Тема 4.1. Общество как система
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План:

1. Общество как сложная система.

2. Общество как динамичная система.

3. Цивилизация: признаки и структура.

4. Воздействие техники на человека и общество

1

Общество – это результат и условие осуществления деятельности человека. Общество – это итог эволюции материи, в результате которой общество обособилось от природы. Общество – это форма социальной материи.

Главным свойством материи является системность. Поэтому общество можно рассматривать в качестве системы.

Система – это совокупность взаимодействующих элементов. Элемент – это неделимая часть системы. Подсистема – это относительно автономная часть системы.

Каждый элемент играет определенную роль. Она называется функцией.

В любой системе есть главный элемент. Его называют структурообразующим.

Любая система имеет свою структуру. Структура – это иерархически образом организованная взаимосвязь между элементами.

Общество состоит из подсистем:

1) Экономической. Структурообразующим элементом этой подсистемы является материальное производство. Главная функция экономической подсистемы – функция жизнеобеспечения. Главная проблема – проблема соотношения безграничных потребностей и ограниченных ресурсов;

2) Социальной. Главный элемент – социальная общность. Выделяют следующие социальные общности: а) поселенческие (город, село), б) демографические (возрастные, половые); в) этнические (род, племя, народность, нация); г) классово-стартификационные (класс богатых, бедных, средний класс, страта маргиналов); д) профессионально-образовательные. Главная функция – социального воспроизводства. Главная проблема – проблема достижения социального равенства;

3) Политической. Структурообразующий элемент – политическая власть. Основная функция – управление. Главная проблема – захват и удержание политической власти;

4) Духовной. Структурообразующий элемент – духовное производство. Главная функция – социализация. Главная проблема – соотношение традиций и инноваций.

Общество представляет собой систему:

1) Сложную, так состоит из подсистем, имеет сложную структуру;

2) Открытую: взаимодействует с окружающей средой, то есть с природой. Единственным источником жизни на Земле – Солнце. Главный итог взаимодействия – появление экологических проблем;

3) Динамичную: общество развивается.

Таким образом, общество - это сложное образование, сложная система, состоящее из нескольких сфер, или подсистем, которые в свою очередь, имеют сложную структуру. Каждая сфера общества выполняет определенные функции и пытается решить конкретную проблему. От того, насколько успешна, будет решена та или иная проблема, зависит будущее общества.

Особенностью развития общества на современном этапе является возрастание влияния духовной сферы общества на остальные сферы. Неслучайно поэтому ученые обращают внимание на такие проблемы как вандализация культуры, девальвация (обесценивание) духовных ценностей, нацеленность большинства людей на потребительский образ жизни.

Какая подсистема общества является главной, системообразующей – нет единой точки зрения в философии:

1) К. Маркс и его сторонники утверждали, что материальное производство, а, мледовательно, экономическая подсистема социума является главной. Прежде чем заниматься наукой, искусством, как писал Маркс, необходимо питаться и одеваться. А первичные, базовые потребности (Маслоу) как раз и удовлетворяет материальное производство. Необходимо отметить, что Маркс не принижал роль духовной подсистемы социума. Он отмечал, что по мере развития общества обратное влиние духовной сферы (науки, искусства, морали) будет возрастать;

2) Н. Бердяев, М. Вебер полагали, что духовная сфера общества оказывает решающее воздействие на все остальные сферы. Н. Бердяев это доказал с помощью анализа таких феноменов как культура производства, экономическая культура, а М. Вебер в книге «Протестантизм и дух капитализма» раскрыл роль протестанской религии в эволюции каптилалистической системы.

2

Общество – динамичная система. Сторнники формационного подхода выделяют пять этапов в развитии общества, пять формаций – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, капиталистическую, социалистическую (коммунистическую). Сторнником такого подхода был К. Маркс.

Гегель, взяв за критерий выделения этапов в развитии общества свободу, разделил исторический процесс на следующие этапы: 1) древневосточная деспотия (свободен один); 2) аничный мир (свободны некторые), 3) германский мир (свободны все).

