Поверхностную закалку применяют для деталей машин, испытывающих в работе изгиб, кручение и контактные напряжения, т.е. в тех случаях, когда рабочие напряжения максимальны на поверхности. Чаще закалка при индукционном нагреве применяется для валов, коленчатых валов мало- и средненагруженных зубчатых колес и многих других деталей машин.
Индукционная поверхностная и объемно-поверхностная закалка стали по оптимальным режимам и правильный выбор стали значительно повышают предел выносливости, предел контактной выносливости на 50-70%, долговечность в 2-5 раза и сопротивление фреттинг-коррозии в 2-5 раз. В местах обрыва закаленного слоя, не охватывающего концентраторы напряжений (галтели, выточки и др.), образуются остаточные растягивающие напряжения, снижающие долговечность). Эти места нужно упрочнять ППД.
Разработка методов поверхностной закалки при глубинном индукционном нагреве позволила использовать его комплексный способ упрочнения, одновременно повышающий сопротивление статическим и усталостным нагрузкам при изгибе при высоком уровне контактной усталости и сопротивления износу.
Поверхностная закалка при индукционном нагреве по сравнению с химико-термической обработкой менее трудоемка и во многих случаях не уступает цементации (нитроцементации).
Недостатком этого метода упрочнения является трудность его унификации. Для каждой детали конструкции индуктора, охлаждающих устройств и установок в целом разрабатываются отдельно. Поэтому применение для поверхностной закалки индукционного нагрева при единичном и мелкосерийном производстве должно быть технически и экономически обосновано с учетом как затрат непосредственно на термическую обработку, так и эффекта от повышения работоспособности изделий.
В табл. 6 приведены примеры использования поверхностной закалки при индукционном нагреве для упрочнения деталей металлорежущих станков и автомобилей. Некоторые шестерни заднего моста автомобиля (например, коническая ведомая и ведущая шестерни редукторов заднего моста) изготовляют из стали 55ПП и упрочняют поверхностной закалкой при глубинном индукционном нагреве (автомобили ГАЗ, ЗИЛ).
Таблица 7
Типовые детали машин, упрочняемые закалкой при индукционном нагреве
Детали | Рекомендуемая сталь | Толщина закаленного слоя | Твердость HRC | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Детали металлорежущих станков | ||||
Валы | 45, 40Х, 50ХФА | 1,0-1,6 | 48-56 | - |
Винты передач: винт – гайка качения | 8ХФ | 2-8 | 58-62 | Толщина слоя зависит от шага резьбы |
Шпиндели с опорами на подшипники качения | 45 | 1,0-1,8 | 45-55 | - |
Кулачки, копиры | 45, 40Х | 1,0-1,8 | 48-56 | - |
Средненапряженные (sв = 250-450МПа) зубчатые колеса | 40Х | 2-3 (ниже впадины зуба) | 48-54 | Для колес с m = 1-6 мм |
Детали автомобиля | ||||
Коленчатый вал двигателей: бензиновых дизельных особонагруженных дизельных | 45 50Г 50ХФА | 2,6-6,5 3-4 3-4 | 52-62 52-62 52-56 52-56 | - Предварительная нормализация Шатунные шейки Коренные шейки |
Распределительный вал грузового автомобиля | 45 | 2-3 | 58-62 46-52 56-62 | Кулачки Шестерня Опорные шейки и эксцентрики |
Червяки рулевого управления, втулка шатунов, ролики, колодки тормоза, ось коромысла клапана | 45 | 1,0-2,5 | 56-60 | - |
Тонкие оси (штоки амортизаторов) | 45 | 4 | 56-58 | Закалка в вертикальном положении |
Шаровые пальцы | 55, 40Х | 5% диаметр на сторону | 56 | Контурная закалка сферы |
Зубчатые муфты и венцы | 50ХМ | 1,5 | 58-62 | Закалка зубьев |
Крестовина карданного вала грузового автомобиля | 58 | 1,5 (на галтели) 1,7-3,7 | 58-62 на концах шипов | - |
Цилиндрические ведомые шестерни | 58 | 1,0-2,5 | 58-63 | Закалка зубчатого венца |
Полуоси заднего моста грузового автомобиля | 47ГТ | > 6 (по впдине) > 4 (шлиц) | - | - |
После закалки следует самоотпуск или отпуск с повторного нагрева при 200-250оС, который обеспечивает повышение прочности, мало снижает твердость и сохраняет остаточные напряжения сжатия на поверхности; твердость сердцевины 20-25 HRC. |
В зависимости от модуля колеса m рекомендуется применять стали 55ПП с критическим диаметром по прокаливаемости (в сердцевине заготовки полумартенситная структура), равным 6,5-9,0 мм для m = 3,5-5; 9-13 мм для m = 4,5-7 и 13 мм и более для m > 7.
