План:
1. Объект и предмет философии.
2. Структура философии и ее проблемы.
3. Функции философии.
1
Очень часто можно услышать мнение, что философия - не удел студентов, получающих техническое образование в колледже. При этом очень часто задают такой вопрос: а что мы с машинами будем философствовать?
На эти и другого рода провокационные вопросы можно дать следующий ответ. Во-первых, выпускники ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» будут работать не с машинами, а, в конечном счете, с людьми, которые эти машины обслуживают. Давно замечено, что в любом коллективе большим уважением пользуется человек знающий, умеющий дать ответ на самые сложные мировоззренческие вопросы. Ими как раз и занимается философия.
Во-вторых, не надо понимать философию слишком примитивно. Философия, - говорил М. Хайдеггер, известный немецкий философ, - это искусство философствовать. Философствовать - это, значит, уметь логически, и, если хотите красиво рассуждать, уметь проникать в самую суть вопроса, проникать в существо проблемы, уметь распутывать «логические клубки». Это и есть философия. Философия жизни. В этом смысле каждый человек - это философ, ибо каждый из нас задумывался о смысле жизни, смерти, не находил логического ответа на вопрос о существовании Бога, вопрошал о сущности любви, искал первоначало всего сущего.
В-третьих, «Газпром колледж Волгоград» выпускает специалистов среднего звена. Дальнейшая карьера специалиста во многом зависит от того, сможет ли он завоевать авторитет среди коллег. В наше время, когда информация представляет особую ценность, «однобокое» техническое образование может пойти не на пользу, а во вред, поскольку за машинами такой специалист не будет замечать людей.
Философия и содержит в себе огромный гуманистический потенциал, позволяющий рассматривать отдельного человека во всем его многообразии, удивляться богатству и разнообразию внутреннего мира каждого человека. Философия, способствуя взаимопониманию людей, развивает их коммуникативные компетенции, преодалевает коммуникативные барьеры, нацеливает на гуманистическое общение, спосбствует эффективному установлению социальных контактов. Человек, изучающий философию, способен понять не только внутренний мир других людей, но и может, основываясь на критическом отношении к самому себе, встать на путь саморазвития. Человек творческий, всесторонне развитый – это «душа» не только дружеской компании, но и производственного коллектива.
В-четвертых, не надо себя уподоблять Митрофанушке, вопрошая вслед за ним: а зачем мне философия? Если последовательно развивать подобного рода суждения, которые тоже, кстати говоря, можно назвать философией, то можно прийти к мысли о том, что и вообще учиться не стоит. Философия «ничего не делать» - это тоже философия, но самой низшей пробы. У немецкого философа Фихте был такой лозунг: «действовать, действовать, действовать». Но для того, чтобы действовать, необходима мудрость, знания. И они содержатся в философии.
О необходимости сознательного отношения к любому делу есть масса пословиц, поговорок. «Семь раз отмерь, один раз отрежь» - одна из них. Прежде чем что-либо сделать, надо тщательно обдумать алгоритм действий, предусмотреть возможные сценарии развития событий, а иногда – «взвесить» все «за» и «против», понять, а стоит ли вообще это делать. Как в японской пословице: «прежде чем писать, подумай, как прекрасен чистый лист бумаги».
То, о чем мы с вами говорим, это и есть стратегическое мышление, в основе которого – философия. Философия - это верное средство в борьбе с таким недугом современного бытия как кризис целеполагания, который заключается в том, что человек не только не может правильно поставить цели, но и выбрать адекватные средства их достижения. Почему старуха в сказке А.С. Пушкина о рыбаке и золотой рыбке так и осталась возле разбитого корыта? Не потому ли, что она не знала, чего хотела, а в ее сознании отсутствовала выстроенная иерархия ценностей? И старуха к тому же не владела навыками гуманистического общения? Иначе говоря, перефразируя классика, «страшно далеко была от философии»?
Таким образом, чтобы человек был успешным, стрессоустойчивым, мог не только эффективно решать проблемы, но и избегать их, ему необходимо изучать философию.
Философию изучать очень интересно, хотя и трудно. Пожалуй, парадоксальность - основное свойство философских знаний. Нет науки бесполезней философии, но и нет науки прекраснее ее.
Философия зародилась примерно 2500 лет назад на древнем Востоке. Своей классической формы она достигла в древней Греции. Первым человеком, который назвал себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор. В качестве особой науки ее выделил Платон.
