Порядок проведения кружкового занятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие очерки о марксизме

Маркс К. – Манифест коммунистической партии

Энгельс Ф. – Принципы коммунизма

Дают общее представление о коммунизме, пролетариате, целях и задачах коммунистического движения.

Ленин В.И. – Три источника и три составных части марксизма

Описывает истоки марксизма, объясняет его как научную дисциплину.

Сталин И.В. – О диалектическом и историческом материализме

В популярной форме излагает основы коммунистического мировоззрения. Работа посвящена фундаментальным положениям марксизма и носит непреходящий характер.

 

Диалектический материализм

Корнфорт М. – Диалектический материализм

Служит базой для изучения марксизма-ленинизма. Учебник концентрирует множество информации, написан простым и понятным языком

Энгельс Ф. – Диалектика природы (отрывки “Диалектика”, “Основные формы движения” и “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”)

Образец применения диалектического материализма к естественным наукам и антропологии.

 

Дополнительный материал повышенной сложности:

Митин М. – Часть 1. Диалектический материализм

Практическое пособие по борьбе с извратителями марксизма. Упор делается не раскрытии того, как искажают марксизм предатели рабочего класса в левом движении.

 

Исторический материализм

Ленин В.И. – Государство и революция

Разъясняет, что такое социализм и коммунизм, что такое государство и что с ним происходит в различные периоды его развития, что есть диктатура пролетариата и зачем она нужна.

Ленин В.И. – Империализм как высшая стадия капитализма

Работа посвящена анализу развития капитализма: от свободной конкуренции к диктатуре монополий. Доступно излагаются основные экономические закономерности, присущие капитализму, раскрывается сущность финансового капитала, вскрываются объективные причины мировых войн.

Ленин В.И. – Что делать?

Ленин В.И. – С чего начать?

Обосновываются и развиваются идеи о партии, как революционизирующей, руководящей и организующей силе рабочего движения, её задачах и методах.

Сталин И.В. – Вопросы Ленинизма

Сборник важнейших произведений Сталина, посвящённых вопросам социалистической революции и диктатуры пролетариата, теории и практике социалистического строительства в СССР, защите генеральной линии Коммунистической партии и борьбе с антиленинскими уклонами как внутри партии, так и в рядах Коминтерна.

 

Дополнительный материал повышенной сложности:

Константинов Ф.В. – Исторический материализм

Подробное и систематическое изложение исторического материализма. Главы книги неоднократно обсуждались на секторе исторического материализма Института философии Академии наук СССР. Значительная часть учебника посвящена описанию закономерностей развития советского социалистического общества.

Митин М. – Часть 2. Исторический материализм.

Как и первая часть, служит пособием по борьбе с оппортунизмом.

 

Материал по обучению работе с книгой, написанию статей и речи

Поварнин С.И. – Как читать книги

Краткое введение в искусство чтения. Книга о приемах и навыках рационального чтения, психологических основах восприятия и усвоения текста.

Заровнядный Н. – Самостоятельная работа с книгой

Изданная для командного состава РККА в 1940 книга содержит указания о том, как правильно осуществлять анализ книги, составлять её план, конспектировать, цитировать; как делать выводы и запоминать прочитанное. Материал излагается на примере черновиков Ленина.

Ножин Е.А. – Основы советского ораторского искусства

Книга дает систематическое представление о советском ораторском искусстве как прикладной и теоретической дисциплине. Общая концепция выдержана строго и органически слита с практическими обучающими советами и упражнениями.

Формальная логика

Политэкономия

Маркс К. – Капитал

Возможно использование главного труда Маркса в виде справочной литературы при изучении “Политической экономии” Михалевского и Островитянова.

 

История партии большевиков

Х/ф “Рожденная революцией”

Телевизионный многосерийный фильм о становлении и работе советской милиции.

х/ф “Мать” (1955 г)

Фильм о большевике агитаторе и его матери.

х/ф “Мичурин”

х/ф “Великая сила”

Фильмы о биологической науке и классовом подходе в ней.

х/ф “Великий гражданин”

Лента повествует о борьбе Коммунистической партии с троцкистами и бухаринцами в 1930-е годы.

