Тема 1.2.: Философия как ядро мировоззрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План:

1. Мировоззрение и его структура.

2. Исторические формы мировоззрения

3. Виды мировоззрения

1

Одной из важнейшей функцией философии является мировоззренческая функция. Под мировоззрением в философской науке понимается совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира и месте человека в нем.  Чтобы понять лучше сущность мировоззрения, необходимо познакомиться с его структурой:

1) знания - это информация, переработанная и усвоенная человеком: а) обыденные; б) научные; в) профессиональные.

2) убеждения - уверенность человека в истинности своих знаний, в правоте своей жизненной позиции. Подумайте, если у вас не было убеждений, что  обучение в газпромовском колледже поможет вам найти работу, то поступили вы бы в него?

3) идеал - мысленный образ совершенного и желаемого (идеал - это посох для человека). Особенность идеалов: они – в нашем сознании, их нет в реальной жизни, но они нужны для того, чтобы человек стремился к лучшему.

4) принципы - идеи и правила, которыми стоит
руководствоваться в жизни.  Если человек не имеет принципов, то его можно назвать бесприципным. На такого человека нельзя будет положиться. Если человек не меняет вообще принципы, то такого человека можно назвать догматиком.

На основе изложенной структуры мировоззрения можно     выделить следующие уровни:

а) мироощущение - чувственно-эмоциональный уровень;

б) мировосприятие - целостный образ мира;

в) миропонимание - рациональное толкование мира;

Мировоззрения представляет собой систему, так как:

 А) все его компоненты взаимосвязаны: например, знания и убеждения, ценности и идеалы;

Б) можно выделить главный, системообразующий элемент в мировоззренческой системе – знания;

В) каждый мировоззренческий компонент имеет свою функцию, а, следовательно, необходим ситстеме;

Г) мировоззрение представляет не статистическую, а динамическую систему: внутренний мир человека может изменяться вместе с теми изменениями, которые происходят в окружающем его мире, благодаря обогащению жизненного опыта. Например: мировоззрение А.И. Солженицына: а) в детстве – христианин, посещал церковь, носил нательный крестик, за что подвергался гонениям в школе; б) в студенческие годы – социалист, верный ленинец, сталинский степендиат. Задумывает писать роман «Люби революцию»; в) в годы Великой Отечественной Войны – в сознании происходит мировоззренческий переворот, начинает критически относится к Сталину, Ленину; г) заключение – углубление мировоззренческого переворота: социалистические ценности вытесняются религиозными; д) после реабилитации – идея сотрудничества с советским политическим режимом: публикация в «Новом мире», известность, выдвинут кандидатом на получение ленинской премии по литературе; е) открытое диссиденство, противостояние: публикация за рубежом, высылка из страны.

Подведем итоги. Изучение структуры мировоззрения позволяет  лучше понять не только его содержание, но и его значимость в жизни человека. Философия – единственная наука, занимающаяся мировоззренческими вопросами, изучением самого мировоззрения. Изучение мировоззрения – это верный путь к пониманию как отдельно взятого человека, так и целой исторической эпохи. Поэтому философию называют «душой» эпохи.

Следовательно, изучение философии поможет нам сформировать свое мировоззрения, стать на путь личностного становления, будет способствовать пониманию людей.

2

Мировоззрение – это своего рода условие и итог развития человека, общества: вместе с развитием человека и общества менялось и само мировоззрение. Рассмотрим мировоззрение в качестве  историко-культурный феномена.

В философской науке выделяют следующие исторические формы мировоззрения:

1)      миф - это эмоционально-образное восприятие мира. Миф в переводе с греческого переводится как «сказание», «придание». .Его характерные черты: а) гилозоизм - одушевление всего живого; б) эмоциональность; в) образное мышление; г) отсутствие автора;

2)     религия - вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Миф от религии отличается тем, что религия имеет своего основателя, ритуалы, обряды, символы, то есть то, что образует кульувую сторону религии.
Мифологическую и религиозную формы мировоззрения объединяет тот факт, что они искусственно раздваивают мир на эмпирический, видимый (чувственный) и метафизический (духовный). На этой основе рождается третья историческая форма мировоззрения -

3)       философия

Философскую форму мировоззрения от остальных отличает наличие теоретического компонента в осмыслении действительности, абстрактность, обобщенность, систмность, рациональность.

