Организация логистического управления в торговой компании
Для эффективного решения логистических задач необходимо создание отдельного подразделения – логистической службы, которая будет реализовать следующие основные задачи.
Основные задачи логистической службы
1. Развитие, формирование, реорганизация логистической службы (ЛС).
2. Разработка и реализация логистической стратегии предприятия.
3. Внутренняя и внешняя логистическая интеграция, включающая:
1) формирование взаимодействий, гармоничных и продуктивных рабочих отношений между сотрудниками различных функциональных подразделений, которые обеспечивали бы достижение цели ЛС, организация их совместной работы;
2) координация деятельности в функциональных областях логистики на предприятии и в логистическом центре.
4. Управление материальными потоками и сопутствующими потоками, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции.
5. Логистический реинжиниринг.
На рисунке представлен один из возможных вариантов реализации логистического подхода к организации системы управления материальными потоками (МП).
Рис. Возможный вариант реализации логистического подхода к организации системы управления МП на предприятии
В принципе, для построения организационной структуры логистического управления на предприятии можно использовать одну из типовых структур управления: линейную, функциональную, матричную, дивизиональную и др. В действительности, существуют самые разнообразные варианты организации службы логистики на предприятии, зависящие от масштабов и специфики деятельности конкретных компаний (ассортимент продукции, техническая сложность, уровень затрат на функциональные области логистики и др.), от степени достигнутой на предприятии внутренней логистической интеграции, от рыночной среды. Они различаются уровнем внутренней интеграции на предприятии, степенью централизации логистического управления, организационной структурой самой службы логистики, распределением и характером полномочий между ней и другими подразделениями и др.
Стадии эволюции логистических структур
Эволюция логистических структур на предприятиях проходит также следующие три стадии.
На первой стадии основная функции логистики – доставка продукции предприятия в розничную сеть. На этой стадии логистические функции распылены между различными подразделениями, но появляются тенденции к объединению логистических функций (ЛФ) в организационные подсистемы.
На второй стадии к доставке продукции в розничную сеть добавляются и другие: организация хранения на складах, оптимизация запасов, обслуживание клиентуры и т.д. ЛФ не только расширяются, но и объединяются большинство логистических отделов, и создаются системы доставки товаров по заказам клиента.
На третьей стадии происходит полное объединение всех отделов логистики на предприятии. В набор логистических задач включаются построение ЛС, участие в планировании производства и прогнозировании продаж; организация закупок материальных ресурсов для предприятия, организация поставок товаров за рубеж и др.
Требования к специалистам по логистике
Специалисты по логистике должны обладать системным мышлением и иметь представление о ресурсах предприятия. Они делятся на тактиков, которые имеют хорошие знания и навыки работы (компьютерная грамотность, знание информационных систем, складского оборудования, транспортных средств и т.д.) и стратегов, которые обладают высокими аналитическими способностями, способностями к коммуникации, владеющие навыками планирования, организации и управления.
Для эффективного решения логистических задач стратег должен:
· иметь доступ ко всем видам и уровням информации;
· располагать официальными полномочиями своей должности в иерархии управления предприятием, что позволит ему принимать решения, в том числе кадровые;
· подчиняться напрямую одному из заместителей генерального директора или непосредственно генеральному директору, чтобы иметь относительную независимость от руководителей других функциональных подразделений предприятия;
· обладать высоким личностным и профессиональным авторитетом;
· быть хорошим менеджером.
5. Задачи и содержание распределительной логистики
Основной целью сбытовой логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами. Для реализации этой цели формируются каналы распределения, связывающие поставщика и потребителя. Проектирование и формирование каналов распределения представляет собой многофакторную задачу, при решении которой необходимо учитывать всю совокупность проблем, с которыми сталкивается каждый участник сбытовой сети при разработке комплексной стратегии распределения.
В материальном плане канал распределения представляет собой совокупность организаций, участвующих или содействующих в передаче права собственности на товар от первоначального владельца конечному покупателю в процессе рыночного обмена. В процессе формирования канала товародвижения, с целью снижения логистических издержек, учитываются такие количественные характеристики канала, как длина, ширина и мощность.