х/ф “Незабываемый 1919”

Фильм об обороне Петрограда от белогвардейцев. В основу сюжета положено приведенное в «Кратком курсе ВКП(б)» изложение.

х/ф “Вихри враждебные”

Лента о жизни и работе Феликса Дзержинского после 1917 года.

х/ф “Синяя тетрадь”

Повествует об историческом контексте написания знаменитой работы Ленина “Государство и революция”

х/ф “Пролог”

Фильм о революции 1905 года.

х/ф “Свет над Россией”

Об электрификации в молодой Советской республике.

х/ф “Яков Свердлов”

Краткий очерк о жизни и политической деятельности Свердлова.

х/ф "Угрюм-река" 1969

Рассказывает о классовых противоречиях в дореволюционной капиталистической России.

х/ф "Чрезвычайное происшествие"

Фильм о настоящем советском характере.

х/ф "Зори Парижа"

Фильм о героической борьбе Парижской Коммуны (1871) против версальцев.

х/ф "Член правительства"

Показана работа советской пролетарской демократии на пример женщины из глубинки, ставшей Депутатом Верховного Совета СССР.

 

Также рекомендуются:

х/ф “Поднятая целина”

х/ф “Оптимистическая трагедия”

х/ф “Академик Иван Павлов”

х/ф “Мы из Кронштадта”

х/ф “Стежки – дорожки”

х/ф “Стачка” (1924г)

Художественная литература для воспитания коммунистического мировоззрения и морали

Лондон Д. – Железная пята

Лучшей рекомендацией роману служит следующий отзыв о нем, оставленный свидетелем «правильного рынка» на просторах интернета: “По-видимому, Джек Лондон прочитал «Капитал» Маркса и этот опус изрядно его перепахал. Иначе трудно объяснить, почему талантливый рассказчик и мастер по созданию атмосферы вдруг взял и наваял грубую и топорную антикапиталистическую агитку. Художественная ценность книги минимальна, это ведь даже не роман, а скорее пересказ учебника по экономике своими словами – сюжета как такого нет, персонажи страдают от изрядной фанерности, а используемый автором формат фальшивого дневника только все ухудшает: Лондон хочет показать всю картину ужасающего положения рабочих Америки и их борьбы с олигархами, но в результате получается сбивчивый синопсис.”

Войнович Э.Л. – Овод

Революционно-романтический роман, впервые опубликованный в 1897 в США. В романе отображена деятельность участников подпольной революционной организации «Молодая Италия» в первой половине XIX века. Роман был популярен в Англии (до 1920 года — 18 изданий), дореволюционной России и США, впоследствии в СССР и других социалистических странах. В 1898 году «Овод» вышел отдельным изданием в России. Его распространяли Г. М. Кржижановский, Е. Д. Стасова, Григорий Петровский, И. В. Бабушкин, Я. М. Свердлов, М. Горький. Увлекались «Оводом» Г. И. Котовский, Н. А. Островский, А. П. Гайдар, М. И. Калинин, Зоя Космодемьянская, Ю. А. Гагарин.

 

 

Глава 3. Примеры программ и вводной лекции

В данной главе представлены примеры программ для самостоятельного и кружкового обучения, образец вводной лекции о марксизме.

Приведенные примеры не являются эталонными и могут быть скорректированы под нужды конкретного кружка. Корректировка разделов или последовательности изучения должна происходить исходя из насущных потребностей членов кружка. Программу следует утвердить, а, утвердив –соблюдать.

Часто будут возникать вопросы, еще не затронутые в процессе обучения в данный конкретный момент: например, произошло важное для рабочих событие на предприятии и требуется использовать его в рамках классовой борьбы, агитации и пропаганды и т.д. В таких случаях необходимо посвятить время именно этой задаче, проанализировать ситуацию, поднять литературу, обратиться к опыту большевиков. Программу при этом забывать не следует: немедленно возвращайтесь к ней, закаленные разрешением поставленной жизнью задачи.

 

Пример программы для самостоятельного обучения:

Рекомендованная последовательность для целостного восприятия марксизма. Описание приведённых книг дано в главе 2. Кроме приведённых книг дополнительно стоит читать рекомендованную художественную литературу и просматривать советские фильмы (особенно те, что рассказывают про изучаемую в данный момент тему).