Само слово «философия» древнегреческого происхождения и буквально переводиться как любовь к мудрости, или любомудрие. Мудрецами или философами в древнем мире называли тех людей, которые могли рассуждать о том, что видеть нельзя. Например, о душе, любви.
Философия, таким образом, соединяет в себе элементы как чувственного познания (любовь), так и элементы рациональности, которая основана не только на абстрактном мышлении, но и на умении извлекать знания из житейского опыта, то есть быть мудрым. Мудрость можно определить как знание, помноженное на житейский опыт.
Когда говорят о мудрости, обычно вспоминают выражение «соломонова мудрость». В чем же проявилась мудрость Соломона? Она, можно предположить, состояла в том, что царь Соломон смог выделить в женщине материнское качество – любовь к ребенку, понял, в чем заключается сущность матери, чем материнская сущность отличается от женской, при этом смоделировал такую ситуацию, в которой материнское качество и проявилось, в результате чего смог принять правильное, осознанное, обдуманное решение, эффективно разрешив проблемную ситуацию.
Итак, философия – это не только набор теоретических знаний, но и умение применять их на практике. Умелое философствование состоит в том, что человек способен проникать в сущнось вещей, понимать не только их феноменальную (видимую, внешнюю), но и номенальную (умопостигаему, сущностную) природу, способность решать практические задачи, опираясь на жизненный опыт.
Для того чтобы узнать, что изучает та или иная наука, учебная дисциплина, необходимо выявить ее объектно-предметную область. Под объектом в науковедении понимают часть реальности, которую изучает наука. Объектом философии является бытие – то есть все, что существует: природа, общество, человек, мышление.
Однако вспомним, что природу изучают физика, химия, биология. Общество (социум) – социология, политология, культурология, экономическая теория, юриспруденция. Человека – антропология, психология, педагогика. В связи с этим не понятно: зачем нужна философия, если есть другие науки и учебные дисциплины, изучающие все то, что входит в объектную область философии? Наука – не космонавтика: ей дублеры не нужны.
Попытаемся ответить на этот вопрос. Во-первых, и физика, и химия, и социология с психологией изучают в основном вышеперчисленные феномены обособленно, сосредотачиваясь на своем. Образно выражаясь, исследуя каждое дерево, но не лес в целом.
Философию, напротив, больше интресуют не конкретные деревья, а лес, который образовался благодаря этим деревьям. Философия не останавливается на изучении конкретики, она идет дальше, обобщая, систематизируя научные знания. Иначе говоря, философия – это абстрактная наука.
Итак, философия изучает бытие. Элементы бытия изучают другие науки. Но только философский дискурс нацелен на системное изучение бытия.
В целях проведения демаркационной линии между философией и другими науками, выявим предметную область философии. Под предметом в науковоедении понимают часть объекта. Изучение предмета позволяет понять, чем философия отличается от других наук, в чем специфика философского изучения объекта.
Специфика философского знания состоит в том, что, рассматривая мир в его единстве и целостности, давая общую картину мира, философия в отличие от специальных наук исключает из круга своего рассмотрения детали и подробности, сосредотачивая свое внимание на общем и главном. Таким образом, предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности (природы, общества, человека), отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального. Иначе говоря, предмет философии — это всеобщее в системе «мир-человек». Цель философии состоит в том, чтобы выявить связи внешнего мира с внутренним миром. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
1) познать внешний мир (природу, общество);
2) познать внутренний мир человека (философия есть наука о
духе - Бердяев);
3) выявить связи внутреннего мира с внешним миром, материи и сознания, объективного мира и субъективного мира.
Особенности философского знания заключаются в том, что они:
1. Находятся на стыке науки, искусства, морали, религии, то есть имеют синтетический характер;
2. Имеют гуманистическую ориентацию (философия
сосредоточена на исследовании человека);
3. Имеют личностный характер (зависит от личности
исследователя, от его взглядов на мир);
4. Имеют максимальную форму обобщенности
результатов познания (философия познает не отдельные
фрагменты мира, а мир как целое);
5. Оказывают влияние на общественные процессы
(Великая французская революция, Октябрьская
социалистическая революция, либеральные реформы 90-ых годов двадцатого века).
6. Философия изучает не только объективный мир, но и субъективный мир человека, общество, то есть мировоззрение. Философию интресуют не только вопросы, связанные с объективной реальностью, но и то, что человек думает об этой реальности, как он ее концептуально конструирует.