После закалки твердость на поверхности зуба 58-62 HRC, а в сердцевине 30-40 HRC. Толщина упрочненного слоя 1-2мм. Сталь 55ПП после поверхностной закалки обладает высокой прочностью, а также достаточной вязкостью, поэтому она может быть рекомендована для колес с m = 4-6мм, для которых контактные напряжения не очень велики. Применение стали 55ПП дает большой, экономический эффект вследствие перехода от длительных процессов химико-технической обработки к закалке при индукционном нагреве и замены легированных сталей.
В тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, если к зубчатым колесам не предъявляется высоких требований по износостойкости, их изготовляют из сталей 40, 45, 40Х, 40ХС и упрочняют закалкой с высоким отпуском и последующей поверхностной закалкой при индукционном нагреве на глубину 1,5-2.5 мм и твердость 54 HRC.
В станкостроении поверхностной закалке при индукционном нагреве подвергают только мало-средненагруженные зубчатые колеса чаще не переключаемые на ходу. Этот метод упрочнения часто используют для шестерен малых и средних размеров, работающих с колесами, подвергнутыми упрочнению, ввиду хорошей их взаимной прирабатываемости. Однако колеса для поверхностной закалки изготовляют из стали 40Х и закаливают на глубину 0,2-0,25m, но не более 1,4-1,8 мм. Закалка венца зубчатых колес (d > 300мм и m = 1-3) проводится насквозь и при том глубже их впадины на 1,5-3,0 мм Для обеспечения высокой износостойкости и прочности твердость на поверхности должна быть на уровне 48-52 HRC. При этом закалка должна быть контурной без перерыва этого упрочненного слоя.
В станкостроении чугунные (СЧ 20, СЧ 28) базовые детали, колонны (стойки) токарных станков-полуавтоматов, радиально-сверлильных и других станков подвергают закалке с индукционным нагревом на толщину упрочненного слоя 0,8-1,8 мм и твердость 48-50 HRC. Для изготовления коленчатых валов сложной формы с большими фланцами и отверстиями наряду со сталью применяют высокопрочные магниевые чугуны (ВЧ 50, ВЧ 60 и др.). Пониженная прочность чугунных валов компенсируется малой чувствительностью чугуна к концентраторам напряжений, в многоопорных валах меньшим смещением опор и снижением опасности резонансных колебаний благодаря повышенной демпфирующей способности.
Чугунные валы весьма разнообразны, начиная от небольших (для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ) до весьма крупных (массой до 700-1300 кг, длиной 2-3,5 м и диаметром 200-250мм). Коленчатые валы отливают в оболочковые формы и шейки валов автомобильных двигателей упрочняют поверхностной закалкой при индукционном нагреве на твердость 47-52HRC. После закалки валы подвергаются низкому отпуску при 180-200 оС 2-3 ч. Перед поверхностной закалкой валы проходят нормализацию с последующей сфероидизацией. Толщина упрочненного слоя 2-3 мм.
