Планы семинарских занятий по философии
Модуль 1 «Формирование философской мысли» (14 часов).
Семинарское занятие № 1.
Тема: Введение в философию: предмет, проблематика, функции (2 часа).
Цель: познакомить студентов с генезисом понятия «философия».
Знать: исторический контекст возникновения философии.
Уметь: ориентироваться в основных направлениях философии.
Владеть знаниями о предмете, задачах и функциях философии как науки.
Вопросы для самоподготовки:
Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.
Истоки философии: мифология, религия. Специфика философского миропонимания. Предмет философии.
Основные философские направления – материализм и идеализм. Плюрализм философских учений.
Задачи и функции философии. Основные разделы философии.
Философия и медицина в их исторической взаимосвязи.
Основные понятия темы:
Аксиология, гносеология, диалектика, идеализм, материализм, метод, методология, мировоззрение, мифология, объективный идеализм, онтология, религия, субъективный идеализм, философия, эпистемология, этика, эстетика.
Литература к теме:
1. Алексеев, П. В. Философия [Текст] : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. - 588 с. - (Классический университетский учебник).
2. Философия [Текст] : учебник / МГУ им. М. В. Ломоносова ; А. В. Аполлонов и др.; ред. : А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ, 2013. - 672 с. - (Классический универ. учебник).
3. Философия [Текст] : учебник / МГУ им. М. В. Ломоносова ; А. В. Аполлонов и др.; ред. : А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ, 2015. - 670 с. - (Классический универ. учебник).
Темы докладов:
1. Философские аспекты медицины.
2. Здоровье как философская проблема.
3. Философия как фактор формирования мировоззрения медицинского работника.
4. Применение философских методов во врачебной работе.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое мировоззрение?
2. Какие уровни мировоззрения существуют?
3. Какие типы и виды мировоззрения существуют?
4. Чем философское мировоззрение отличается от других видов мировоззрений?
5. Что такое философия в современном понимании?
6. Перечислите основные проблемы, решаемые философией.
7. Что является предметом изучения философии?
8. Назовите основные разделы современной философии.
9. Каковы функции философии? В чем их сущность?
10. Проследите взаимосвязь философии и медицины?
Семинарское занятие № 2.
Тема: Философия Древнего Востока (2 часа).
Цель: рассказать о происхождении, видах и методологии древневосточной
Философии.
Знать: культурно-исторический контекст формирования философии Древнего Востока.
Уметь: дифференцировать основные школы древневосточной философии.
Владеть: представлениями о мире и человеке в философских школах Древнего Востока.
Вопросы для самоподготовки:
Предпосылки возникновения и место появления философии.
2. Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) и в неортодоксальных (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята) философских школах.
Семинарское занятие № 3.
Тема: Древнегреческая философия (4 часа).
Часть 1. Начало философии в Древней Греции (2 часа).
Цель: сформировать систему знаний об истоках древнегреческой философии.
Знать: об особенностях формирования философской системы Др. Греции.
Уметь: классифицировать школы древнегреческой философии.
Владеть: знаниями об онтологии и гносеологии философов Др. Греции.
Вопросы для самоподготовки:
Истоки древнегреческой философии. Греческие мыслители в поисках «первоначала» всего сущего: милетская школа, пифагорейский союз, элейская школа.
Гераклит как родоначальник диалектики. Атомизм Демокрита.
Гуманистическая направленность философии софистов.
Семинарское занятие № 4.
Тема: Идеалистическая трактовка бытия у Платона и Аристотеля. Эллинистическая философия (2 часа).
Цель: познакомить студентов с системой эллинистической философии
Семинарское занятие № 5.
Тема: Средневековая философия и философия эпохи Возрождения (4 часа).
Часть 1. Средневековая философия (2 часа).
Средневековья.
Семинарское занятие № 6.
Часть 2. Тема: Философия эпохи Возрождения (2 часа).
