Знать: исторический контекст возникновения философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Планы семинарских занятий по философии

Модуль 1 «Формирование философской мысли» (14 часов).

Семинарское занятие № 1.

Тема: Введение в философию: предмет, проблематика, функции (2 часа).

Цель: познакомить студентов с генезисом понятия «философия».

Знать: исторический контекст возникновения философии.

Уметь: ориентироваться в основных направлениях философии.

Владеть знаниями о предмете, задачах и функциях философии как науки.

Вопросы для самоподготовки:

 

Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.

Истоки философии: мифология, религия. Специфика философского миропонимания. Предмет философии.

Основные философские направления – материализм и идеализм. Плюрализм философских учений.

Задачи и функции философии. Основные разделы философии.

Философия и медицина в их исторической взаимосвязи.

Основные понятия темы:

Аксиология, гносеология, диалектика, идеализм, материализм, метод, методология, мировоззрение, мифология, объективный идеализм, онтология, религия, субъективный идеализм, философия, эпистемология, этика, эстетика.

 

Литература к теме:

1. Алексеев, П. В. Философия [Текст] : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. - 588 с. - (Классический университетский учебник).     

2. Философия [Текст] : учебник / МГУ им. М. В. Ломоносова ; А. В. Аполлонов и др.; ред. : А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ, 2013. - 672 с. - (Классический универ. учебник).

3. Философия [Текст] : учебник / МГУ им. М. В. Ломоносова ; А. В. Аполлонов и др.; ред. : А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ, 2015. - 670 с. - (Классический универ. учебник).

 

Темы докладов:

1. Философские аспекты медицины.

2. Здоровье как философская проблема.

3. Философия как фактор формирования мировоззрения медицинского работника.

4. Применение философских методов во врачебной работе.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое мировоззрение?

2. Какие уровни мировоззрения существуют?

3. Какие типы и виды мировоззрения существуют?

4. Чем философское мировоззрение отличается от других видов мировоззрений?

5. Что такое философия в современном понимании?

6. Перечислите основные проблемы, решаемые философией.

7. Что является предметом изучения философии?

8. Назовите основные разделы современной философии.

9. Каковы функции философии? В чем их сущность?

10.  Проследите взаимосвязь философии и медицины?

Семинарское занятие № 2.

Тема: Философия Древнего Востока (2 часа).

Цель: рассказать о происхождении, видах и методологии древневосточной

Философии.

Знать: культурно-исторический контекст формирования философии Древнего Востока.

Уметь: дифференцировать основные школы древневосточной философии.

Владеть: представлениями о мире и человеке в философских школах Древнего Востока.

Вопросы для самоподготовки:

Предпосылки возникновения и место появления философии.

2. Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) и в неортодоксальных (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята) философских школах.

Семинарское занятие № 3.

Тема: Древнегреческая философия (4 часа).

Часть 1. Начало философии в Древней Греции (2 часа).

Цель: сформировать систему знаний об истоках древнегреческой философии.

Знать: об особенностях формирования философской системы Др. Греции.

Уметь: классифицировать школы древнегреческой философии.

Владеть: знаниями об онтологии и гносеологии философов Др. Греции.

Вопросы для самоподготовки:

Истоки древнегреческой философии. Греческие мыслители в поисках «первоначала» всего сущего: милетская школа, пифагорейский союз, элейская школа.

Гераклит как родоначальник диалектики. Атомизм Демокрита.

Гуманистическая направленность философии софистов.

Семинарское занятие № 4.

Тема: Идеалистическая трактовка бытия у Платона и Аристотеля. Эллинистическая философия (2 часа).

Цель: познакомить студентов с системой эллинистической философии

Семинарское занятие № 5.

Тема: Средневековая философия и  философия эпохи Возрождения (4 часа).

Часть 1. Средневековая философия (2 часа).

Средневековья.

Семинарское занятие № 6.

Часть 2. Тема: Философия эпохи Возрождения (2 часа).

