военный стандарт. В настоящее время термин законом не утвержден.
10. Свод правил - документ, утвержденный соответствующим федеральным органом исполнительной власти и разрабатываемый в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации хранения перевозки, реализации и утилизации.
11. общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (общероссийские классификаторы) - документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим).
12. Правила и рекомендации по стандартизации - документы, утверждаемые национальным органом по стандартизации и содержащие организационно-методические и (или) общетехнические положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также оформления результатов этих работ;
Рекомендации по стандартизации разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации, координации и осуществления работ по стандартизации, метрологии и сертификации. Рекомендации по стандартизации принимают комитет по техническому регулированию и метрологии, а также подчиненные им всероссийские научно-исследовательские институты в соответствии с их головной ролью и профилем деятельности. Положения, содержащиеся в рекомендациях, являются добровольными.
В период обучения в ВУЗе студенты пользуются в основном , следующими стандартами:
· Международными МС ИСО;
· Национальными ГОСТ Р (параллельно с ними ГОСТ, СТ СЭВ);
· СТО (стандарты ВоГТУ)
На последней группе стандартов следует остановиться подробнее. С целью установления единства документации и повышения качества подготовки специалистов в период 1983 - 1988 г.г. в нашем ВУЗе ( в те годы - ВоПИ) была разработана система стандартизации и метрологического обеспечения ВоПИ по 4 подсистемам: [19]
- стандарты общего назначения, регламентирующие работу отдельных подразделений института (деканаты, приемная комиссия, служба метрологии);
- стандарты учебно-методического характера: например, СТП ВоПИ 2.1-83; 2.2-83; ... 2.7-87 «Проекты дипломные и курсовые. Общие требования к оформлению расчетно-пояснительной записки». Этим стандартом пользовались студенты всех специальностей университета. Представляют определенный интерес также следующие стандарты этой группы: СТП ВоПИ 2.11-85 «Документы текстовые учебные. Титульные листы» СТП ВоПИ 2.12-89 «Правила выполнения иллюстраций.»;
- стандарты по НИР и НИРС, т.е. стандарты, регламентирующие порядок проведения вузовских олимпиад, конкурсов. В эту группу входит также СТП ВоПИ 3.1-85 «Порядок учета, поверки и ремонта средств измерения»;
- четвертая подсистема включает нормативные документы, регламентирующие административно-хозяйственную деятельность ВУЗа.
В настоящий момент произошли организационные изменения. Функции службы метрологии и стандартизации вуза переданы в управление качества подготовки специалистов.
Напоминаем студентам и работникам:
Дата: 2019-02-19, просмотров: 285.