Семинарское занятие № 7.
Рубежный контроль – тестирование (2 часа).
Модуль 2 «История западноевропейской и русской философии» (16 часов).
Семинарское занятие № 8.
Тема: Философия Нового времени и Просвещения (4 часа).
Цель: ознакомить студентов с философскими концепциями Нового времени.
Семинарское занятие № 8.
Часть 1. Тема: Философия Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спиноза (2 часа).
Вопросы для самоподготовки:
Семинарское занятие № 9.
Часть 2. Тема: Философия эпохи Просвещения (2 часа).
Семинарское занятие № 10.
Тема: Немецкая классическая философия (4 часа).
Часть 1. Тема: Философия И. Канта, И.Г. Фихте и Ф. Шеллинга (2 часа).
Семинарское занятие № 11.
Часть 2. Тема: Философия Г. Гегеля и формирование философии марксизма (2 часа).
Семинарское занятие № 12.
Семинарское занятие № 13.
Семинарское занятие № 14.
Часть 2. Тема: Русская философия XIX века (2 часа).
Семинарское занятие № 15.
Семинарское занятие № 16.
Часть 1. Тема: Бытие и материя (2 часа).
Вопросы для самоподготовки:
Семинарское занятие № 17.
Часть 2. Движение. Пространство. Время (2 часа).
Цель: раскрыть содержание понятий движение, пространство, время.
Семинарское занятие № 18.
Часть 3. Тема: Диалектика (2 часа).
Семинарское занятие № 19.
Тема: Синергетика как новое мировидение (2 часа).
Научном методе.
Семинарское занятие № 20.
Тема: Основы философского понимания человека: философская антропология и психоанализ (4 часа).
Часть 1. Тема: Философская антропология (2 часа).
Семинарское занятие № 21.
Часть 2. Тема: Философские аспекты психоанализа (2 часа).
Семинарское занятие № 22.
Рубежный контроль – тестирование (2 часа).
Модуль 4 «Наука и общество» (16 часов).
Семинарское занятие № 23.
Тема: Проблема сознания и теория познания в философии (6 часов).
Семинарское занятие № 24.
Часть 2: Теория познания (4 часа).
Часть 2.1. Познавательные способности человека (2 часа).
Творчество и интуиция.
Основные понятия темы:
Познание, знание, гносеология, рационализм, эмпиризм, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция.
Литература к теме:
1.Алексеев, П. В. Философия [Текст] : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. - 588 с. - (Классический университетский учебник).
2.Философия [Текст] : учебник / МГУ им. М. В. Ломоносова ; А. В. Аполлонов и др.; ред. : А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ, 2013. - 672 с. - (Классический универ. учебник).
3.Философия [Текст] : учебник / МГУ им. М. В. Ломоносова ; А. В. Аполлонов и др.; ред. : А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ, 2015. - 670 с. - (Классический универ. учебник).
Темы докладов:
1. Значение творчества и интуиции в профессиональной деятельности
2. Исторический и философский аспекты феномена познания окружающего мира.
3. Проблема ограниченности познавательной способности человека: философский и медицинский анализ.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое гносеология и эпистемология? Каково их соотношение?
2. В чем особенность агностицизма и скептицизма?
3. Какова структура познания?
4. Охарактеризуйте чувственную познавательную способность человека, перечислите ее элементы.
5. Охарактеризуйте абстрактно-мыслительную способность человека, перечислите ее элементы.
6. Какова роль интуиции в процессе познания?
7. Перечислите виды интуиции. Каковы условия возникновения интуиции?
Семинарское занятие № 25.
Часть 2.2. Тема: Истина и познание (2 часа).
Аспекты.
Формы истины.
Семинарское занятие № 26.
Тема: Философия и методология науки (4 часа).
Часть 1. Тема: Развитие науки. Научная картина мира (2 часа).
Семинарское занятие № 27.
Часть 2. Тема: Научное познание (2 часа).