Подведем итоги. Вместе с развитием человека, общества развивалось и мировоззрение. Логика развития такова: от чувственно-образного компонентов мировоззрения к рациональному осмыслению действительности. Однако не стоит думать, что с появлением философии исчезли мифы и религии. Напротив, историки, политологи могут привести немало примеров мифологического конструирования действительности. Например, миф о том, что «царь хороший, а бояре – плохие», позволил в свое время «Единой России» выдвинуть следующий тезис: мы за президента, но против правительства. И мало кого волновал вопрос, что, согласно ст. 83 Конституции РФ, именно президент это правительство и формирует. Или, например, другие истоиические мифы о безоблачном советском прошлом, которые рушатся как карточные домики, если изучать историю не на основе прочтения учебной литературы, а на основе исследования исторических источников и источниковедческого анализа.

Советские идеологи полагали, что религия исчезнет по мере развития научно-технического прогресса и тотальной рационализации сознания советского человека. Современные исследователи, изучаюшие общество на рубеже двадцатого – двадцать первого веков, говорят о религиозном ренссансе, об «исламском вызове». Все это свидетельствует о том, что религия как форма мировоззрения не канула в небытие, а напротив, религиозное сознание все шире объективируется, что свидетельсвует о вечном характере мировоззренческих вопросов, показывает, что рациональный проект переустройства мира не привел к решению проблем, затрагивающих человечество.

И еще: подчеркнем взаимосвязь между историческими формами мировоззрения. Мифы, как уже отмечалось, связаны с религиозным сознанием: в них содержаться зачатки абстрактного мышления в виде выделения сфер бытия на метафизический, невидимый мир и эмпирический – видимый, что способствовало мировоззренческой революции – появлению философии и философских знаний.

Философия, с одной стороны, призвана бороться с мифами. Вместе с исторической наукой она заниматеся их развенчанием. С другой стороны, философия использует образы, содержащиеся в мифах. Например, А. Камю написал целую книгу – «Миф о Сизифе», в которой доказывал, что бытие человека абсурдно, представляет собой «сизифов труд» - бессмысленный и тяжелый.

Наиболее интресна взаимосвязь между философией и религией, которая, как и в примере с мифами, носит тоже неоднозначый, двойственный, амбивалетный характер. С одной стороны, в истории философии можно встретить философов, являющихся носителями атеистического мировоззрения, отрицающие бытие бога (Фейербах, Маркс, Энгельс), а, с другой стороны, пытающиеся рационально обосновать существование божественного бытия (Соловьев, Флоренский, другие представители русской и западной религиозной философии).

Таким образом, философия является не только вершиной мировоззренческой эволюции, поскольку человеческая мысль двигалась от сегментарного, эмоционального, образного мышления к рациональному и абстрактному. Философия выступает в качестве связующего звена: философский дискурс так или иначе обращен к мифологии, религии, так как его первейшее назначение – освещать мировоззренческую проблематику. Поэтому можно утверждать: философия – это основа мировоззрения, ее «ядро».

3

Вспомним народную мудрость: «сколько людей, - столько и мнений», «две головы хорошо, а три – еще лучше». Эти и другие пословицы, поговорки свидетельствуют о мировоззренческом плюрализме: у каждого человека – свой неповторимый богатый внтурнний мир, и, следовательно, свое мировоззрение, отличное от других.

Философия помогает не только расширению мировоззренческих горизонтов человека. Философия помогает «навести ментальный мосты» (Ю. Шевчук). Следовательно, философия учит человека быть коммуникабельным. Коммуникабельность, кстати, одно из качеств, которая воссребована на  современном рынке труда.

