Логистика – интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.
Предпосылки применения в настоящее время логистического метода заключаются в следующим:
1. развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя и необходимость координации процессов в логистически организованных материалопроводящих цепях для снижения себестоимости поставки товара. Одновременно это позволяет осуществить поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества, что представляет для потребителя большую ценность, чем поставка без гарантии;
2. повышение стоимости тарифов, связанных с транспортно-перемещающими операциями, удорожание поставок и, следовательно, поиск методов повышения экономичности перевозок;
3. внедрение достижений научно-технического прогресса и, в первую очередь информационно-компьютерных технологий, реализующих управление ассортименто-потоковыми процессами, с точки зрения снижения издержек.
Развитие логистики в торговле на современном обусловлено комплексом факторов:
· необходимостью накопления размера партии товаров, наиболее выгодной для перевозки с целью формирования оптимального товарного потока;
· протяженностью логистических цепей;
· возможностями действующей транспортной системы;
· потребностями посреднической среды;
· характеристикой складской инфраструктуры;
· равномерностью и ритмичностью (режимом) производства у продуцентов и потребителей;
· маркетинговой политикой продавца;
· особенностями логистической системы и т. д.
Основными слагаемыми эффекта от внедрения логистики считаются:
- сокращение затрат на содержание запасов за счет их перераспределения по логистической цепи, за счет высокой степени согласованности участников за счет применения современных технологий контроля запасов;
- снижение транспортных расходов;
- максимальное использование площади и объема розничных торговых предприятий и оптовых торговых предприятий;
- ускорение оборачиваемости капитала;
- сокращение затрат, связанных с грузопереработкой.
В этих условиях проводятся диагностический анализ, оценка проблемной ситуации и сравнение с существующими представлениями о том, каким образом должна функционировать логистическая система, разрабатывают и внедряют программу по ее реорганизации.
Логистические процессы является составной частью системы управления предприятием, поэтому от скорости, мощности и надежности прохождения материально-информационных потоков по логистической цепи зависят степень удовлетворенности потребителей, прибыль и оборачиваемость оборотных средств.
Можно выделить следующие тенденции развития логистики в торговле. При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток. При этом обособленность предприятий – звеньев материалопроводящеи цепи – в значительной степени преодолевается для согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное время, в нужное место, в нужном количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи в этом случае начинает осуществляться с минимальными затратами.
Основной тенденцией развития торговли является активное формирование торговых сетей, базирующихся на логистической концепции развития товародвижения.
Логистические процессы в торговых сетях отличаются высокой конкурентной средой в данной области, насыщенностью торговых точек на единицу площади, специальной ценовой и маркетинговой политикой торговых сетей в условиях борьбы за клиента.
Дополнительной трудностью в организации логистических процессов товародвижения в торговых сетях является отсутствие достаточных складских площадей в черте города и низкая транспортная доступность существующих складских площадок за его чертой. В связи чем, приходится использовать в качестве складов помещения, полностью не удовлетворяющие требованиям приемки и отгрузки товаров для одновременного приема от нескольких поставщиков и отгрузки по торговым точкам в кратчайшие временные показатели. Это условие требует от розничных сетей содержание нескольких складов с более сложными процессами перемещения товаров и собранных заказов между складскими площадями, повышению числа квалифицированного персонала, управляющего процессами на каждом объекте, и должностных лиц осуществляющих синхронизацию работы и контроль за соблюдением норм и правил труда.
В связи с достаточной шириной и глубиной ассортимента сетей и стремлением большую часть товарных потоков оборачивать через собственные склады (распределительные центры), отделы логистики начинают играть ключевую роль в организации движения товаров от поставщика до торговых точек. В связи с этим приходится осуществлять размещение товара на складе с учетом температурных режимов хранения и правил товарного соседства, вводить группы резервирования и лицензировать кладовые, в которых хранится алкогольная продукция.
Можно сформулировать основные функции распределительных центров:
1. возможность закупки крупных партий товаров для поддержания оптимального ассортимента в обслуживаемых розничных магазинах, что позволяет минимизировать закупочные цены, ускорять оборачиваемость товарных запасов и увеличивать рост продаж;
2. оптимизация торгово-технологические и складских операции с целью снижения эксплуатационных издержек;
3. оптимизация транспортных потоков, что позволяет снизить нерациональное использование транспорта;
4. оптимизация работы по контролю качества поступающих товаров и условий их хранения в соответствии со стандартом ИСО 9000.
Важную роль в организации товарооборота играет информационная система, от функциональности которой зависит эффективность и производительность распределительного центра в целом.
В условиях организации доставки через распределительные центры следует использовать инновационные подходы, к одним из которых представляется решение по организации доставки продукции в магазины сети по системе «точно в срок».
Дата: 2019-02-19, просмотров: 227.