ТЕМА: «МЕТОДИКА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Медицинская статистика

(методические рекомендации для студентов всех факультетов)

 

 

Тюмень, 2016 г.

 


Методические рекомендации по теме: “Санитарная (медицинская) статистика”, составленные согласно рабочей программе, содержат основные методические вопросы медицинской статистики и соответствуют ФГОС ВО.

 

Рекомендации предназначены для студентов всех факультетов

 

Методические рекомендации составили:

Заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, д.м.н. Брынза Н.С.

Доценты: Костров В.И., Важенин А.А.

 

 

Рецензент:

Заведующий кафедрой Мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, к.м.н., доцент А.В. Шидин

 

 

 

 Методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании

кафедры

"____" _______________ 2016 г.

 

 




ВВЕДЕНИЕ

 

Характерной чертой современного развития науки, в том числе и медицинской, является процесс, справедливо называемый математизацией науки. В основном этот процесс связан с использованием статистического метода, который дает возможность наряду с качественными особенностями изучаемых явлений описать и их количественные закономерности.

Отечественная медицина всегда признавала большое значение медицинской статистики, особенно для научных медицинских исследований. Крупнейшие русские ученые прошлого (хирурги: Н.И. Пирогов, В.А. Оппель, терапевт В.А. Манасеин и многие другие) широко применяли медицинскую статистику в своих исследованиях.

Однако, умение медицинских работников пользоваться медико-статистическими приемами, к сожалению, значительно отстает от общего признания ими важности статистики для научной медицинской работы. О медицинской статистике часто вспоминают в конце научного исследования, т.е. когда допущенные ранее статистические ошибки планирования и организации этого исследования исправить уже почти невозможно. На самом же деле знание основных принципов и методов статистической обработки нужно врачу не в конце, а в начале его научной работы.

Кроме того, каждый медицинский работник должен уметь определять и правильно оценивать показатели здоровья населения, эффективности лечебных и профилактических мер, анализировать деятельность учреждения и работу на своем участке.

Вот почему, каждый медицинский работник должен владеть основными методами санитарной статистики и уметь применять их в повседневной работе.

В соответствии с рабочей программой основы медицинской статистики изучаются в 8 семестре. Практические занятия основаны на самостоятельном выполнении учебных заданий и активности студентов. На занятиях применяется программированный контроль знаний студентов, решаются ситуационные задачи, рассматриваются и заполняются основные учетно-отчетные документы, применяемые в работе лечебно-профилактических учреждений.

Поощряется активность студентов, лучшим представляется возможность выполнения курсовой работы.



ЗАНЯТИЕ № 1

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ

1. Лекции по социальной гигиене и организации здравоохранения.

2. А.Ф. Серенко, В.В. Ермакова «Социальная гигиена и организация здравоохранения», М., 1984, с.102-113, 168-184.

3. Ю.П.Лисицын, Н.Я. Копыт «Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения», М., 1984, с. 49-52, 111-143.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

4. Ю.П.Лисицын «Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения», М., 1987, т.1, с.200-218.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

I. Учебный стенд 1.

II. Таблицы № :

1. Этапы статистического исследования.

2. Логическая структура темы: «Статистические таблицы»

3. Простая таблица

4. Групповая таблица

5. Комбинационная таблица.

6. Статистический талон (ф.025 - 2 /у, 025 - 10/у)

7. Карта выбывшего из стационара (ф. 066/у)

8. Медицинское свидетельство о смерти (ф. 106/у - 98)

9. Контрольная карта диспансерного наблюдения (ф.030/у)

III. Статистическая классификация болезней, травм и причин смерти.

IV. Заполненные врачами поликлиник статистические талоны (ф.025 - 10/у) или (025 - 2\ 4).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.   Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет изучения

2.   Роль статистики в медицине и здравоохранении.

3.   Показатели здоровья населения и факторы, влияющие на него.

4.   Этапы статистического исследования.

5.   Развернутый план статистического исследования.

6.   Способы статистического наблюдения и регистрации.

7.   Сплошное и выборочное статистическое наблюдение.

8.   Единовременное и текущее статистическое наблюдение.

9.   Ошибки статистического наблюдения ( собирания материала ).

10 Виды группировок и их примеры.

11.Статистическая сводка и обработка

12.Статистические таблицы (простые, групповые,. комбинационные)

13.Международная классификация болезней, травм и причин смерти, ее назначение и содержание..

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Общественное здоровье и здравоохранение - наука, изучающая общественное здоровье населения и факторы на него влияющие (социальные проблемы здравоохранения).


 

  Социально-экономические условия       З.О.   10 %

 

 

 


Биологические факторы

 

  20 %

 

 

  25 %   Труд 1.Демографические показатели 2.Заболеваемость 3.Физическое развитие   Быт   25 %

 

 

 

 

  Физические факторы     20 %

 

Рис.1. Показатели здоровья и факторы на него влияющие.

-контроль (арифметический и логический)

-шифровка

-группировка (количественная и качественная)

-сводка (подсчет данных и заполнение статистических таблиц



УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 1

Каждому студенту (или двум студентам) дается 50 статистических талонов (ф.25 - 2/у) или (025 - 2\у), заполненных в поликлиниках. Необходимо сделать следующее:

1. Составить развернутый план статистического исследования, в котором выделить:

- цель исследования

- объект исследования

- единицу наблюдения

- программу исследования

- место проведения исследования

- время исследования

- силы и средства

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ЗАНЯТИЕ № 2

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

 

1. Лекции по социальной гигиене и организации здравоохранения.

2. А.Ф. Серенко, В.В. Ермакова «Социальная гигиена и организация здравоохранения», 1984, с. 113 - 123, 139 - 149, 160 - 164.

3. Ю.П. Лисицын, Н.Я. Копыт «Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения», М., 1984, с. 52 - 53, 58 - 68, 87 - 94.

4. Ю.П. Лисицын «Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения», М., 1987, т. 1, с. 218 - 220, 229 - 230, 262 - 267.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

 

5. Ю.П. Лисицын «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения», М., 1998, с. 288 - 292, 311 - 312.

 

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

I. Учебный стенд № 2 класса по статистике.

II. Планшеты: № 5. «Относительные величины».

№ 4. «Динамические ряды»

III. Ситуационные задачи.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие об абсолютных величинах и возможность их применения при анализе.

2. Виды относительных величин.

3. Экстенсивные показатели, методика их вычисления и анализа.

4. Интенсивные показатели, методика их вычисления и анализа.

5. Показатели соотношения, методика их вычисления и анализа.

6. Показатели наглядности, методика их вычисления и анализа.

7. Понятие о динамических рядах. Виды динамических рядов.

8. Показатели, используемые при анализе динамических рядов и методика их определения.

9. Способы выравнивания динамических рядов.

10. Ошибка относительного показателя. Методика ее вычисления.

11. Определение доверительных границ относительных показателей.

12. Оценка достоверности разности относительных величин.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 2

Абсолютные величины - именованные числа, которые характеризуют объем или размер предполагаемого явления или процесса. Они являются исходным материалом для изучения и анализа. Недостатки в том, что они не выражают всей совокупности и по ним нельзя делать степень сравнения (больше - меньше, чаще - реже и т.п.).

Относительные величины - производные числа от абсолютных величин, которые позволяют сравнивать или сопоставлять между собой изучаемые явления по их частоте или структуре.

Относительные величины - (О.В.) рассчитываются по формуле:

явление (часть)

                       О.В. = -------------------------- Х основание (100, 1000,10000)

среда (целое)

 

Размерность выражения: о/о, о/оо, о/ооо, о/оооо.