 

1. Вводная лекция (приведена ниже), где коротко и простым языком описываются основы марксизма

 

2. Корнфорт – “Диалектический материализм”

+ (когда текст про законы диалектики Том 1 Часть 2) Сталин "об историческом и диалектическом материализме" и Энгельс – “Диалектика природы” (отрывки “Диалектика”, “Основные формы движения” и “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”)

+ (когда разговор про социализм и коммунизм – Том 2 Часть 3) Ленин "Гос-во и революция», “Что делать?” и “С чего начать?”

 

3. Создание кружка и/или создание паблика в ВК для написания статей и/или пропаганда среди окружения, в рабочем коллективе, и/или подключение к работе с другими марксистскими организациями. Любая посильная работа для применения теории на практике. Теория должна лишь немного опережать практику.

 

4. Поварин "Как читать книги" и Заровнядный "Самостоятельная работа с книгой" (все это позволит лучше изучать и усваивать прочитанный материал)

 

5. Ножин – “Основы советского ораторского искусства” и Поварнин С.И. – “Искусство спора. О теории и практике спора” (все это поможет лучше вести агитацию и пропаганду, писать статьи)

 

6. Островитянов – “Политическая экономия.”

+ (когда идет разговор о зарплате Глава 8) Маркс – “Заработная плата, цена и прибыль” и Маркс – “Наемный труд и капитал”

+ (когда текст про империализм Глава 17) Ленин – “Империализм как высшая стадия капитализма”

+ (когда текст про социалистическое хоз-во Глава 26) Сталин – “Экономические проблемы социализма в СССР”.

 

7. Уёмов А.И. – “Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить” затем Виноградов – “Логика. Учебник для средней школы” и однвременно Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике [с ответами].

 

8. Панкратова – “История СССР. Учебник для 10 класса” и Сталин И. – “Краткий курс ВКП(б)” (что позволит разбираться, как извращают марксизм и как с этим боролись большевики)

 

9. Кожевников В.П. – “Пропаганда и агитация большевиков в дооктябрьский период” и Козелев В. – “Борьба большевиков за профсоюзы” (для понимания как вести экономическую и политическую борьбу)

 

Пример программы для начального кружка

(встреча раз в две недели на 3 часа)

0 занятие: (с целью усилить интерес, рассказать зачем вообще изучать марксизм, что это даст обучающимся)

1. Познакомиться. Узнать почему пришли, что знают о марксизме, читали ли что-то.

2. Разобрать основные понятия и категории капитализм/социализм и их основные черты. Показать каким образом капитализм сегодня является источником всех бед. Показать зачем нужен социализм? Кому он нужен? Лично для человека, что даёт социализм? Как его можно достичь? Какой первый шаг? Роль религии в сохранении капитализма и одурманивании населения. Роль материалистической диалектики в прогрессе науки и техники. (См. пример первой вводной лекции)

Почему у нас капитализм?

Потому что капитализм — это такое общественное устройство (общественно-экономическая формация или общественно-экономический строй), которое характеризуется 3 признаками:

— товарный характер общественного производства,

— частная собственность на средства производства,

— наемный труд.

 

Рассмотрим каждый из этих признаков подробнее, чтобы выяснить, что это такое и имеют ли место все эти признаки у нас в России.

Первый признак – «товарный характер общественного производства

Здесь у нас два ключевых понятия, которые потребуется разобрать – общественное производство и товар.

 

Общественное производство

Человек – существо биологическое. Он из плоти и крови. Чтобы жить, ему нужно обеспечивать себя всем необходимым для существования своего биологического организма — едой, питьем, одеждой, защищаться от дождя и снега (т.е. иметь крышу над головой), лечиться, если заболеет, бороться с природными катаклизмами, если они случаются и пр. В отличие от животных, удовлетворяющих свои потребности с помощью того, что дано природой, человек производит все необходимое ему для жизни сам. Люди не могут производить в одиночку, они работают сообща, вступая при этом в определённые производственные отношения (отношения в процессе производства того, что им необходимо для выживания). Загнать и убить буйвола, можно только нескольким охотникам, но зато все племя будет сыто – и жены, и старики, и дети. И мост через речку построить одному тоже сложно, а вот всей деревней – нет проблем.

