К ЗАНЯТИЮ «СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

01. Средние величины применяются для характеристики признаков:

а) качественных

б) количественных

в) относительных

02. Вариационный ряд - это:

а) ряд любых измерений

б) измерения, расположенные в ранговом порядке

в) однородные показатели, изменяющиеся во времени

г) ряд отвлеченных величин

д) ряд элементов статистической совокупности

03. Варианта - это:

а) числовое выражение признака

б) средняя величина

в) относительный показатель

г) абсолютная величина

д) качественная характеристика признака

04. Обобщающей характеристикой вариационного ряда является:

а) число наблюдений

б) среднее квадратическое отклонение

в) только средняя арифметическая величина

г) любая средняя величина

д) варианта

05. Критериями разнообразия признака являются:

а) амплитуда

б) среднее квадратическое отклонение

в) коэффициент вариации

г) все вышеперечисленное

06. Характеристикой разнообразия изучаемого признака в вариационном ряду является:

а) абсолютный прирост

б) среднее квадратическое отклонение

в) коэффициент корреляции

г) число наблюдений

д) средняя величина

07. Средняя ошибка средней арифметической величины и относительного показателя - это:

а) мера достоверности результата

б) разность между минимальным и максимальным значением признака

в) число степеней свободы

08. Средняя ошибка средней арифметической величины прямопропорциональна:

а) числу наблюдений

б) частоте встречаемости признака

в) коэффициенту достоверности

г) показателю разнообразия изучаемого признака

д) величине изучаемого признака

09. Средняя ошибка средней арифметической величины обратнопропорциональна:

а) числу наблюдений

б) показателю разнообразия изучаемого признака

в) ошибке репрезентативности

г) показателю достоверности

д) величине изучаемого признака

10. С увеличением объема наблюдений ошибка репрезентативности:

а) увеличивается

б) остается без изменений

в) уменьшится

11. При коэффициенте достоверности, равном 2 доверительная вероятность составляет:

а) 68 %

б) 95,5 %

в) 99 %

г) 99,5 %

д) 99,9 %

12. Коэффициент Стьюдента - это:

а) стандартизованный показатель

б) средняя величина

в) коэффициент корреляции

г) коэффициент достоверности

д) характеристика разнообразия признака

13. Показателем достоверности различия средних величин является:

а) средняя ошибка

б) коэффициент корреляции

в) коэффициент достоверности (t)

г) интенсивный показатель

д) темп роста

14. Минимальная величина коэффициента Стьюдента, при которой различие между сравниваемыми величинами считается достоверным:

а) 1,0

б) 1,8

в) 2,0

г) 2,5

д) 3,0

15. Нормой распределения изучаемого признака является сигмальная зона:

а) первая

б) вторая

в) третья

г) за пределами 3-х зон.

 

 

ЗАНЯТИЕ 4

ТЕМА: «ДЕМОГРАФИЯ. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ

ПОКАЗАТЕЛИ.»

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться вычислению показателей естественного движения населения и освоить методику их анализа; обучить студентов вычислению стандартизованных показателей и применению их при сравнении данных о летальности, заболеваемости различных по составу групп населения.

 

Для достижения этой цели студент должен :

Знать:

1. Основные разделы демографии

2. Показатели естественного движения

3. Стандартизованные показатели

Уметь:

1. Рассчитать и проанализировать показатели:

-рождаемости

-смертности

-естественного прироста

-младенческой смертности

-перинатальной смертности

2.Вычислить стандартизованные показатели (прямым методом)

 

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

 

1. Контрольный опрос                                                        - 15 минут

2.Выполнение учебного задания 9 и обсуждение    - 30 минут

результатов

3.Выполнение учебных заданий 10, 11                    - 45 минут

4.Объяснение преподавателем методики вычисления

стандартизованных показателей (прямой метод)    - 45 минут

5.Выполнение учебного задания 12 и обсуждение  - 40 минут

результатов

6.Подведение итога занятия                                      - 5 минут

 

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1.Лекции по социальной гигиене и организации здравоохранения.

2.А.Ф. Серенко, В.В. Ермаков «Социальная гигиена и организация здравоохранения». М., 1984, с. 185-230, 164-168.                                           

3. Ю.П. Лисицын, Н.Я. Копыт «Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения.» М., 1984, с. 143-153, 101-111.

4. Ю.П. Лисицын «Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения». М., 1987, т.1, с.278-292, 233-238, 314-337.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

5.Ю.П. Лисицын «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения», М., 1998, с.204-232, с.308-310.