Функции логистической сети распределительной логистики:
· Обеспечение потребностей клиентов в товарах и услугах;
· Формирование каналов товародвижения, включая создание оптимальных логистических цепей и систем;
· Организация пространственного перемещения товаров с учетом критериев полноты, своевременности и комплексности удовлетворения спроса потребителей;
· Управление запасами товарно-материальных ценностей во всех звеньях системы товародвижения;
· Развитие инфраструктуры товародвижения, включая формирование информационной инфраструктуры;
· Постоянное совершенствование и развитие логистического сервиса;
· Подготовка логистического менеджмента, адекватного стоящим перед логистической системой задач и требований.
При конфигурировании логистической сети необходимо рассмотреть задачи распределительной логистики в следующей последовательности:
Распределение продукции и услуг: определение размеров зон потенциального сбыта продукции; сегментирование рынка по выгодам потребителей; установление потребностей на продукцию и услуги; определение количества прямых и косвенных каналов сбыта; определение длины и ширины каналов сбыта; выбор логистических посредников; определение организационных, правовых и функциональных аспектов распределения; планирование логистических функций и операций распределения.
Субъектами интегрированной логистической сети товародвижения можно считать:
· Посреднические организации комплексного обслуживания, имеющие складские базы;
· Самостоятельные посреднические складские предприятия, сориентированные на терминальные технологии;
· Специализированные логистические посредники, выделившиеся из посреднических организаций комплексного обслуживания и имеющие складские предприятия;
· Совместные структуры, образуемые посредническими организациями и промышленными предприятиями на основе интеграции складского хозяйства ;
· Транспортные предприятия.
Рис. Содержание функций распределения товаров в сбытовой логистике
Методы определения количества региональных дистрибьюторов.
1. Метод минимизации совокупных затрат на движение ресурсов.
В методе используется ценовой фактор с учетом равномерного распределения продукции (товара) и учитываются транспортные расходы и количество реализуемой продукции (товара). Метод позволяет определить оптимальное значение радиуса зоны потребительского сервиса и объема реализуемой продукции посредством дифференцирования функции совокупных затрат. Недостатками метода является игнорирование определенных выгод потребителей, условий распределения продукции (товара), конфигурации реальных транспортных коммуникаций.
2. Метод оптимизации обслуживания потребителей.
В методе учитывается время доставки продукции и обслуживания потребителей с учетом использования зоны потребительского сервиса по временному фактору и с учетом равномерного распределения продукции. Метод позволяет определить затраты и уровень сервиса с использованием аппарата теории массового обслуживания в зависимости от условий взаимодействия субъектов, характера распределения времени обслуживания и прибытия клиентов. Недостатками метода являются: игнорирование определенных выгод потребителя, условий распределения продукции, наличие погрешностей, связанных с оценкой вероятностных процессов.
3. Метод предельного уровня себестоимости.
Метод основан на сопоставлении себестоимости изготовления и приобретения продукции с учетом индивидуального подхода к потребителю и использование зоны потребительского сервиса по ценовому фактору. Рассчитываются варианты себестоимости изготовления продукции потенциальным потребителем и приобретение данной продукции у торгового посредника с учетом объемов его оборота. Недостатками метода являются: трудоемкость расчетов, игнорирование определенных выгод потребителя, наличие погрешностей, связанных с колебаниями спроса на продукцию.
При конфигурировании логистической сети необходимо учитывать современные организационные подходы к процессу товародвижения:
· Постепенный переход от конкурентного соперничества к разнообразным симбиотическим взаимовыгодным формам сотрудничества и межфирменных компромиссов;
· Развитие интеграции и кооперации в товарных потоках с использованием ФПГ;
· Сокращение цикла движения товаров от производителя к потребителю; оптимальное сочетание специализации и диверсификации с целью удовлетворения постоянно растущих запросов клиентов;
· Постоянный поиск оптимального соотношения полезного эффекта товародвижения с расходами на его организацию;
· Развитие рыночной инфраструктуры, способствующей материально-вещественному обеспечению логистической организации товародвижения;
· Активное развитие логистического сервиса, способствующего переходу от идеи товара к товару в воплощении всех его полезных эффектов для потребителя;
· Максимальное использование преимуществ прогрессивных форм организации товародвижения, построенных на базе современных информационных технологий
В распределительной логистике в последнее время используется такая логистическая технология, как «Управление цепочкой поставок( SCM )», представляющую собой интеграцию поставщиков, производителей, складов и дистрибьюторов с целью производства и реализации товаров и услуг с минимальными издержками.