Таблица 8
Детали металлорежущих станков, упрочняемых цементацией
Детали | Рекомендуемая сталь | Толщина слоя, мм | Твердость HRC | Модуль m |
Валы гладкие, ступенчатые, шлицевые, испытывающие циклические нагрузки при изгибе, кручении и контактных нагрузках. | 20Х, 18ХГТ | 0,8-1,6 | 56-60 | - |
Шпиндели | 18ХГТ, 12ХН3А | 1,0-1,4 | 58-62 | - |
Червяки делительных пар и передач | 18ХГТ, 12ХН3А | 1,0-1,4 | 58-62 | |
Кулачки, копиры | 20Х, 18ХГТ | 1,2-1,6 | 58-62 | |
Зубчатые колеса: особонапряженные (sизг = 500-700МПа) высоконапряженные (sизг = 460-500МПа) средненапряженные (sизг = 250-450МПа) | 25ХГМ, 12ХН3А, 20ХН3А 20Х, 18ХГТ, 20ХН3А 20Х, 16ХГТ, 25ХГТ | 0,12-0,2m 0,2-0,25m 0,2-0,25m 0,2-0,25m 0,2-0,25m 0,2-0,25m 0,2-0,25m 0,2-0,25m | 58-62 | m=1,5-4 m=1,5-6 m=6-10 m=1,5-4 m=4-10 m=1,5-6 m=6-10 |
Цементация при 930оС, закалка в масле и отпуск при 170-180°С. Точные цементуемые детали (червяки делительных пар, накладные направляющие и другие детали длиной 1200мм) после цементации подвергают закалке в расплаве солей с температурой 160-180° С с добавлением воды 0,6-0,8% и отпуску при 180-200оС. Сталь 12ХНЗА перед закалкой проходит отпуск при 640-бб0 оС. После чистовой механической обработки длинномерные детали проходят стабилизирующий отпуск при 160-180 °С 8-12ч. Твердость сердцевины 25-40 HRC. |
Таблица 9
Детали трансмиссии и двигателя автомобиля, подвергаемые химико-термической обработке
Детали | Рекомендуемая сталь | Химико-термическая обработка | Толщина слоя, мм | Твердость HRC | |
по-верх-ности | серд-цеви-ны | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мелкие детали силовых агрегатов (червяки, шестерни) | 20 | Нитроцемен-тация | 0,15-0,3 | 56-62 | - |
Шаровые пальцы | 20 | То же | 0,5-0,7 | 56 | - |
Детали силовых агрегатов, работающие на износ (кольца, вкладыши, золотники и др.) | 35 15Х | -“- Цементация То же | 0,5-0,7 0,3-0,5 0,7-0,9 0,9-1,3 | 56 56-62 56-62 | - - |
Детали главной передачи заднего моста грузовых автомобилей (шестерни ведомые и ведущие, шестерни полуоси) | 25ХГТ 30ХГТ 25ХГНМ 25ХГНМТ 18ХГТ 25ХГТ | -“- -“- -“- -“- -“- -“- | 0,9-1,3 1,0-1,4 1,0-1,4 1,5-1,8 1,2-1,6 1,0-1,4 | 58-62 58-62 58-62 58-62 58-62 58-62 | 30-45 30-45 30-45 30-45 30-45 30-45 |
Шестерни и валы коробки передач грузовых автомобилей | 25ХГТ 25ХГМ | Нитроцемен-тация | 0,5-0,8 0,5-0,8 | 57-60 57-60 | 35-45 35-45 |
Шестерни ведущих мостов легковых автомобилей | 19ХГН | То же | 0,8-1,1 | 59-64 | 32-45 |
Зубчатые колеса ведущих мостов легковых автомобилей | 19ХГН | -“- | 0,8-1,1 | 58-63 | 32-45 |
Шестерни ведущих мостов и раздаточных коробок грузовых автомобилей (модуль шестерен 5, 6, 10) | 15ХГН2ТА 20ХГН2ТА 12Х2Н4А | Цементация То же | 1,2-1,5 1,2-1,6 | - 58-63 | - 30-45 |
Детали насоса гидроусилителя руля (роторы и др.) | 20ХГНТР | Нитроцемен-тация | 0,6-0,8 | 58-62 | 30-45 |
Детали рулевого управления грузовых автомобилей (вал сошки руля, винт рулевого направления) | 20Х2Н4А 25ХГТ | Цементация То же | 1,2-1,4 1,2-1,6 | 56-62 58-62 | 30-45 28-45 |
Примечание. Цементация при 920-940оС, подстуживание до 850"С, закалка в масле температурой 70оС и отпуск при 180°С. Нитроцементация при 860°С, закалка в масле температурой 180о С и отпуск при 180оС. Стали с высоким содержанием никеля проходят закалку с повторного нагрева. |
Стали и методы упрочнения зубчатых колес, применяемые в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, можно классифицировать по степени нагруженности этих деталей.
1. Мало- и средненагруженные зубчатые колеса (шестерни ведущие и ведомые коробки передач, шестерни главной передачи ведомые и др.)изготовляют из безникелевых (18ХГТ, 25ХГТ) и малоникелевых (20ХГНР, 20ХНР) сталей с упрочнением цементацией на толщину 1,2-1,8мм или нитроцементацией на толщину 0,8-1,2мм. Твердость на поверхности 56-65 HRC. Твердость сердцевины зубьев 25-40 HRC.
