ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Общие требования безопасности

1.1. Рационально строить свою работу.

1.2. Все работы вести точно и аккуратно.

1.3. Соблюдать все меры предосторожности при работе с ядовитыми,    взрывоопасными и огнеопасными веществами.

1.4. Не загромождать свое рабочее место ненужными предметами.

1.5. Немедленно убирать с пола осколки разбитой посуды, пролитые жидкости или жиры.

1.6. Осторожно обращаться с легко-воспламеняющими, горячими и взрывоопасными веществами. При случайных проливах огнеопасных жидкостей необходимо выключить нагревательные приборы, спиртовки, место пролива жидкости засыпать песком или собрать тряпкой, затем тряпки и песок удалить, а место, где была пролита жидкость, хорошо промыть водой.

1.7. Нельзя хранить на рабочем месте, какие – либо вещества неизвестного происхождения.

1.8. Нельзя хранить и применять пищу на рабочем месте.

 

Требования безопасности перед началом работы

2.1. В лаборатории  разрешено находится в белом халате и медицинской шапочке, во второй обуви

2.2. Дежурные студенты принимают химическую лабораторию у предыдущей группы.

2.3. Внимательно прочитать  инструкцию к выполнению данной работы и продумать последовательность операций.

2.4. Предварительно подробно ознакомиться с проведением химического опыта и хорошо понять химизм процессов, которые предстоит изучить на практике.

2.2. Тщательно проверить, имеется ли все необходимое для проведения данной работы.

Требования безопасности во время работы

3.1. При работе с реактивами необходимо: реактивы закрывать пробкой или крышками. Если на склянке или банке нет этикетки, нельзя применять реактив.

3.2. Нельзя выливать или засыпать реактив обратно в склянку.

3.3. Применять реактивы следует в той концентрации и том количестве, которое указано в методическом указании.

3.4. Нельзя работать с грязной посудой.

3.5. Нельзя пробовать вещества на вкус.

3.6. Нюхать вещества, можно  направляя к себе движением руки струю газа или пара, держа отверстие сосуда с веществом на некотором расстоянии от лица.

3.7. С сильно пахнущими веществами следует работать в вытяжном шкафу.

3.8. При растворении кислот наливают кислоту в воду, а не наоборот.

3.9. Не наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью.

3.10. Нагревать жидкость в пробирке следует  с верхних слоев, постепенно прогревая всю пробирку. Пробирку следует держать так, чтобы отверстие было направлено в сторону от себя и соседей, вдоль рабочего стола.

3.12. Нельзя путать крышки от склянок с разными веществами - это загрязняет реактивы.

3.13. Зажигать спиртовку следует спичками, ни в коем случае зажигалками или другой горящей спиртовкой. Нельзя перемещать горящую спиртовку.

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Перед проведением очередного занятия в лаборатории преподаватель должен повторить указания о мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при использовании в данных опытах тех или иных реактивов.

4.2. При ранении стеклом нужно убедиться, что в ранке не осталось стекла, быстро протереть ранку ваткой, смоченной спиртом, смазать йодом и забинтовать.

4.3. При термических ожогах на обожженное место следует приложить бинт, смоченной холодной водой и обратиться в медицинский пункт колледжа.

4.4. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью немедленно обмыть пораженное место большим количеством воды, При попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим количеством воды и обратиться в медицинский пункт колледжа.

4.5. При необходимости пострадавшего после оказания первой помощи  доставить в поликлинику.

 

Требования безопасности по окончанию работы

5.1. После окончания работы привести в порядок рабочее место, вымыть посуду, которая использовалась в химическом анализе, и сдать его лаборанту, дежурному или преподавателю. Посуда должна быть чисто вымыта и ополоснута дистиллированной водой.

5.2. Нельзя выливать в раковину отходы реактивов, вредные, пахучие вещества, для этого имеются специальные банки «Слив реактивов».

 

1. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

 

1.1 Основные понятия качественного анализа

Аналитическая химия – это  химическая дисциплина, в задачи которой входит изучение   методов проведения химического анализа.

Объектами исследования аналитической химии могут быть органические и неорганические вещества.

