Современные подходы к изучению семьи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения  играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи.

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными

стали социологические методы:

-социологические опросы,

-интервьюирование и анкетирование.

Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респо

ндентов. Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной

обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.

Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала.

В работе по изучению семьи необходимо использовать - контактное проведение анкетирования, т.е. сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы.

Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план.

В качестве примерного плана предлагаем вам план, составленный с учётом рекомендаций учёных (В.В.Котырло и С.А. Ладывир):

1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей,

других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.

2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:

-дружелюбный тон общения друг к другу;

-изменчивый, противоречивый характер отношений;

-своеобразная автономность каждого члена в семье.

3. Цель домашнего воспитания ребёнка.

4. Степень осознания родителя

ми особой роли дошкольного

периода детства в формировании личности ребёнка.

5. Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье,

развитие нравственных качеств, умственных, художественных

способностей, раннее образование ребёнка.

6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических

умений родителей:

-наличие определённых знаний и готовность к их

пополнению, углублению;

-ограниченность знаний и податливость к педагогическому

просвещению;

-низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.

7. Особенности воспитательных воздействий:

-участие всех взрослых в воспитании, степень

согласованности воспитательной деятельности;

-непоследовательность, несогласованность вос

питания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно

выполняющий воспитательную функцию;

-отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий

для полноценного развития ребёнка.

8. Организация современных форм деятельности в семье:

-общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные

дела, заботы;

-дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребёнка к семейным делам;

-разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.

9. Отношение семьи к дошкольному учреждению:

-высоко оценивают образовательные возможности детского сада и готовы сотрудничать;

-настороженно и недоверчиво относятся к детскому сад у, не видят необходимости сотрудничества;

-перекладывают все воспитательные функции на детский сад, к сотрудничеству не готовы;

-безразлично относятся к детскому саду, к воспитанию собственного ребёнка.

План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространёнными являются метод беседы, наблюдения.

Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для

успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло.

Педагогу важно пользоваться методом эмпатического слушания (К. Роджерс, Т. Гордон), суть которого - создание атмосферы заинтересованного разговора, совместного поиска истины (а не утверждение своей правоты, как часто бывает в массовой практике). Важным условием эмпатического слушания является выработка наблюдательности.

Педагог должен обращать внимание не только на слова собеседника, их интонацию, но и на жесты, мимику. По выражению лица собеседника, изменению отношения к задаваемым вопросам можно судить о психологическом состоянии, поэтому необходимо проявлять такт, стремиться сохранять доверительные отношения.

В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы.

Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств  членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.

Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка их детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в

глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах семейного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.

Педагог должен использовать не только наблюдение со стороны, но и включённое наблюдение, т.е. создавать специальные ситуации:

-совместный труд;

-досуг;

-занятия с родителями и детьми.

В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

Следует помнить, что в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи:

-в подготовку и проведение праздников, развлечений;

-в организацию экскурсии.

Обычно в таких ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за своего ребёнка), их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.

Завесу особенностей домашнего воспитания позволяет приоткрыть такой метод, как выполнение ребёнком в присутствии мамы (папы, бабушки) какого-либо практического задания. Педагог специально конкретизирует ситуацию: перед приходом мамы предлагает Юле постирать кукольное платье, Саше - разобрать поделки из конструктора и разложить детали по ячейкам коробки и т.д. Педагог наблюдает и анализирует реакцию мамы на занятие дочери (сына), характер её помощи, приёмы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы, прилежания и старания ребёнка и т.д.

 Анализ результатов наблюдения, подкреплённый данными, полученными с помощью других методов, прольёт свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребёнка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьёй, усилить свою образовательную работу в группе по этому направлению.

Воспитатели ДОУ должны помнить, по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях.

Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и дошкольного воспитания, повышения результативности и того и другого.