 

Виды относительных величин:

-показатель экстенсивности

-показатель интенсивности

-показатель соотношения

-показатель наглядности

а) Показатель экстенсивности - характеризует структуру изучаемого явления. Формирует его одна однородная статистическая совокупность.

 

ЗАДАЧА 1. Определить удельный вес круглосуточных коек основных профилей в больницах г. Тюмени на конец 2007 года

 

Профиль отделения                                                                                Число коек               %

Терапевтическое                     130

Хирургическое                                445

Педиатрическое                      271

Неврологическое                    104

Офтальмологическое                       66

ЛОР                                         61

______________________________________________________________________

ВСЕГО                                    1077

 

ЗАДАЧА 2. Определить структуру инфекционной заболеваемости населения Советского района Тюменской области.

Заболевания Зарегистрировано заболеваний %
Дизентерия Гастроэнтерит и колит Скарлатина Корь Инфекционный гепатит 1054 211 107 80 86  

ВСЕГО                                     1538

 

б) Показатель интенсивности - характеризует частоту явления в однородной среде.

 

ЗАДАЧА 3. Определить заболеваемость социально-опасными болезнями населения Тюменской области в 2007 году. Численность населения на 31.12.2007 года 3345127 человек.

 Наименование  Заболевания Число больных с впервые в жизни установленным диагнозом  Показатель  на 100000  населения
 Активный туберкулез  Злокачественные новообразования  Сифилис  Гонорея (острая и хроническая)  Алкоголизм  ВИЧ- инфекция Наркомания и токсикомания 3966 7470 1578 2982 5578 1615 948  

ВСЕГО:                                                  34172

в) Показатель соотношения - характеризует частоту явления в разнородной среде.

ЗАДАЧА 4. Определить обеспеченность населения г.Тюмени врачами (на 10000 населения), если на 1 января 2007 года в городе было1525 врачей (без зубных), а численность населения составляла 578328 человек.

 

ЗАДАЧА 5. Определить обеспеченность населения г.Тюмени больничными койками круглосуточными ( на 10000 населения), если в 2007 году во всех больничных учреждениях города насчитывалось 1584 коек, а численность населения составляла 578328 человек.

 

г) Показатель наглядности - характеризует соотношение сравниваемых величин между собой, при условии, что одна из них принята за основу для сравнения за 100% или за 1.

 

ЗАДАЧА 6. Дать сравнительную оценку занятости койки в году с помощью показателя наглядности в городских лечебных учреждениях Тюменской области за 2007 год.

 

  Города Среднее число дней занятости круглосуточной койки в году Показатель наглядности в %
Тюмень Тобольск Ишим Урай Сургут Ханты-Мансийск Салехард 306 332 341 249 308 311 301  

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 3

 

Динамический ряд - ряд числовых значений изучаемого признака, показывающих изменения его во времени.

Типы динамических рядов:   - Простые

- Сложные (производные)

Простой ряд может быть:

    - Моментным

- Интервальным

Методы выравнивания динамического ряда:

-укрупнение интервала

-групповой средней

-скользящей средней

 

Показатели анализа динамического ряда:

1. Абсолютный прирост - разность между последующим и предыду-

щим уровнем динамического ряда.

2. Темп прироста - процентное отношение абсолютного прироста к

предыдущему уровню динамического ряда. Он показывает скорость

изменения явления во времени.

3. Темп роста - процентное отношение последующего уровня дина-

мического ряда к предыдущему. Он показывает на сколько

процентов повысился или понизился показатель.

4. Показатель наглядности - процентное отношение последующего

уровня динамического ряда к исходному. принятому за основу

сравнения. Он дает наглядность о текущем процессе.    

 

ЗАДАЧА 1. Динамика младенческой смертности в Тюменской области:

 

Годы         Умерло детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми     Абсолют- ный прирост Темп роста в % Темп прироста   в % Показа-тель на- глядности 
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.   10,8 10,7 11,5 8,8 7,4        

Определить тип динамического ряда, вычислить абсолютный прирост,

темп роста, темп прироста, показатель наглядности и провести анализ.

 

ЗАДАЧА 2. Изменение сахара ( в мг %) в крови 10 собак, подвергшихся вибрации:

Даты          Концентра- ция сахара    Абсолютный Прирост        Темп прироста в % Темп роста в %   Показа- тель на- глядности
3 июля 18 июля 2 августа 17 августа 1 сентября 16 сентября 1 октября   89   86   87   78   75   79   62        

 

Определить тип динамического ряда, вычислить показатели динамики и провести анализ.

 

ЗАДАЧА 2. Динамика заболеваемости злокачественными опухолями 

населения Тюменской области (на 100000 населения):

Годы 1985        1986 1987 1988 1989 1990  1991
на   100000  населе- ния   132,0   138        152,0   144,9   135,7   133,1   144,3

 

Годы 1992 1993 1994 1995 1996 1997  
  165,8 155,8 156,5 160,8 184,9 190,8  

 

Определить тип динамического ряда, выровнять динамичный ряд методом скользящей средней и дать анализ.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 4

 

Оценка достоверности результатов исследования.

В своих исследованиях врачу, как правило, приходится иметь дело с частью изучаемого явления (выборочной совокупностью), а выводы переносить на все явление в целом ( генеральную совокупность). Для этого рассчитываются:

а) Ошибка относительного показателя - это поправка к результату выборочного исследования (Р). Величина ошибки (mp) показывает на сколько Р отличается от результата, который был бы получен при исследовании всей генеральной совокупности. Ошибка рассчитывается по формуле:

б) Доверительные границы относительного показателя показывают в каких пределах можно доверять результатам выборочного исследования ( как он будет колебаться ) при переносе его на всю генеральную совокупность ( Р ) с определенной долей вероятности (t). Коэффициент достоверности (вероятности) может выражаться в единицах или в процентах:

t - 1 = 68,3%

t - 2 = 95,5 %

t - 3 = 99,7%

Для большинства медико-биологических исследований достаточной считается вероятность равная 95,5%.

Доверительные границы рассчитываются по формуле 

Р = Р ± tm

в) Достоверность разности результатов исследования ( t ) рассчитывается для определения различия между несколькими относительными показателями. При этом решается вопрос, является ли различие показателей существенным (обусловленным действием каких-то факторов) или вызвано случайными колебаниями.

Достоверность разности рассчитывается по формуле:

Различия считаются существенными если t = 2 или > 2.

При этом разность соответствует вероятности безошибочного прогноза равной 95,5%.

 

ЗАДАЧА 1. При обследовании 300 больных холециститом у 210 было обнаружено повышение СОЭ. Определить частоту повышения СОЭ у больных холециститом и доверительные границы относительного показателя с вероятностью безошибочного прогноза Р= 95%.

ЗАДАЧА 2. При осмотре 110 швей-мотористок одного каракулеобрабатывающего производства у 70 выявлен субатрофический ринофарингит. Определить показатель пораженности швей-мотористок субатрофическим ринофарингитом и его доверительные границы с вероятностью безошибочного прогноза Р= 95%.

ЗАДАЧА 3. Частота преждевременных родов у женщин, имеющих и не имеющих в анамнезе аборт:

В анамнезе женщин             Число женщин   Частота Преждевременных родов в %   м %       T
- был аборт - не было аборта    100    100       10,0         4,0          +  1,0 + 0,8  

Определить достоверно ли различие частоты преждевременных родов у женщин, имеющих и не имеющих в анамнезе аборт.

 

ЗАДАЧА 4. Заболеваемость гриппом больных ревматизмом, прошедших и не прошедших курс бициллинопрофилактики.