Таким образом, выявив объектно-предметную область философских знаний, мы узнали, что изучает философия. Философия изучает бытие, структуру бытия, его формы, уровни, выявляет универсальные связи между природой, обществом, человеком, мышлением. Ключевое понятие здесь: человек. Именно он выступает в качестве связующего звена между ними: человек одновременно является и частью природы, и частью общества, являясь биосоциальным существом, обладает мышлением.
Человек с точки зрения естествознания – это высшая ступень эволюции природы, он отличается от других биологических организмов тем, что живет не в природе, в социуме, наделен сознанием и способностью к мышлению. Общество – это одновременно и результат социальных действий и взаимодействий, а также важное условие их осуществления. Иначе говоря, деятельность, понимаемая как специфически человеческая форма активности, является субстанциальной основой человеческого и социального бытия.
Изучение человека – первостепенная задача философии, одна из главных философских проблем. Уникальность человеческого бытия, как в свое время подметил Шеллинг, состоит в том, что природа в лице человека познает саму себя. Именно благодаря существованию человеческого бытия биологическое бытие наделено самосознанием.
Следовательно, философия является не естественной наукой, как можно было подумать, поскеольку в объектную область философских знаний входит изучение природы, а гуманитарной наукой, поскольку философия изучает в первую очередь человека, именно он является для нее главной проблемой.
Зная объектно-предметную область философии, можно дать следующие ее рабочие определения. Философия – это наука, объектом которой является бытие. Или: философия – это наука, предметом которой является всеобщее в системе мир – человек.
Однако эти дефиниции слишком абстрактны. Попытаемся наполнить их конкретным содержанием.
Итак, философия изучает общество, природу, человека, мышление, исследует универсальные связи и закономерности между ними. Изучать – это, значит, уметь раскрывать сущность. В данном случае – сущность окружающего нас мира. Человек имеет двойственную природу: он – биосоциальное существо, наделенное сознанием, а, следовательно, нацеленный на выявление стратегии взаимодействия с тем миром, который его окружает. Но прежде чем определится в жизненной стратегии, человек познает мир. Познает его с помощью разных методов: наблюдает за природными, социальными явлениями, анализирует, классифицирует их, моделирует жизненные обстоятельства.
Выстроить стратегию взаимодействия с окружающим миром – это значит, в первую очередь, определить, какое место человек вообще и ты конкретно как индивид занимаешь в этом мире. В процессе социальной эволюции были предложены различные варианты решения этой проблемы:
1) Представители древневосточной и античной философии выступали с позиции космоцентризма. Человек мыслился как часть живого космоса, природы. Человек, таким образом, не противопоставлялся природе. Следовательно, его задача заключалась в том, чтобы жить, бытийствовать в гармонии с природой. Главная заповедь – «не навреди». Вспомним японскую пословицу про чистый лист бумаги. Внешний мир и внутренний мир рассматривались в качестве равнозначных. В одной из древнегреческих трагедий пелось: «сколько есть чудес на свете, человек их всех чудесней»;
2) Представители средневековой философии являлись сторонниками теоцентризма. Человек в этой мировоззренческой системе координат – продукт деятельности божественного бытия. Все, что происходит с человеком, - на то воля Бога. Однако теоцентризм уже заложил онтологическую иерархичность, разрушил бытийственную целостность. Если в космоцентризме природное и человеческое бытие резко не протвопоставлялись, поскольку образовывали единое целое, то в теоцентризме вырисовывается такая схема: Бог – человек – природа. Как Бог повеливает человеком, так и человек повеливает природой. Таким образом, уже в недрах теоцентризма начала формироваться программа покорения природы;
3) Представители философии Возрождения выступали в качестве антропоцентризма: человек провозглашался центром мироздания. На опасность антропоцентрической мировоззренческой установки указывал А.И. Солженицын: именно в ее недрах зародилось потребительское отношение к бытию, сама философия потребления. На первый план вышел человек с его потребностями;
4) Представители философии Нового времени – основатели рационализма. Если человек – центр бытия, а сущность человека – в его разуме, следовательно, рациональность как таковая – субстанциальная основа бытия. Результат и проявления рациональной деятельности человека – наука, научные знания. Отсюда – программа Ф. Бэкона по переустройству мира на научно-рациональных основаниях. Девиз времени – «знание – сила» (Бэкон);
5) Философия новейшего времени и современная философия в частности выработали несколько мировоззренческих установок, творчески переработав достижения исторических эпох:
А) на основе анторпоцентризма – иррационализм, сторонники которого рассматривали человека в качестве центра бытия, но его сущность наполонили неразумным, иррациональным содержанием. Человеком управляет воля к жизни, воля к власти, биологические инстинкты, - утверждали Шопенгауэр и Ницше;
Б) на основе космоцентризма – коэволюционизм, сторонники которого обосновывали необходимость учета экологической составляющей в научно-техническом прогрессе. Человек был провозглашен не господином, а пастухом бытия (М. Хайдеггер). Таким образом, по Хайдеггеру, не потребительское отношение к жизни, а забота о самой жизни является основным экзистенциалом.