Семинарское занятие № 28.
Часть 1. Тема: Философия истории (2 часа).
Семинарское занятие № 29.
Часть 2. Тема: Личность и общество (2 часа).
Семинарское занятие № 30.
Тема: Философия культуры (2 часа).
Семинарское занятие № 31.
Рубежный контроль – тестирование (2 часа). Итоговое тестирование.
Вопросы к экзамену по философии для студентов лечебного факультета
1. Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Плюрализм философских учений.
2. Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в неортодоксальных (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята) и ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) философских школах Древней Индии.
3. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство, моизм, даосизм, номинализм, легизм. Учение о человеке в древнекитайской философии.
4. Истоки древнегреческой философии: милетская школа, пифагорейский союз, элейская школа, атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
5. Философия Платона (теория познания, учение об идеальном государстве).
6. Философия Аристотеля (метафизика, учение о душе, социально-политические взгляды).
7. Теоцентризм средневековой философии (патристика, схоластика, полемика реализма и номинализма).
8. Философия Августина Блаженного (учение о Боге, о соотношении добра и зла, веры и разума).
9. Философия Фомы Аквинского (метафизика, социальные взгляды).
10. Философия эпохи Возрождения. Социально-философские идеи гуманистов 16 века. Естественнонаучная мысль эпохи Возрождения и ее связь с философией.
11. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. Философия Ф. Бэкона (индуктивный метод познания, проблема очищения интеллекта от заблуждений).
12. Философия Р. Декарта (дедуктивный метод познания, учение о врожденных идеях).
13. Философия Т. Гоббса (номинализм и материализм). Пантеизм Б. Спинозы (учение о субстанции, этика). Монадология Г. Лейбница.
14. Разработка гносеологических доктрин в английской философии 18 века. Сенсуалистическая теория Д. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма.
15. Социальная философия французского Просвещения. Географический детерминизм Ш.-Л. Монтескье. Философия истории Ф.-М. Вольтера. Философское значение трактатов Ж.-Ж. Руссо об обществе, культуре и воспитании. Французский материализм 18 века.
16. Философия И.Канта (учение о трансцендентальном и эмпирическом субъекте познания, анализ механизма процесса познания, априоризм и агностицизм).
17. Морально-практическая философия И.Канта («Категорический императив», соотношение морали и религии, социально-философские идеи).
18. Философия И.Г. Фихте (наукоучение как теоретическая философия, этико-социальная философия).
19. Философия Ф.В.И. Шеллинга (натурфилософия и трансцендентальный идеализм, эстетика).
20. Философия Г. Гегеля (тождество бытия и мышления «Феноменология духа», учение о логическом процессе «Наука логики», философия природы и диалектика, философия истории).
21. Философия марксизма (проблема отчуждения, историософские взгляды К.Маркса, разработка материалистической диалектики, социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса).
22. Неклассическая философия (Позитивизм О. Конта, прагматизм Ч. Пирса, неокантианство Г. Коген, Г. Риккерт).
23. «Философия жизни» Ф. Ницше (Иррационализм в теории познания, представление о сверхчеловеке, критика христианства.
24. Иррационализм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление.
25. Философия экзистенциализма (С. Кьеркегор как родоначальник экзистенциализма, проблема личности и смысла жизни в «философии абсурда» А. Камю, экзистенциальная диалектика Ж.-П. Сартра).
26. Философские представления Киевской Руси (XI-XIII вв.). Становление русской средневековой философии в XIV-XVII веках. Философские направления русской философии XVIII века: «философия разума» (М. Ломоносов, А. Кантемир, В. Татищев); «философия веры» (русское масонство), «философия чувства» (М. Щербатов, Н. Карамзин, А.Н. Радищев).
27. Основная парадигма русской культуры и философии в творчестве П.Я. Чаадаева. Славянофильство (А. Хомяков) и западничество (А. И. Герцен). Формирование материализма в русской философии (Н.Г. Чернышевский).