 

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

I. Учебный стенд № 2 класса по статистике:

II. Планшет № 3 «Метод стандартизации».

Таблицы::                

6. Типы возрастной структуры населения

9. Медицинское свидетельство о смерти

III. Схемы: 

11. Перинатальная смертность.

IV. Статистический сборник: «Здравоохранение области»

V. Ситуационные задачи.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Демография как наука. Основные разделы демографии.

2. Перепись населения, методика проведения.

3. Основные типы возрастной структуры населения

4. Показатели естественного движения населения и методика их вычисления.

5. Младенческая смертность. Вычисление показателей младенческой смертности.

6. Перинатальная смертность. Методика вычисления показателя перинатальной смертности.

7. Показатели механического движения населения. Миграция населения в РФ.

8.Средняя продолжительность жизни.

9. Метод стандартизации. Способы вычисления стандартизованных коэффициентов.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Демография - наука о народонаселении.

В демографии различают: - статику

- динамику

 

Статика населения изучается методом переписи. Основной учетный документ- переписной лист. По данным переписи получают сведения о:

- численности населения

- половозрелом составе населения

- плотности населения

- месте жительства (город, село).

Различают три типа возрастной структуры населения:

- прогрессивный

- стационарный

- регрессивный

 

В зависимости от удельного веса лиц старше 60 лет в общем числе населения выделяют типы старения по Россету:

- демографическая молодость (8,0 - 10,0 %)

- собственно старения (11,0 - 12,0%)

- демографическая старость (больше 13,0%)

Динамика населения - изучает механическое и естественное движение населения.

Механическое движение:

- эмиграция

- иммиграция

- внутренняя миграция:

                                   - урбанизация

                                   - колонизация

                                   - маятниковая миграция

                                   - сезонная миграция

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 9

ЗАДАЧА 1. Построить возрастную пирамиду и определить тип структуры населения г. Мегиона по данным переписи если:

 

Возраст(лет)                                         Мужчины  Женщины Численность Населения Тип Возрастной структуры %
0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70-74 75-79 80 и старше 2596 2280 1724   773 1475 2908 2867 2190 1110   958   789   337   173     37     22       9     14    2511    2249    1777      979    1438    2678    2595    1987    1047      920      764      398      259        94        72        63        59    

  ВСЕГО       20262               19890                                          100,0

ЗАДАЧА 2. Построить возрастную пирамиду и определить тип структуры населения г.Надым по данным переписи, если:

 

Возраст (лет) Мужчины Женщины Численность Населения    Тип Возрастной  структуры %
0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70-74 75-79 80 и старше   2931   2893   2460   1302     458   3441   3514   3251   2131   1860   1495     425     134       28         8         9         4    2918    2777    2400    1385      413    3016    3301    3241    2093    1635    1244      326      160        68        36        43       30    

ВСЕГО:             27307            26352                                       100,0

ЗАДАЧА 3. Построить возрастную пирамиду и определить структуру населения г. Заводоуковска по данным переписи, если:

Возраст (лет) Мужчины Женщины Численность Населения Тип Возрастной Структуры %
0 – 4 1070 1098    
5 – 9 1103 1028    
10-14 967 954    
15-19 785 649    
20-24 792 726    
25-29 1014 960    
30-34 1163 1087    
35-39 1139 1030    
40-44 643 581    
45-49 622 671    
50-54 743 818    
55-59 697 818    
60-64 552 842    
65-69 216 516    
70-74 203 469    
75-79 158 375    
80 и старше 98 376    

ВСЕГО    11965         12998                                    100,0

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 10

 

Естественное движение - это текущее изменение численности населения в результате взаимодействия демографических процессов. Основными учетными документами являются:

1. Медицинское свидетельство о рождении (Ф-103/У-98)

2. Медицинское свидетельство о смерти (Ф-106/У-98)

3. Медицинское свидетельство о перинатальной смерти (Ф-106-2/У-98)

Естественное движение характеризуют показатели:

- Общий коэффициент рождаемости

- Коэффициент общей смертности

- Естественный прирост

 

Общий коэффициент рождаемости- показатель здоровья населения, который характеризует частоту родившихся живыми среди населения.

Рассчитывается по формуле:

Рождаемость = (общее число родившихся живыми за год) / (среднегодовая численность населения) Х 1000

 

Более точными показателями рождаемости являются: коэффициент общей плодовитости (КОП), коэффициент брачной плодовитости (КБП), повозрастной коэффициент плодовитости (ПКП), суммарный коэффициент плодовитости (СКП). Они рассчитываются по формуле:

КОП = (общее число родившихся живыми за год) / (среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет) Х 1000

ПБП = (общее число родившихся живыми за год от женщин, состоящих в браке) / (среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет, состоящих в браке) Х 1000

ПКП = (общее число родившихся живыми за год у женщин соответствующего возраста) / (среднегодовая численность женщин этого возраста) Х 1000

СКП = число детей, которых рожает ( в среднем) одна женщина за свой плодовитый век. (Число детей в семье). = (число детей родившихся от женщин за их фертильный период) / (число этих женщин).