  Больные Ревматизмом Число больных

 Из них заболели гриппом

   T
    Абсолют- Ное число   %    м %            
           

Прошли курс         200            20

профилактики

Не прошли курс    100             50

профилактики   

____________________________________________________________________

 

Определить: существенно ли различие заболеваемости гриппом в двух сравниваемых группах.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ЗАНЯТИЮ

«ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ»

01. Дайте определение понятия «относительные величины»:

а) именованные числа, которые характеризуют объем

         или размер изучаемого объекта или явления.

б) производные от абсолютных величин, которые позволяют

          сравнивать их между собой по частоте или структуре.

в) величина, которая одним числовым значением 

         характеризует среднюю меру изучаемого явления или процесса.

02. Что означает экстенсивный показатель?

а) Частоту распространения явления в однородной среде

б) Частоту распространения явления в разнородной среде

в) Отношение части к целому или структуру изучаемого явления

03. Что показывает интенсивный показатель?

а) Частоту распространения явления в однородной среде

          и формируют его две однородные совокупности

б) Частоту распространения явления в однородной среде

                             и формируют его две разнородные совокупности

в) Отношение сравниваемых величин между собой при

          при условии, что одна из них принята за основу сравнения.

04. Какое понятие показателя соотношения?

а) Отношение сравниваемых величин между собой при

           условии, что одна из них принята за основу сравнения.

б) Частота распространения явления в однородной

среде и формируют его две разнородные величины.

в) Частота распространения явления в разнородной среде

          и формируют его две разнородные совокупности

05. Дайте определение показателя наглядности.

а) Ряд чисел, расположенных в определенном порядке,

          показывающих изменение явления во времени.

б) Отношение сравниваемых величин между собой при

        условии, что одна из них принята за основу сравнения (за 100% или 1).

в) Отношение сравниваемых величин между собой во времени.

06. Для определения структуры заболеваемости (смертности,

летальности и др.) применяется:

а) экстенсивный показатель

б) интенсивный показатель

в) показатель соотношения

г) показатель наглядности

07. Для оценки распространенности какого-либо признака используется:

а) интенсивный показатель

б) мода

в) экстенсивный показатель

г) средняя арифметическая величина

08. Уровень общей заболеваемости населения характеризуется коэффициентом

а) экстенсивности

б) соотношения

в) интенсивности

г) наглядности

09. Для оценки обеспечения населения врачами используется:

а) показатель интенсивности

б) показатель экстенсивности

в) показатель соотношения

г) средняя арифметическая величина

д) любой относительный показатель

10. Показатель наглядности используется:

а) для сравнения явлений (признаков)

б) для характеристики структуры

в) для определения удельного веса изучаемого признака

г) для оценки распространенности явления

д) для обобщения результатов

11. Для изучения изменения показателя во времени используется:

а) внутристолбиковая диаграмма

б) динамический ряд

в)показатели наглядности

г) вариационный ряд

д) типологическая группировка

12. Динамический ряд может быть составлен из величин:

а) абсолютных

б) относительных

в) средних

г) все перечисленное верно

13. Назовите показатели используемые для анализа динамического ряда:

а) темп роста

б) абсолютного прироста

в) темп прироста (убыли)

г) наглядности

д) все вышеперечисленное

14. Укажите формулу доверительных границ относительного показателя:

а) Р = Р + m

б) Р = Р + tm

в) Р = Р + t/m

15. При каких значениях критерия t разность считается достоверной:

а) t = 0

б) t = 1

в) t = 2


                                 ЗАНЯТИЕ № 3


Цель занятия:

1.Освоить методику составления, обработки и анализа вариационного ряда.   

2. Овладеть способом вычисления средних величин из сгруппированного вариационного ряда. 

3. Научиться оценивать достоверность средних величин, определять их доверительные границы и достоверность разности показателей.

 

Для достижения этой цели студент должен

Знать:

Методику анализа вариационного ряда

Методику оценки достоверности полученных результатов

Уметь:

1. рассчитать среднюю арифметическую простую и взвешенную,

2. дать характеристику разнообразия признака,

3. рассчитать доверительные границы и достоверность разности полученных результатов,

4. дать индивидуальную оценку параметров явления по сигмальному отклонению.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

 

1. Контрольный опрос                                                                      - 10 минут

2. Выполнение учебного задания 5 и обсуждение

результатов                                                                          - 35 минут

3. Выполнение учебного задания 6 и обсуждение

результатов                                                                          - 20 минут

4. Объяснение преподавателем закономерностей

распределения частот вариационного ряда и

практического применения сигмальных зон: 

-определение крайнего значения вариант
(нормы и патологии)

-индивидуальная оценка параметров явления
по сигмальному отклонению

-для расчета количества продукции с учетом
стандартного распределения частот                          - 25 минут

5. Выполнение учебного задания 7 и обсуждение результатов    - 45 минут

6. Выполнение учебного задания 8 и обсуждение результатов    - 40 минут

7. Подведение итога занятия                                                           - 5 минут

 




ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ:

1. Лекции по социальной гигиене и организации здравоохранения.

2. А.Ф. Серенко, В.В. Ермакова «Социальная гигиена и организация здравоохранения». М., 1984, с. 123-149.

3. Ю.П. Лисицын, Н.Я. Копыт «Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения» М., 1984, с.72-94.

4. Ю.П. Лисицын «Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения» М., 1987, с. 22-233.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

5. Ю.П. Лисицын «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения, М., 1998, с. 293-301.

 

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Учебный стенд № 2 по статистике: Планшет № 6 «Средние величины»

2. Ситуационные задачи.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Мода и медиана.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Средняя величина - это величина, которая средним цифровым значением характеризует изучаемое явление или признак.

Виды средних величин:

-мода

-медиана

-средняя арифметическая

-простая

-взвешенная

 

Недостатки средних величин заключаются в том, что за ними не видно индивидуальных различий изучаемого явления.

Средние величины рассчитываются из вариационного ряда.

Вариационный ряд - ряд чисел, расположенных в определенном порядке, характеризующих один признак, но отличающихся друг от друга по своей величине.

Виды вариационных рядов:

· убывающий

· нарастающий

· неопределенный

· сгруппированный

Вариационный ряд характеризуют следующие признаки: варианта, частота, мода, медиана, амплитуда, лимит, интервал и др.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 5

 

а) Средняя арифметическая простая рассчитывается из вариационного ряда, в котором каждая варианта встречается один раз. Она рассчитывается по формуле:  

б) Средняя арифметическая взвешенная высчитывается из вариационного ряда, в котором каждая варианта встречается один раз и более.

Она рассчитывается: - непосредственным способом

- по способу моментов

Средняя арифметическая взвешенная непосредственным способом рассчитывается по формуле:

 

ЗАДАЧА 1. Определите средний вес 25 подростков (непосредственным способом).

Вес в   кг                ( V )           Число подростков         ( P )                      VP  
           59            60            61            62            63            64            65                               1            4            6            9            3            2            1       

        n                       =         26

 

в) Средняя арифметическая взвешенная по способу моментов рассчитывается по формуле:

В процессе работы необходимо дать характеристику изучаемого явления (характеристику разнообразия признака). Разнообразие (или похожесть) характеризуют:

- амплитуда

- лимит

- среднеквадратическое отклонение

- коэффициент вариации

г) Среднеквадратическое отклонение (сигма) характеризует колеблемость (вариабельность) вариационного ряда и является его абсолютной мерой. Чем большее число наблюдений будет находиться в пределах + одна сигма от средней арифметической, тем однообразнее будет вариационный ряд.

