01. Средние величины применяются для характеристики признаков:
а) качественных
б) количественных
в) относительных
02. Вариационный ряд - это:
а) ряд любых измерений
б) измерения, расположенные в ранговом порядке
в) однородные показатели, изменяющиеся во времени
г) ряд отвлеченных величин
д) ряд элементов статистической совокупности
03. Варианта - это:
а) числовое выражение признака
б) средняя величина
в) относительный показатель
г) абсолютная величина
д) качественная характеристика признака
04. Обобщающей характеристикой вариационного ряда является:
а) число наблюдений
б) среднее квадратическое отклонение
в) только средняя арифметическая величина
г) любая средняя величина
д) варианта
05. Критериями разнообразия признака являются:
а) амплитуда
б) среднее квадратическое отклонение
в) коэффициент вариации
г) все вышеперечисленное
06. Характеристикой разнообразия изучаемого признака в вариационном ряду является:
а) абсолютный прирост
б) среднее квадратическое отклонение
в) коэффициент корреляции
г) число наблюдений
д) средняя величина
07. Средняя ошибка средней арифметической величины и относительного показателя - это:
а) мера достоверности результата
б) разность между минимальным и максимальным значением признака
в) число степеней свободы
08. Средняя ошибка средней арифметической величины прямопропорциональна:
а) числу наблюдений
б) частоте встречаемости признака
в) коэффициенту достоверности
г) показателю разнообразия изучаемого признака
д) величине изучаемого признака
09. Средняя ошибка средней арифметической величины обратнопропорциональна:
а) числу наблюдений
б) показателю разнообразия изучаемого признака
в) ошибке репрезентативности
г) показателю достоверности
д) величине изучаемого признака
10. С увеличением объема наблюдений ошибка репрезентативности:
а) увеличивается
б) остается без изменений
в) уменьшится
11. При коэффициенте достоверности, равном 2 доверительная вероятность составляет:
а) 68 %
б) 95,5 %
в) 99 %
г) 99,5 %
д) 99,9 %
12. Коэффициент Стьюдента - это:
а) стандартизованный показатель
б) средняя величина
в) коэффициент корреляции
г) коэффициент достоверности
д) характеристика разнообразия признака
13. Показателем достоверности различия средних величин является:
а) средняя ошибка
б) коэффициент корреляции
в) коэффициент достоверности (t)
г) интенсивный показатель
д) темп роста
14. Минимальная величина коэффициента Стьюдента, при которой различие между сравниваемыми величинами считается достоверным:
а) 1,0
б) 1,8
в) 2,0
г) 2,5
д) 3,0
15. Нормой распределения изучаемого признака является сигмальная зона:
а) первая
б) вторая
в) третья
г) за пределами 3-х зон.
ЗАНЯТИЕ 4
ТЕМА: «ДЕМОГРАФИЯ. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ.»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться вычислению показателей естественного движения населения и освоить методику их анализа; обучить студентов вычислению стандартизованных показателей и применению их при сравнении данных о летальности, заболеваемости различных по составу групп населения.
Для достижения этой цели студент должен :
Знать:
1. Основные разделы демографии
2. Показатели естественного движения
3. Стандартизованные показатели
Уметь:
1. Рассчитать и проанализировать показатели:
-рождаемости
-смертности
-естественного прироста
-младенческой смертности
-перинатальной смертности
2.Вычислить стандартизованные показатели (прямым методом)
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
1. Контрольный опрос - 15 минут
2.Выполнение учебного задания 9 и обсуждение - 30 минут
результатов
3.Выполнение учебных заданий 10, 11 - 45 минут
4.Объяснение преподавателем методики вычисления
стандартизованных показателей (прямой метод) - 45 минут
5.Выполнение учебного задания 12 и обсуждение - 40 минут
результатов
6.Подведение итога занятия - 5 минут
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
1.Лекции по социальной гигиене и организации здравоохранения.
2.А.Ф. Серенко, В.В. Ермаков «Социальная гигиена и организация здравоохранения». М., 1984, с. 185-230, 164-168.
3. Ю.П. Лисицын, Н.Я. Копыт «Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения.» М., 1984, с. 143-153, 101-111.
4. Ю.П. Лисицын «Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения». М., 1987, т.1, с.278-292, 233-238, 314-337.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
5.Ю.П. Лисицын «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения», М., 1998, с.204-232, с.308-310.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
I. Учебный стенд № 2 класса по статистике:
II. Планшет № 3 «Метод стандартизации».
Таблицы::
6. Типы возрастной структуры населения
9. Медицинское свидетельство о смерти
III. Схемы:
11. Перинатальная смертность.
