Тема 3.1. Человек как главная философская проблема
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Основные понятия антропологической проблематики и
их сущность.

2. Индивид, индивидуальность, личность как основные
характеристики человека.

3. Концепции происхождения человека.

4. Проблема определения природы и назначения человека.

5. Основные характеристики человека.

6. Проблема отчуждения в антропологической философии.

1

Основные понятия: 1) антропос — человек, 2) антропология

- наука о человеке; 3)  экзистенция - существование человека; 4) антропогенез — становление человека; 5) социогенез - становление общества; 6) антропосоциогенз - одновременное становление человека и общества; 7) человек —            высшая ступень живых организмов на Земле,   творец культуры и истории; 8) индивид - отдельно взятый представитель человеческого рода; 9) индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальныхсвойств, отличающих его от других людей; 10) личность - высшая степень развития индивида, социально и духовно развитый человек; 11) табу — запрет; 12) табуирование — система запретов;  13). промискуитет – беспорядочные половые отношения;   14) эндогамия - половые связи ограничивались своим стадом; 15) экзогамия - половые связи с другим стадом; 16) сущность человека - это определяющее, основное качество человека; 17) природа человека - это главнейшие характеристики, посредством которых сущность человека раскрывает и реализует себя в деятельности человека; 18) проблема отчуждения – это проблема, связанная с выяснением следующих вопросов: а) почему продукты деятельности человека выходят из под его контроля, превращаясь во внешнюю и неподвластную ему силу; б) почему социальный и культурный мир, который создал человек, стал ему враждебен, почему мир, окружающий человека, и который он создал, стал бесчеловечным; в) почему человек потерял морально, нравственные, духовные качества, почему он перестал быть человеком; 19) антропологическая проблема — это проблема, связанная с решением таких вопросов: а) какова сущность человека и его природа; б) как появился человек; в) для чего стоит жить человеку; г) что такое личность и каковы факторы ее становления; д) что такое индивидуальность и как она должна проявляться; 20) гуманность – человечность, рассмотрение человека в качестве главной ценностью.

Для характеристики человека используются такие понятия как:

1) индивид (проблема индивидуализма: насколько человек как индивид должен противопоставлять себя обществу - коммунизм и анархизм.

 С философской точки зрения, индивидуализм должен быть ограничен морально - нравственными               рамками, человек должен взаимодействовать с обществом, чтобы стать личностью. Если человек проповедует философию индивидуализма, противопоставляет себя обществу, то такой человек болен сатанизмом, который можно определить как философию «капсульного я»;

2) индивидуальность (зрелая личность выражает свою индивидуальность не внешне, а внутренне. Сейчас в современном мире    происходит процесс деиндивидуализации — процесс потери человеком своей индивидуальности,  своего  «Я»  и  происходит одновременно  процесс  обезличивания      человека, превращение его «одного из»». Индивидуальность оказалась под угрозой, когда 23.02. 1997 г. произошло клонирование овцы Доли. Если ученые пойдут дальше и будут клонировать человека, люди станут одинаковыми, потеряют свою индивидуальность, и станут похожими
друг над друга как вещи);

3) личность (существует множество определений этого понятия. Личность определяют как социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практические качества. Среди характерных черт личности выделяют такие качества: а) разум; б) ориентация в обществе; в) личное достоинство; г) способность нести ответственность за свои поступки и действия; д)  морально-нравственные  качества.

Становление личности происходит в процессе социализации. Бывает так, что на определенном этапе развития человек может частично или полностью утратить личностные черты. Речь идет о хронических алкоголиках, наркоманах, преступниках, проститутках, а также о людях с тяжелой патологией головного мозга. Личность — из следующих элементов: а) физическая личность - физическое «Я» - тело, одежда, украшение быта; б) социальная личность - складывается в процессе общения людей, включает в себя всю совокупность социальных ролей человека. Отражает степень самореализации человека в профессии, общении, дружбе, любви; в) духовная личность — ядро нашего «Я», системообразующий, главный ее элемент. Характеризует внутренне душевное состояние человека, отражает устремленность человека к духовным ценностям. Духовность подобна стержню, на которой держится личность. Главная проблема - это деперсонализация человека, то есть потеря человеком своей духовной, творческой сущности.

Наличие антропологической проблемы свидетельствует о т ом, что в современное время происходит антропологическая катастрофа, выражающаяся в том, что продолжается процесс распада подлинно человеческого в человеке, приводящая человека к морально-нравственной деградации.