Управление цепочкой поставок включает: транспортировку, управление товаропотоками, товарными запасами, складскими ресурсами, доставку заказов, послепродажную поддержку и другие смежные процессы.
Преимущества эффективного управления цепочкой поставок:
· качественное обслуживание потребителей;
· сокращение издержек;
· снижение цен;
· оптимальное распределение запасов по цепочке поставок;
· эффективное управление производственными процессами и запасами.
В управлении цепочкой поставок решаются следующие задачи:
· управление спросом;
· управление отношениями с поставщиками и заказчиками;
· планирование производства;
· планирование поставок и транспорта;
· управление складами.
Конкурентные преимущества внедрения SCM – решений:
· эффективный и скоординированный контроль за деятельностью различных функциональных подразделений;
· прозрачность;
· точность и своевременность бизнес-информации по всей цепочке;
· быстрое реагирование на изменения в коньюктуре рынка, включая технологические изменения и колебание спроса и цен.
Закупочная логистика
Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на предприятии.
1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая связанные с поставкой товаров технико-технологические и экономические вопросы, а также вопросы планирования. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников — требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы.
2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение — производство — сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом.
В соответствии с концепцией логистики в процессе обеспечения предприятия предметами труда должны иметь место мероприятия по реализации системного подхода к управлению материальными потоками в пределах самой службы снабжения.
Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:
· что закупить;
· сколько закупить;
· у кого закупить;
· на каких условиях закупить.
Кроме того, необходимо выполнить следующие работы:
· заключить договор;
· проконтролировать исполнение договора;
· организовать доставку;
· организовать складирование.
Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить») или сокращенно — задача MOB[4], решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.
Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Кроме того, закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие, как правило, имеет возможность приобрести широкий ассортимент относительно небольшими партиями, в результате чего сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды.
После того как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных поставщиков.
При этом могут быть использованы следующие методы:
объявление конкурса;
изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;
посещение выставок и ярмарок;
переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
удаленность поставщика от потребителя;
сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
наличие резервных мощностей;
организацию управления качеством у поставщика;
психологический климат у поставщика (возможности забастовок);
способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.
Система поставок «Точно в срок» (система ТВС) — это философия и в то же время технические приемы. Система основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах, например, доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина.
Сущность системы «Точно в срок» заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленном в конце ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не накапливается, не заказываются и не накапливаются комплектующие.
Противоположностью данной системы является накапливание запасов в ожидании спроса.
Общепринятое определение гласит, что система поставки «Точно в срок» — это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время.
Транспортная логистика
Транспортная логистика – раздел логистики, занимающийся вопросами организации доставки, то есть перемещения каких-либо материальных объектов (продукция, вещества) из одного пункта в другой по оптимальному маршруту.
Транспортировка – перемещение груза транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок.
Цель транспортной логистики – доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и место с оптимальными затратами (т.е. по сути, это выполнение 6 правил логистики).
· Основные задачи транспортной логистики:
Транспорт - это совокупность транспортных средств, путей сообщения, а также сооружений и устройств на этих путях, вместе обеспечивающих перемещение грузов и людей из одного пункта в другой.
Перевозки могут производиться как самой компанией, так и сторонней организацией: перевозчиком или экспедитором. Создать собственный автопарк или воспользоваться услугами перевозчика компания решает исходя из затрат в обоих вариантах, надежности перевозчиков и пр.
Перевозчики – осуществляют только физическое перемещение груза в пространстве, транспортировку.
Экспедиторы – кроме самой перевозки, оказывают ряд дополнительных услуг, таких как: оформление документов на груз, выполнение таможенных формальностей, погрузка/разгрузка, хранение, комплектация и контроль за состоянием груза, страхование и пр..
Кроме того в процессе перевозок, важную роль играют и вспомогательные логистические партнеры - таможенные брокеры, страховые, охранные и информационные компании, предприятия по грузопереработке и упаковке, грузовые терминалы.
