ТЕМА: «АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. ДИНАМИЧЕСКИЕ РЯДЫ. ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель занятия: Освоить методику анализа статистического материала с помощью абсолютных и относительных величин, динамических рядов. Научиться определять ошибку и доверительные границы относительных показателей.

Для достижения этой цели студент должен

Знать:

1. Методику расчета относительных величин

2. Показатели оценки достоверности результатов исследования

3. Методики выравнивания и анализа динамических рядов

Уметь:

1. Рассчитать и оценить относительные показатели

2. Выровнять и проанализировать динамические ряды

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1. Контрольный опрос                            - 20 минут

2. Выполнение учебных заданий 2,3,4  - 135 минут

3. Обсуждение выполненных заданий   - 20 минут

4. Подведение итога занятия                  - 5 минут

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

 

1. Лекции по социальной гигиене и организации здравоохранения.

2. А.Ф. Серенко, В.В. Ермакова «Социальная гигиена и организация здравоохранения», 1984, с. 113 - 123, 139 - 149, 160 - 164.

3. Ю.П. Лисицын, Н.Я. Копыт «Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения», М., 1984, с. 52 - 53, 58 - 68, 87 - 94.

4. Ю.П. Лисицын «Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения», М., 1987, т. 1, с. 218 - 220, 229 - 230, 262 - 267.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

 

5. Ю.П. Лисицын «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения», М., 1998, с. 288 - 292, 311 - 312.

 

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

I. Учебный стенд № 2 класса по статистике.

II. Планшеты: № 5. «Относительные величины».

№ 4. «Динамические ряды»

III. Ситуационные задачи.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие об абсолютных величинах и возможность их применения при анализе.

2. Виды относительных величин.

3. Экстенсивные показатели, методика их вычисления и анализа.

4. Интенсивные показатели, методика их вычисления и анализа.

5. Показатели соотношения, методика их вычисления и анализа.

6. Показатели наглядности, методика их вычисления и анализа.

7. Понятие о динамических рядах. Виды динамических рядов.

8. Показатели, используемые при анализе динамических рядов и методика их определения.

9. Способы выравнивания динамических рядов.

10. Ошибка относительного показателя. Методика ее вычисления.

11. Определение доверительных границ относительных показателей.

12. Оценка достоверности разности относительных величин.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 2

Абсолютные величины - именованные числа, которые характеризуют объем или размер предполагаемого явления или процесса. Они являются исходным материалом для изучения и анализа. Недостатки в том, что они не выражают всей совокупности и по ним нельзя делать степень сравнения (больше - меньше, чаще - реже и т.п.).

Относительные величины - производные числа от абсолютных величин, которые позволяют сравнивать или сопоставлять между собой изучаемые явления по их частоте или структуре.

Относительные величины - (О.В.) рассчитываются по формуле:

явление (часть)

                       О.В. = -------------------------- Х основание (100, 1000,10000)

среда (целое)

 

Размерность выражения: о/о, о/оо, о/ооо, о/оооо.

 

Виды относительных величин:

-показатель экстенсивности

-показатель интенсивности

-показатель соотношения

-показатель наглядности

а) Показатель экстенсивности - характеризует структуру изучаемого явления. Формирует его одна однородная статистическая совокупность.

 

ЗАДАЧА 1. Определить удельный вес круглосуточных коек основных профилей в больницах г. Тюмени на конец 2007 года

 

Профиль отделения                                                                                Число коек               %

Терапевтическое                     130

Хирургическое                                445

Педиатрическое                      271

Неврологическое                    104

Офтальмологическое                       66

ЛОР                                         61

______________________________________________________________________

ВСЕГО                                    1077

 

ЗАДАЧА 2. Определить структуру инфекционной заболеваемости населения Советского района Тюменской области.

Заболевания Зарегистрировано заболеваний %
Дизентерия Гастроэнтерит и колит Скарлатина Корь Инфекционный гепатит 1054 211 107 80 86  

ВСЕГО                                     1538

 

б) Показатель интенсивности - характеризует частоту явления в однородной среде.

 

ЗАДАЧА 3. Определить заболеваемость социально-опасными болезнями населения Тюменской области в 2007 году. Численность населения на 31.12.2007 года 3345127 человек.

 Наименование  Заболевания Число больных с впервые в жизни установленным диагнозом  Показатель  на 100000  населения
 Активный туберкулез  Злокачественные новообразования  Сифилис  Гонорея (острая и хроническая)  Алкоголизм  ВИЧ- инфекция Наркомания и токсикомания 3966 7470 1578 2982 5578 1615 948  

ВСЕГО:                                                  34172

в) Показатель соотношения - характеризует частоту явления в разнородной среде.