Итак, философия, обосновывая уникальность, неповторимость человеческого бытия, раскрывая красоту внутреннего мира, позволяет понять ошибочность тезиса «незаменимых людей не бывает», протестует против фактическоого сведения человека к заменимому «винтику».

Признавая неповторимость человеческого бытия и необходимость наведения «ментальных мостов», философия учит человека взаимопониманию, делает его полноценным субъектом  общения, актуализирующего интерепретационные процедуры. Понимая другого человека, мы лучше понимаем самого себя. Другой человек для нас является своеобразным зеркалом, в которое мы смотримся, и видим не только другого человека, но и прежде всего самих себя. Расширяя круг своего общения, мы лучше познаем себя, и, следовательно, расширяем свои мировоззренческие горизонты.

Понимание других людей невозможно без изучения их мировоззрения. Изучение мировоззрения, в свою очередь, невозможно без изучения классификации мировоззрения.

Итак, можно выделить следующие виды мировоззрения:

1) материалистическое  (в качестве субстанциальной основы бытия рассматривается материя);

2) идеалистическое (сознание трактуется как первооснова бытия);

3) дуалистическое (в качестве равноправных, бытийственных начал рассматриваются как материя, так и сознание)

4) оптимистическое (оптимист - это такой человек, который
даже на кладбище видит сплошные «плюсы»);

5) пессимистическое (человек, который вместо того, чтобы скзать, что стакан наполвину полон, обязательно скажет, что он наполвину пуст);

6) догматическое (Ф. Бэкон сроавнивал таких индивидов с пауками, их высмеивал А.П. Чехов);

7) обыденное (житейское) - личный опыт людей: приметы,
сказания, афоризмы, пословицы (пословицы - это квинтэссенция
народной мудрости);

8) художественное (формируется на основе художественного познания);

9) научное (формируется на основе научного познания);

10) религиозное (формируется на основе религиозного познания)

11) космоцентрическое, теоцентрическое, антропоцентрическое, рационалистическое, иррационалистическое, коэволюционное ( в зависимости от определения места человека, его сущности в окружающей его действительности).

Подведем итоги.

1) Философию является не только наукой, имея свою объектно-предметную область, свой научный понятийный аппарат. Философия является еще и мировоззрением.

2) Философия как историческая форма мировоззрения взаимосвязана с другими историческими формами: мифологией, религией.

3) Изучение философии поможет нам развить, сформировать свое мировоззрение, исследовать мировоззрение других людей.

4) Раскрывая содержание каждого мировоззрения, мы научимся лучше понимать других индивидов, выстраивать свою стратегию взаимодействия с ними.


Тема 1.3. Философия как учебная дисциплина.

Роль философии в системе корпоративного образования ПАО «Газпром».

План:

1. Особенности философии как учебной дисциплины.

2. Мировоззрение и профессиональная деятельность.

3. Философское обоснование кадровой политики ПАО «Газпром».

4. Философия в системе корпоративного образования ПАО «Газпром».

1

Необходимость оценки роли философской дисциплины в системе корпоративного образования  ПАО «Газпром» объясняется тем, что, с одной стороны, в современном менеджменте происходит процесс децентрализации управленческих функций, приводящий к расширению компетенций нижестоящих управленческих звеньев, и, прежде всего, специалистов среднего звена, которых и готовит  ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» ПАО «Газпром». С другой стороны, культура принятия управленческих решений основывается на системном, многофакторном анализе, на культуре мышления, которые формирует философия.

Философия - это не только учебная дисциплина, построенная на основе общих, абстрактных знаний, затрагивающих систему «мир-человек». Философия – это, в первую очередь наука и форма мировоззрения, помогающая человеку овладеть основами культуры мышления, развить креативные способности, востребованные на современном рынке труда. Не каждый работник ответственен, дисциплинирован и обладает основами самоконтроля. Философия помогает формированию этих необходимых качеств, связанных с самодисциплинированностью работника, переносу внешнего локуса контроля на внутренний, росту самосознания и духовности. Духовные качества работника всегда высоко ценились и продолжают цениться работодателем, так как нацеливают работника на самосовершенствование, профессиональный рост. Духовность можно рассматривать как своего рода вакцину, нацеленную на блокировку появления разнообразных форм зависимого поведения, особенно геймерства, алкоголизма, наркомании. Духовно развитый работник будет соблюдать культуру производства, труда, отдыха, свое досуговое время использовать, по крайней мере, не во вред себе и интересам корпорации. Духовные качества, формируемые философией, не позволят встать работнику ПАО «Газпром» на путь личностной и профессиональной деградации.