Виды перевозок:
· yнимодальная (одновидовая) - осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Применяется – когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования и грузопереработки;
· cмешанная (комбинированная, интермодальная, мультимодальная) - осуществляется обычно двумя видами транспорта и более (например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п.).
Прокладка оптимального пути следования груза, как и выбор подходящего ТС, определяется в первую очередь следующими факторами:
•географическое расположение начальной, конечной и промежуточных точек маршрута;
•специфика, характеристика и свойства перевозимого груза (количество, объем, габариты, степень опасности);
•срочность доставки;
•величина бюджета, отпущенного на транспортные расходы.
Определившись с основными приоритетами, логисты, как правило, получают несколько вариантов различных маршрутов. Отсеивание неперспективных происходит по схеме анализа возможных рисков и текущих условий. Корректировки вносятся исходя из климатических (сезонных, погодных), политических, экономических и других факторов. Грамотно составленная схема включает учет минимально-максимальных показателей времени и расходов, незначительных отклонений, степень рисков (актуально для страхования груза), вплоть до наступления форс-мажорных обстоятельств.
Проведение контроля во время транспортировки
На сегодняшний день существует немало средств контроля и мониторинга процесса транспортировки — сотовая, интернет, спутниковая и другие виды связи. Для слежения за траекторией движения, пресечения непреднамеренных остановок и любых отклонений от намеченного курса применяют GPS/ГЛОНАСС системы навигации, устанавливаемые на транспортные средства, которые позволяют следить за ними в режиме реального времени.
Производственная логистика
Производственная логистика - обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных производственных и обеспечивающих подразделениях.
К общим задачам (функциям) производственной логистики относятся:
Планирование и организация системы производственной логистики на предприятии используются как средство эффективного продвижения материального потока по рабочим позициям и упорядочения соответствующих рабочих процессов в пространстве и времени. Особенно это важно в условиях так называемого дискретного производства, которое типично для большинства предприятий промышленности. Дискретное производство характеризуется прерывностью производственного процесса на всем его протяжении. Именно дискретность усложняет движение материального потока от входа системы до ее выхода, что выражается в увеличении длительности производственного цикла, в возрастании величины межоперационных запасов всех видов, и в конечном итоге приводит к снижению производительности системы. Такое производство требует постоянного контроля всех процессов с тем, чтобы обеспечить требуемую производительность и, по возможности, ее повысить.
При организации движения материального потока в цепи поставок принято выделять два подхода:
· системы, движение материального потока в которых основано на принципе «выталкивания» материальных ресурсов предыдущим производственным звеном на последующее на всем пути их продвижения в цепи поставок, когда для каждого участка централизованно составляются индивидуальные планы производства и для этого резервируются определенные материалы и межоперационные заделы;
· системы, движение материального потока в которых основано на принципе «вытягивания» материальных ресурсов последующим в технологической цепочке производственным звеном с предыдущего на всем пути их продвижения в цепи поставок.
«Выталкивающая» логистическая система - это такая организация движения материальных потоков через производственную систему, при которой материальные ресурсы подаются с предыдущей операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жестким графиком поставок. Материальные ресурсы «выталкиваются» с одного звена производственной логистической системы на другое. Каждой операции общим расписанием устанавливается время, к которому она должна быть завершена. Полученный продукт «проталкивается» дальше и становится запасом незавершенного производства на входе следующей операции. То есть такой способ организации движения материальных потоков как бы игнорирует информацию о том, продолжится ли обработка данного продукта на следующей стадии, и в каком состоянии в настоящее время находится используемое для этой обработки рабочее место: занято ли оно выполнением совсем другой задачи или ожидает поступления продукта для обработки.
«Вытягивающая» логистическая система - это такая организация движения материальных потоков, при которой материальные ресурсы подаются («вытягиваются») на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график движения материальных потоков отсутствует. Размещение заказов на пополнение запасов или изготовления материальных ресурсов (операционных заделов) или ГП происходит, когда их количество достигает определенного критического уровня. Эта система основана на «вытягивании» продукта последующей операцией с предыдущей операции в тот момент времени, когда последующая операция готова к данной работе. То есть когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал-требование на предыдущую операцию.