ЗАДАЧА 4. Определить обеспеченность населения г.Тюмени врачами (на 10000 населения), если на 1 января 2007 года в городе было1525 врачей (без зубных), а численность населения составляла 578328 человек.

 

ЗАДАЧА 5. Определить обеспеченность населения г.Тюмени больничными койками круглосуточными ( на 10000 населения), если в 2007 году во всех больничных учреждениях города насчитывалось 1584 коек, а численность населения составляла 578328 человек.

 

г) Показатель наглядности - характеризует соотношение сравниваемых величин между собой, при условии, что одна из них принята за основу для сравнения за 100% или за 1.

 

ЗАДАЧА 6. Дать сравнительную оценку занятости койки в году с помощью показателя наглядности в городских лечебных учреждениях Тюменской области за 2007 год.

 

  Города Среднее число дней занятости круглосуточной койки в году Показатель наглядности в %
Тюмень Тобольск Ишим Урай Сургут Ханты-Мансийск Салехард 306 332 341 249 308 311 301  

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 3

 

Динамический ряд - ряд числовых значений изучаемого признака, показывающих изменения его во времени.

Типы динамических рядов:   - Простые

- Сложные (производные)

Простой ряд может быть:

    - Моментным

- Интервальным

Методы выравнивания динамического ряда:

-укрупнение интервала

-групповой средней

-скользящей средней

 

Показатели анализа динамического ряда:

1. Абсолютный прирост - разность между последующим и предыду-

щим уровнем динамического ряда.

2. Темп прироста - процентное отношение абсолютного прироста к

предыдущему уровню динамического ряда. Он показывает скорость

изменения явления во времени.

3. Темп роста - процентное отношение последующего уровня дина-

мического ряда к предыдущему. Он показывает на сколько

процентов повысился или понизился показатель.

4. Показатель наглядности - процентное отношение последующего

уровня динамического ряда к исходному. принятому за основу

сравнения. Он дает наглядность о текущем процессе.    

 

ЗАДАЧА 1. Динамика младенческой смертности в Тюменской области:

 

Годы         Умерло детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми     Абсолют- ный прирост Темп роста в % Темп прироста   в % Показа-тель на- глядности 
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.   10,8 10,7 11,5 8,8 7,4        

Определить тип динамического ряда, вычислить абсолютный прирост,

темп роста, темп прироста, показатель наглядности и провести анализ.

 

ЗАДАЧА 2. Изменение сахара ( в мг %) в крови 10 собак, подвергшихся вибрации:

Даты          Концентра- ция сахара    Абсолютный Прирост        Темп прироста в % Темп роста в %   Показа- тель на- глядности
3 июля 18 июля 2 августа 17 августа 1 сентября 16 сентября 1 октября   89   86   87   78   75   79   62        

 

Определить тип динамического ряда, вычислить показатели динамики и провести анализ.

 

ЗАДАЧА 2. Динамика заболеваемости злокачественными опухолями 

населения Тюменской области (на 100000 населения):

Годы 1985        1986 1987 1988 1989 1990  1991
на   100000  населе- ния   132,0   138        152,0   144,9   135,7   133,1   144,3

 

Годы 1992 1993 1994 1995 1996 1997  
  165,8 155,8 156,5 160,8 184,9 190,8  

 

Определить тип динамического ряда, выровнять динамичный ряд методом скользящей средней и дать анализ.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 4

 

Оценка достоверности результатов исследования.

В своих исследованиях врачу, как правило, приходится иметь дело с частью изучаемого явления (выборочной совокупностью), а выводы переносить на все явление в целом ( генеральную совокупность). Для этого рассчитываются:

а) Ошибка относительного показателя - это поправка к результату выборочного исследования (Р). Величина ошибки (mp) показывает на сколько Р отличается от результата, который был бы получен при исследовании всей генеральной совокупности. Ошибка рассчитывается по формуле:

б) Доверительные границы относительного показателя показывают в каких пределах можно доверять результатам выборочного исследования ( как он будет колебаться ) при переносе его на всю генеральную совокупность ( Р ) с определенной долей вероятности (t). Коэффициент достоверности (вероятности) может выражаться в единицах или в процентах:

t - 1 = 68,3%

t - 2 = 95,5 %

t - 3 = 99,7%

Для большинства медико-биологических исследований достаточной считается вероятность равная 95,5%.

Доверительные границы рассчитываются по формуле 

Р = Р ± tm

в) Достоверность разности результатов исследования ( t ) рассчитывается для определения различия между несколькими относительными показателями. При этом решается вопрос, является ли различие показателей существенным (обусловленным действием каких-то факторов) или вызвано случайными колебаниями.

Достоверность разности рассчитывается по формуле:

Различия считаются существенными если t = 2 или > 2.

При этом разность соответствует вероятности безошибочного прогноза равной 95,5%.