Философские знания в силу своей всеобщности и абстрактности формируют целостное мировоззрение, концептуальную картину мира личности. ПАО «Газпром» в своей кадровой политике должен адекватно учитывать мировоззренческий фактор, поскольку любой корпорации нужны не просто работники, а работники, являющиеся носителями и потенциальными актуализаторами профессиональных знаний, умений, навыков, имеющих витальные, профессиональные принципы, идеалы, убеждения. Работник, не имеющий идеала, не будет стремиться к профессиональному росту, профессионализации личностных качеств. Наличие жизненной позиции, ценностных ориентаций способствует правильному выстраиванию стратегии взаимодействия работника с корпоративной средой, осознания своего места в ней.

Философия, буквально переводимая как любовь или стремление к мудрости, помогает работнику найти взвешенный подход к идеалам. С одной стороны, идеалы – действенная сила в борьбе с жизненными трудностями, которые дают высоконравственные основания для всех сфер деятельности, включая профессиональную. С другой стороны, необходимо понимать, что в реальной жизни идеалы не встречаются. Если вовремя не занять адекватную позицию по отношению к идеалам, то начинающий работник не сможет успешно пройти профессиональную и социальную адаптацию на производстве, что приведет к невозможности его профессионального роста. Философия поможет работнику своевременно подвергнуть ревизии свою «я-концепцию», понять, что притязания в профессиональной деятельности прямо пропорциональны личностному вкладу работника в развитие корпорации.

2

Философию можно рассматривать как искусство принятия решений, способствующих преодолению различных производственных, организационных, социальных проблем, связанных с личностью работника, с его мировоззрением. Можно утверждать, что причина многих проблем имеет мировоззренческий характер, кроется в сознании человека, в частности в его отношении к принципам. С одной стороны, человек, не имеющий принципов, будет безответственным работником, у которого отсутствует своя позиция по решению профессиональных задач, волевые качества, необходимые для выполнения трудовых функций. Такой работник не сможет справиться с кризисом целеполагания, выстроить свои профессиональные и жизненные стратегии. Если учесть обстоятельство, что ЧПОУ  «Газпром колледж Волгоград»  готовит специалистов среднего звена, то могут подвергнуться профессиональной и личностной дезориентации другие рядовые работники  ПАО «Газпром».

С другой стороны, сверхпринципиальность, особенно представителей высшего менеджмента, ведет к догматизму и шаблонности, косности и консервативности мышления. Всю палитру жизненных, профессиональных обстоятельств невозможно втиснуть в прокрустово ложе принципов. Сверхпринципиальность, как и безпринципность, одинаковы опасны в процессе принятия решения, поскольку слабо коррелируют со здравым смыслом, логикой и культурой мышления в целом. Они в равной степени выражают примат формы над содержанием. Формализм, применяемый в профессиональных практиках, может привести, в конечном счете, к краху даже такого флагмана газовой промышленности как ПАО «Газпром».

Однако принципиальный подход необходим в профессиональной деятельности. Принципиальность в первую очередь необходимо интериоризировать, направить на себя, на свои личные качества, влияющие на производственную деятельность. Работнику нужно проявлять принципиальность в реализации требований, касающихся качества выполнения работы и оказываемых услуг. Проявляя принципиальность в выполнении своих обязанностей, прописанных в трудовом договоре, работник может занять принципиальную позицию в реализации не только своих прав, но и реализовать принципиальный подход в отношении своих контрагентов по трудовым отношениям.