IV. Статистический сборник: «Здравоохранение области»
V. Ситуационные задачи.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Демография как наука. Основные разделы демографии.
2. Перепись населения, методика проведения.
3. Основные типы возрастной структуры населения
4. Показатели естественного движения населения и методика их вычисления.
5. Младенческая смертность. Вычисление показателей младенческой смертности.
6. Перинатальная смертность. Методика вычисления показателя перинатальной смертности.
7. Показатели механического движения населения. Миграция населения в РФ.
8.Средняя продолжительность жизни.
9. Метод стандартизации. Способы вычисления стандартизованных коэффициентов.
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Демография - наука о народонаселении.
В демографии различают: - статику
- динамику
Статика населения изучается методом переписи. Основной учетный документ- переписной лист. По данным переписи получают сведения о:
- численности населения
- половозрелом составе населения
- плотности населения
- месте жительства (город, село).
Различают три типа возрастной структуры населения:
- прогрессивный
- стационарный
- регрессивный
В зависимости от удельного веса лиц старше 60 лет в общем числе населения выделяют типы старения по Россету:
- демографическая молодость (8,0 - 10,0 %)
- собственно старения (11,0 - 12,0%)
- демографическая старость (больше 13,0%)
Динамика населения - изучает механическое и естественное движение населения.
Механическое движение:
- эмиграция
- иммиграция
- внутренняя миграция:
- урбанизация
- колонизация
- маятниковая миграция
- сезонная миграция
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 9
ЗАДАЧА 1. Построить возрастную пирамиду и определить тип структуры населения г. Мегиона по данным переписи если:
Возраст(лет) | Мужчины | Женщины | Численность Населения | Тип Возрастной структуры % |
0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70-74 75-79 80 и старше | 2596 2280 1724 773 1475 2908 2867 2190 1110 958 789 337 173 37 22 9 14 | 2511 2249 1777 979 1438 2678 2595 1987 1047 920 764 398 259 94 72 63 59 |
ВСЕГО 20262 19890 100,0
ЗАДАЧА 2. Построить возрастную пирамиду и определить тип структуры населения г.Надым по данным переписи, если:
Возраст (лет) | Мужчины | Женщины | Численность Населения | Тип Возрастной структуры % |
0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70-74 75-79 80 и старше | 2931 2893 2460 1302 458 3441 3514 3251 2131 1860 1495 425 134 28 8 9 4 | 2918 2777 2400 1385 413 3016 3301 3241 2093 1635 1244 326 160 68 36 43 30 |
ВСЕГО: 27307 26352 100,0
ЗАДАЧА 3. Построить возрастную пирамиду и определить структуру населения г. Заводоуковска по данным переписи, если:
Возраст (лет) | Мужчины | Женщины | Численность Населения | Тип Возрастной Структуры % |
0 – 4 | 1070 | 1098 | ||
5 – 9 | 1103 | 1028 | ||
10-14 | 967 | 954 | ||
15-19 | 785 | 649 | ||
20-24 | 792 | 726 | ||
25-29 | 1014 | 960 | ||
30-34 | 1163 | 1087 | ||
35-39 | 1139 | 1030 | ||
40-44 | 643 | 581 | ||
45-49 | 622 | 671 | ||
50-54 | 743 | 818 | ||
55-59 | 697 | 818 | ||
60-64 | 552 | 842 | ||
65-69 | 216 | 516 | ||
70-74 | 203 | 469 | ||
75-79 | 158 | 375 | ||
80 и старше | 98 | 376 |
ВСЕГО 11965 12998 100,0
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 10
Естественное движение - это текущее изменение численности населения в результате взаимодействия демографических процессов. Основными учетными документами являются:
1. Медицинское свидетельство о рождении (Ф-103/У-98)
2. Медицинское свидетельство о смерти (Ф-106/У-98)
3. Медицинское свидетельство о перинатальной смерти (Ф-106-2/У-98)
Естественное движение характеризуют показатели:
- Общий коэффициент рождаемости
- Коэффициент общей смертности
- Естественный прирост
Общий коэффициент рождаемости- показатель здоровья населения, который характеризует частоту родившихся живыми среди населения.
Рассчитывается по формуле:
Рождаемость = (общее число родившихся живыми за год) / (среднегодовая численность населения) Х 1000
Более точными показателями рождаемости являются: коэффициент общей плодовитости (КОП), коэффициент брачной плодовитости (КБП), повозрастной коэффициент плодовитости (ПКП), суммарный коэффициент плодовитости (СКП). Они рассчитываются по формуле:
КОП = (общее число родившихся живыми за год) / (среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет) Х 1000
ПБП = (общее число родившихся живыми за год от женщин, состоящих в браке) / (среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет, состоящих в браке) Х 1000
ПКП = (общее число родившихся живыми за год у женщин соответствующего возраста) / (среднегодовая численность женщин этого возраста) Х 1000
СКП = число детей, которых рожает ( в среднем) одна женщина за свой плодовитый век. (Число детей в семье). = (число детей родившихся от женщин за их фертильный период) / (число этих женщин).
