ТЕМА: «СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ. ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель занятия:

1.Освоить методику составления, обработки и анализа вариационного ряда.   

2. Овладеть способом вычисления средних величин из сгруппированного вариационного ряда. 

3. Научиться оценивать достоверность средних величин, определять их доверительные границы и достоверность разности показателей.

 

Для достижения этой цели студент должен

Знать:

Методику анализа вариационного ряда

Методику оценки достоверности полученных результатов

Уметь:

1. рассчитать среднюю арифметическую простую и взвешенную,

2. дать характеристику разнообразия признака,

3. рассчитать доверительные границы и достоверность разности полученных результатов,

4. дать индивидуальную оценку параметров явления по сигмальному отклонению.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

 

1. Контрольный опрос                                                                      - 10 минут

2. Выполнение учебного задания 5 и обсуждение

результатов                                                                          - 35 минут

3. Выполнение учебного задания 6 и обсуждение

результатов                                                                          - 20 минут

4. Объяснение преподавателем закономерностей

распределения частот вариационного ряда и

практического применения сигмальных зон: 

-определение крайнего значения вариант
(нормы и патологии)

-индивидуальная оценка параметров явления
по сигмальному отклонению

-для расчета количества продукции с учетом
стандартного распределения частот                          - 25 минут

5. Выполнение учебного задания 7 и обсуждение результатов    - 45 минут

6. Выполнение учебного задания 8 и обсуждение результатов    - 40 минут

7. Подведение итога занятия                                                           - 5 минут

 




ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ:

1. Лекции по социальной гигиене и организации здравоохранения.

2. А.Ф. Серенко, В.В. Ермакова «Социальная гигиена и организация здравоохранения». М., 1984, с. 123-149.

3. Ю.П. Лисицын, Н.Я. Копыт «Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения» М., 1984, с.72-94.

4. Ю.П. Лисицын «Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения» М., 1987, с. 22-233.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

5. Ю.П. Лисицын «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения, М., 1998, с. 293-301.

 

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Учебный стенд № 2 по статистике: Планшет № 6 «Средние величины»

2. Ситуационные задачи.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Понятие о вариационном ряде. Методика его составления и анализа.

Средняя арифметическая простая. Методика расчета.

Средняя арифметическая взвешенная. Методика ее вычисления

  (непосредственным способом и по способу моментов).

Мода и медиана.

Амплитуда и лимит вариационного ряда.

Среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

Оценка достоверности результатов исследования.

Ошибка средней арифметической.

Сигмальные зоны, их применение в медицине.

Доверительные границы средних величин.

Оценка достоверности разности между средними величинами.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Средняя величина - это величина, которая средним цифровым значением характеризует изучаемое явление или признак.

Виды средних величин:

-мода

-медиана

-средняя арифметическая

-простая

-взвешенная

 

Недостатки средних величин заключаются в том, что за ними не видно индивидуальных различий изучаемого явления.

Средние величины рассчитываются из вариационного ряда.

Вариационный ряд - ряд чисел, расположенных в определенном порядке, характеризующих один признак, но отличающихся друг от друга по своей величине.

Виды вариационных рядов:

· убывающий

· нарастающий

· неопределенный

· сгруппированный

Вариационный ряд характеризуют следующие признаки: варианта, частота, мода, медиана, амплитуда, лимит, интервал и др.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 5

 

а) Средняя арифметическая простая рассчитывается из вариационного ряда, в котором каждая варианта встречается один раз. Она рассчитывается по формуле:  

б) Средняя арифметическая взвешенная высчитывается из вариационного ряда, в котором каждая варианта встречается один раз и более.

Она рассчитывается: - непосредственным способом

- по способу моментов

Средняя арифметическая взвешенная непосредственным способом рассчитывается по формуле:

 

ЗАДАЧА 1. Определите средний вес 25 подростков (непосредственным способом).

Вес в   кг                ( V )           Число подростков         ( P )                      VP  
           59            60            61            62            63            64            65                               1            4            6            9            3            2            1       

        n                       =         26

 

в) Средняя арифметическая взвешенная по способу моментов рассчитывается по формуле:

В процессе работы необходимо дать характеристику изучаемого явления (характеристику разнообразия признака). Разнообразие (или похожесть) характеризуют:

- амплитуда

- лимит

- среднеквадратическое отклонение

- коэффициент вариации

г) Среднеквадратическое отклонение (сигма) характеризует колеблемость (вариабельность) вариационного ряда и является его абсолютной мерой. Чем большее число наблюдений будет находиться в пределах + одна сигма от средней арифметической, тем однообразнее будет вариационный ряд.