Кроме того, у каждого работника «Газпрома» должны быть сформировавшиеся убеждения. Работник, убежденный в необходимости и полезности своей трудовой и профессиональной деятельности, в необходимости качественного выполнения работы, в востребованности своих профессиональных качеств, знаний, опыта, компетенций, будет иметь лучшую мотивацию, нацеленность на профессиональный рост, на актуализацию необходимых для производства качеств, чем тот, который не имеет вообще никаких убеждений. Наличие системы мотивационных установок вкупе с материальными стимулами – структурообразующий фундамент эффективного развития корпорации.

3

Философская дисциплина всегда обращена к человеку. Философский дискурс по своей сути гуманистичен. Философия, рассматривая человека как микрокосм, как сущностную генерацию различных форм бытия, как своеобразную точку пересечения различных миров, обосновывает уникальность человеческой личности, ее незаменимость. Это означает, что тезис кадровой политики – «незаменимых людей не бывает», ошибочен. Человек – не вещь, хотя, согласно Протагору, является мерой вещей, высказывая различные суждения об их предназначении. Человек принадлежит миру свободы и творчеству, не только материальному бытию, но и бытию духа, наделен индивидуальностью, стремлением к реализации в качестве творческой личности, возможностью выходить за рамки эмпирического бытия. Поэтому его нельзя рассматривать в качестве легко заменяемого «винтика», в качестве «одного из…». Кадровая политика обязана строиться на гуманистических принципах, в соответствии с которыми человек рассматривается не в качестве средства, но в качестве цели. Поэтому  ПАО «Газпром» обязан дорожить своим кадровым составом, создавая наиболее благоприятные условия для профессионального и творческого роста своих работников. Задача философии заключается в теоретическом обосновании применения гуманистического принципа в кадровой политике ПАО «Газпром», в рассмотрении человека в качестве главной ценности компании. Гуманистический дискурс не чужд ПАО «Газпром». Напротив, представители высшего менеджмента компании провозглашают, что единственно главной ценностью корпоративной культуры ПАО «Газпром» является трудовой коллектив[1].

Заботясь о своих кадрах, о повышении ресурсно-факторного потенциала работников, ПАО «Газпром» инвестирует финансовый капитал в развитие корпоративного образования, что не идет вразрез с общемировым трендом. Однако, корпоративное образование ПАО «Газпром» является не только фактором развития компании, но и частью образовательного глобализирующегося пространства. Поэтому корпоративное образование ПАО «Газпром» нуждается в философском обосновании, поскольку ситуация на современном рынке образовательных услуг, по меткому замечанию Э. Фромма, напоминает шведский стол. Иначе говоря, современному образованию не хватает системности и концептуальности. Подобная эклектичность наносит сильный вред, как всему образованию, так и компании в частности, поскольку не мотивирует, а дезориентирует работника в процессе профессионализации, не способствует формированию необходимых компетентностных качеств.

Сущность компетенций и компетентностного подхода в образовательной и кадровой политике ПАО «Газпром» нельзя понимать как узконаправленную профессионализацию, направленную либо на исключение гуманитарных и социальных дисциплин из содержания средне-профессионального, корпоративного образования, либо на уменьшение объема их преподавания, как это следует из новых федеральных образовательных стандартов. 

Об опасности узкопрофессионального образования предупреждал еще Д. С. Лихачев. Он указывал на то, что личностное всегда пересекается с профессиональным. Именно общекультурный уровень формирует интеллгинтность специалиста, нацеливвает его на ответственное отношение к бытию, миру, своим обязанностям.

Гуманизация средне-профессионального, корпоративного образования ПАО «Газпром» необходима по следующим соображениям. Во-первых, человеческий капитал является главным фактором производства. Качество человеческого капитала во многом зависит от качества образования, которое априори не может быть односторонним. Ситуация на современном рынке труда свидетельствует о том, что со стороны работодателей растут требования в отношении качества рабочей силы. Кроме того, человек в процессе производства имеет дело не только со средствами и предметами труда. В первую очередь он работает в трудовом коллективе, вступает в различные социальные взаимодействия и отношения в сфере производственной деятельности. Философия учит взаимопониманию, взаимопроникновению мировоззренческих горизонтов, толерантности, принципам гуманистического общения, мультикультуризму в условиях глобализирующегося общества, культуре диалога. Философские знания, равно как и знания других гуманитарных наук, способствуют эффективной профессиональной и социальной адаптации работника.