Коэффициент общей смертности- показатель здоровья населения, который характеризует частоту умерших среди населения. Рассчитывается по формуле:
КОС = (общее число умерших за год) / (среднегодовая численность населения) Х 1000
Более точным является показатель отдельных возрастно-половых групп населения (ВС).
ВС = (Число умерших данного пола, в данном возрасте за год) / (Численность населения этого пола и возраста) Х 1000.
Младенческая смертность = один из вариантов возрастной смертности, который характеризует количество умерших детей в возрасте до 1 года. Младенческая смертность рассчитывается по формуле:
1. М .С. (простой способ) = (Число умерших до 1 года) / (Среднегодовое число родившихся за год) Х 1000
2. М .С. (способ Ратца) = (Число умерших до 1 года) / (1/3 родившихся в прошлом году + 2/3 родившихся в этом году) Х 1000
3. М .С. (способ Вахитова-Альбицкого) = (Число умерших до 1 года) / (1/5 родившихся в прошлом году + 4/5 родившихся в этом году) Х 1000
Естественный прирост населения - служит наиболее общей характеристикой динамики населения. Он может выражаться абсолютным числом, как разность между числом родившихся и умерших за год, но чаще рассчитывается как разность показателей рождаемости и смертности:
Е.П. = (Число родившихся за год - число умерших) / (среднегодовая численность населения) Х 1000
К одному из наиболее неблагоприятных демографических явлений относится отрицательный естественный прирост. Он свидетельствует о явном неблагополучии в обществе.
ЗАДАЧА 1.
В С-ком районе в 1997 году:
Численность населения | 135000 человек |
Родилось | 1500 человек |
Умерло | 1900 человек |
В числе умерших – детей | 28 детей |
В 1996 году в районе:
Коэффициент рождаемости | 10,6% |
Коэффициент смертности | 13,6% |
Коэффициент естественного прироста | 3,0% |
Коэффициент младенческой смертности | 6,4% |
Определить показатели естественного движения населения за 1997 год и дать сравнительный анализ с данными 1996 года.
ЗАДАЧА 2.
В Ш-ком районе в 1997 году:
Численность населения | 80000 человек |
Родилось | 1500 человек |
Умерло | 700 человек |
В числе умерших – детей в возрасте до 1 года | 40 детей |
В 1996 году в районе:
Коэффициент рождаемости | 22,0% |
Коэффициент смертности | 11,1% |
Коэффициент естественного прироста | 11,0% |
Коэффициент младенческой смертности | 26,4% |
Определить показатели естественного движения населения за 1997 год и дать сравнительный анализ с данными 1996 года.
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 11
Перинатальная смертность - это смертность плода от 22 недель беременности и во время родов, а также - новорожденноего на первой неделе жизни.
Перинатальная смертность рассчитывается по формуле:
П.С. = (Число мертворожденных + умерших на первой неделе жизни) / (Число родившихся живыми + мертвыми) Х 1000
В перинатальной смертности выделяют периоды:
- антенатальный
- интранатальный
- постнатальный
ЗАДАЧА 1.
В районе А. родилось живыми 1200 детей, мертворожденных – 5 детей, умерло детей на первой неделе жизни – 12. Определить показатель перинатальной смертности и сравнить его с показателями перинатальной смертности по району за предыдущий год – 15,2% и средним по РФ за 1996 год – 16,0%.
ЗАДАЧА 2
В родильных домах района Б. за год родилось живыми 3200 человек, мертворожденных – 92 человека, умерло детей в течение первой недели жизни – 48. Определить показатель перинатальной смертности и сравнить его с показателями перинатальной смертности по району за предыдущий год – 23,2% и средним по РФ за 1996 год – 16,0%.
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 12
Стандартизация. Сущность метода стандартизации заключается в устранении влияния какого-либо фактора (возраст, пол, место жительства, сроки поступления в стационар и т.п.) на величину общего показателя. Стандартизация применятся в тех случаях, когда сопоставляемые совокупности неоднородны по своему составу (либо качественные, либо количественные). Например: смертность у молодых и пожилых; летальность в разных больницах и т.п.
Устранить эти различия можно методом стандартизации. Применяются методы: прямой, косвенный и обратный.