Сигма для средней арифметической, вычисленной по способу моментов, рассчитывается по формуле:

д) Коэффициент вариации характеризует колеблемость (вариабельность) вариационного ряда и является его относительной мерой. Чем меньше показатель, тем однороднее вариационный ряд. Различают степени градации вариации:

низкая (меньше 10,0 %)

средняя (10 - 20,0 %)

высокая ( больше 20,0 %)

е) Кроме характеристики разнообразия признака  оценивается достоверность результатов исследования - рассчитываются:

· ошибка средней арифметической

· доверительные границы средней арифметической

· достоверность разности результатов исследования

Ошибка средней арифметической - это поправка к результату выборочного исследования. Величина ошибки (m) показывает на сколько М отличается от результата, который был бы получен при исследовании всей генеральной совокупности. Ошибка рассчитывается по формуле:

 


ЗАДАЧА 2. Определите средний рост девушек 12- летнего возраста по способу моментов, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и ошибку средней арифметической:

Рост в см                               ( V   )          Число девушек                         ( Р )                     d                  dp            d2p
      136       137       138       139       140                 141                     15         17          22         20         19         18      

      n            =        111

 


УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 6

 

Произвести группировку вариационного ряда и вычислить среднюю арифметическую по способу моментов.

 

      Вес подростков в кг                          ( V )                                          Число подростков                   Р                   
                          48,0                           48,3                           50,7                           51,2                           52,8                           53,0                           54,6                           55,0                           56,4                           57,3                           58,1                           58,5                           59,6                           60,9                           61,2                           61,3                           61,8                           62,4                           62,5                           63,1                           64,9                                                                                                 1                   3                   4                   7                   11                   16                   22                   27                   30                   41                   39                    25                   21                   20                   17                   12                   9                   8                   4                   2                   1   

                         n                                  =            20

Группировку провести в следующей последовательности:

1. Определить амплитуду вариационного ряда:

А = Vмакс. - Vмин.       

2.Выбрать интервал (классовый промежуток - К)

3.Определить число вариант в сгруппированном интервальном ряду по формуле:

V =  + 1

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 7

 

Доверительные границы средних величин показывают в каких пределах можно доверять результатам выборочного исследования (М), или как он будет колебаться при переносе его на всю генеральную совокупность (М) с определенной долей вероятности (t). Коэффициент вероятности (достоверности) может выражаться в единицах или процентах:

t - 1 = 68,3 %

t - 2 = 95,5 %

t - 3 = 99,7 %

Для большинства медико-биологических исследований достаточной считается вероятность равная 95,5 %.

Доверительные границы рассчитываются по формуле:

М = М + tm

 

ЗАДАЧА 1. Группа больных коронарным атеросклерозом исследовалась на содержание холестерина в сыворотке крови. Среднее содержание холестерина у всех больных составляло 231+4,0 мг%. Определить доверительные границы средней арифметической с вероятностью безошибочного прогноза Р= 95,5% и Р= 99,7%.

ЗАДАЧА 2. Произведено обследование роста семилетних мальчиков (n=112) города Тобольска. Средний рост составил 123,96 + 0,50 см. Определить доверительные границы средней арифметической с вероятностью безошибочного прогноза Р=95,5%.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 8

 

Достоверность разности результатов исследования (t) рассчитывается для определения различия между несколькими показателями. При этом решается вопрос, является ли различие показателей существенным (обусловленным действием каких-то фактов), или вызвано случайными колебаниями.

Достоверность разности рассчитывается по формуле:

 

Различия считаются существенными, если t = 2 или больше 2. При этом разность соответствует вероятности безошибочного прогноза равной 95,5 %.

 

ЗАДАЧА 1. Изучалась обсемененность кожных покровов патогенной и условно-патогенной флорой с одновременным анализом других иммунологических показателей у онкологических больных по сравнению с группой здоровых.

 

  Число Обследованных    (n)    Среднее число микробных клеток на коже предплечья              (М)   M T
Больные ра- ком яичников   Здоровые женщины       28           20            78,5                29,7 + 3,0     + 2,0  

 

Определить существенны ли различия показателей обсемененности кожных покровов патогенной и условнопатогенной флорой в сравниваемых группах женщин.

 

ЗАДАЧА 2. Студентов-медиков исследовалось артериальное давление до и после сдачи экзаменов. Максимальное артериальное давление до сдачи экзаменов в среднем составило 127,2 + 3,0. После сдачи - 117,0 + 4,0 мм.рт.ст. Можно ли на основании этих данных считать, что действительно до сдачи экзаменов у студентов отмечалось некоторое повышение максимального артериального давления?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ЗАНЯТИЕ 4

ПОКАЗАТЕЛИ.»

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться вычислению показателей естественного движения населения и освоить методику их анализа; обучить студентов вычислению стандартизованных показателей и применению их при сравнении данных о летальности, заболеваемости различных по составу групп населения.

 

Для достижения этой цели студент должен :

Знать:

1. Основные разделы демографии

2. Показатели естественного движения

3. Стандартизованные показатели

Уметь:

1. Рассчитать и проанализировать показатели:

-рождаемости

-смертности

-естественного прироста

-младенческой смертности

-перинатальной смертности

2.Вычислить стандартизованные показатели (прямым методом)

 

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

 

1. Контрольный опрос                                                        - 15 минут

2.Выполнение учебного задания 9 и обсуждение    - 30 минут

результатов

3.Выполнение учебных заданий 10, 11                    - 45 минут

4.Объяснение преподавателем методики вычисления

стандартизованных показателей (прямой метод)    - 45 минут

5.Выполнение учебного задания 12 и обсуждение  - 40 минут

результатов

6.Подведение итога занятия                                      - 5 минут

 

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1.Лекции по социальной гигиене и организации здравоохранения.

2.А.Ф. Серенко, В.В. Ермаков «Социальная гигиена и организация здравоохранения». М., 1984, с. 185-230, 164-168.                                           

3. Ю.П. Лисицын, Н.Я. Копыт «Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения.» М., 1984, с. 143-153, 101-111.

4. Ю.П. Лисицын «Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения». М., 1987, т.1, с.278-292, 233-238, 314-337.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

5.Ю.П. Лисицын «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения», М., 1998, с.204-232, с.308-310.

 

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

I. Учебный стенд № 2 класса по статистике:

II. Планшет № 3 «Метод стандартизации».

Таблицы::                

6. Типы возрастной структуры населения

9. Медицинское свидетельство о смерти

III. Схемы: 

11. Перинатальная смертность.

IV. Статистический сборник: «Здравоохранение области»

V. Ситуационные задачи.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Демография как наука. Основные разделы демографии.

2. Перепись населения, методика проведения.

3. Основные типы возрастной структуры населения

4. Показатели естественного движения населения и методика их вычисления.

5. Младенческая смертность. Вычисление показателей младенческой смертности.

6. Перинатальная смертность. Методика вычисления показателя перинатальной смертности.

7. Показатели механического движения населения. Миграция населения в РФ.

8.Средняя продолжительность жизни.

9. Метод стандартизации. Способы вычисления стандартизованных коэффициентов.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Демография - наука о народонаселении.

В демографии различают: - статику

- динамику

 

Статика населения изучается методом переписи. Основной учетный документ- переписной лист. По данным переписи получают сведения о:

- численности населения

- половозрелом составе населения

- плотности населения

- месте жительства (город, село).

Различают три типа возрастной структуры населения:

- прогрессивный

- стационарный

- регрессивный

 

В зависимости от удельного веса лиц старше 60 лет в общем числе населения выделяют типы старения по Россету:

- демографическая молодость (8,0 - 10,0 %)

- собственно старения (11,0 - 12,0%)

- демографическая старость (больше 13,0%)

Динамика населения - изучает механическое и естественное движение населения.