Традиционные системы управления производством требуют значительных денежных ресурсов для того, чтобы поддерживать необходимые запасы материалов. Когда японский автомобильная компания «Тойота» перестраивалась после второй мировой войны, ей остро не хватало оборотных средств, и предприятие не могло позволить себе использовать «традиционную логистическую концепцию» Руководство компании решило узнать, что происходит в мире, и задалось вопросом: «Какая отрасль лучше всего использует свои запасы?» Ответ был следующий: супермаркеты!
В настоящее время типичный супермаркет оборачивает свои запасы более 50 раз в год. Обычная производственная компания, которая использует «Выталкивающую» логистическую систему управления, оборачивает свои запасы от одного до десяти раз в год. Используя «Вытягивающую» логистическую систему и другие принципы «Бережливого производства» Тойота достигла немыслимого для производственного предприятия показателя в 50-70 оборотов производственных запасов в год!
Логистическая концепция организации торговли
Концепция - система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов ". Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода. Новизна логистического подхода к управлению материальными потоками заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики.
Управление логистическими процессами для любого торгового предприятия является жизненно важным. Требования клиентов по срокам и качеству поставки продукции ежедневно ужесточаются и оптимизация логистических цепочек, контроль исполнения обязательств по поставкам являются основными условиями выживаемости на конкурентном рынке.
Системы, поддерживающие процесс управления логистической сетью, позволяют оптимизировать цепочку поставок и легко адаптировать ее к рыночным изменениям. Это позволяет оперативно включать в существующие бизнес-процессы новых клиентов, партнеров, дополнительные собственные подразделения.
Объектом изучения логистики являются материальные потоки в торговле, а также логистические системы, обеспечивающие продвижение эти потоков к конечному потребителю.
Предметом изучения логистики является оптимизация процессов управления материальными потоками в торговле, а также оптимизация логистических систем, обеспечивающих продвижение материальными потоками в торговле к конечному потребителю.
Качественное планирование логистической системы сегодня становится залогом ее успешного функционирования. Внешнее планирование предусматривает процесс проектирования цепочки поставок, что значительно повышает прозрачность деятельности и позволяет моделировать различные схемы движения продукции. Планирование сбыта и снабжения внутри предприятия (внутреннее планирование) обеспечивает оптимальные механизмы поставок продукции клиентам, включая планирование ресурсов и товарных запасов на промежуточных этапах. Инструменты совместного планирования с партнерами обеспечивают оперативность и непротиворечивость деятельности, исключая возможность дублирования или срыва поставок. Кроме того, возможность планирования транспортировки продукции позволяет разрабатывать оптимальные маршруты с резервированием транспорта, человеческих ресурсов, с учетом особенностей доставки
Классическая экономика традиционно не придавала должного значения размещению инфраструктурных подразделений и проектированию инфраструктурной сети в целом. Проектирование инфраструктурной сети - главная обязанность логистических менеджеров, так как эта сеть обеспечивает доставку товаров потребителям. К числу типичных объектов логистической инфраструктуры относятся производственные предприятия, склады, погрузочно-разгрузочные терминалы и магазины розничной торговли. Определение необходимого количества объектов каждого типа, их географического местоположения и хозяйственных функций составляет существенный элемент всей деятельности по формированию (проектированию) логистической инфраструктуры.
В России огромное количество потоков сырья, материалов, запасных частей, комплектующих, незавершенного производства, готовой продукции, ежедневно проходящие через логистические системы предприятий по всей стране, придают проблеме управления ими первостепенную важность. На современном этапе российские предприятия пересматривают существующие системы управления, внедряют новые информационные системы управления, проводят реорганизацию бизнеса на основе современных методов реинжиниринга, внедряют специализированные системы повышения производительности труда, управления производством.
Таким образом, логистическая организация торговых процессов представляет собой построение систем товародвижения с высокой степенью согласованности участников в осуществлении продвижения материальных потоков от конечного производства до конечного потребления (согласованность экономических интересов, применяемых технологий и техники, применяемых методов и систем планирования).
Концепция логистики – это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками.
Составляющие концепции логистики:
1. Реализация принципа системного подхода: рассмотрение хозяйствующих субъектов как комплекса взаимосвязанных подсистем – производственных, сбытовых и закупочных подразделений, управляемых на основе информации, получаемой и передаваемой из внешней среды. Принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно, и ошибочным.