Сигма для средней арифметической, вычисленной по способу моментов, рассчитывается по формуле:

д) Коэффициент вариации характеризует колеблемость (вариабельность) вариационного ряда и является его относительной мерой. Чем меньше показатель, тем однороднее вариационный ряд. Различают степени градации вариации:

низкая (меньше 10,0 %)

средняя (10 - 20,0 %)

высокая ( больше 20,0 %)

е) Кроме характеристики разнообразия признака  оценивается достоверность результатов исследования - рассчитываются:

· ошибка средней арифметической

· доверительные границы средней арифметической

· достоверность разности результатов исследования

Ошибка средней арифметической - это поправка к результату выборочного исследования. Величина ошибки (m) показывает на сколько М отличается от результата, который был бы получен при исследовании всей генеральной совокупности. Ошибка рассчитывается по формуле:

 


ЗАДАЧА 2. Определите средний рост девушек 12- летнего возраста по способу моментов, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и ошибку средней арифметической:

Рост в см                               ( V   )          Число девушек                         ( Р )                     d                  dp            d2p
      136       137       138       139       140                 141                     15         17          22         20         19         18      

      n            =        111

 


УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 6

 

Произвести группировку вариационного ряда и вычислить среднюю арифметическую по способу моментов.

 

      Вес подростков в кг                          ( V )                                          Число подростков                   Р                   
                          48,0                           48,3                           50,7                           51,2                           52,8                           53,0                           54,6                           55,0                           56,4                           57,3                           58,1                           58,5                           59,6                           60,9                           61,2                           61,3                           61,8                           62,4                           62,5                           63,1                           64,9                                                                                                 1                   3                   4                   7                   11                   16                   22                   27                   30                   41                   39                    25                   21                   20                   17                   12                   9                   8                   4                   2                   1   

                         n                                  =            20

Группировку провести в следующей последовательности:

1. Определить амплитуду вариационного ряда:

А = Vмакс. - Vмин.       

2.Выбрать интервал (классовый промежуток - К)

3.Определить число вариант в сгруппированном интервальном ряду по формуле:

V =  + 1

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 7

 

Доверительные границы средних величин показывают в каких пределах можно доверять результатам выборочного исследования (М), или как он будет колебаться при переносе его на всю генеральную совокупность (М) с определенной долей вероятности (t). Коэффициент вероятности (достоверности) может выражаться в единицах или процентах:

t - 1 = 68,3 %

t - 2 = 95,5 %

t - 3 = 99,7 %

Для большинства медико-биологических исследований достаточной считается вероятность равная 95,5 %.

Доверительные границы рассчитываются по формуле:

М = М + tm

 

ЗАДАЧА 1. Группа больных коронарным атеросклерозом исследовалась на содержание холестерина в сыворотке крови. Среднее содержание холестерина у всех больных составляло 231+4,0 мг%. Определить доверительные границы средней арифметической с вероятностью безошибочного прогноза Р= 95,5% и Р= 99,7%.

ЗАДАЧА 2. Произведено обследование роста семилетних мальчиков (n=112) города Тобольска. Средний рост составил 123,96 + 0,50 см. Определить доверительные границы средней арифметической с вероятностью безошибочного прогноза Р=95,5%.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 8

 

Достоверность разности результатов исследования (t) рассчитывается для определения различия между несколькими показателями. При этом решается вопрос, является ли различие показателей существенным (обусловленным действием каких-то фактов), или вызвано случайными колебаниями.

Достоверность разности рассчитывается по формуле:

 

Различия считаются существенными, если t = 2 или больше 2. При этом разность соответствует вероятности безошибочного прогноза равной 95,5 %.

 

ЗАДАЧА 1. Изучалась обсемененность кожных покровов патогенной и условно-патогенной флорой с одновременным анализом других иммунологических показателей у онкологических больных по сравнению с группой здоровых.

 

  Число Обследованных    (n)    Среднее число микробных клеток на коже предплечья              (М)   M T
Больные ра- ком яичников   Здоровые женщины       28           20            78,5                29,7 + 3,0     + 2,0  

 

Определить существенны ли различия показателей обсемененности кожных покровов патогенной и условнопатогенной флорой в сравниваемых группах женщин.

 

ЗАДАЧА 2. Студентов-медиков исследовалось артериальное давление до и после сдачи экзаменов. Максимальное артериальное давление до сдачи экзаменов в среднем составило 127,2 + 3,0. После сдачи - 117,0 + 4,0 мм.рт.ст. Можно ли на основании этих данных считать, что действительно до сдачи экзаменов у студентов отмечалось некоторое повышение максимального артериального давления?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Дата: 2019-02-19, просмотров: 509.