Механическое движение:

- эмиграция

- иммиграция

- внутренняя миграция:

                                   - урбанизация

                                   - колонизация

                                   - маятниковая миграция

                                   - сезонная миграция

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 9

ЗАДАЧА 1. Построить возрастную пирамиду и определить тип структуры населения г. Мегиона по данным переписи если:

 

Возраст(лет)                                         Мужчины  Женщины Численность Населения Тип Возрастной структуры %
0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70-74 75-79 80 и старше 2596 2280 1724   773 1475 2908 2867 2190 1110   958   789   337   173     37     22       9     14    2511    2249    1777      979    1438    2678    2595    1987    1047      920      764      398      259        94        72        63        59    

  ВСЕГО       20262               19890                                          100,0

ЗАДАЧА 2. Построить возрастную пирамиду и определить тип структуры населения г.Надым по данным переписи, если:

 

Возраст (лет) Мужчины Женщины Численность Населения    Тип Возрастной  структуры %
0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70-74 75-79 80 и старше   2931   2893   2460   1302     458   3441   3514   3251   2131   1860   1495     425     134       28         8         9         4    2918    2777    2400    1385      413    3016    3301    3241    2093    1635    1244      326      160        68        36        43       30    

ВСЕГО:             27307            26352                                       100,0

ЗАДАЧА 3. Построить возрастную пирамиду и определить структуру населения г. Заводоуковска по данным переписи, если:

Возраст (лет) Мужчины Женщины Численность Населения Тип Возрастной Структуры %
0 – 4 1070 1098    
5 – 9 1103 1028    
10-14 967 954    
15-19 785 649    
20-24 792 726    
25-29 1014 960    
30-34 1163 1087    
35-39 1139 1030    
40-44 643 581    
45-49 622 671    
50-54 743 818    
55-59 697 818    
60-64 552 842    
65-69 216 516    
70-74 203 469    
75-79 158 375    
80 и старше 98 376    

ВСЕГО    11965         12998                                    100,0

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 10

 

Естественное движение - это текущее изменение численности населения в результате взаимодействия демографических процессов. Основными учетными документами являются:

1. Медицинское свидетельство о рождении (Ф-103/У-98)

2. Медицинское свидетельство о смерти (Ф-106/У-98)

3. Медицинское свидетельство о перинатальной смерти (Ф-106-2/У-98)

Естественное движение характеризуют показатели:

- Общий коэффициент рождаемости

- Коэффициент общей смертности

- Естественный прирост

 

Общий коэффициент рождаемости- показатель здоровья населения, который характеризует частоту родившихся живыми среди населения.

Рассчитывается по формуле:

Рождаемость = (общее число родившихся живыми за год) / (среднегодовая численность населения) Х 1000

 

Более точными показателями рождаемости являются: коэффициент общей плодовитости (КОП), коэффициент брачной плодовитости (КБП), повозрастной коэффициент плодовитости (ПКП), суммарный коэффициент плодовитости (СКП). Они рассчитываются по формуле:

КОП = (общее число родившихся живыми за год) / (среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет) Х 1000

ПБП = (общее число родившихся живыми за год от женщин, состоящих в браке) / (среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет, состоящих в браке) Х 1000

ПКП = (общее число родившихся живыми за год у женщин соответствующего возраста) / (среднегодовая численность женщин этого возраста) Х 1000

СКП = число детей, которых рожает ( в среднем) одна женщина за свой плодовитый век. (Число детей в семье). = (число детей родившихся от женщин за их фертильный период) / (число этих женщин).

 

Коэффициент общей смертности- показатель здоровья населения, который характеризует частоту умерших среди населения. Рассчитывается по формуле:

КОС = (общее число умерших за год) / (среднегодовая численность населения) Х 1000

Более точным является показатель отдельных возрастно-половых групп населения (ВС).

ВС = (Число умерших данного пола, в данном возрасте за год) / (Численность населения этого пола и возраста) Х 1000.

Младенческая смертность = один из вариантов возрастной смертности, который характеризует количество умерших детей в возрасте до 1 года. Младенческая смертность рассчитывается по формуле:

 

1. М .С. (простой способ) = (Число умерших до 1 года) / (Среднегодовое число родившихся за год) Х 1000

2. М .С. (способ Ратца) = (Число умерших до 1 года) / (1/3 родившихся в прошлом году + 2/3 родившихся в этом году) Х 1000

3. М .С. (способ Вахитова-Альбицкого) = (Число умерших до 1 года) / (1/5 родившихся в прошлом году + 4/5 родившихся в этом году) Х 1000

Естественный прирост населения - служит наиболее общей характеристикой динамики населения. Он может выражаться абсолютным числом, как разность между числом родившихся и умерших за год, но чаще рассчитывается как разность показателей рождаемости и смертности:

Е.П. = (Число родившихся за год - число умерших) / (среднегодовая численность населения) Х 1000

К одному из наиболее неблагоприятных демографических явлений относится отрицательный естественный прирост. Он свидетельствует о явном неблагополучии в обществе.

 

ЗАДАЧА 1.

В С-ком районе в 1997 году:

Численность населения 135000 человек
Родилось 1500 человек
Умерло 1900 человек
В числе умерших – детей 28 детей

 

В 1996 году в районе:

Коэффициент рождаемости 10,6%
Коэффициент смертности 13,6%
Коэффициент естественного прироста 3,0%
Коэффициент младенческой смертности 6,4%

Определить показатели естественного движения населения за 1997 год и дать сравнительный анализ с данными 1996 года.

 

ЗАДАЧА 2.

В Ш-ком районе в 1997 году:

Численность населения 80000 человек
Родилось 1500 человек
Умерло 700 человек
В числе умерших – детей в возрасте до 1 года 40 детей

 

В 1996 году в районе:

Коэффициент рождаемости 22,0%
Коэффициент смертности 11,1%
Коэффициент естественного прироста 11,0%
Коэффициент младенческой смертности 26,4%

    Определить показатели естественного движения населения за 1997 год и дать сравнительный анализ с данными 1996 года.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 11

 

Перинатальная смертность - это смертность плода от 22 недель беременности и во время родов, а также - новорожденноего на первой неделе жизни.

Перинатальная смертность рассчитывается по формуле:

П.С. = (Число мертворожденных + умерших на первой неделе жизни) / (Число родившихся живыми + мертвыми) Х 1000

В перинатальной смертности выделяют периоды:

- антенатальный

- интранатальный

- постнатальный

 

ЗАДАЧА 1.

В районе А. родилось живыми 1200 детей, мертворожденных – 5 детей, умерло детей на первой неделе жизни – 12. Определить показатель перинатальной смертности и сравнить его с показателями перинатальной смертности по району за предыдущий год – 15,2% и средним по РФ за 1996 год – 16,0%.

 

ЗАДАЧА 2

В родильных домах района Б. за год родилось живыми 3200 человек, мертворожденных – 92 человека, умерло детей в течение первой недели жизни – 48. Определить показатель перинатальной смертности и сравнить его с показателями перинатальной смертности по району за предыдущий год – 23,2% и средним по РФ за 1996 год – 16,0%.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 12

 

Стандартизация. Сущность метода стандартизации заключается в устранении влияния какого-либо фактора (возраст, пол, место жительства, сроки поступления в стационар и т.п.) на величину общего показателя. Стандартизация применятся в тех случаях, когда сопоставляемые совокупности неоднородны по своему составу (либо качественные, либо количественные). Например: смертность у молодых и пожилых; летальность в разных больницах и т.п.

Устранить эти различия можно методом стандартизации. Применяются методы: прямой, косвенный и обратный.

Прямой метод стандартизации имеет три этапа:

- вычисление специфических (интенсивных) показателей

- расчет стандарта (это сумма или полусумма двух сравниваемых совокупностей)

- вычисление ожидаемых чисел и стандартизованных показателей (условных величин, которые позволяют сравнивать две совокупности и делать выводы).

 

ЗАДАЧА 1.

