Тема 3.2. Условия формирования личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Характерные черты личности и ее структура

2. Свобода

3. Ответственность.

4. Ценности и их роль в жизни личности

1


Характерные черты личности:

.

1) разум, сознательность (способность нести ответственность и отдавать отчет своим действиям, отвечать за свой выбор, контролировать свое поведение, то есть наличие самоконтроля). Только в качестве способного нести ответственность человек является зрелой личностью; 2) социальность, то есть ориентация в обществе и положительное воздействие на него. Личностью становятся в процессе социализации; 3) духовность (мировоззрение, ценностные ориентации, наличие морально-нравственных установок). Н. Бердяев: личность - это прорыв в духовную сферу. Духовность проявляется в совершенстве, возвышении человека над самим собой; 4) целостность (гармоничное, универсальное развитие всех задатков, самоактуализация); 5) динамичность (личность - это всегда процесс, становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своем развитии - деградирующая личность.

Факторы деградации: 1) алкоголизм, наркомания; 2) подчинение чужой воли - нет места в свободе выбора и действий; 3) человек, лишенный собственного мировоззрения, собственных мыслей, взглядов, что составляет основу духовного развития человека.

    Структура личности: 1) физическое «Я» (внешность человека, человек как тело; 2) социальное «Я» (человек как совокупность социальных ролей и социальных отношений; 3) духовное «Я» (человек как носитель сознания и мировоззрения).


2

Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. Ядром свободы является выбор. Выбор всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора). Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью осуществлять выбор, принимать решения, совершать действия в соответствии со своими целями, ценностями, идеалами.

Условия свободы:

1) возможность выбора цели действия (свобода воли);

2) возможность достичь поставленной цели (свобода действия).

Факторы, обуславливающие свободу:

1) общество («жить в обществе и быть свободным от него нельзя»); 2) от уровня развития человека («свобода есть познанная необходимость)

Признаки свободы:

1 Целостность («от свободы нельзя отрезать ни кусочка»); 2) многогранность: а) внешние, или отрицательные свободы - свобода от... К ней относятся экономическая свобода (частной собственности, предпринимательской деятельности), политическая свобода (свобода слова, печати, собраний); б) внутренняя свобода, свобода духа, позитивная свобода - свобода для....; 3) сопряженность с ответственностью.

Философское отношение к свободе:

1)        волюнтаризм - учение, рассматривающее волю в качестве
принципа жизни человека (Шопенгауэр, Ницше);

2)        фатализм - учение, согласно которому судьба, рок, Бог
определяет изначально весь ход жизни человека (Сенека);


3)         диалектика: свобода, случайность и необходимость,

предопределенность связаны между собой (Спиноза, Маркс).

3

Ответственность - сознательная установка личности, ее готовность отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидов требования. Ответственность принимается человеком как прямой долг, обязанность. Ответственность -регулятор поступков личности, внутренняя пружина ее самодисциплины. Именно ответственность не позволяет использовать свободу как вседозволенность.

Вывод: свобода и ответственность — две стороны одного целого: свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Поэтому очень часто человек «бежит от свободы», а, следовательно, бежит от ответственности.

Способы бегства от свободы: 1) авторитаризм - стремление к господству или подчинению - подавление своей свободы или чужой; 2) насилие, агрессия — стремление устранить или разрушить существующий порядок; 3) конформизм — абсолютно некритическое принятие всех социальных норм, установлений, шаблонов; 4) растворение человеческого сознания с помощью медитаций, компьютерных игр.

4

Ценности — это значимые для человека, общества объекты, явления. Ценности - это все, что дорого человеку. Ценность - это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном, личном значениях.

 Виды ценностей:

1) по субъекту, носителям - индивидуальные, групповые, общественные. Существуют различные ценности у социальных групп.
Ценностями для мужчин являются: работа, друзья, семья, дети. У женщин - наоборот;

2)  по содержанию: экономические, или рыночные (деньги, конкуренция, предпринимательство, спрос). В условиях господства рыночных отношений личность теряет свои высшие ценности, приспосабливается к рыночным требованиям, человек становится двуличным, находится в состоянии перманентного межличностного конфликта; социальные (дружба, милосердие); политические (диалог, ненасилие); правовые (закон, правопорядок); духовные (знания, идеалы);

3) по способу их осуществления: материальные - пища, одежда, жилье; идеальные, духовные;

4) по длительности существования: преходящие (мода, музыкальные жанры); непреходящие;

5) по иерархии: высшие, абсолютные (человеческая жизнь,
добро). Добро - это то, что способствует счастью людей, отсутствие зла. Добро абсолютно, а зло относительно; ценности - средства, или инструментальные, промежуточные;

6) по культуре:  западные ценности - индивидуализм, первенство, деньги, эффективность, свобода; восточные ценности - скромность, коллективизм, ответственность;

7) по способу создания - мифологические, искусственные,
истинные.

Особенности ценностей:

1) социальный характер. Ценности формируются обществом и для общества; 2) динамический характер. Ценности могут меняться. 3) относительный характер: что для одного человека является ценностью, для другого - нет; 4) связь с деятельностью. Ценности побуждают человека к активной деятельности, нацеливает его на конкретные поступки. Ценности выявляются в ходе активного взаимодействия с внешним миром. По ценностям можно судить о человеке; 5) системный характер: ценности могут быть рассмотрены в качестве систтемы, имеющую следующую структуру: а) потребности – необходимость человека в чем либо. Существуют первичные (базовые) и вторичные потребности; б) интресы – осознание потребности. Интересы бывают здоровые и нездоровые ; в) традиции.

Стороны ценностей: 1) любой предмет, удовлетворяющий потребности людей. Ценность - с точки зрения пользы;

2) ценность как идеал - добро, истина, красота;

3) ценность как норма - этические, религиозные ценности.

Значение ценностей в жизни личности: 1) ценности регулируют поведение личности; 2) выражают способ существования личности, задают ориентиры ее деятельности, способствуют нахождению смысла жизни. Если человек не нашел ценностей, он не обрел смысла жизни, находится в состоянии «экзистенциального вакуума». Постоянный спутник «экзистенциального вакуума» - скука. Человек, скучая, бежит от реальности, перестает быть личностью.

Подведем итоги. Мы изучили раздел, посвященный человеку. Он называется антропологическая философия – философия человека и аксиология – учение о ценностях. Поскольку человек наделен сознанием, он задумывается о смысле жизни, занят поиском смыслообразующих ценностей. Поэтому раздел антропологической философии связан с аксиологией.

В аксиологии выделяют абсолютные ценности. К таким ценностям относят добро. Учение о добре, зле, справедливости, несправедливости составляет сущность этики.

Знания по антроплогической философии, аксиологии, этики могут быть актуализированы в контексте корпоративного образования ПАО «Газпром»:

1) антрпологическая философия позволяет понять, что точкой пересечения основных форм бытия, его структурных уровней, является человек. Следовательно, человек, адекватный учет его потребностей, интресов должны лечь в основу управленческой политики ПАО «Газпром»;

2) для любого человека, и будущего работника ПАО «Газпром», важен поиск смыслообразующих ценностей, которые бы задали ориениры для его профессиональной деятельности, для жизни вообще;

3) в последнее время растет значение профессиональной этики, техноэтики как прикладной философской дисциплины, что не случайно: этические категории должны выступить в качестве основы профессиональной деятельности работников ПАО «Газпром»

 

 









Дата: 2019-02-19, просмотров: 216.