Программа по аналитической химии состоит из качественного и количественного анализа.

Качественный анализ проводится с целью идентификации катионов, анионов, функциональных групп и состоящих из них соединений. Для этого используются химические, физические и физико-химические методы. Химические методы качественного анализа основаны на химических реакциях. В основе химического качественного анализа лежит классификации катионов и анионов. Классификация катионов приведена в соответствии с кислотно - основной системой анализа (приложение №2), анионов–  по классической схеме деления в соответствии с растворимостью солей (приложение №3).  Для проведения химического анализа веществ используют химические реакции. Различают общие, групповые и характерные реакции.

1. Групповые реакции проводятся с групповыми реагентами. Групповые реагенты – это реагенты, взаимодействующие с определённой группой ионов с одинаковым или близким аналитическим эффектом, и позволяющие отделить одну группу ионов от другой.

2. Характерные реакции проводят с селективными или специфическими  реагентами, которые  взаимодействуют с небольшим количеством ионов, вызывая одинаковый аналитический эффект. Селективные реагенты реагируют с определённым ограниченным числом ионов. Специфические реагенты вступают в аналитические реакции, как правило, с одним ионом.

3. Аналитические реакции могут выполняться «сухим»   и «мокрым» путем   Сухим путем выполняются, например, пирохимические реакции. Мокрым путем выполняются химические реакции между растворами.

Способы выполнения аналитических реакций могут быть различными: пробирочный, капельный, микрокристаллоскопический, пирохимический и другие.

1. Пробирочный способ, проводится в пробирке с небольшим количеством                      исследуемого раствора и реагента.

2. Капельный способ – проводится на фильтровальной бумаге или на предметном стекле с минимальным количеством исследуемого раствора и реагента.

3. Микрокристаллоскопический способ - проводится     с использованием микроскопа для наблюдения кристаллов характерной формы, цвета и размера.    

4.   Пирохимический способ – основан на окрашивание ионами  бесцветного пламени  спиртовки с помощью грифеля, медной или нихромовой проволоки или с  использованием выпарительной чашки.

 

1.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО КАЧЕСТВЕННОМУ АНАЛИЗУ

 

1.2.1.  Тема: Катионы I   аналитической  группы

Цель: Овладеть навыками проведения качественных реакций на катионы   I  

      аналитической  группы.

 

 Опыт № 1. Качественные реакции на катион калия (К+)    

1.1. Пирохимическая реакция.

Проведите пирохимическую реакцию на ион калия, используя любую растворимую соль калия. Отметьте наблюдение – окрашивание пламени спиртовки в фиолетовый цвет.

1.2. С раствором виннокаменной кислоты в присутствии ацетата натрия.

На предметное стекло поместите 1-2 капли раствора соли калия,  добавьте каплю ацетата натрия и 1 каплю раствора виннокаменной кислоты. Потрите стеклянной палочкой. Отметьте наблюдения (белый кристаллический осадок).

Допишите  уравнение реакции:

K+ + NaHC4H4O6 =

1.3.  Микрокристаллоскопическая реакция с раствором гексанитрокобальтата(II) натрия и свинца.

На предметное стекло поместите каплю раствора  соли калия, выпарите и рядом добавьте каплю раствора реагента. Осторожно стеклянной палочкой приведите растворы в соприкосновение, посмотрите в микроскоп. Отметьте наблюдения –  кубические кристаллы черно-коричневого цвета. Допишите уравнение реакции:

K+ + Na2Pb[Cu(NO2)6] =

Опыт№2. Качественные реакции на катион натрия (Na + )

2.1. Пирохимическая реакция.

Выполните пирохимическую реакцию на ион натрия, используя любую растворимую соль натрия. Отметьте наблюдение – окрашивание пламени спиртовки в жёлтый цвет.

 2.2. Микрокристаллоскопическая реакция с раствором цинкуранилацетата.

На предметное стекло поместите каплю раствора соли натрия, выпарите и рядом добавьте каплю раствора реагента. Осторожно стеклянной палочкой приведите растворы в соприкосновение, посмотрите в микроскоп. Отметьте наблюдения – зеленовато-желтые мелкие кристаллы. Допишите уравнение реакции:

Na+ + HZn[(UO2)3(CH3COO)9] =

2.3. Микрокристаллоскопическая реакция с раствором пикриновой кислоты.

