1. Матричная структура характерна для крупных компаний в англосаксонских странах. Это – классический ответ на потребность в интеграции всех операций, связанных с МП. Центральной логистической службе подчинены несколько служб, ответственных за определенный этап процесса физического перемещения продукции. Поскольку сама служба логистики не располагает собственными операционными средствами, то ее функция становится исключительно координационной. Происходит уточнение конечных целей и согласование деятельности структур, выстроенных «по горизонтали» (торговля, производство, закупки, исследования) и «по вертикали» (финансы, информация, контроль за качеством, логистика). Руководство каждой логистической операционной единицы отчитывается перед этими структурами в той части своей деятельности, которая касается их.
2. Второй вариант более свойственен компаниям в латинских странах и основан на взаимодействии «отдающих приказания» и «предоставляющих услуги» единиц. Он также приводит к интеграции операций, но при этом не создается двусмысленного положения, когда одно и то же подразделение несет двойную ответственность. Центральная логистическая служба получает «приказания» от торгового отдела в виде прогнозов продаж, четких указаний и показателей стоимости, рентабельности. Все это служба логистики сводит в специальный перечень заданий, особый для каждого этапа логистического процесса. После этого перечень заданий передается «внутренним предоставителям услуг», т. е. магазинам, транспортным подразделениям, производственным единицам и т.д.
3. Третий вариант, менее жесткий, чем предыдущий, заключается в установлении внутри компании четкой системы приоритетов и свода процедур, хорошо усвоенных работниками. Функция логистической службы тогда ограничивается внутренним логистическим контролем: она следит за соблюдением правил перемещения материалов и товаров. Роль логистики на этой стадии уменьшается, но зато прекрасно понимается всеми работниками. Работа руководства на каждом уровне оценивается, в том числе и с позиций логистической эффективности, уровень которой предварительно обсуждается и устанавливается по инициативе службы логистического аудита. Выбор этого варианта сопряжен с необходимостью специального логистического обучения всего персонала фирмы. Периодически в связи с изменением задач должны проводиться занятия по повышению квалификации при сохранении преемственности в обучении и формировании новых навыков на базе предыдущих.
Все эти три варианта могут налагаться друг на друга или порождать множество промежуточных вариантов.
Организация межфункциональной командной работы
Одним из подходов к организации работы службы логистики является межфункциональная командная работа, в процессе которой специалисты различных функциональных подразделений предприятия коллективно работают над решением общих логистических задач предприятия или логистического центра. Преимуществами такой работы являются:
· объединение знаний, навыков, умений сотрудников различных подразделений предприятия;
· перекрестное (по вертикали и горизонтали) владение задачами и проблемами;
· повышение качества принимаемых решений;
· повышение уровня взаимодействия между специалистами различных подразделений и развитие сплоченности команды;
· ускорение определения и решения логистических задач.
Требования к специалистам по логистике
Специалисты по логистике должны обладать системным мышлением и иметь представление о ресурсах предприятия. Они делятся на тактиков, которые имеют хорошие знания и навыки работы (компьютерная грамотность, знание информационных систем, складского оборудования, транспортных средств и т.д.) и стратегов, которые обладают высокими аналитическими способностями, способностями к коммуникации, владеющие навыками планирования, организации и управления.
Для эффективного решения логистических задач стратег должен:
· иметь доступ ко всем видам и уровням информации;
· располагать официальными полномочиями своей должности в иерархии управления предприятием, что позволит ему принимать решения, в том числе кадровые;
· подчиняться напрямую одному из заместителей генерального директора или непосредственно генеральному директору, чтобы иметь относительную независимость от руководителей других функциональных подразделений предприятия;
· обладать высоким личностным и профессиональным авторитетом;
· быть хорошим менеджером.
5. Задачи и содержание распределительной логистики
Основной целью сбытовой логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами. Для реализации этой цели формируются каналы распределения, связывающие поставщика и потребителя. Проектирование и формирование каналов распределения представляет собой многофакторную задачу, при решении которой необходимо учитывать всю совокупность проблем, с которыми сталкивается каждый участник сбытовой сети при разработке комплексной стратегии распределения.
В материальном плане канал распределения представляет собой совокупность организаций, участвующих или содействующих в передаче права собственности на товар от первоначального владельца конечному покупателю в процессе рыночного обмена. В процессе формирования канала товародвижения, с целью снижения логистических издержек, учитываются такие количественные характеристики канала, как длина, ширина и мощность.
Функции логистической сети распределительной логистики:
· Обеспечение потребностей клиентов в товарах и услугах;
· Формирование каналов товародвижения, включая создание оптимальных логистических цепей и систем;
· Организация пространственного перемещения товаров с учетом критериев полноты, своевременности и комплексности удовлетворения спроса потребителей;
· Управление запасами товарно-материальных ценностей во всех звеньях системы товародвижения;
· Развитие инфраструктуры товародвижения, включая формирование информационной инфраструктуры;
· Постоянное совершенствование и развитие логистического сервиса;
· Подготовка логистического менеджмента, адекватного стоящим перед логистической системой задач и требований.