Вычислить стандартизованные показатели послеоперационной летальности при непроходимости кишечника в больницах А и Б и сравнить их с показателями летальности, вычисленными обычным путем. За стандарт принять средний состав больных по срокам поступления в стационар от начала заболевания в больницах А и Б.

Срок поступления в стационар от начала заболевания

Больница А

Больница Б

  число больных число умерших Число Больных число умерших
До 6 часов 350 42 170 20
От 6 до 24 часов 273 49 215 37
Свыше 24 часов 104 30 418 116
Всего: 727 121 803 173

 

ЗАДАЧА 2.

Вычислить стандартизованные показатели заболеваемости болезнями периферической нервной системы в двух цехах и сравнить их с показателями, вычисленными обычным путем.

За стандарт принять состав рабочих по профессиям в обоих цехах.

Профессии

Цех А

Цех Б

  число рабочих число больных число рабочих число больных
Прессовщики 255 41 124 22
Вулканизаторы 153 11 215 19
Вальцовщики 111 5 364 23
Всего: 519 57 703 64

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

К ЗАНЯТИЮ «ДЕМОГРАФИЯ»

01. Демография - это наука, изучающая:

а) здоровье населения

б) факторную обусловленность здоровья

в) численность, состав и воспроизводство населения

г) состояние здравоохранения

02. Тип возрастной структуры населения России

а) стабильный

б) регрессивный

в) прогрессивный

03. Основным методом изучения показателей естественного движения населения следует считать:

а) текущую регистрацию демографических состояний

б) перепись населения

в) социологический опрос населения

г) все вышеперечисленное

04. Показателями естественного движения населения являются:

а) смертность

б) смертность по возрастным группам

в) рождаемость

г) суммарный коэффициент рождаемости

д) естественный прирост

05. Основными документами для регистрации рождения ребенка являются:

а) свидетельство о рождении

б) свидетельство о браке

в) заявление 2-х свидетелей

г) медицинское свидетельство о рождении

д) все выше перечисленное

06. Основными документами для регистрации смерти являются:

а) свидетельство о рождении

б) заявление 2-х свидетелей

в) заключение патологоанатома

г) медицинское свидетельство о смерти

д) все вышеперечисленное

07. При вычислении показателя учитывают- число родившихся за год

а) живыми

б) мертвыми

в) живыми и мертвыми

08. Общий показатель смертности населения вычисляется по формуле:

а) (число умерших за год Х 1000)/численность населения на начало года

б) (число умерших за год Х 1000)/среднегодовая численность населения

в) (число умерших старше одного года Х 1000)/средняя численность населения

г) (число умерших старше 1 года Х 1000)/численность населения старше 1 года

д) (число умерших Х 1000)/численность населения на конец года

09. Ведущее место в структуре общей смертности занимают:

а) травмы

б) болезни системы кровообращения

в) болезни органов дыхания

г) онкологические заболевания

10. Младенческая смертность - это смертность:

а) на 1-ой неделе жизни

б) на 1-ом месяце жизни

в) в течение 42 дней после рождения

г) на 1-ом году жизни

д) до 14 лет

11. Материнская смертность вычисляется:

а) на 100 родов

б) на 1000 родившихся живыми

в) на 100000 родившихся живыми

г) на 1000 женщин

д) на 1000 женщин фертильного возраста

е) все вышеперечисленное

12. Перинатальная смертность - это смертность детей

а) на первой неделе жизни

б) на первом месяце жизни

в) на первом году жизни

г) родившихся мертвыми и умершими на первой неделе жизни

13. Обобщающими показателями естественного движения населения являются:

а) миграция

б) рождаемость

в) смертность

г) естественный прирост

д) средняя продолжительность жизни

14. Естественный прирост населения - разница между:

а) рождаемостью и смертностью в трудоспособном возрасте

б) рождаемостью и смертностью по возрастным группам

в) рождаемостью и смертностью за год

г) рождаемостью и смертностью по сезонам года

д) все выше перечисленное

15. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется:

а) увеличением естественного прироста

б) нулевым естественным приростом

в) отрицательным естественным приростом

г) демографическим взрывом

д) волнообразностью демографического процесса

ЗАНЯТИЕ № 5

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Лекции по социальной гигиене и организации здравоохранения.

2. А.Ф. Серенко, В.В. Ермаков «Социальная гигиена и организация здравоохранения», М., 1984, с.115-123, 230-252.

3. Ю.П. Лисицын, Н.Я. Копыт «Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения», М., 1984, с.153-157.

4. Ю.П. Лисицын «Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения», М., 1987, т.1, с. 292-309, 337-344.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

5. Ю.П. Лисицын «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения», М., 1998, с.233-252, 310-314.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Учебный стенд № 2 класса по статистике:

Планшет № 1 «Виды графиков».

2. Альбом с учетной документацией по заболеваемости.

3. Таблицы:

1. статистический талон (ф.25-2/У)

2. экстренное извещение (ф.058/у)

3. медицинское свидетельство о смерти (ф.106/у-98)

4. листок нетрудоспособности

5. карта выбывшего из стационара (ф.066)

6. контрольная карта диспансерного наблюдения (ф.030)

4. Статистический сборник «Здоровье населения Тюменской области»

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Роль медицинских работников в изучении заболеваемости.

2. Изучение заболеваемости по данным обращаемости.

3. Изучение заболеваемости по данным профилактических медицинских осмотров.

4. Изучение заболеваемости по данным причин смерти.

5. Изучение заболеваемости по данным специального учета.

6. Понятия заболеваемость, распространенность и пораженность; методика вычисления и анализа показателей.

7. Понятия смертность, общая и больничная летальность; методика вычисления и анализа показателей.

8. Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

9. Виды и задачи графического изображения.

10. Методика построения диаграмм.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Изучение заболеваемости необходимо для:

- определения здоровья населения

- оперативного руководства и управления службой

- разработки профилактических мероприятий

- планирования здравоохранения

- оценки эффективности деятельности и качества работы ЛПУ

 

Методы изучения заболеваемости:

- по обращаемости

- по данным медицинских осмотров

- по данным причин смерти

- данным самооценки (анкетирования)

ПОКАЗАТЕЛИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ:

а) Первичная заболеваемость (заболеваемость, собственно заболеваемость) - это совокупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые в данном году выявленных заболеваний. Изучается по статистическим талонам уточненных и заключительных диагнозов со знаком «+».

Рассчитывается по формуле:

П.З.= (общее число заболеваний со знаком «+»)/(среднегодовое число населения) Х 1000

б) Распространенность (общая заболеваемость, болезненность, суммарная заболеваемость, контингенты больных) - это совокупность всех имеющихся среди населения заболеваний, как впервые выявленных в текущем году, так и вновь обратившихся в данном году из числа ранее диагностированных (хронические заболевания. В учет берутся все статистические талоны уточненных диагнозов (со знаком «+» и « - «).

Рассчитывается по формуле:

Р. = (сумма всех заболеваний со знаком «+» и «-«)/(среднегодовое число населения) Х 1000

в) Пораженность (патологическая пораженность) - это число заболеваний, выявленных по данным медицинских осмотров. Рассчитывается по формуле:

П . = (число всех заболеваний, выявленных на медицинских осмотрах) / (число лиц, осмотренных с профилактической целью) Х 1000.

Показатель пораженности лучше рассчитывать к определенному заболеванию.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 13

 

ЗАДАЧА 1. Вычислить показатели заболеваемости, распространенности и пораженности гипертонической болезнью (на 1000) населения города А. и дать сравнительный анализ их с аналогичными показателями по этому городу за 1996 год.

 

Среднегодовая численность населения города А в 1997 году – 120000 человек;

В поликлиниках города зарегистрировано заболеваний гипертонической болезнью -2600 случаев;

- из них впервые возникшие в данном году – 680 случаев;

- в том числе выявлено на профилактическом осмотре (осмотрено с целью выявления гипертонической болезни 11500 человек) -75 случаев.