Прямой метод стандартизации имеет три этапа:
- вычисление специфических (интенсивных) показателей
- расчет стандарта (это сумма или полусумма двух сравниваемых совокупностей)
- вычисление ожидаемых чисел и стандартизованных показателей (условных величин, которые позволяют сравнивать две совокупности и делать выводы).
ЗАДАЧА 1.
Вычислить стандартизованные показатели послеоперационной летальности при непроходимости кишечника в больницах А и Б и сравнить их с показателями летальности, вычисленными обычным путем. За стандарт принять средний состав больных по срокам поступления в стационар от начала заболевания в больницах А и Б.
Срок поступления в стационар от начала заболевания | Больница А | Больница Б | ||
число больных | число умерших | Число Больных | число умерших | |
До 6 часов | 350 | 42 | 170 | 20 |
От 6 до 24 часов | 273 | 49 | 215 | 37 |
Свыше 24 часов | 104 | 30 | 418 | 116 |
Всего: | 727 | 121 | 803 | 173 |
ЗАДАЧА 2.
Вычислить стандартизованные показатели заболеваемости болезнями периферической нервной системы в двух цехах и сравнить их с показателями, вычисленными обычным путем.
За стандарт принять состав рабочих по профессиям в обоих цехах.
Профессии | Цех А | Цех Б | ||
число рабочих | число больных | число рабочих | число больных | |
Прессовщики | 255 | 41 | 124 | 22 |
Вулканизаторы | 153 | 11 | 215 | 19 |
Вальцовщики | 111 | 5 | 364 | 23 |
Всего: | 519 | 57 | 703 | 64 |
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
К ЗАНЯТИЮ «ДЕМОГРАФИЯ»
01. Демография - это наука, изучающая:
а) здоровье населения
б) факторную обусловленность здоровья
в) численность, состав и воспроизводство населения
г) состояние здравоохранения
02. Тип возрастной структуры населения России
а) стабильный
б) регрессивный
в) прогрессивный
03. Основным методом изучения показателей естественного движения населения следует считать:
а) текущую регистрацию демографических состояний
б) перепись населения
в) социологический опрос населения
г) все вышеперечисленное
04. Показателями естественного движения населения являются:
а) смертность
б) смертность по возрастным группам
в) рождаемость
г) суммарный коэффициент рождаемости
д) естественный прирост
05. Основными документами для регистрации рождения ребенка являются:
а) свидетельство о рождении
б) свидетельство о браке
в) заявление 2-х свидетелей
г) медицинское свидетельство о рождении
д) все выше перечисленное
06. Основными документами для регистрации смерти являются:
а) свидетельство о рождении
б) заявление 2-х свидетелей
в) заключение патологоанатома
г) медицинское свидетельство о смерти
д) все вышеперечисленное
07. При вычислении показателя учитывают- число родившихся за год
а) живыми
б) мертвыми
в) живыми и мертвыми
08. Общий показатель смертности населения вычисляется по формуле:
а) (число умерших за год Х 1000)/численность населения на начало года
б) (число умерших за год Х 1000)/среднегодовая численность населения
в) (число умерших старше одного года Х 1000)/средняя численность населения
г) (число умерших старше 1 года Х 1000)/численность населения старше 1 года
д) (число умерших Х 1000)/численность населения на конец года
09. Ведущее место в структуре общей смертности занимают:
а) травмы
б) болезни системы кровообращения
в) болезни органов дыхания
г) онкологические заболевания
10. Младенческая смертность - это смертность:
а) на 1-ой неделе жизни
б) на 1-ом месяце жизни
в) в течение 42 дней после рождения
г) на 1-ом году жизни
д) до 14 лет
11. Материнская смертность вычисляется:
а) на 100 родов
б) на 1000 родившихся живыми
в) на 100000 родившихся живыми
г) на 1000 женщин
д) на 1000 женщин фертильного возраста
е) все вышеперечисленное
12. Перинатальная смертность - это смертность детей
а) на первой неделе жизни
б) на первом месяце жизни
в) на первом году жизни
г) родившихся мертвыми и умершими на первой неделе жизни
13. Обобщающими показателями естественного движения населения являются:
а) миграция
б) рождаемость
в) смертность
г) естественный прирост
д) средняя продолжительность жизни
14. Естественный прирост населения - разница между:
а) рождаемостью и смертностью в трудоспособном возрасте
б) рождаемостью и смертностью по возрастным группам
в) рождаемостью и смертностью за год
г) рождаемостью и смертностью по сезонам года
д) все выше перечисленное
15. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется:
а) увеличением естественного прироста
б) нулевым естественным приростом
в) отрицательным естественным приростом
г) демографическим взрывом
д) волнообразностью демографического процесса
ЗАНЯТИЕ № 5
Дата: 2019-02-19, просмотров: 778.