Поэтому производство материальных благ всегда является производством общественным. Оно является основой существования любого человеческого общества.

 

Общественное производство — это процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для их существования.

Для производства любой вещи необходимы три элемента:

— предмет природы, из которого ее можно изготовить (предмет труда);

— средства труда, с помощью которых это изготовление осуществляется,

— и целенаправленная деятельность человека, т.е. его труд.

 

Предметы труда и средства труда, взятые вместе, составляют средства производства:

Средства производства = предметы труда + средства труда

 

Результатом же производства является продукт труда, который по своей натуральной форме и роли в общественном производстве может быть либо средством производства (т.е. таким продуктом, который непосредственно употребить нельзя, но зато можно использовать для производства других продуктов, которые уже потребляются человеком), либо предметом личного потребления.

Все социальные отношения, т.е. отношения людей в обществе, есть отражение взаимодействия людей в процессе общественного производства. Т.е. человек плотно завязан на материальное, на экономику, ведь идеями и фантазиями сыт не будешь. Именно материальное является основой духовного — сознание есть отражение бытия.

 

Так что же такое КЛАССЫ?

Наиболее полное и наиболее точное определение классов дал Владимир Ильич Ленин в статье «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.».

 

Как возникают классы?

Общественные классы возникают с разделением труда.

Первое разделение труда в человеческой истории это отделение скотоводства от земледелия. Стало производить значительно больше продуктов, чем прежде. Появился излишек продуктов, а значит, возник обмен между племенами, занимающимися разными видами хозяйственной деятельности. Излишки должны были кому-то принадлежать, ими кто-то должен был распоряжаться, это с одной стороны, а с другой стороны, потребовались уже специальные люди, функцией которых стало управление обществом, всей его хозяйственной деятельностью в целях лучшей организации процесса производства. Так возникла частная собственность и появились классы – люди, владеющие собственностью и не владеющие ею (рабовладельцы и рабы). Владельцам собственности, которых было ничтожное меньшинство, потребовалось ее защищать — появилось государство. Этот процесс хорошо описан Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Когда произошло второе разделение труда – ремесло отделилось от скотоводства и земледелия, возник новый общественно-экономический строй — феодализм. В те времена везде использовался ручной труд.

Когда же человек придумал машины – ткацкий станок и паровую машина (двигатель), то появился на свет капитализм.

 

Во всех классовых обществах малая часть людей, владеющих средствами производства, живет богато и сыто, а большая часть людей, работающая на тех, у кого есть средства производства, — нищие и голодные.

Примеры: В феодальном обществе феодал (владелец земли) сам не работал, на его земле работали крестьяне, которые выращивали и отдавали ему практически все, что вырастили.

Сегодня в условиях российского капитализма буржуй Прохоров, владеющий Норникелем, может бездельничать и кутить в Куршавелях, отдавая за один только обед по два миллиона рублей, а десятки тысяч рабочих Норникеля своим трудом обеспечивают ему эту райскую жизнь.

 

Почему голодают?

Потому что капитализм, создав высочайшие производительные силы – самые современные технологии и оборудование, сам стал тормозом дальнейшего общественного развития. Его век закончен, он должен уйти. Но сам он не уйдет. Ему нужно помочь это сделать.

Так всегда было в истории – ни один прежний общественный строй сам не уходил. Его всегда разрушали сознательно те угнетенные им классы, развитию которых он мешал.

Смена одного строя на другой всегда происходила путем революций, т.е. кардинальных перемен во всех сферах жизни общества. Главная причина революций – непримиримое противоречие между развивающимися производительными силами и сдерживающими их развитие старыми производственными отношениями.

Пример: Буржуазные революции в европейских странах происходили не единожды. В одной только Франции их было аж целых три – 1793, 1830, 1848 гг. Между ними – периоды контрреволюции, когда временно возвращалась старая феодальная, абсолютистская власть.