В 1996 году показатель заболеваемости населения города А. гипертонической болезнью – 5,9%

- показатель распространенности – 23,1%

- показатель пораженности – 6,5%

 

ЗАДАЧА 2. Вычислить показатель заболеваемости, распространенности и пораженности туберкулезом (на 10000) населения области Н и дать сравнительный анализ из с аналогичными показателями по этой области за 1996 год.

Средняя численность населения области Н. в 1997 году – 1580000 человек;

В лечебно-профилактических учреждениях области зарегистрировано заболеваний

- туберкулезом –81000 случаев;

из них впервые возникшие в данном году - 1820 случаев

в том числе выявлено на профилактических осмотрах (осмотрено с целью выявления туберкулеза 1124000 человек) – 1010 случаев.

В 1996 году показатель заболеваемости туберкулезом населения области Н – 13,5%;

- показатель распространенности – 54,2%;

- показатель пораженности – 9,8%.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 14

 

Заболеваемость, подлежащая специальному учету:

а) Инфекционная заболеваемость. Подлежат учету все острые инфекционные заболевания. Учетная форма - 058/у (экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, а так же необычной реакцией на прививку). Рассчитывается только показатель первичной заболеваемости.

б) Заболеваемость важнейшими и не эпидемическими заболеваниями. Подлежат учету заболевания, имеющих большое распространение среди населения. Для их изучения используются учетные формы:

- 089/У - Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, сифилиса, гонореи, трихомониоза, хламидиоза, уреаплазмоза, гарднереллеза, урогенитального кандидоза, аноурогенитального герпеса, аноурогенитальных остроконечных кандилом, фавуса, трихофитии, микоза стоп, чесотки, трахомы, а также психического заболевания.

Рассчитываются все три показателя заболеваемости.

- 090/У - Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования. Рассчитываются все три показателя заболеваемости.

- 091/У - Извещение о больном с впервые жизни установленным диагнозом наркомании (токсикомании). Рассчитываются все три показателя заболеваемости.

в) Госпитализированная заболеваемость. Учитываются заболевания по поводу которых были госпитализированы. Учетная форма - 066 (Карта выбывшего из стационара). При анализе рассчитываются показатели:

· госпитализированная заболеваемость = (число госпитализированных больных) / (среднегодовое число населения) Х 1000.

· больничная летальность = (число умерших больных) / (число выбывших больных) Х 100

· общая летальность, рассчитывается в поликлинике = (число умерших больных из наблюдавшихся в поликлинике) / (число больных, состоявших на учете в поликлинике) Х 100.

Этот показатель можно рассчитывать и по отдельным нозологиям.

г) Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Учетная форма - листок нетрудоспособности. Отчетная форма - 16 -ВН (сведения о причинах временной нетрудоспособности). При анализе заболеваемости с временной утратой трудоспособности рассчитываются показатели:

· Число случаев нетрудоспособности на 100 работающих = (число случаев нетрудоспособности) / (среднегодовое число работающих) Х 100

· Число дней нетрудоспособности на 100 работающих = (число дней нетрудоспособности) / (среднегодовое число работающих) Х 100

· Средняя длительность 1 случая нетрудоспособности = (число дней нетрудоспособности) / (число случаев нетрудоспособности).

· Удельный вес какого-либо заболевания в случаях = (число случаев нетрудоспособности по этому заболеванию) / (число всех случаев нетрудоспособности) Х 100

· Удельный вес какого-либо заболевания в днях = (число дней нетрудоспособности по этому заболеванию)/( число всех дней нетрудоспособности) Х 100

Вычисление и анализ показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности. При выполнении задания необходимо:

1. Вычислить показатель заболеваемости с временной утратой трудоспособности на предприятии за 2007 год;

2. Определить удельный вес травматизма в общем числе случаев и дней нетрудоспособности.

3. Оценить полученные показатели, сравнив их с аналогичными данными по предприятию за 2006 год. Дать анализ в письменном виде.

 

В управлении буровых работ в 2007 году:

· среднегодовое число работающих – 689

· число случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности - 528

· в том числе несчастных случаев – 46

· число дней временной нетрудоспособности – 6442

· в том числе по поводу травм – 1203

Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности на данном предприятии в 2006 году:

· число случаев утраты трудоспособности на 100 работающих – 53,8

· в том числе травматизма – 5,9

· число дней утраты трудоспособности на 100 работающих – 671,6

· в том числе по поводу травматизма – 132,3

· средняя длительность одного случая утраты трудоспособности – 12,5

Удельный вес травматизма:

· в общем числе случаев нетрудоспособности – 8,9%

· в общем числе дней нетрудоспособности – 18%

 

· ЗАДАЧА 2.

· В вышкомонтажном управлении в 2007 году:

· среднегодовое число работающих – 505

· число случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности – 314

· в том числе несчастных случаев – 38

· число дней временной нетрудоспособности – 3601, в том числе по поводу травм – 725

Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности на данном предприятии в 2006 году:

· число случаев утраты трудоспособности на 100 работающих – 71,2  

· в том числе травматизма – 13,1

Число дней утраты трудоспособности на 100 работающих 830,7

в том числе по поводу травматизма – 209,0

Средняя длительность одного случая утраты трудоспособности – 11,7

Удельный вес травматизма:

· в общем числе случаев нетрудоспособности – 17,3%

· в общем числе дней нетрудоспособности – 24,3%

 

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 15

ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Применение графических изображений в санитарной статистике обеспечивает:

· наглядность полученных данных

· анализ материала

· выявление каких-то закономерностей и тенденций

· популяризацию знаний     

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ЗАНЯТИЮ «ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ»

01. К методам изучения заболеваемости можно отнести данные, полученные:

а) по обращаемости

б) по медицинским осмотрам

в) по причинам смерти

г) все вышеперечисленное

02. Основной учетный документ при изучении заболеваемости по обращаемости не подлежащей специальному учету:

а) извещение о больном с впервые установленным диагнозом (Ф-089/У)

б) листок нетрудоспособности

в) экстренное извещение об....(Ф-058/У)

г) карта выбывшего из стационара (Ф-066/У)

д) статистический талон уточненного диагноза (Ф-025-2/У, Ф-025-10/У)

03. Учетный документ при изучении инфекционной заболеваемости

а) извещение о больном с впервые установленным диагнозом (Ф-090/У)

б) листок нетрудоспособности

в) экстренное извещение об...(Ф-058/У)

г) карта выбывшего из стационара (Ф-066/У)

д) статистический талон уточненного диагноза (Ф-025-2/У)

04. Учетный документ при изучении заболеваемости с временной утратой трудоспособности

а) извещение о больном с впервые установленным диагнозом...(Ф-091/У)

б) листок нетрудоспособности

в) экстренное извещение об ... (Ф-058/У)

г) карта выбывшего из стационара (Ф-066/У)

д) статистический талон уточненного диагноза (Ф-025-2/У, Ф-025-10/У)

05. При выявлении туберкулеза или подозрении на него врач заполняет:

а) экстренное извещение об ...(Ф-058/У)

б) карту выбывшего из стационара (Ф-066/У)

в) извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом...(Ф-089/У)

г) статистический талон уточненного диагноза (Ф-025-2/У, 025-10/У)

д) листок нетрудоспособности

06. При выявлении онкологического заболевания врач заполняет:

а) экстренное извещение об ... (Ф-058/У)

б) извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом...(Ф-090/У)

в) листок нетрудоспособности

г) карту выбывшего из стационара (Ф-066/У)

д) статистический талон уточненного диагноза (Ф-025-2/У, 025-10/У)