2. Тяжело нагруженные зубчатые колеса изготовляют из малоникелевых цементуемых (нитроцементуемых) сталей 20ХГНР, 20ХНР и хромоникелевой 20ХНЗА. При этом толщина упрочненного слоя и нормы его твердости остаются такими же, как и для малонагруженных зубчатых колес. Однако твердость сердцевины несколько выше - 30-45 HRC.
Цементацию применяют для подшипников массовых типов с наружным диаметром 40-150 мм и крупногабаритных подшипников диаметром до 2 м, испытывающих в процессе эксплуатации значительные ударные и контактные нагрузки. Наружные кольца с диаметром менее 60мм из стали 18ХГТ после холодной штамповки подвергают цементации при 960°С на толщину слоя 1,1-1,7 мм, а диаметром более 60мм на толщину 1,4-2 мм. После цементации следует закалка от 820°С в масле температурой ЗО-6О°С и отпуск при 150-110°С 4-5 часов. Твердость цементованного слоя 60 HRC. Крупногабаритные подшипники изготовляют из стали 20Х2Н4А и цементируют при 580-600°С, нагреваются до 790-800°С с последующим охлаждением в масле и отпускаются при 160° С 7-12ч. Толщина слоя до 10мм и твердость 58-60HRC.
Для деталей, склонных к короблению (деформациям), работающих на износ и испытывающих небольшие контактные нагрузки, рекомендуется азотирование. Азотированию могут подвергаться практически все легированные стали.
Азотирование повышает износостойкость деталей машин в 5-10 раз, предел выносливости при изгибе на 30-60% и сопротивление коррозии. Твердость колеблется в широких пределах 650-1200 HV в зависимости от состава стали и режима обработки.
В станкостроении для повышения предела выносливости и износостойкости, а также сопротивления схватыванию наиболее нагруженные детали станков (например, шпиндели обрабатывающих центров) после улучшения подвергаются азотированию. Азотирование используют для поверхностного упрочнения гильз (ЗОХЗМФ и 38Х2МЮА), массивных накладных направляющих (ЗОХЗМФ) валов, планок, ходовых винтов (16ХЗНВФМВ, 40ХН2МА), шпинделей для опор скольжения (38Х2МЮА) и др.
Азотирование применяют и для мало- и средненагруженных колес сложной конфигурации, например, с внутренними зубьями, шлифование которых трудно осуществить. В этом случае зубчатые колеса изготовляют из стали 40Х (конические) или 40ХФА (цилиндрические). После азотирования на глубину 0,1-0,13m (но не более 0,6 мм), в результате которого обеспечивается минимальная деформация, проводится только притирка или хонингование зубьев. Азотированные колеса при большом числе циклов нагружений не уступают по контактной прочности (сопротивлению выкрашиванию) цементованному (нит-роцементованному), но вследствие малой толщины слоя для них должна быть меньше контактная нагрузка.
Широко применяется азотирование деталей топливной аппаратуры и клапанов дизельных двигателей, деталей турбин из высокохромистых сталей (20X13, 30X13, 40X13), а также штоков клапанов паровых турбин, гильз цилиндров, игл форсунок, тарелок букс, распылителей, пальцев, плунжеров, шестерен из стали 38Х2МЮА.
Азотирование используют для упрочнения как крупных высоко-нагруженных коленчатых валов, например тепловозных двигателей (диаметром шейки 150-300 мм) из стали 18Х2Н4МА, 38ХНЗВА и 38ХНЗМА и других, так и небольших коленчатых валов из стали 45ХФ. После азотирования коленчатые валы обладают высокой износостойкостью и сопротивлением усталости при их незначительной деформации. Крупные коленчатые валы перед азотированием проходят сложную термическую обработку (предварительную нормализацию поковок с последующим высоким отпуском после механической обработки, улучшение и термическую стабилизацию). Крупные валы азотируют на толщину слоя 0,7-0,8 мм, валы меньшего размера азотируют после улучшения на толщину 0,35-0,4 мм. Твердость после азотирования 700-750 HV.
Азотированию на толщину слоя 0,7 мм подвергают и коленчатые валы тепловозов, отлитые из высокопрочного магниевого чугуна, для повышения сопротивления износу и предела выносливости. Твердость на поверхности 40 HRC. После азотирования шейки валов шлифуют, а галтели полируют.
Лекция 5.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 347.