Семинарское занятие № 7.

Рубежный контроль – тестирование (2 часа).

Модуль 2 «История западноевропейской и русской философии» (16 часов).

Семинарское занятие № 8.

Тема: Философия Нового времени и Просвещения (4 часа).

Цель: ознакомить студентов с философскими концепциями Нового времени.

Семинарское занятие № 8.

Часть 1. Тема: Философия Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спиноза (2 часа).

Вопросы для самоподготовки:

Семинарское занятие № 9.

Часть 2. Тема: Философия эпохи Просвещения (2 часа).

Семинарское занятие № 10.

Тема: Немецкая классическая философия (4 часа).

 

Часть 1. Тема: Философия И. Канта, И.Г. Фихте и Ф. Шеллинга (2 часа).

Семинарское занятие № 11.

Часть 2. Тема: Философия Г. Гегеля и формирование философии марксизма    (2 часа).

Семинарское занятие № 12.

Семинарское занятие № 13.

Семинарское занятие № 14.

Часть 2. Тема: Русская философия XIX века (2 часа).

Семинарское занятие № 15.

Семинарское занятие № 16.

Часть 1. Тема: Бытие и материя (2 часа).

Вопросы для самоподготовки:

Семинарское занятие № 17.

Часть 2. Движение. Пространство. Время  (2 часа).

Цель: раскрыть содержание понятий движение, пространство, время.

Семинарское занятие № 18.

Часть 3. Тема: Диалектика (2 часа).

Семинарское занятие № 19.

Тема: Синергетика как новое мировидение  (2 часа).

Научном методе.

Семинарское занятие № 20.

Тема: Основы философского понимания человека: философская антропология и психоанализ (4 часа).

Часть 1. Тема: Философская антропология (2 часа).

Семинарское занятие № 21.

Часть 2. Тема: Философские аспекты психоанализа (2 часа).

Семинарское занятие № 22.

Рубежный контроль – тестирование (2 часа).

Модуль 4 «Наука и общество» (16 часов).

Семинарское занятие № 23.

Тема: Проблема сознания и теория познания в философии (6 часов).

 

Семинарское занятие № 24.

Часть 2: Теория познания (4 часа).

 

Часть 2.1. Познавательные способности человека (2 часа).

Творчество и интуиция.

Основные понятия темы:

Познание, знание, гносеология, рационализм, эмпиризм, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция.

 

Литература к теме:

1.Алексеев, П. В. Философия [Текст] : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. - 588 с. - (Классический университетский учебник).  

2.Философия [Текст] : учебник / МГУ им. М. В. Ломоносова ; А. В. Аполлонов и др.; ред. : А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ, 2013. - 672 с. - (Классический универ. учебник).

3.Философия [Текст] : учебник / МГУ им. М. В. Ломоносова ; А. В. Аполлонов и др.; ред. : А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект: Изд-во МГУ, 2015. - 670 с. - (Классический универ. учебник).

Темы докладов:

1. Значение творчества и интуиции в профессиональной деятельности

2. Исторический и философский аспекты феномена познания окружающего мира.

3. Проблема ограниченности познавательной способности человека: философский и медицинский анализ.

Вопросы для самоконтроля:

1.  Что такое гносеология и эпистемология? Каково их соотношение?

2. В чем особенность агностицизма и скептицизма?

3. Какова структура познания?

4. Охарактеризуйте чувственную познавательную способность человека, перечислите ее элементы.

5. Охарактеризуйте абстрактно-мыслительную способность человека, перечислите ее элементы.

6. Какова роль интуиции в процессе познания?

7. Перечислите виды интуиции. Каковы условия возникновения интуиции?

Семинарское занятие № 25.

Часть 2.2. Тема: Истина и познание (2 часа).

Аспекты.

Формы истины.

Семинарское занятие № 26.

Тема: Философия и методология науки (4 часа).

 

Часть 1. Тема: Развитие науки. Научная картина мира (2 часа).