При конфигурировании логистической сети необходимо рассмотреть задачи распределительной логистики в следующей последовательности:
Распределение продукции и услуг: определение размеров зон потенциального сбыта продукции; сегментирование рынка по выгодам потребителей; установление потребностей на продукцию и услуги; определение количества прямых и косвенных каналов сбыта; определение длины и ширины каналов сбыта; выбор логистических посредников; определение организационных, правовых и функциональных аспектов распределения; планирование логистических функций и операций распределения.
Субъектами интегрированной логистической сети товародвижения можно считать:
· Посреднические организации комплексного обслуживания, имеющие складские базы;
· Самостоятельные посреднические складские предприятия, сориентированные на терминальные технологии;
· Специализированные логистические посредники, выделившиеся из посреднических организаций комплексного обслуживания и имеющие складские предприятия;
· Совместные структуры, образуемые посредническими организациями и промышленными предприятиями на основе интеграции складского хозяйства ;
· Транспортные предприятия.
Рис. Содержание функций распределения товаров в сбытовой логистике
Методы определения количества региональных дистрибьюторов.
1. Метод минимизации совокупных затрат на движение ресурсов.
В методе используется ценовой фактор с учетом равномерного распределения продукции (товара) и учитываются транспортные расходы и количество реализуемой продукции (товара). Метод позволяет определить оптимальное значение радиуса зоны потребительского сервиса и объема реализуемой продукции посредством дифференцирования функции совокупных затрат. Недостатками метода является игнорирование определенных выгод потребителей, условий распределения продукции (товара), конфигурации реальных транспортных коммуникаций.
2. Метод оптимизации обслуживания потребителей.
В методе учитывается время доставки продукции и обслуживания потребителей с учетом использования зоны потребительского сервиса по временному фактору и с учетом равномерного распределения продукции. Метод позволяет определить затраты и уровень сервиса с использованием аппарата теории массового обслуживания в зависимости от условий взаимодействия субъектов, характера распределения времени обслуживания и прибытия клиентов. Недостатками метода являются: игнорирование определенных выгод потребителя, условий распределения продукции, наличие погрешностей, связанных с оценкой вероятностных процессов.
3. Метод предельного уровня себестоимости.
Метод основан на сопоставлении себестоимости изготовления и приобретения продукции с учетом индивидуального подхода к потребителю и использование зоны потребительского сервиса по ценовому фактору. Рассчитываются варианты себестоимости изготовления продукции потенциальным потребителем и приобретение данной продукции у торгового посредника с учетом объемов его оборота. Недостатками метода являются: трудоемкость расчетов, игнорирование определенных выгод потребителя, наличие погрешностей, связанных с колебаниями спроса на продукцию.
При конфигурировании логистической сети необходимо учитывать современные организационные подходы к процессу товародвижения:
· Постепенный переход от конкурентного соперничества к разнообразным симбиотическим взаимовыгодным формам сотрудничества и межфирменных компромиссов;
· Развитие интеграции и кооперации в товарных потоках с использованием ФПГ;
· Сокращение цикла движения товаров от производителя к потребителю; оптимальное сочетание специализации и диверсификации с целью удовлетворения постоянно растущих запросов клиентов;
· Постоянный поиск оптимального соотношения полезного эффекта товародвижения с расходами на его организацию;
· Развитие рыночной инфраструктуры, способствующей материально-вещественному обеспечению логистической организации товародвижения;
· Активное развитие логистического сервиса, способствующего переходу от идеи товара к товару в воплощении всех его полезных эффектов для потребителя;
· Максимальное использование преимуществ прогрессивных форм организации товародвижения, построенных на базе современных информационных технологий
В распределительной логистике в последнее время используется такая логистическая технология, как «Управление цепочкой поставок( SCM )», представляющую собой интеграцию поставщиков, производителей, складов и дистрибьюторов с целью производства и реализации товаров и услуг с минимальными издержками.
Управление цепочкой поставок включает: транспортировку, управление товаропотоками, товарными запасами, складскими ресурсами, доставку заказов, послепродажную поддержку и другие смежные процессы.
Преимущества эффективного управления цепочкой поставок:
· качественное обслуживание потребителей;
· сокращение издержек;
· снижение цен;
· оптимальное распределение запасов по цепочке поставок;
· эффективное управление производственными процессами и запасами.
В управлении цепочкой поставок решаются следующие задачи:
· управление спросом;
· управление отношениями с поставщиками и заказчиками;
· планирование производства;
· планирование поставок и транспорта;
· управление складами.
Конкурентные преимущества внедрения SCM – решений:
· эффективный и скоординированный контроль за деятельностью различных функциональных подразделений;
· прозрачность;
· точность и своевременность бизнес-информации по всей цепочке;
· быстрое реагирование на изменения в коньюктуре рынка, включая технологические изменения и колебание спроса и цен.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 319.