 Во-вторых, культура принятия производственных решений невозможна без учета человеческого фактора, системного анализа, логического мышления, без овладения основами стратегического дискурса, целеполагания. Философия, рассматривающая антропологическую проблематику в качестве основного философского вопроса, занимающаяся методологическим обеспечением познавательной деятельности, выявлением ее связей с практическими ее формами, направляющая дискурс на логичность, системность, абстрактность, разрабатывающая футурологические сценарии и прогнозы, показывающая значимость выполнения принципов техноэтики, помогает понять необходимость учета гуманистического, мировоззренческого факторов в развитии средне-профессионального и корпоративного образования.

4

Философские знания можно рассматривать в качестве системообразующего компонента педагогической компетенции работника ПАО «Газпром». Педагогический такт, умение убеждать, направлять, воспитывать, устанавливать личные и социальные контакты, составляющие основное содержание педагогической культуры, необходимы не только работникам компании, достигшим высот профессионального мастерства и имеющим потребность в передаче профессиональных знаний, накопленного производственного, жизненного опыта молодому поколению, но и оптантам, адептам, адаптантам, интерналам в целях эффективной социальной и профессиональной интеракции. Овладение педагогическими компетенциями можно рассматривать в качестве главного фактора эффективного управления, успешной профессиональной социализации, ведущего к формированию трудового коллектива.

 Таким образом, в системе корпоративного образования ПАО «Газпром» философия играет большую роль, поскольку способствует духовному росту и самосовершенствованию работника, формируя такие востребованные на современном рынке труда качества рабочей силы, как ответственность, самодисциплинированность (способность к самоконтролю), нацеленность на профессиональный и карьерный рост. 

Для адекватного учета места и роли философии и философских дисциплин в корпоративном образовании  ПАО «Газпром», а, следовательно, в кадровой политике компании, необходимо актуализировать мировоззренческие, гуманистические, методологические, гносеологические, общекультурные функции философии, ее межпредметные связи со специальными дисциплинами, подвергнуть ревизии федеральные образовательные стандарты, нацеливающие субъектов образовательного пространства на узкопрофессиональную подготовку.

Эти действия  будут способствовать активизации познавательной деятельности обучаемых, формированию более тесных взаимосвязей между философией, гуманитарными дисциплинами и производственной практикой, и в конечном итоге -   всестороннему, гармоничному развитию личностно-профессиональных качеств  будущих специалистов.

Подведем итоги.

1. Философию можно рассматривать  не только в качестве науки, мировоззрения, как мы делали это раннее, но и как учебную дисциплину, как составной элемент в системе корпоративного образования ПАО «Газпром».

2. Философия как учебная дисциплина занимает важное место в системе корпоративного образования ПАО «Газпром». Это, в частности, проявляется в том, что:

А) философия учит абстрактному, стройному, логическому мышлению, роль которого очень важна в процессе принятий решений, в особенности в условиях нестандартной ситуации;

Б) так как философский дискурс гуманистичен, то философия помогает осознать ошибочность установки «незаменимых людей не бывает», которая, к сожалению, часто встречается в кадровой политике;

В) философия способствует профессиональному, духовному развитию человека, становлению его личностных качеств, восстребованных на современном рынке труда.

Таким образом, в первом разделе «Метафилософия»  мы рассмотрели философию в трех ипостасях: как науку, мировоззрение, учебную дисциплину. В разделе мы  раскрыли объектно-предметную область философии, ее структуру, функции, выявили системообразующую роль философии в мировоззрении и в профессиональной деятельности человека.

 

 







Дата: 2019-02-19, просмотров: 334.