Семинарское занятие № 27.

Часть 2. Тема: Научное познание (2 часа).

Семинарское занятие № 28.

Часть 1. Тема: Философия истории (2 часа).

Семинарское занятие № 29.

Часть 2. Тема: Личность и общество (2 часа).

Семинарское занятие № 30.

Тема: Философия культуры (2 часа).

Семинарское занятие № 31.

Рубежный контроль – тестирование (2 часа).  Итоговое тестирование.

Вопросы к экзамену по философии для студентов лечебного факультета

1. Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Плюрализм философских учений.

2. Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в неортодоксальных (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята) и ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) философских школах Древней Индии.

3. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство, моизм, даосизм, номинализм, легизм. Учение о человеке в древнекитайской философии.

4. Истоки древнегреческой философии: милетская школа, пифагорейский союз, элейская школа, атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.

5. Философия Платона (теория познания, учение об идеальном государстве).

6. Философия Аристотеля (метафизика, учение о душе, социально-политические взгляды).

7. Теоцентризм средневековой философии (патристика, схоластика, полемика реализма и номинализма).

8. Философия Августина Блаженного (учение о Боге, о соотношении добра и зла, веры и разума).

9. Философия Фомы Аквинского (метафизика, социальные взгляды).

10. Философия эпохи Возрождения. Социально-философские идеи гуманистов 16 века. Естественнонаучная мысль эпохи Возрождения и ее связь с философией.

11. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. Философия Ф. Бэкона (индуктивный метод познания, проблема очищения интеллекта от заблуждений).

12. Философия Р. Декарта (дедуктивный метод познания, учение о врожденных идеях).

13. Философия Т. Гоббса (номинализм и материализм). Пантеизм Б. Спинозы (учение о субстанции, этика). Монадология Г. Лейбница.

14. Разработка гносеологических доктрин в английской философии 18 века. Сенсуалистическая теория Д. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма.

15. Социальная философия французского Просвещения. Географический детерминизм Ш.-Л. Монтескье. Философия истории Ф.-М. Вольтера. Философское значение трактатов Ж.-Ж. Руссо об обществе, культуре и воспитании. Французский материализм 18 века.

16. Философия И.Канта (учение о трансценден­тальном и эмпирическом субъекте познания, анализ механизма процесса познания, априоризм и агностицизм).

17. Морально-практическая философия И.Канта («Категорический императив», соотношение морали и религии, социально-философские идеи).

18. Философия И.Г. Фихте (наукоучение как теоретическая философия, этико-социальная философия).

19. Философия Ф.В.И. Шеллинга (натурфилософия и трансцендентальный идеализм, эстетика).

20. Философия Г. Гегеля (тождество бытия и мышления «Феноменология духа», учение о логическом процессе «Наука логики», философия природы и диалектика, философия истории).

21. Философия марксизма (проблема отчуждения, историософские взгляды К.Маркса, разработка материалистической диалектики, социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса).

22. Неклассическая философия (Позитивизм О. Конта, прагматизм Ч. Пирса, неокантианство Г. Коген, Г. Риккерт).

23. «Философия жизни» Ф. Ницше (Иррационализм в теории познания, представление о сверхчеловеке, критика христианства.

24. Иррационализм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление.

25. Философия экзистенциализма (С. Кьеркегор как родоначальник экзистенциализма, проблема личности и смысла жизни в «философии абсурда» А. Камю, экзистенциальная диалектика Ж.-П. Сартра).

26. Философские представления Киевской Руси (XI-XIII вв.). Становление русской средневековой философии в XIV-XVII веках. Философские направления русской философии XVIII века: «философия разума» (М. Ломоносов, А. Кантемир, В. Татищев); «философия веры» (русское масонство), «философия чувства» (М. Щербатов, Н. Карамзин, А.Н. Радищев).