Концепции происхождения человека:
1) религиозная или креационистская (человека создал Бог);

2)уфологическая (человек - это дитя внеземных
цивилизаций);

3)научная (человек - это продукт природной эволюции)
Человек-разумный появился 1,5-2 млн. лет назад в
Восточной Африке. Факторы антропосоциогенза: а)
изменение климата; б) колебания радиационного фона
планеты; в) возможные воздействия Космоса на Землю; г)
трудовая деятельность (производство простейших орудий
началось на 1,5 млн. лет раньше); д) развитие речи имышления; е) регулирование (табуирование) брачных отношений; ж) нравственные запреты. Проблемы, связанные с доказательством научной теории - отсутствие промежуточного звена между неандертальцем и кроманьонцем.

На вопрос: «какова природа человека?» в философской литературе нет однозначного ответа. Можно выделить следующие философские концепции:

1) экзистенциалистская концепция: у человека нет никакой природы. Человек - это существо пластичное, открытый жизненный проект, кем он захочет, тем и станет. Более подробно эта концепция раскрывается в трудах французского экзистенциалиста Ж.П. Сартра, в частности, в его работе «Экзистенциализм и гуманизм». Сартр писал, что главное отличие человека от вещи заключается в том, что у вещи сущность предшествует существованию, а у человека, наоборот, существование предшествует сущности. Возьмем, например, нож. В сознании человека уже есть представление о том, каким будет нож: какова его длина, рукоятка, толщина лезвия. То есть нож еще не существует, а сущность его уже известна. Человек же, по Сартру – откытый жизненный проект. Он рождается, то есть начинает существовать. Каким будет человек, целиком и полностью зависит от него самого. Если человек, считает Сартр, пошел на войну, то, следовательно, за все, что происходит на этой войне, он несет ответственность. Если бы он не хотел бы идти нат войну, то мог бы скрываться, стать «уклонистом», мог открыто декламировать свои взгляды, наконец, мог дезертировать. Поэтому раз он этого не сделал, то должен за все ответить.

2) у человека природа есть:

а)  биологизаторская концепция: у человека есть биологическая природа, то есть  все определяется наследственными факторами, принадлежность человека к определенной расе, нации. Главный признак человека - это его принадлежность к полу, возрасту, расе ;

б) социологизаторская концепция: у человека - социальная природа: человек определяется обществом. Главный признак человека - его статус, социальные роли и профессия;

в)  религиозная концепция: у человека – духовная, метафизическая природа. Человек - это моральное, нравственное, стыдящееся существо.

Назначение человека - положительное воздействие на общество, в творчестве, в гуманизации социальной среды.

Основные характеристики человека:

1) несводимость (ни в одной вещи, которую человек
создает, он не выражает себя полностью);

2) непредопределенность (человек никогда не бывает
абсолютно свободным, он зависит от множества факторов.
Человек может зависеть от многих вещей внешне, но он не
должен зависеть внутренне);

3) незаменимость и неповторимость (человек должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир. У каждого человека есть свое дело, которое кроме него никто не сделает).

Сущность проблемы отчуждения хорошо выразил французский философ Ж.Ж. Руссо: «человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Внешний мир отчуждается от внутреннего мира человека, становится чуждым, враждебным человеческой экзистенции. Мир, окружающий человека дегуманизируется вместе с самим человеком. Морально-нравственная природа человека становится ему чуждой. Отчуждение выражается, в частности и в трудовой деятельности. Труд, как известно очень важен для человека. Именно посредством труда человек выражает свою сущность, самого себя. Но на практике оказывается, что человек не хочет трудиться, то есть не хочет проявлять свою сущность. Он хочет того, чего хотят животные: есть, пить, отдыхать. Иначе говоря, действуя как животное, человек ощущает себя в качестве человека. Вот один из парадоксов нашего времени.

Возьмем общение. Люди перестали быть открытыми в общении. Их общение превратилось в пустую формальность. Разговариваем из-за вежливости, либо из-за надобности. Никакого обмена интересными мыслями, «свежими идеями». Общение перестало быть содержательным и превратилось в «болтовню», в «перебалтывание плоских идей» без усвоения их сути. Общение теперь не сближает людей. Оно зачастую отдаляет их друг от друга. Это происходит потому, что общение потеряло свою духовно-нравственную составляющую.

При помощи лжи человек тоже теряет свою нравственную сущность. Ложь есть зло. Ложь всегда связано с насилием или манипуляцией. Это доказал А. Солженицын. Так что если человек лжет, то он способствует эскалации проблемы отчуждения.

На уровне психики и сознания отчужденность проявляется в досаде, страхе, разочаровании, в апатии, агрессии.

Человек в отчужденном от него мире чувствует его враждебность. Он не родился в этом мире. Он десантировался в него (экзистенциализм). Относительно того, разрешима проблема отчуждения или нет, в философской литературе ведутся ожесточенные споры. Представители марксизма уверены, что эта проблема разрешима. Для этого необходимо уничтожить частную собственность. Другие философы так не считают


















Дата: 2019-02-19, просмотров: 260.