Сторнники техницисткого подхода (Белл, Тофлер) выделили следующие этапы в развитии общества: 1) аграрный; 2) индустриальный; 3) постиндустриальный (информационный)

В философской литературе нет однозначного ответа на вопрос: что выступает в качестве главного фактора развития общества?

Материалисты полагают, что объективные, материальные факторы. Однако в их среде есть разногласия. Представители исторической диалектики говорят о том, что конфликт производительных сил и производственных отношений «заставляет» общество двигаться вперед. Данная позиция представлена в трудах К. Маркса.

Сторонники географического детерминизма (Монтескье, Мечников, Соловьев) полагают, что географические факторы обуслоавливают развитие общества.

Представители техницизма остаивают позицию, что техника, технологии детерминируют развитие социума (Белл, Тофлер).

Материалистам в социальной философии противостоят идеалисты, которые рассматривают не материальные, а идеальные факторы в качестве движущей силы развития общества. Однако и в их среде нет единства.

Субъективные идеалисты (Лавров) полагают, что человеческое сознание определяет вектор исторического процесса, в данном случае – исторические личности. Против подобной трактовки возражал Плеханов, посвятивший свое философское исследование выявлению роли личности в истории на примере Наполеона.

Объективные идеалисты убеждены, что божественное, сверхчеловеческое сознание направляет ход истории. Например, Августин Блаженный «О граде Божьем». Подобная интерпретация характерна не только для средневековой философии, но и для летописания в средниие века, где все объясняется божьим замыслом.

Есть сторонники данной интерпретации и в наше время. Например, в трудах Солженицына можно встретить подобного рода трактовку.

Из курса обществознания обучаемые должны знать философские модели развития общества:

1) циклическая модель (Тойнби, Шпенглер): общество – это совокупность замкнутых цивилизация, развивающих циклично;

 2) линейная модель (Маркс, Гегель) – основана на идее прогресса, развитие общества – в виде линии, идет развитие от простого к сложному. Ставится проблема «конца истории» (Н. Бердяев, Ф. Фукуяма);

3) спираллевидная модель – объединяет модель цикла (круга) и линии: исторические процессы повторяеются, но повторение идет по восходящей (Маркс); 4) идея многолинейного развития исторического процесса (А. Вебер, К. Ясперс).

Современные специалисты по социальной философии и философии истории стремятся к многофакторному анализу, всестороннему изучению исторического процесса.

Подведем некоторые итоги. Общество постоянно развивается. Источником развития общества является деятельность человека. Поскольку деятельность человека многомерна, то правомерно выделять не один критерий, по которому будет оцениваться развитие социума, а несколько.

Сейчас современное общество с точки зрения цивилизационного подхода можно охарактеризовать как информационное, где знания, информация представляют собой главную ценность этого общества. Не случайно и компьютер стал главным символом наших дней, ибо компьютер - это не что инное как машина, позволяющая перерабатывать постоянно возрастающий объем информации.

3

Термин «цивилизация» не имеет однозначного толкования. С точки зрения СВ. Соколова цивилизацию можно рассматривать как социальную систему, состоящую из следующих элементов: цивилизационного лидера и текста, из цивилизационных институтов, из политических институтов, экономических институтов, из цивилизационной массы. Поясним это на примере.

Если взять христианскую цивилизацию, то цивилационным текстом будет выступать Библия, а ее лидером — И. Христос. В качестве цивилизационных институтов будет выступать семья, церковь, школа, искусство, наука, которые будут функционировать, исходя из христианских ценностей, которые, в свою очередь, будут оказывать влияние на политические, экономические институты. Но для того, чтобы социальные институты функционировали по предложенным христианской цивилизацией образцам, необходимо, чтобы цивилизационная масса разделяла в своем большинстве христианские ценности, влияние которых выражается в образе жизни индивидов.

Заметим, что эвристическая ценность концепции Соколова носит ограниченный характер. Можно дать характеристику цивилизации по Соколову, если критерием цивилизационной классификации является такой социальный институт и элемент духовной подсистемы социума как религия. Если принять во внимание, что цивилизация основана на технико-технологическом прогрессе, то с соколовской интерпретацией могут возникнуть трудности.