Подводя итоги по первому вопросу, можно дать следующее определение философии: философия - это наука о методах познания окружающего нас мира, о его сущности и месте человека в нем. Основная задача философии состоит в том, чтобы научить человека философствовать, то есть научить осмысливать принципиально важные проблемы, связанные с природой, обществом, самим мышлением, побудить человека к поиску смысла человеческой жизни, к осмыслению человеческого предназначения.
2
Философия, как мы уже выяснили, имеет объемный объект изучения – бытие – то есть все, что существует, объективную реальность (материя) и субъективную реальность (сознание), взятые в своей совокупности. Философия изучает природу, общество, человека, мышление. Следовательно, философия еще и изучает такие результаты человеческой деятельности как социальные нормы, идеалы, ценности, то есть все то, что и образует культуру как таковую. Философия изучает и технику, связанную с человеческой культурой. Изучает она и сознание, познание, методы (способы) познания, поскольку они взаимосвязаны с мышлением человека.
Таким образом, если объект философии объемен, то можно предположить, что философия будет иметь не простую, а сложную структуру. Это означает, что философия как учебная дисциплина состоит не из одного, а множества разделов. Охарактеризуем лишь главные разделы философии.
Разделы | Проблемы | Способы решения | ||
философии |
| |||
Онтология – | Каковы | 1) материализм — | ||
учение о | первичные, | первоосновой всего сущего | ||
сущности, то | фундаментальные | является материя; | ||
есть о бытии. | основы этого | 2) идеализм | ||
мира: что | основой бытия является дух, | |||
первично | сознание: а) объективные | |||
сознание или или | идеалисты первично | |||
материя, | внечеловеческое, | |||
психическое
или | сверхприродное сознание - | |||
или физическое, | мировой дух, | |||
физическое, идеальное или | внечеловеческий азум, | |||
материя
| мировая воля; б) | |||
или дух. | субъективные идеалисты — | |||
| первично человеческое | |||
| сознание; | |||
| 3) дуализм — | |||
| материальные и духовные | |||
| начала бытия независимы | |||
| друг от друга | |||
Гносеология | Познаваем | 1) гносеологический | ||
учение о | ли мир? | оптимизм - мир познаваем: | ||
познании, и его |
| а) с помощью чувств - | ||
источниках |
| сенсуализм; б) с помощью | ||
познания. |
| разума - рационализм; в) с | ||
| помощью опыта | |||
| эпмпиризм; в) с помощью | |||
| интуиции — иррационализм; | |||
| 2) агностицизм — | |||
| учение, отрицающее | |||
| возможность познания мира | |||
Методология | Как познать | 1) Метафизический | ||
учение о о | мир? | метод: а) процессы | ||
способах познания |
| автономны; б) изменения | ||
познания |
| носят количественный | ||
| характер; в) источник | |||
| развития находится вне | |||
| предмета; | |||
| 2) Диалектический | |||
| метод: а) явления и | |||
| процессы взаимосвязаны; б) | |||
| изменения носят | |||
| качественный характер; в) | |||
| источник развития | |||
| находится внутри предмета | |||
Аксиология | В чем смысл
| 1) смысл | ||
учение о | жизни? Какие
| человеческой жизни - в | ||
ценностях | ценности главные? | установке «иметь» - то есть | ||
| ориентир на материальные | |||
| ценности (деньги, престиж, | |||
| богатство); | |||
| 2) смысл | |||
| человеческой жизни — в | |||
| установке «быть», то есть не | |||
| иметь многое, а быть | |||
| многим, ориентир на | |||
| духовные ценности. Задача - | |||
| состояться в качестве | |||
| личности. | |||
Таким образом, мы убедились, что философия имеет сложную структуру, поскольку ее объектно-предметная область обширна. Изучение разделов философии помогает нам понять, чем конкретно занимаются философы, какие исследовательские проблемы они решают.