 

Коэффициент общей смертности- показатель здоровья населения, который характеризует частоту умерших среди населения. Рассчитывается по формуле:

КОС = (общее число умерших за год) / (среднегодовая численность населения) Х 1000

Более точным является показатель отдельных возрастно-половых групп населения (ВС).

ВС = (Число умерших данного пола, в данном возрасте за год) / (Численность населения этого пола и возраста) Х 1000.

Младенческая смертность = один из вариантов возрастной смертности, который характеризует количество умерших детей в возрасте до 1 года. Младенческая смертность рассчитывается по формуле:

 

1. М .С. (простой способ) = (Число умерших до 1 года) / (Среднегодовое число родившихся за год) Х 1000

2. М .С. (способ Ратца) = (Число умерших до 1 года) / (1/3 родившихся в прошлом году + 2/3 родившихся в этом году) Х 1000

3. М .С. (способ Вахитова-Альбицкого) = (Число умерших до 1 года) / (1/5 родившихся в прошлом году + 4/5 родившихся в этом году) Х 1000

Естественный прирост населения - служит наиболее общей характеристикой динамики населения. Он может выражаться абсолютным числом, как разность между числом родившихся и умерших за год, но чаще рассчитывается как разность показателей рождаемости и смертности:

Е.П. = (Число родившихся за год - число умерших) / (среднегодовая численность населения) Х 1000

К одному из наиболее неблагоприятных демографических явлений относится отрицательный естественный прирост. Он свидетельствует о явном неблагополучии в обществе.

 

ЗАДАЧА 1.

В С-ком районе в 1997 году:

Численность населения 135000 человек
Родилось 1500 человек
Умерло 1900 человек
В числе умерших – детей 28 детей

 

В 1996 году в районе:

Коэффициент рождаемости 10,6%
Коэффициент смертности 13,6%
Коэффициент естественного прироста 3,0%
Коэффициент младенческой смертности 6,4%

Определить показатели естественного движения населения за 1997 год и дать сравнительный анализ с данными 1996 года.

 

ЗАДАЧА 2.

В Ш-ком районе в 1997 году:

Численность населения 80000 человек
Родилось 1500 человек
Умерло 700 человек
В числе умерших – детей в возрасте до 1 года 40 детей

 

В 1996 году в районе:

Коэффициент рождаемости 22,0%
Коэффициент смертности 11,1%
Коэффициент естественного прироста 11,0%
Коэффициент младенческой смертности 26,4%

    Определить показатели естественного движения населения за 1997 год и дать сравнительный анализ с данными 1996 года.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 11

 

Перинатальная смертность - это смертность плода от 22 недель беременности и во время родов, а также - новорожденноего на первой неделе жизни.

Перинатальная смертность рассчитывается по формуле:

П.С. = (Число мертворожденных + умерших на первой неделе жизни) / (Число родившихся живыми + мертвыми) Х 1000

В перинатальной смертности выделяют периоды:

- антенатальный

- интранатальный

- постнатальный

 

ЗАДАЧА 1.

В районе А. родилось живыми 1200 детей, мертворожденных – 5 детей, умерло детей на первой неделе жизни – 12. Определить показатель перинатальной смертности и сравнить его с показателями перинатальной смертности по району за предыдущий год – 15,2% и средним по РФ за 1996 год – 16,0%.

 

ЗАДАЧА 2

В родильных домах района Б. за год родилось живыми 3200 человек, мертворожденных – 92 человека, умерло детей в течение первой недели жизни – 48. Определить показатель перинатальной смертности и сравнить его с показателями перинатальной смертности по району за предыдущий год – 23,2% и средним по РФ за 1996 год – 16,0%.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 12

 

Стандартизация. Сущность метода стандартизации заключается в устранении влияния какого-либо фактора (возраст, пол, место жительства, сроки поступления в стационар и т.п.) на величину общего показателя. Стандартизация применятся в тех случаях, когда сопоставляемые совокупности неоднородны по своему составу (либо качественные, либо количественные). Например: смертность у молодых и пожилых; летальность в разных больницах и т.п.

Устранить эти различия можно методом стандартизации. Применяются методы: прямой, косвенный и обратный.