Следовательно, и контрреволюция в СССР и странах социализма для истории явление не уникальное. Это говорит о том, что впереди нас ждут новые социалистические революции, которые учтут ошибки и недочеты прежних соцреволюций и продолжат движение к коммунизму. Главное, что таковы объективные законы общественного развития, от которых не уйти и не спрятаться. История на стороне пролетариата и социалистических сил.

 

Источник: Л.Сокольский, МЛД «Рабочий Путь»

Список рекомендуемой литературы по теме

1. Цикл статей “Что делать. Ответы на вопросы украинских товарищей” - https://work-way.com/blog/2017/12/31/chto-delat-otvety-na-voprosy-ukrainskih-tovarishhej/

2. Другие маетриалы РП по теме “Марксистский кружок” - https://work-way.com/tag/marksistskij-kruzhok/

3. Сорин В. Л. - Учение Ленина о партии (организационные основы большевизма) - https://yadi.sk/i/1MuIV2aMUKihOQ

4. Крупская Н.К. – Воспоминания о Ленине https://yadi.sk/i/GzgbyEgp4AFg-A

5. Бабушкин И.В. - Воспоминания https://yadi.sk/i/M4kU3UETjVcI7Q

6. Каиров И.А. - Педагогика  - https://yadi.sk/i/ZyXg82LgTUt15w

 

Эта и другая литература в большевистской библиотеке - https://vk.cc/8TOM8i


[1] Слова “марксизм”, “марксизм-ленинизм”, “большевизм” являются синонимами.

[2] Для тех кому интересно изучить более подробно рекомендуем И.А. Каиров – Педагогика (1948 г.). Лучшая и одновременно простая книга по тому, что сегодня гордо называют "советская педагогика."


Порядок проведения кружкового занятия

Вначале определяется модератор, контролирующий ход встречи: он следит за временем, уделяемым докладу/вопросу, предоставляет слово, обеспечивает порядок обсуждения. Руководителем озвучивается тема и цель встречи (что конкретно обсуждается, докладывается и что это даст участникам), устанавливается связь с пройденным материалом.

Как правило, занятия проводится в одном из двух основных форматов:

1. Семинар: заранее назначаются ответственные лица, составляющие списки вопросов по пройденному материалу, и на встрече производится перекрестный опрос учащихся с последующим обсуждением. Занятия в данном формате получаются живые и вовлекают всех его участников, благодаря чему сразу становится понятно, кто не готовился, кто не усвоил теорию или усвоил частично. 

2. Доклад: также заранее назначенные члены кружка готовят к занятию доклады по отдельным темам изучаемого материала. Каждый доклад сопровождается его обсуждением: новая информация сопоставляется с уже известной, проводится полемика по спорным положениям. После обсуждения доклада обязательно дается обратная связь оратору от прослушавших.

Важно! Если прийти к консенсусу по тому или иному вопросу не получается за отведенное на обсуждение время, имеет смысл зафиксировать этот вопрос для дальнейшей и более предметной дискуссии с привлечением дополнительной литературы и в рамках отдельной встречи. Руководитель и все члены кружка должны следить за тем, чтобы во время доклада/опроса/обсуждения были выяснены и разобраны все основные положения и идеи изучаемого материала;

Теоретические занятия возможно проводить и в виде лекций, однако такой вариант предполагает наличие опытного лектора, что для начальных кружков – большая редкость; к тому же формат лекций таит в себе опасность демотивации самостоятельного изучения.

Предполагается коллективная работа и с художественными произведениями, когда каждый делится своим впечатлением о прочитанной книге, просмотренной киноленте и т.д.

Если материал представляется очень сложным для изучения, то применяется метод коллективного чтения: означенный материал сначала изучается самостоятельно, а затем - коллективно на занятии с последовательным разбором неясных моментов.

В конце занятия выделяются основные тезисы изученного, рассматриваются прочие теоретические и организационные вопросы.

 

Как работать с книгой при подготовке к занятию (более подробно рассматривается в рекомендуемой литературе):

1. Бегло изучить материал, понять структуру повествования;

2. Вспомнить, что Вам известно по данной теме;

3. Вдумчиво прочитать каждый раздел c выделением основных логических частей текста;

4. Составить план-конспект – структурированное письменное изложение прочитанного материала.