На предметное стекло поместите каплю раствора  соли натрия, выпарите и рядом добавьте каплю раствора реагента. Осторожно стеклянной палочкой приведите растворы в соприкосновение, посмотрите в микроскоп. Отметьте

наблюдения – в микроскопе наблюдаются кристаллы характерной формы. Допишите схему реакции:

Na++ пикриновая кислота →……….

Опыт № 3. Качественные реакции на катион аммония(NH4+)

4.1.  С раствором щелочи.

В пробирку поместите 2 капли соли аммония и 3-4 капли раствора гидроксида

натрия (не касаясь стенок пробирки). Держа у отверстия пробирки индикаторную бумажку, смоченную очищенной водой, нагрейте пробирку над пламенем спиртовки. Отметьте наблюдения. Допишите уравнения реакций:

NH4+ + NaOH =

NH4OH =

4.2.  С реактивом Несслера.

На предметное стекло поместите 1 каплю раствора соли аммония и 2 капли реактива Несслера. Отметьте наблюдения – красно-бурый осадок. Допишите уравнение реакции:

NH4OH + 2K2[HgI4] + 4 KOH =    

 

1.2.2. Тема: Катионы I I аналитической группы

Цель: Овладеть навыками проведения качественных реакций на катионы   II   

аналитической  группы.

 

Опыт № 4.  Действие группового реагента

На  2 предметных стекла поместите по 2 капли растворов солей серебра и свинца. Прибавьте раствор соляной кислоты (1-2 капли).

Отметьте наблюдения – выпадение осадков белого цвета. Проверьте растворимость осадков. Допишите уравнения реакций:

Ag+ + Cl- =

Pb2+ + 2Cl- =

Опыт № 5. Качественные реакции на катион серебра ( Ag + )

5.1. С раствором калия иодида.

На предметное стекло поместите 1- 2 капли раствора соли нитрата серебра и добавьте 1 каплю раствора калия иодида. Отметьте наблюдения – жёлтый осадок. Допишите уравнение реакции:

AgNO3+ KI =

5.2. С раствором натрия тиосульфата.

На предметное стекло поместите  2 капли раствора нитрата серебра прибавьте 2 капли раствора тиосульфата натрия. Отметьте наблюдения – образование белого осадка, переходящего в желтый, затем – в черный. Допишите уравнения реакций:

2AgNO3+Na2S2O3=

 Ag2S2O3=

 Ag2SO3+S↓+H2O=

5.3. С формальдегидом в аммиачной среде (реакция «серебряного зеркала»).

В хорошо промытую пробирку прибавьте  3 - 4 капель раствора соли серебра и  3-4 капель раствор аммиака, добавьте 3-4 капель  формальдегида и нагрейте.

Отметьте наблюдения. Допишите уравнение реакции:

HCOH+2AgNO3+3NH4OH=

Опыт № 6. Качественные реакции на катион свинца (Р b 2+ )

6.1.  С раствором калия иодида (реакция « золотой струи»)

В пробирку поместите по 3-4 капли раствора соли свинца (II) и раствора иодида калия. К полученному осадку прилейте 3-4 капли   очищенной  воды и 3-4 капли разведенной уксусной кислоты, нагрейте до растворения осадка,  вылейте полученный раствор в холодную воду. Наблюдайте движение «золотой струи» при взбалтывании. Допишите уравнение реакции:

Pb(NO3)2+ 2KI=

6.2. С раствором калия хромата.

На предметное стекло поместите 2 капли соли свинца раствора и 2 капли раствора хромата калия. Отметьте наблюдения – образование желтого осадка. Допишите уравнение реакции:

Pb(NO3)2+K2CrO4=

  

1.2.3. Тема: Катионы I II аналитической группы

Цель: Овладеть навыками проведения качественных реакций на катионы   III   

аналитической  группы.