Прямой метод стандартизации имеет три этапа:

- вычисление специфических (интенсивных) показателей

- расчет стандарта (это сумма или полусумма двух сравниваемых совокупностей)

- вычисление ожидаемых чисел и стандартизованных показателей (условных величин, которые позволяют сравнивать две совокупности и делать выводы).

 

ЗАДАЧА 1.

Вычислить стандартизованные показатели послеоперационной летальности при непроходимости кишечника в больницах А и Б и сравнить их с показателями летальности, вычисленными обычным путем. За стандарт принять средний состав больных по срокам поступления в стационар от начала заболевания в больницах А и Б.

Срок поступления в стационар от начала заболевания

Больница А

Больница Б

  число больных число умерших Число Больных число умерших
До 6 часов 350 42 170 20
От 6 до 24 часов 273 49 215 37
Свыше 24 часов 104 30 418 116
Всего: 727 121 803 173

 

ЗАДАЧА 2.

Вычислить стандартизованные показатели заболеваемости болезнями периферической нервной системы в двух цехах и сравнить их с показателями, вычисленными обычным путем.

За стандарт принять состав рабочих по профессиям в обоих цехах.

Профессии

Цех А

Цех Б

  число рабочих число больных число рабочих число больных
Прессовщики 255 41 124 22
Вулканизаторы 153 11 215 19
Вальцовщики 111 5 364 23
Всего: 519 57 703 64

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

К ЗАНЯТИЮ «ДЕМОГРАФИЯ»

01. Демография - это наука, изучающая:

а) здоровье населения

б) факторную обусловленность здоровья

в) численность, состав и воспроизводство населения

г) состояние здравоохранения

02. Тип возрастной структуры населения России

а) стабильный

б) регрессивный

в) прогрессивный

03. Основным методом изучения показателей естественного движения населения следует считать:

а) текущую регистрацию демографических состояний

б) перепись населения

в) социологический опрос населения

г) все вышеперечисленное

04. Показателями естественного движения населения являются:

а) смертность

б) смертность по возрастным группам

в) рождаемость

г) суммарный коэффициент рождаемости

д) естественный прирост

05. Основными документами для регистрации рождения ребенка являются:

а) свидетельство о рождении

б) свидетельство о браке

в) заявление 2-х свидетелей

г) медицинское свидетельство о рождении

д) все выше перечисленное

06. Основными документами для регистрации смерти являются:

а) свидетельство о рождении

б) заявление 2-х свидетелей

в) заключение патологоанатома

г) медицинское свидетельство о смерти

д) все вышеперечисленное

07. При вычислении показателя учитывают- число родившихся за год

а) живыми

б) мертвыми

в) живыми и мертвыми

08. Общий показатель смертности населения вычисляется по формуле:

а) (число умерших за год Х 1000)/численность населения на начало года

б) (число умерших за год Х 1000)/среднегодовая численность населения

в) (число умерших старше одного года Х 1000)/средняя численность населения

г) (число умерших старше 1 года Х 1000)/численность населения старше 1 года

д) (число умерших Х 1000)/численность населения на конец года

09. Ведущее место в структуре общей смертности занимают:

а) травмы

б) болезни системы кровообращения

в) болезни органов дыхания

г) онкологические заболевания

10. Младенческая смертность - это смертность:

а) на 1-ой неделе жизни

б) на 1-ом месяце жизни

в) в течение 42 дней после рождения

г) на 1-ом году жизни

д) до 14 лет

11. Материнская смертность вычисляется:

а) на 100 родов

б) на 1000 родившихся живыми

в) на 100000 родившихся живыми

г) на 1000 женщин

д) на 1000 женщин фертильного возраста

е) все вышеперечисленное

12. Перинатальная смертность - это смертность детей

а) на первой неделе жизни

б) на первом месяце жизни

в) на первом году жизни

г) родившихся мертвыми и умершими на первой неделе жизни

13. Обобщающими показателями естественного движения населения являются:

а) миграция

б) рождаемость

в) смертность

г) естественный прирост

д) средняя продолжительность жизни

14. Естественный прирост населения - разница между:

а) рождаемостью и смертностью в трудоспособном возрасте

б) рождаемостью и смертностью по возрастным группам

в) рождаемостью и смертностью за год

г) рождаемостью и смертностью по сезонам года

д) все выше перечисленное

15. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется:

а) увеличением естественного прироста

б) нулевым естественным приростом

в) отрицательным естественным приростом

г) демографическим взрывом

д) волнообразностью демографического процесса

ЗАНЯТИЕ № 5

Дата: 2019-02-19, просмотров: 738.