1. Обучение родителей практическим умениям – педагог показывает родителям оптимальные приёмы общения с ребёнком или способы ухода за ним. Следует соблюдать краткость при показе приёмов.
2. Метод имитации рабочего дня воспитателя – среди родителей проводится конкурс «Если бы я был воспитателем». Соревнование проходит по нескольким направлениям:
- приём детей;
- организация игры;
- составление плана рабочего дня для показа родителям и т.д.
3. Анализ детских высказываний, детского поведения, творчества – родители знакомятся с видеозаписями или другими материалами, собранными педагогами, рассматривают и обсуждают детские поделки, коллективные работы, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют конкретные предложения в помощь воспитателю, работающему с детьми.
4. Этюд – беседа – работа ведётся в соответствии с выбранной темой:
- «Самый грустный день моего ребёнка»;
- «Любимая игра моего ребёнка»;
- «Мой ребёнок больше всего любит, когда я….» и т. п.
5. Эссе на заданную тему – например, темы могут быть такими:
- «Каким я хочу видеть своего ребёнка»;
- «Хрустальные воспоминания детства» и т.п.
6. Письмо ребёнку о любви – родители пишут письмо в стиле обращения к ребёнку в день совершеннолетия с воспоминаниями о его детстве и пожеланиями, какими они хотят видеть его в будущем. Письмо можно торжественно «замуровать» в специальную колбу или коробку, оформленную ребенком совместно с родителями.
7. Волшебный цветок мудрости – в приёмной вывешивается стенд, на котором нарисован большой цветок. В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Лепестки цветка пустые. Родители записывают на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме. Например:
- «Детские капризы»;
- «Я знаю, как научить ребёнка помогать взрослым»;
- «Когда у нас родился второй ребёнок, мы…»;
- «Чтобы ребёнок не болел» и т.п.
8. Недописанный тезис – на стенде размещается фраза, например:
- «Счастливая семья – это…»;
- «Хороший воспитатель – это..»;
- «Семейные традиции – это..» и т.п.
Родители продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний.
9. Педагогическое интервью родителей – записывается на магнитофон, видеокамеру. Может быть использовано на родительских собраниях, конференциях, семинарах. Темы интервью могут быть разные:
- «Каким бы вы хотели видеть вашего ребёнка?» ;
- «Каким должен быть идеальный воспитатель моего ребёнка?» и т.п.
10. Портрет идеального родителя – в приёмной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывает на этом листе черты идеального родителя. Используется лист при личных беседах, во время консультаций, собраний.
11. Портрет идеального воспитателя - в приёмной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывает на этом листе черты идеального воспитателя. Используется лист при проведении педсоветов, совещаний.
12. Клуб «Бабушкины пироги» - организуется клуб общения для бабушек, где бабушки делятся советами, рецептами.
13. Географическая карта моей родословной – в группе на карте дети обозначают места, откуда приехали их предки, специальными фишками, которые изготавливаются в семьях. Обсуждение этих мест проводится на занятиях, во время беседы с родителями, самостоятельной деятельности детей.
14. Презентация долгожителя семьи (книга, елочная игрушка, кукла и т.п.) – готовится совместно с родителями, защищается в любой форме: то газеты, буклета до видеопремьеры или семейного спектакля.
15. Фотоконкурс «Моя мама – профессионал» - выставка фотографий, на которых мамы сняты на рабочих местах и описаниями важности их профессии.
16. Вручение медалей родительской гордости – награда «Детская ладошка» вручается после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ. «Орден родительской славы» выдаётся на выпускном вечере. «Медаль гордости» получают родители за успехи ребёнка и т.п.
17. Талисман или оберег на счастье вышей семьи – родители совместно с детьми разрабатывают семейный талисман, наполняя его понятным только их семье смыслом. Это могут быть: пожелания здоровья, исполнения мечты. Помещается талисман в кабинке ребёнка или в личном ящике – «сокровищнице» ребёнка (при наличии таковых в группе).
Таким образом, на конкретных примерах мы показали, каким образом возможно перестроить существующую практику работы детского сада с семьёй. Необходимо отойти от традиционного понимания работы с родителями и ориентироваться на работу по поддержке семьи и помощь в реализации инициатив родителей. А для этого нужно повысить активность родителей и предоставить им соответствующее пространство в детском саду для самореализации.
Литература:
1. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
2. Кан – Калик, В.А. Тренинг профессионально – педагогического общения (методические рекомендации). – М., 1990.
3. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.
Приложение 8
Дата: 2019-02-19, просмотров: 230.