Различные информационные потоки, которые циркулируют внутри и между элементами логистической системы, между логистической системой и внешней средой, образуют логистическую информационную систему.
Логистическая информационная система (ЛИС) – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, которая обеспечивает решение тех или иных функциональных задач управления материальными потоками.
Так же само как любая другая система, информационная система должна складываться из последовательно взаимосвязанных элементов и иметь некоторую совокупность интеграционных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Чаще всего информационные системы делятся на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач сгруппированных по признаку совместной цели.
Обеспечивающая подсистема в свою очередь, включает такие элементы:
– техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, которые обеспечивают обработку и передачу информационных потоков;
– информационное обеспечение, которое содержит в себе различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
– математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач.
Логистические информационные системы, как правило, являются автоматизированными системами управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах – это комплекс программ и совокупность средств программирования, которые обеспечивают решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.
Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками как на микро-, так и на макроуровне.
На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, делятся на три группы:
– плановые;
– диспозитивные (или диспетчерские);
– исполнительные (или оперативные).
Логистические информационные системы, которые входят в различные группы, отличаются как по своим функциональным, так и обеспечивающим подсистемам. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением.
Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:
– создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
– управление редко изменяющимися данными;
– планирование производства;
– общее управление запасами;
– управление резервами и другие задачи.
В плановых информационных системах наиболее высокий уровень стандартизации при решении задач, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение.
Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения согласованной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
– детальное управление запасами (местами складирования);
– руководство внутрискладским и внутризаводским транспортом;
– отбор грузов по заказам и их комплектация, учет отправляемых грузов и другие задачи.
В диспозитивных информационных системах возможность использовать стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например:
– производственный процесс на предприятиях обуславливается исторически и тяжело поддается существенным изменениям ради стандартизации;
– структура обрабатываемых данных существенно отличается у разных пользователей.
Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах осуществляется в темпе, обусловленном скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемые режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о перемещении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и руководящие влияния на объект управления. Этими системами могут решаться различные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.д.
В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления используют, как правило, индивидуальное программное обеспечение.
В практической деятельности в логистике активно используются системы TMS и WMS, которые помогают осуществлять процессы перевозки и управления складом. В компании, где заказ идет через TMS, решение для управления транспортом рассчитывает необходимые размеры грузовика и распределяет в нем паллеты или ящики. Результат этого распределения сообщается WMS, которая обладает теперь более точной информацией о заказах, чем, если бы она получала ее от системы ERP3. TMS осуществляет эти действия без подготовительной работы и без информации от WMS об имеющихся запасах. Далее WMS управляет процессом реализации заказа, определяя, как оптимально загрузить различные единицы транспорта, информация о которых была предоставлена ей системой TMS.
Рассмотрим такую систему управления транспортной логистикой, как АСТОР. Система управления транспортной логистикой АСТОР: TMS предназначена для автоматизации работы диспетчерской службы торгово-розничного предприятия в сфере учета заказов на грузоперевозки, распределения их по имеющемуся транспортному парку и контроля использования автотранспортных средств, с целью повышения эффективности работы и снижения затрат.
Программа SOLVO WMS базируется на принципах адресного хранения, автоматической идентификации груза, удаленного управления персоналом и техникой на основе гибко-настраиваемых правил и стратегий в режиме реального времени.
Производственная логистика
Производственная логистика - обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных производственных и обеспечивающих подразделениях.
К общим задачам (функциям) производственной логистики относятся:
Планирование и организация системы производственной логистики на предприятии используются как средство эффективного продвижения материального потока по рабочим позициям и упорядочения соответствующих рабочих процессов в пространстве и времени. Особенно это важно в условиях так называемого дискретного производства, которое типично для большинства предприятий промышленности. Дискретное производство характеризуется прерывностью производственного процесса на всем его протяжении. Именно дискретность усложняет движение материального потока от входа системы до ее выхода, что выражается в увеличении длительности производственного цикла, в возрастании величины межоперационных запасов всех видов, и в конечном итоге приводит к снижению производительности системы. Такое производство требует постоянного контроля всех процессов с тем, чтобы обеспечить требуемую производительность и, по возможности, ее повысить.
При организации движения материального потока в цепи поставок принято выделять два подхода:
· системы, движение материального потока в которых основано на принципе «выталкивания» материальных ресурсов предыдущим производственным звеном на последующее на всем пути их продвижения в цепи поставок, когда для каждого участка централизованно составляются индивидуальные планы производства и для этого резервируются определенные материалы и межоперационные заделы;
· системы, движение материального потока в которых основано на принципе «вытягивания» материальных ресурсов последующим в технологической цепочке производственным звеном с предыдущего на всем пути их продвижения в цепи поставок.
«Выталкивающая» логистическая система - это такая организация движения материальных потоков через производственную систему, при которой материальные ресурсы подаются с предыдущей операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жестким графиком поставок. Материальные ресурсы «выталкиваются» с одного звена производственной логистической системы на другое. Каждой операции общим расписанием устанавливается время, к которому она должна быть завершена. Полученный продукт «проталкивается» дальше и становится запасом незавершенного производства на входе следующей операции. То есть такой способ организации движения материальных потоков как бы игнорирует информацию о том, продолжится ли обработка данного продукта на следующей стадии, и в каком состоянии в настоящее время находится используемое для этой обработки рабочее место: занято ли оно выполнением совсем другой задачи или ожидает поступления продукта для обработки.
«Вытягивающая» логистическая система - это такая организация движения материальных потоков, при которой материальные ресурсы подаются («вытягиваются») на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график движения материальных потоков отсутствует. Размещение заказов на пополнение запасов или изготовления материальных ресурсов (операционных заделов) или ГП происходит, когда их количество достигает определенного критического уровня. Эта система основана на «вытягивании» продукта последующей операцией с предыдущей операции в тот момент времени, когда последующая операция готова к данной работе. То есть когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал-требование на предыдущую операцию.
Традиционные системы управления производством требуют значительных денежных ресурсов для того, чтобы поддерживать необходимые запасы материалов. Когда японский автомобильная компания «Тойота» перестраивалась после второй мировой войны, ей остро не хватало оборотных средств, и предприятие не могло позволить себе использовать «традиционную логистическую концепцию» Руководство компании решило узнать, что происходит в мире, и задалось вопросом: «Какая отрасль лучше всего использует свои запасы?» Ответ был следующий: супермаркеты!
В настоящее время типичный супермаркет оборачивает свои запасы более 50 раз в год. Обычная производственная компания, которая использует «Выталкивающую» логистическую систему управления, оборачивает свои запасы от одного до десяти раз в год. Используя «Вытягивающую» логистическую систему и другие принципы «Бережливого производства» Тойота достигла немыслимого для производственного предприятия показателя в 50-70 оборотов производственных запасов в год!
Дата: 2019-02-19, просмотров: 1668.