2. Принятие решений на основе экономических компромиссов: выражается в расчетах, отражающих интересы, как различных подразделений предприятия, так и всех производственных организаций, участвующих в логистическом процессе.
3. Учет издержек на протяжении всей логистической цепи: управлять затратами в процессе товародвижения можно лишь в том случае, если осуществляется их строгий учет; необходимо выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах, о характере их взаимодействия.
4. Ориентация на логистику как фактор повышения конкурентоспособности предприятия: последствия принимаемых решений в области логистики должны оцениваться с точки зрения их влияния на доходы от продажи товаров.
При логистическом подходе управляющие воздействия прилагаются со стороны единой логистической системы управления к новому объекту управления — сквозному материальному потоку. Эти управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи, так что параметры выходного материального потока оказываются вполне предсказуемыми.
Сегодня на ряде российских торговых предприятий степень подобной согласованности весьма низкая, что подтверждается следующими фактами:
- участники процесса товародвижения, как правило, не имеют единой цели при выполнении работ на своем участке. Каждый действует для достижения цели "максимум собственной прибыли". Отсутствие согласованности объясняется также отсутствием систем, обеспечивающих участников критериями принятия оптимизационных решений по системам товародвижения в целом;
- отсутствуют или слаборазвиты информационные системы, позволяющие осуществлять диспетчеризацию материальных потоков в товародвижении со степенью детализации, необходимой для логистики (например, для материальных потоков: где находится в данный момент единица товара (ящик, контейнер, машина, водитель), куда направляется, с какой скоростью движется.
- применение согласованного управления требует высокой степени научной подготовки персонала, осуществляющего планирование и управление материальными потоками.
Фактически каждая торговая организация сегодня должна иметь сотрудников, способных не просто применять нормативы для регулирования торговых процессов, а умеющих решать сложные оптимизационные задачи и в то же время знакомых с товародвижением, коммерческой деятельностью, организацией торговых процессов и другими дисциплинами торговли.
Проблемы логистики в торговле России в значительной степени обусловлены политико-экономическими процессами.
Миссия логистики, в первую очередь, заключалась в усилении экономической, методологической и технико-технологической согласованности участников товародвижения.
Таким образом, целями организации процесса товародвижения являются совершенствование торговли на базе концепции логистики и создание высокоэффективных товаропроводящих систем, обеспечивающих реализацию "6 правил": нужный товар в нужном месте в нужное время необходимого качества и количества с минимальными издержками.
Логистика требует устойчивых хозяйственных связей между участниками. Лишь в этом случае возникает необходимая прозрачность в экономических отношениях, появляется возможность согласования планов и технологий
Внешними факторами, стимулирующими интеграцию в торговле, являлись: рыночная неопределенность; падающий по различным причинам спрос; обострение проблемы реализации товаров; многочисленные осложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры товарных рынков (транспортная, информационная, финансовая составляющая); усиление конкуренции со стороны транснациональных монополий.
Главным внутренним фактором принято считать усиление конкуренции на внутреннем рынке. Развитие различных форм интеграции торговых предприятий в дальнейшем позволило достичь ряд преимуществ. Прежде всего это позволило снизить накладные (административные) расходы за счет введения централизованных служб управления, централизации снабженческих, учетных, транспортных функций, осуществлять закупки крупными партиями на выгодных условиях платежа, использовать новейшие информационные технологии для управления торговой сетью в целом, а также отдавать приоритет отечественным производителям.
Основными задачами логистики являются развитие оптовой торговли во взаимосвязи с технико-технологическим и организационным совершенствованием всей системы товародвижения. На начало рыночных преобразований транспортно-складские расходы составляли 11% от стоимости по продовольственным товарам. Сегодня в России этот показатель увеличился до 40% (в странах с развитой логистикой эта цифра не превышает 15%).
В оперативном плане служба логистики на торговом предприятии должна взять на себя технико-экономические расчеты, решение оптимизационных задач в области управления запасами, транспорта, складирования, освободив от решения этих задач администрацию и коммерческие службы, переведя их из области интуиции в область точного расчета.
Исходя из этого, можно дать следующее определение логистики. Логистика - интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 444.