 

Вопросы к семинарскому занятию готовятся на основании плана-конспекта по прочитанному. Формулировки вопросов должны отражать основные идеи пройденного материала и побуждать отвечающих к всестороннему обдумыванию, например: “Поясните смысл фразы Ленина…”, “приведите примеры…”, “как буржуазная наука извращает…  и как марксизм освещает этот вопрос…” и т.п.

 

Подготовка доклада (более подробно рассматривается в рекомендуемой литературе) помимо работы с книгой необходимо включает в себя и подготовку речи:

1. Составить план-конспект по теме.

2. Подготовить краткую и максимально содержательную речь для передачи основных положений и идей материала.

3. Отрепетировать речь.

4. Обратить внимание на критику товарищей относительно предыдущих докладов, если таковая имеется.

Помните, что ораторское искусство является одной из важнейших составляющих пропаганды, а потому не может игнорироваться коммунистом, значительной задачей которого, в том числе, является наиболее широкое распространение идей марксизма. Ответственно подходите к задаче: доклад должен быть кратким, емким и предельно ясным.

 

Как учиться самостоятельно:

Прежде всего задайте себе вопрос: “зачем, для чего мне надо учиться?” Только обдумав и ответив на этот вопрос, начинайте учиться.

       Основным методом самостоятельного обучения является работа с книгой: составляйте конспекты, а еще лучше – небольшие статьи по прочитанному, делитесь своими мыслями в социальных сетях, на работе, в университете, обращайте внимание на конструктивную обратную связь.

Не торопитесь, не проглатывайте книги одну за другой: лучше одна прочитанная, обдуманная и законспектированная, чем три наскоро просмотренных и забытых.

Не концентрируйтесь только на философии и политэкономии: обратите также внимание на рекомендованные в данном пособии художественную литературу и фильмы, которые могут послужить Вам приятным и полезным досугом. Вместо видеороликов левых и окололевых лучше включите рекомендуемый фильм.

Как уже было написано выше, по возможности скорее уходите от чисто самостоятельного обучения. Создавайте кружок, включайтесь в работу с рекомендованными движениями.

 

 

Глава 2. Основные учебные материалы

 

В данной главе приводится рекомендованный список основных материалов для марксистского образования.

Вся рекомендуемые материалы есть в электронной библиотеке по адресу https://vk.cc/8TOM8i

Библиотека включает в себя более 2400 книг: собрания сочинений классиков различных изданий, справочники и статистические сборники, энциклопедии, критику буржуазных теорий, мемуары большевиков, советские газеты и журналы, материалы съездов, дела против контрреволюционеров, революционную художественную литературу и т.д. По ссылке также можно найти и обширную подборку советского кино: о партии, строительстве коммунизма, становлении большевиков и т.д. Заходите, изучайте, делитесь!

Начальный этап программы обучения марксизму должен включать в себя небольшие знаковые труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, пособия по тому, как работать с книгой, писать статьи, готовить речь, грамотно вести дискуссию, учебники по истории партии и СССР, формальной и диалектической логике, книги, освещающие опыт большевиков в агитации и пропаганде, подготовке рабочих корреспондентов, профсоюзной и стачечной борьбе, идеологической борьбе с оппортунистами всех мастей.

Программа обучения будет неполной, если она не подразумевает воспитание коммунистической морали через фильмы и литературные произведения, позволяющие пережить чувства революционеров, перенять убеждения, что служили основанием их несгибаемой воли.

Из краткой биографии Сталина: “Круг теоретических запросов Сталина чрезвычайно широк – он изучает философию, политическую экономию, историю, естественные науки, читает классиков художественной литературы. Сталин становится образованным марксистом.”

По окончании программы обучения учащийся:

1. Знает необходимый теоретический минимум марксизма;

2. Идейно стоит на позициях рабочего класса;

3. Обладает навыком самостоятельного обучения;

4. Имеет практический опыт написания статей, листовок, ведения дискуссий, агитации и пропаганды, борьбы в рабочих коллективах;

5. Умеет видеть и разоблачать извращения марксизма.

Рекомендуемая литература для изучения большевизма.

Общие очерки о марксизме

Дата: 2019-02-19, просмотров: 503.