 

Опыт № 7. Действие группового реагента

 На   предметное стекло поместите на некотором расстоянии по 2 капли растворов солей бария и кальция, добавьте в каждую каплю по 2 капли раствора серной кислоты и этанола. Отметьте наблюдения – образование осадков белого цвета. Допишите уравнения реакций:

Ba2+ + SO42- =

Ca2+ + SO42- =

Опыт № 8. Качественные реакции на катион кальция (Са2+)

8.1. С раствором оксалата аммония.

В пробирку поместите   растворы   соли кальция и   оксалата аммония. Добавьте к полученному осадку   соляной кислоты. Отметьте наблюдения. Допишите уравнение реакции:

CaCI2 +(NH4)2C2O4 =

8.2.  С раствором гексацианоферрата ( II ) калия.

В пробирку поместите    растворы  соли кальция, аммиачного буфера, нагрейте и добавьте равный объем насыщенного раствора гексацианоферрата(II)калия. Отметьте наблюдение – осадок белого цвета. Допишите уравнение реакции:

CaCI2+ K4[Fe(CN)6] + 2NH4OH=

 Опыт № 9. Качественные реакции на катион бария (Ва2+)

9.1. С раствором калия хромата.

На предметное стекло поместите 1 каплю раствора   соли бария и 1каплю калия хромата. Отметьте наблюдение – желтый осадок. Допишите уравнение реакции:

BaCl2 + K2CrO4 =

9. 2 . С раствором бихромата калия.

На предметное стекло поместите 2 капли раствора соли бария  и 1-2 капли раствора калия бихромата. Отметьте наблюдение – желтый осадок.  Допишите уравнение реакции:

2BaCl2 +K2Cr2O7+H2O =

 

1.2.4. Тема: Катионы IV аналитической группы

Цель: Овладеть навыками проведения качественных реакций на катионы   IV   

аналитической  группы.

 

Опыт№10. Действие группового реагента

 На   предметное  стекло поместите на некотором расстоянии по 2 капли раствора соли цинка и алюминия, добавьте в каждую каплю по 1 капле гидроксида натрия. Проверьте растворимость осадков в избытке реагента.

Отметьте наблюдения. Допишите уравнения реакций:

А13++ NaOH=

А1(ОН)3+ NaOH=

Zn2++ NaOH=

Zn(ОН)2+ NaOH=

Опыт № 11. Качественные реакции на катион алюминия (А13+)

11.1. С раствором ализарина.

На фильтровальную бумагу поместите каплю раствора гексацианоферрата(II) калия. В центр влажного пятна поместите каплю  раствора любой соли алюминия,  обработайте пятно парами аммиака и добавьте каплю раствора ализарина и снова обработайте парами аммиака. Отметьте наблюдения. Допишите схему реакции:

AlCl3+ K4[Fe(CN)6] + NH4OH + ализарин →………

11.2. С раствором нитрата кобальта.

На фильтровальную бумагу поместите 1 каплю раствора соли алюминия и 1 каплю разбавленной азотной кислоты. Подсушите бумагу и добавьте 1 каплю раствора нитрата кобальта. Фильтровальную бумагу поместите в выпарительную чашку и подожгите. Отметьте наблюдения. Допишите уравнение реакции:

AlCl3+ Co(NO3)2=

Опыт № 12. Качественные реакции на катион цинка ( Zn 2+ )

12.1. С раствором нитрата кобальта.

На фильтровальную бумагу поместите 1 каплю раствора соли цинка и 1 каплю разбавленной азотной кислоты. Подсушите бумагу и добавьте 1 каплю раствора нитрата кобальта. Фильтровальную бумагу поместите в выпарительную чашку и подожгите. Отметьте наблюдения. Допишите уравнение реакции:

ZnSO4 + Co(NO3)2=

12.2. С раствором гексацианоферрата ( II ) калия

На предметное стекло поместите 1 каплю раствора  соли цинка  и 1 каплю раствора желтой кровяной соли. Отметьте наблюдения. Допишите уравнение реакции:

ZnSO4 + K4[Fe(CN)6] =

 

1.2.5.  Тема: Катионы V аналитической группы

Цель: Овладеть навыками проведения качественных реакций на катионы V

аналитической      группы

Дата: 2019-02-19, просмотров: 215.