07. Впервые в жизни установленный диагноз относится к понятию:

а) первичное посещение

б) первичная заболеваемость

в) болезненность

г) обращаемость

д) острые заболевания

08. Совокупность всех первичных обращений в ЛПУ в течение года относится к понятию:

а) первичная заболеваемость

б) болезненность

в) патологическая пораженность

г) обращаемость

д) хроническая болезнь

09. Количественным показателем заболеваемости является:

а) средняя продолжительность лечения

б) средняя длительность пребывания больного в стационаре

в) уровень заболеваемости

г) структура заболеваемости

д) все вышеперечисленное

10. В структуре заболеваемости населения по данным обращаемости на первом месте стоят болезни:

а) системы кровообращения

б) системы пищеварения

в) органов дыхания

г) нервной системы

д) костно-мышечной системы

11. Первое место в структуре заболеваемости детей в возрасте до 1 года занимают болезни:

а) инфекционные и паразитарные

б) нервной системы и органов чувств

в) органов дыхания

г) кожи и подкожной клетчатки

д) органов пищеварения

12. Уровень заболеваемости детей в сравнении со взрослыми:

а) ниже

б) одинаковый

в) выше

13. Для наглядного изображения сезонных колебаний используют диаграмму:

а) секторную

б) внутристолбиковую

в) радиальную

14. Для наглядности изображения структуры заболеваемости может быть использована диаграмма:

а) столбиковая

б) секторная

в) линейная (динамическая кривая)

г) радиальная

д) картодиаграмма

15. Данные о заболеваемости, рассчитанные на 1000 населения за 10 лет (по годам) могут быть представлены в виде диаграммы:

а) секторной

б) столбиковой

в) внутристолбиковой

г) линейной (динамической кривой)

д) радиальной

Медицинская статистика

(методические рекомендации для студентов всех факультетов)

 

 

Тюмень, 2016 г.

 


Методические рекомендации по теме: “Санитарная (медицинская) статистика”, составленные согласно рабочей программе, содержат основные методические вопросы медицинской статистики и соответствуют ФГОС ВО.

 

Рекомендации предназначены для студентов всех факультетов

 

Методические рекомендации составили:

Заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, д.м.н. Брынза Н.С.

Доценты: Костров В.И., Важенин А.А.

 

 

Рецензент:

Заведующий кафедрой Мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, к.м.н., доцент А.В. Шидин

 

 

 

 Методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании

кафедры

"____" _______________ 2016 г.

 

 




ВВЕДЕНИЕ

 

Характерной чертой современного развития науки, в том числе и медицинской, является процесс, справедливо называемый математизацией науки. В основном этот процесс связан с использованием статистического метода, который дает возможность наряду с качественными особенностями изучаемых явлений описать и их количественные закономерности.

Отечественная медицина всегда признавала большое значение медицинской статистики, особенно для научных медицинских исследований. Крупнейшие русские ученые прошлого (хирурги: Н.И. Пирогов, В.А. Оппель, терапевт В.А. Манасеин и многие другие) широко применяли медицинскую статистику в своих исследованиях.

Однако, умение медицинских работников пользоваться медико-статистическими приемами, к сожалению, значительно отстает от общего признания ими важности статистики для научной медицинской работы. О медицинской статистике часто вспоминают в конце научного исследования, т.е. когда допущенные ранее статистические ошибки планирования и организации этого исследования исправить уже почти невозможно. На самом же деле знание основных принципов и методов статистической обработки нужно врачу не в конце, а в начале его научной работы.

Кроме того, каждый медицинский работник должен уметь определять и правильно оценивать показатели здоровья населения, эффективности лечебных и профилактических мер, анализировать деятельность учреждения и работу на своем участке.

Вот почему, каждый медицинский работник должен владеть основными методами санитарной статистики и уметь применять их в повседневной работе.

В соответствии с рабочей программой основы медицинской статистики изучаются в 8 семестре. Практические занятия основаны на самостоятельном выполнении учебных заданий и активности студентов. На занятиях применяется программированный контроль знаний студентов, решаются ситуационные задачи, рассматриваются и заполняются основные учетно-отчетные документы, применяемые в работе лечебно-профилактических учреждений.

Поощряется активность студентов, лучшим представляется возможность выполнения курсовой работы.



ЗАНЯТИЕ № 1

 

ТЕМА: «МЕТОДИКА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

 

Цель занятия: научиться составлению развернутого плана статистического исследования, ручной обработке и сводке материала, составлению качественных группировок, простых, групповых и комбинационных таблиц.

Для достижения этой цели студент должен 

Знать:

1.Методику статистического исследования:

- развернутый план и программу исследования

- статистическое наблюдение 

- разработку и сводку статистического материала

- научный анализ и выводы

Уметь :

1. Провести шифровку и группировку материала

2. Составить таблицы:

- разработочную

- простую

- групповую

- комбинационную

3. Провести анализ материала и сделать выводы

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1.Вводное слово преподавателя        -15 мин.

2.Контрольный опрос                        -20 мин

3.Пояснение преподавателем отдельных

положений методики статистического

исследования                                   - 10 мин.

4.Выполнение студентами учебного

задания № 1                                        - 90 мин.

5.Обсуждение выполненного задания - 30 мин.

6.Подведение итога занятия               - 10 мин.

ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ

1. Лекции по социальной гигиене и организации здравоохранения.

2. А.Ф. Серенко, В.В. Ермакова «Социальная гигиена и организация здравоохранения», М., 1984, с.102-113, 168-184.

3. Ю.П.Лисицын, Н.Я. Копыт «Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения», М., 1984, с. 49-52, 111-143.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

4. Ю.П.Лисицын «Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения», М., 1987, т.1, с.200-218.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

I. Учебный стенд 1.

II. Таблицы № :

1. Этапы статистического исследования.

2. Логическая структура темы: «Статистические таблицы»

3. Простая таблица

4. Групповая таблица

5. Комбинационная таблица.

6. Статистический талон (ф.025 - 2 /у, 025 - 10/у)

7. Карта выбывшего из стационара (ф. 066/у)

8. Медицинское свидетельство о смерти (ф. 106/у - 98)

9. Контрольная карта диспансерного наблюдения (ф.030/у)

III. Статистическая классификация болезней, травм и причин смерти.

IV. Заполненные врачами поликлиник статистические талоны (ф.025 - 10/у) или (025 - 2\ 4).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.   Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет изучения

2.   Роль статистики в медицине и здравоохранении.

3.   Показатели здоровья населения и факторы, влияющие на него.

4.   Этапы статистического исследования.

5.   Развернутый план статистического исследования.

6.   Способы статистического наблюдения и регистрации.

7.   Сплошное и выборочное статистическое наблюдение.

8.   Единовременное и текущее статистическое наблюдение.

9.   Ошибки статистического наблюдения ( собирания материала ).

10 Виды группировок и их примеры.

11.Статистическая сводка и обработка

12.Статистические таблицы (простые, групповые,. комбинационные)

13.Международная классификация болезней, травм и причин смерти, ее назначение и содержание..

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Общественное здоровье и здравоохранение - наука, изучающая общественное здоровье населения и факторы на него влияющие (социальные проблемы здравоохранения).


 

  Социально-экономические условия       З.О.   10 %

 

 

 


Биологические факторы

 

  20 %

 

 

  25 %   Труд 1.Демографические показатели 2.Заболеваемость 3.Физическое развитие   Быт   25 %

 

 

 

 

  Физические факторы     20 %

 

Рис.1. Показатели здоровья и факторы на него влияющие.

-контроль (арифметический и логический)

-шифровка

-группировка (количественная и качественная)

-сводка (подсчет данных и заполнение статистических таблиц



Дата: 2019-02-19, просмотров: 529.