28. Мировоззрение русских писателей (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой): проблема религии и веры, интерпретация христианской этики, проблема смысла жизни.
29. Философия В.С. Соловьева (концепция всеединства и идея Богочеловечества, эволюция природы и общества), софиология С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского.
30. Философия «русского космизма» (религиозный и естественнонаучный варианты космизма. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова, представление В.И. Вернадского о ноосфере. Учение К.Э. Циолковского о «разумных атомах»).
31. Философия Н.А. Бердяева (религиозный экзистенциализм).
32. Категория бытия в философии и ее теоретико-методологическое и общекультурное значение. Основные формы бытия.
33. Историческое развитие представлений о материи. Философское значение основных открытий в физике конца XIX – начала XX века. Эволюция материи и уровни ее структурной организации.
34. Материя и движение. Основные типы движения. Формы движения материи и современная наука.
35. Понятия пространства и времени. Концепции пространства и времени. Проблема размерности пространства и времени. Качественное многообразие форм пространства и времени.
36. Диалектика. Историко-философская эволюция понимания диалектики. Категории диалектики. Диалектические закономерности.
37. Принципы диалектического развития.
38. Законы диалектики. Развитие: прогресс и регресс. Критерии прогресса. Модели развития.
39. Синергетика как общая теория самоорганизации. Предмет синергетики. Системность и самоорганизация как неотъемлемые свойства материи. Применение синергетического подхода для изучения живой и неживой природы.
40. Понятие энтропии, хаоса, бифуркации, диссипативных структур. Синергетический взгляд на развитие жизни человека. Особенности применения синергетического подхода в исследовании человека и социальных явлений и процессов.
41. Основные установки философской антропологии. Виды и особенности философско-антропологических направлений (М. Шелер, А. Гелен, К. Лоренц).
42. Психоаналитическая антропология З. Фрейда. Структура психики человека по Фрейду. Анализ культуры и цивилизации. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга.
43. Человек и культура в концепции фрейдо-марксизма (В. Райх, Г. Маркузе). Роль бессознательного в формировании тоталитарного общества в концепции В. Райха. Неофрейдизм. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма. «Индивидуальная психология» А. Адлера.
44. Постановка проблемы сознания в истории философии. Структура и источники сознания. Развитие форм отражения мира. Взаимосвязь биологического и социального.
45. Самосознание. Структура и формы самосознания. Сознание и язык. Язык как средство общения и познания.
46. Проблема познания в истории философской мысли. Структура знания. Единство чувственного и рационального в познании.
47. Концепции истины. Понятие истины. Аспекты истины. Научная истина и нравственность. Формы истины. Ложь, дезинформация, заблуждение.
48. Наука и вненаучные формы знания. Критерии научности. Научная картина мира и ее структура. Медицина как целостная система естественнонаучных и гуманитарных знаний.
49. Социальные функции науки. Взаимоотношение науки и техники. Научно-технический прогресс и его последствия. Гуманизация науки и техники.
50. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Принципы диалектического метода, их применение в научном познании.
51. Общенаучные методы эмпирического познания. Общенаучные методы теоретического познания. Ценность в научном познании.
52. Сферы жизни общества: духовная, материально-производственная, социальная, политическая. Общественный прогресс. Пути общественного развития.
53. Материалистическое понимание истории (теория общественно-экономической формации К.Маркса).
54. Цивилизационный подход к истории. Понятие цивилизации. Культура и цивилизация. Концепция локальных культур и цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
Планы семинарских занятий по философии
Модуль 1 «Формирование философской мысли» (14 часов).
Семинарское занятие № 1.
Тема: Введение в философию: предмет, проблематика, функции (2 часа).
Цель: познакомить студентов с генезисом понятия «философия».
Знать: исторический контекст возникновения философии.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 286.