Однако необходимо отметить следующее:
1) все разделы философии лишь относительно автономны. Между ними – взаимосвязь. Онтология связана с гносеологией: раз бытие существует, его необходимо познать. При этом: познание бытийствует. Гносеология, в свою очередь, связана с методологией. Раз мир познаваем, как считают большинство философов, то встает вопрос: как его можно познать, с помощью каких методов. Познание связано с мышлением. Следовательно, прослеживается взаимосвязь между гносеологией и логикой. В результате познания, которое является способом взаимодействия человека с природой и обществом, человек выявляет ценности, задумывается над смыслом жизни. Так аксиология связана с гносеологией.
2) В истории философии велись споры: какой из философских разделов является главным, системообразующим? Представители марксисткой философии утверждали, что можно выделить два главных философских вопроса: а) что первично – материя или сознание?; б) познаваем ли мир? Иначе говоря, они утверждали примат онтологии и гносеологии в структуре философии. Сторонники экзистенциализма считают иначе. Они полагают, что аксиология – это главный раздел в философии, ибо вопрос о смысле жизни для человека более актуален.
Вместе с тем в качестве систмообразующего элемента объектно-предметной области можно рассматривать онтологию: не случайно бытие выступает в качестве объекта философии. Бытийствует познание, логика, мышление, человек, общество, природа. Поэтому гносеология, логика, аксиология, антропологическая, социальная философия «питаются» от онтологии.
Заметим, что не все разделы философии мы охарактеризовали. Например, вне поля зрения оказались: метафилософия – раздел, изучающий значение философских знаний для развития общества, человека, история философии – раздел, изучающий основные вехи развития философской мысли, логика – наука о мышлении, этика – учение о морали, эстетика – учение о прекрасном, антропологическая философия – философия человека, социальная философия - философия общества, включающая в себя в качестве подразделов философию науки, техники, философию культуры, философию экономики, политики, права, философию религии, искусства, философию истории, философию природы.
3
Чтобы понять, какую роль играет философия в жизни человека и общества, нужно раскрыть ее функции
Функции философии:
1) мировоззренческая (формирование в сознании человека определенной картины мира, то есть мировоззрения);
2) общекультурная (формирование убеждений, которые составляют основу философской культуры);
3) познавательная (выявляет законы познания и логику изменений знаний как результата развития общества);
4) аксиологическая (философствование всегда связано с оценкой существующего);
5) гуманистическая (философия рассматривает человека в качестве главной ценности);
6) методологическая (философия помогает сделать осознанный выбор в пользу того или иного научного метода);
7) критическая (критическое осмысление действительности);
8) прогностическая (основываясь на философские знания можно делать футурологические прогнозы).
Таким образом, философию можно охарактеризовать как полифункциональную науку или учебную дисциплину. Поскольку функция отвечает на вопрос: какую роль играет философия в эизни общества и человека, то мы можем смело утверждать, что огромную. Изучив функции философии, раскрыв их содержание, мы осознали важность изучения философии, мотивировали себя на ее изучение.
Подведем итоги:
1) Мы раскрыли объектно-предметную область философии для того, чтобы понять, что она изучает. Выявление объекта философии – бытия, помогло нам выявить связь философии с другими учебными дисциплинами: физикой, астраномией, химией, биологией, социологией, политологией, экономикой, юриспруденцией, поскольку они тоже изучают бытие, но не в качестве целого, а лишь отдельные его фрагменты. Выделение предмета позволило нам раскрыть специфику философских знаний, осознать, чем философия отличается от других учебных дисциплин.
2) Выявление объектно-предметной области философии подготовило нас к вопроиятию философии как сложной, но и интресной науки и учебной дисциплины, состоящей из множества разделов, то есть имеющих сложную структуру. Мы убедились, что философские знания имеют системный характер, поскольку философские разделы между собой взаимосвязаны. В качестве главного элемента философии выступают отнологические знания.
3) Раскрыв объект философии, ее предмет и структуру, мы установили, что философия – это гуманитарная наука, а главной ее проблемой является человек, так как именно он является частью природы, общества, наделен сознанием и мышлением.
4) Зная объект и предмет философии, легко дать ее определения: философия – это наука, объектом которой является бытие; или философия – это наука, предметом которой является всеобщее в системе мир – человек.
5) Изучив функции философии, мы убедились в том, что филоософские знания: а) тесно связаны с практикой, с самой жизнью; б) играют большую роль в жизни человека и общества; в) будут полезны для любого человека; г) восстребованы на современном рынке труда.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 257.