Цель: рассмотреть феномены сознания и познания средствами философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Знать основные теории происхождения сознания.

Уметь дифференцировать сознание и самосознание, мышление и язык.

Владеть категориальным аппаратом по теме занятия.

Часть 1. Тема: Проблема сознания в философии (2 часа).

Вопросы для самоподготовки:

Постановка проблемы сознания в истории философии.

Структура и источники сознания. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания.

Общественная природа сознания. Проблема идеального.

Сознание и язык. Естественные и искусственные языки. Язык как средство общения и познания.

Самосознание. Структура и формы самосознания.

Основные понятия темы:

Сознание, рефлексия, самосознание, отражение, психика, идеальное, язык, мышление.

 

Литература к теме:

1. 1.Алексеев, П. В. Философия [Текст] : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. - 588 с. - (Классический университетский учебник).  

2.Философия [Текст] : учебник / МГУ им. М. В. Ломоносова ; А. В. Аполлонов и др.; ред. : А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ, 2013. - 672 с. - (Классический универ. учебник).

3.Философия [Текст] : учебник / МГУ им. М. В. Ломоносова ; А. В. Аполлонов и др.; ред. : А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ, 2015. - 670 с. - (Классический универ. учебник).

 

 

Темы докладов:

1. Самосознание как фактор развития личности.

2. Философское понимание роли коммуникации в развитии общества.

3. Восприятие сознания как био-социального феномена в философии и    

 медицине.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему проблема сознания столь трудна для понимания и разрешения?

2. Какова структура сознания?

3. Каковы предпосылки возникновения сознания в фило- и онтогенезе?

4. Какова роль категории «самосознание» в учении о сознании?

5. Каковы отличия трактовок сознания в философии и психологии?

6. Каковы функции сознания?

 

Семинарское занятие № 24.

Часть 2: Теория познания (4 часа).

 

Часть 2.1. Познавательные способности человека (2 часа).

Цель: сформировать представления о познавательных возможностях человека.

Знать структуру знания, суть феноменов творчества и интуиции.

Уметь различать виды знания и познания.

Владеть категориальным аппаратом о теме занятия.

Вопросы для самоподготовки:

 

1. Проблема познания в истории философской мысли. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.

Структура знания. Чувственное познание и его элементы. Специфика чувственного познания общественного человека.

Единство чувственного и рационального. Понятие как основная форма рационального познания.

Творчество и интуиция.

Основные понятия темы:

Познание, знание, гносеология, рационализм, эмпиризм, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция.

 

Литература к теме:

1.Алексеев, П. В. Философия [Текст] : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. - 588 с. - (Классический университетский учебник).  

2.Философия [Текст] : учебник / МГУ им. М. В. Ломоносова ; А. В. Аполлонов и др.; ред. : А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ, 2013. - 672 с. - (Классический универ. учебник).

3.Философия [Текст] : учебник / МГУ им. М. В. Ломоносова ; А. В. Аполлонов и др.; ред. : А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ, 2015. - 670 с. - (Классический универ. учебник).

Темы докладов:

1. Значение творчества и интуиции в профессиональной деятельности

2. Исторический и философский аспекты феномена познания окружающего мира.

3. Проблема ограниченности познавательной способности человека: философский и медицинский анализ.

Вопросы для самоконтроля:

1.  Что такое гносеология и эпистемология? Каково их соотношение?

2. В чем особенность агностицизма и скептицизма?

3. Какова структура познания?

4. Охарактеризуйте чувственную познавательную способность человека, перечислите ее элементы.

5. Охарактеризуйте абстрактно-мыслительную способность человека, перечислите ее элементы.

6. Какова роль интуиции в процессе познания?

7. Перечислите виды интуиции. Каковы условия возникновения интуиции?

Семинарское занятие № 25.

Часть 2.2. Тема: Истина и познание (2 часа).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.