В философской литературе существует дикуссия о том, как соотносятся между собой такие понятия как цивилизация и культура. Некоторые исследователи употребляют их в качестве синонимов, отождествляя цивилизации и культурно-исторические типы, как это делает Данилевский. Шпенглер «разводит» эти понятия: у него цивилизация – это последний этап в развитии культуры, ведущий ее к гибели.

В последнее время современные исследователи провели демаркационную линию между цивилизацией и культурой. В основе цивилизации лежит техника, технологии, а в основе культуры – морально-норавственные скрепы,состоящие из норм, традиции, иделов, ценностей.

Итак, в качестве рабочего определения цивилизации запишем следующее. Цивилизация - это социальная организация общества, основывающаяся на развитии техники. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры.

Признаки цивилизации: 1) наличие государства и права; 2) письменность; 3) достаточно развитая технология и инфраструктура; 4) ценности

А.И. Солженицын полагает, что развитие цивилизации наносит непоправимый урон культуре. В своих публицистических произведениях он обращает внимание на то, что техника - это опасное средство, использование которой ведет к нравственной деградации общества. Вместо классической музыки, понимание которой требует особой интеллектуальной подготовки, по радио мы слушаем низкопробные шлягеры.

Солженицынская позиция, не смотря на ее субъективность, заслуживает пристального внимания потому, что резкое противопоставление цивилизации культуре поднимает актуальные вопросы, связанные с падением моральных и нравственных устоев в современном обществе. Это падение, в конечном счете, может привести к гибели общества.

4

Техника - это    а) совокупность артефактов (искусственно сделанных вещей); б) умения человека.

Технология - это совокупность методов, которые применяет в своей деятельности человек.

Подходы к определению техники:

1) Негативный: техника – это зло, инструмент порабощения человека и природы. В результате технического прогресса человек отдалился от природы. Техника – это главный фактор загрязнения окружающей среды и деградации человека;

2) Позитивный: технический прогресс – это благо, техника – это средство комфортизации человеческого бытия и точка духовного роста. Техника освобождает человека от рутинной работы, является результатом и средством творческой деятельности человека;

3) Нейтральный подход: техника – ни добро и ни зло. Она – средство, инструмент. От того, как будет использоваться техника, зависит от человека, его духовного и культурного уровня развития.

Таким образом, общество – это сложная система, поскольку состоит из совокупности взаимосвязанных элементов – подсистем общества: экономической, политико-правовой, социальной, духовной. Общество имеет свою структуру – ирархическим образом организованную систему элементов. В качестве главного, системообразующего элемента выступает экономическая подсистема социума.

Общество, поскольку развивается, относится к динамическим системам. Эволюция общества – это продукт сознательной деятельности индивидов и социальных групп. Существуют в литературе разные философские модели развития общества.

В философии ведутся споры относительно движущих сил развития общества. Некторые философы полагают, что в качестве движущей силы социума выступает техника и технологии.

Техника, с точки зрения онтологии, относится к бытию вещей второй природы. С точки зрения гносеологии является закономерным результатом научного познания и его условием одновременно. С социально-философской точки зрения техника связана, с одной стороны, со сферой материального производства, то есть с экономической подсистемой социума, а с другой стороны – с духовной его сферой, поскольку техника «скрепелена» с научными знаниями, с наукой: неслучайно говорят о научно-техническом прогрессе. Однако техника оказывает неоднозначное воздействие на бытие человека и общество. Будучи порожденной человеческим сознанием, как материальной, так и духовной сферой бытия, техника, при определенном раскладе, грозит уничтожением человеческого и социального бытия.

Говоря об амбивалентном, двойственном характере воздействия техники на бытие человека и общества, необходимо отметить, что вектор этого воздействия зависит, прежде всего, от кульурного уровня развития самого человека. Следовательно, и от уровня его философского образования, поскольку изучение философии позволяет осознать ответственность человека, человечества за последствия научно-технического прогресса, за развитие техники, технологий.



Дата: 2019-02-19, просмотров: 234.