 

ЗАДАЧА 1. При обследовании 300 больных холециститом у 210 было обнаружено повышение СОЭ. Определить частоту повышения СОЭ у больных холециститом и доверительные границы относительного показателя с вероятностью безошибочного прогноза Р= 95%.

ЗАДАЧА 2. При осмотре 110 швей-мотористок одного каракулеобрабатывающего производства у 70 выявлен субатрофический ринофарингит. Определить показатель пораженности швей-мотористок субатрофическим ринофарингитом и его доверительные границы с вероятностью безошибочного прогноза Р= 95%.

ЗАДАЧА 3. Частота преждевременных родов у женщин, имеющих и не имеющих в анамнезе аборт:

В анамнезе женщин             Число женщин   Частота Преждевременных родов в %   м %       T
- был аборт - не было аборта    100    100       10,0         4,0          +  1,0 + 0,8  

Определить достоверно ли различие частоты преждевременных родов у женщин, имеющих и не имеющих в анамнезе аборт.

 

ЗАДАЧА 4. Заболеваемость гриппом больных ревматизмом, прошедших и не прошедших курс бициллинопрофилактики.

  Больные Ревматизмом Число больных

 Из них заболели гриппом

   T
    Абсолют- Ное число   %    м %            
           

Прошли курс         200            20

профилактики

Не прошли курс    100             50

профилактики   

____________________________________________________________________

 

Определить: существенно ли различие заболеваемости гриппом в двух сравниваемых группах.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ЗАНЯТИЮ

«ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ»

01. Дайте определение понятия «относительные величины»:

а) именованные числа, которые характеризуют объем

         или размер изучаемого объекта или явления.

б) производные от абсолютных величин, которые позволяют

          сравнивать их между собой по частоте или структуре.

в) величина, которая одним числовым значением 

         характеризует среднюю меру изучаемого явления или процесса.

02. Что означает экстенсивный показатель?

а) Частоту распространения явления в однородной среде

б) Частоту распространения явления в разнородной среде

в) Отношение части к целому или структуру изучаемого явления

03. Что показывает интенсивный показатель?

а) Частоту распространения явления в однородной среде

          и формируют его две однородные совокупности

б) Частоту распространения явления в однородной среде

                             и формируют его две разнородные совокупности

в) Отношение сравниваемых величин между собой при

          при условии, что одна из них принята за основу сравнения.

04. Какое понятие показателя соотношения?

а) Отношение сравниваемых величин между собой при

           условии, что одна из них принята за основу сравнения.

б) Частота распространения явления в однородной

среде и формируют его две разнородные величины.

в) Частота распространения явления в разнородной среде

          и формируют его две разнородные совокупности

05. Дайте определение показателя наглядности.

а) Ряд чисел, расположенных в определенном порядке,

          показывающих изменение явления во времени.

б) Отношение сравниваемых величин между собой при

        условии, что одна из них принята за основу сравнения (за 100% или 1).

в) Отношение сравниваемых величин между собой во времени.

06. Для определения структуры заболеваемости (смертности,

летальности и др.) применяется:

а) экстенсивный показатель

б) интенсивный показатель

в) показатель соотношения

г) показатель наглядности

07. Для оценки распространенности какого-либо признака используется:

а) интенсивный показатель

б) мода

в) экстенсивный показатель

г) средняя арифметическая величина

08. Уровень общей заболеваемости населения характеризуется коэффициентом

а) экстенсивности

б) соотношения

в) интенсивности

г) наглядности

09. Для оценки обеспечения населения врачами используется:

а) показатель интенсивности

б) показатель экстенсивности

в) показатель соотношения

г) средняя арифметическая величина

д) любой относительный показатель

10. Показатель наглядности используется:

а) для сравнения явлений (признаков)

б) для характеристики структуры

в) для определения удельного веса изучаемого признака

г) для оценки распространенности явления

д) для обобщения результатов

11. Для изучения изменения показателя во времени используется:

а) внутристолбиковая диаграмма

б) динамический ряд

в)показатели наглядности

г) вариационный ряд

д) типологическая группировка

12. Динамический ряд может быть составлен из величин:

а) абсолютных

б) относительных

в) средних

г) все перечисленное верно

13. Назовите показатели используемые для анализа динамического ряда:

а) темп роста

б) абсолютного прироста

в) темп прироста (убыли)

г) наглядности

д) все вышеперечисленное

14. Укажите формулу доверительных границ относительного показателя:

а) Р = Р + m

б) Р = Р + tm

в) Р = Р + t/m

15. При каких значениях критерия t разность считается достоверной:

а) t = 0

б) t = 1

в) t = 2


                                 ЗАНЯТИЕ № 3


Дата: 2019-02-19, просмотров: 462.