27. Основная парадигма русской культуры и философии в творчестве П.Я. Чаадаева. Славянофильство (А. Хомяков) и западничество (А. И. Герцен). Формирование материализма в русской философии (Н.Г. Чернышевский).

28. Мировоззрение русских писателей (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой): проблема религии и веры, интерпретация христианской этики, проблема смысла жизни.

29. Философия В.С. Соловьева (концепция всеединства и идея Богочеловечества, эволюция природы и общества), софиология С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского.

30. Философия «русского космизма» (религиозный и естественнонаучный варианты космизма. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова, представление В.И. Вернадского о ноосфере. Учение К.Э. Циолковского о «разумных атомах»).

31. Философия Н.А. Бердяева (религиозный экзистенциализм).

32. Категория бытия в философии и ее теоретико-методологическое и общекультурное значение. Основные формы бытия.

33. Историческое развитие представлений о материи. Философское значение основных открытий в физике конца XIX – начала XX века. Эволюция материи и уровни ее структурной организации.

34. Материя и движение. Основные типы движения. Формы движения материи и современная наука.

35. Понятия пространства и времени. Концепции пространства и времени. Проблема размерности пространства и времени. Качественное многообразие форм пространства и времени.

36. Диалектика. Историко-философская эволюция понимания диалектики. Категории диалектики. Диалектические закономерности.

37. Принципы диалектического развития.

38. Законы диалектики. Развитие: прогресс и регресс. Критерии прогресса. Модели развития.

39. Синергетика как общая теория самоорганизации. Предмет синергетики. Системность и самоорганизация как неотъемлемые свойства материи. Применение синергетического подхода для изучения живой и неживой природы.

40. Понятие энтропии, хаоса, бифуркации, диссипативных структур. Синергетический взгляд на развитие жизни человека. Особенности применения синергетического подхода в исследовании человека и социальных явлений и процессов.

41. Основные установки философской антропологии. Виды и особенности философско-антропологических направлений (М. Шелер, А. Гелен, К. Лоренц).

42. Психоаналитическая антропология З. Фрейда. Структура психики человека по Фрейду. Анализ культуры и цивилизации. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга.

43. Человек и культура в концепции фрейдо-марксизма (В. Райх, Г. Маркузе). Роль бессознательного в формировании тоталитарного общества в концепции В. Райха. Неофрейдизм. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма. «Индивидуальная психология» А. Адлера.

44. Постановка проблемы сознания в истории философии. Структура и источники сознания. Развитие форм отражения мира. Взаимосвязь биологического и социального.

45. Самосознание. Структура и формы самосознания. Сознание и язык. Язык как средство общения и познания.

46. Проблема познания в истории философской мысли. Структура знания. Единство чувственного и рационального в познании.

47. Концепции истины. Понятие истины. Аспекты истины. Научная истина и нравственность. Формы истины. Ложь, дезинформация, заблуждение.

48. Наука и вненаучные формы знания. Критерии научности. Научная картина мира и ее структура. Медицина как целостная система естественнонаучных и гуманитарных знаний.

49. Социальные функции науки. Взаимоотношение науки и техники. Научно-технический прогресс и его последствия. Гуманизация науки и техники.

50. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Принципы диалектического метода, их применение в научном познании.

51. Общенаучные методы эмпирического познания. Общенаучные методы теоретического познания. Ценность в научном познании.

52. Сферы жизни общества: духовная, материально-производственная, социальная, политическая. Общественный прогресс. Пути общественного развития.

53. Материалистическое понимание истории (теория общественно-экономической формации К.Маркса).

54. Цивилизационный подход к истории. Понятие цивилизации. Культура и цивилизация. Концепция локальных культур и цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

 

Планы семинарских занятий по философии

Модуль 1 «Формирование философской мысли» (14 часов).

Семинарское занятие № 1.

Тема: Введение в философию: предмет, проблематика, функции (2 часа).

Цель: познакомить студентов с генезисом понятия «философия».

Знать: исторический контекст возникновения философии.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 250.