Приложение 11

Характеристика на студента

____________________________________________________________________________

Обучающаяся на 4-ом курсе по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование» (или 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»)  (углубленной подготовки) успешно прошла производственную практику (часов) по профессиональному модулю 04 «Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации» в объеме 36 часов, с «___» января 20___ г. по «___» апреля 20___ г. в МДОУ № ______ г. Магнитогорска, ул. ________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА СТУДЕНТА

1.Педагогические навыки и умения студентов в организации всего педагогического процесса в планировании с родителями (и лицами их заменяющими) и с сотрудниками ДОО:

-виды работы, проводимые с детьми наиболее успешно;

-      виды работы, на которые необходимо обратить внимание.

2.Умение планировать и проводить различные формы работы с родителями

3.Умение на практике применять на практике теоретические знания.

4. Характер общения студента с детьми, родителями, сотрудниками.

5.Взаимодействие с сотрудниками ДОУ: какие были трудности и как их преодолевали.

6. Характер выполнения общественно-полезной работы.

7. Положительные стороны и основные проблемы, возникшие в ходе педагогической практики у студента-практиканта.

8.Выводы по готовности студента к самостоятельной работе с родителями и с сотрудниками ДОО.

9.Предложения и пожелания для дальнейшей самостоятельной работы студента.

10.Отношение к работе и дисциплинированность.

11. Дифференцированная оценка (Оценка за практику: 5 (отлично)

Характеристика составляется воспитателем или старшим воспитателем, заверяется печатью ДОУ.

Руководитель практики

учреждения

     

___________________

(подпись)

 

 

(подпись)

 

______________________

(ФИО)

 

 

(ФИО)

  Воспитатель группы  
       
МП      

 

Приложение 12

ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

 

ФИО

обучающегося на

4 курсе

20

  уч. г. по специальности СПО

44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (углубленной подготовки)

(или 44.02.01 «Дошкольное образование»)

(код и наименование)

в объеме 36  часов, с «_____» января 20____ г. по «_____» апреля 20_____ г.

Место прохождение: МДОУ №______, ул.___________________________

 

ПМ

04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

 

Цель:

Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с овладением взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

 

Задачи:

1. формирование умения планировать и организовывать различные формы работы с родителями;

2. развитие диагностической функции воспитателя в процессе изучения детско - родительских отношений;

3. развитие умения устанавливать позитивный, конструктивный стиль общения с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

 

Содержание работы

Формирование компетенций

1. Наблюдение за проведением взаимодействия воспитателя с родителями в ДОУ, организации взаимодействия воспитателя с разными категориями сотрудников ДОУ(музыкальным руководителем, руководителем по физическому воспитанию, психологом и др. сотрудниками),

обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями.

             

2. Изучение и анализ документации, планирования по работе с семьей (годовой и перспективный планы, протоколы родительских собраний, программа развития ДОУ и др.). Анализ включённости родителей в образовательный процесс ДОУ.

3.  Диагностика детско – родительских отношений.

4. Планирование и проведение работы с родителями в часы утреннего приёма детей и в вечернее время.

5. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам семейного, социального, психического и физического развития ребёнка, коллективных форм работы с родителями (по выбору студента). Обсуждение с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка.

6. Помощь воспитателю в оформлении уголка для родителей (разработка индивидуальных консультаций, папок-передвижек, бесед, информационных стендов для родителей и пр.). Участие в родительском собрании (план собрания, доклад и пр.).

7.Изучение и анализ нормативных документов регламентирующих деятельность сотрудников ДОУ (Правила внутреннего распорядка ДОУ, трудовой договор, должностные инструкции, и др.).

8.Подбор библиотеки семейного чтения

( статьи из периодических изданий по вопросам воспитания детей в семье)

9. Составление циклограммы рабочего дня одного из работников ДОУ (помощник воспитателя).

10. Организация взаимодействия в образовательном процессе со специалистами ДОУ (организация НОД), помощником воспитателя (режимные процессы), медицинским работником (физкультурно-оздоровительная работа), зам. по УР (методическая работа)

                     

 

Дата: ______________________________________

 

Руководитель базы практики

  (подпись)   (ФИО)

 

 Руководитель практики  от ГБПОУ «МПК»      
   Обучающийся (подпись)     (ФИО)  
  (подпись)                    (ФИО)  

МП

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 214.