Международные требования по предотвращению загрязнения с судов.
Содержание:
1.Основные положения Конвенции МАРПОЛ 73/78 .
2.Применение положений международных конвенций и национальных правил России по предотвращению загрязнения с судов.
1.Основные положения Конвенции МАРПОЛ 73/78.
Основным международным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является :
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) — международная конвенция , предусматривающая комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью ; жидкими веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов .
Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) состоит из собственно Конвенции и Протоколов к ней, где закрепляются общие положения об обязательствах государств-участников по предотвращению загрязнения моря с судов, и шести Приложений к ней, излагающих Правила относительно загрязнения моря конкретными загрязняющими веществами: нефтью, вредными химическими веществами, перевозимыми наливом, веществами, перевозимыми в упакованной форме, сточными водами, мусором и загрязнения воздушной среды с судов[4].
Содержание:
Конвенция содержит уточняющие обязательства государств, под флагом которых плавают суда, и государств, в водах которых осуществляется международное судоходство, общие определения таких понятий как судно, вредное вещество, сброс и другие, дополняемые в каждом из Приложений. Судами в данном Конвенцией определении являются все суда, включая суда на воздушной подушке и на подводных крыльях, подводные суда, стационарные и плавучие платформы. Из сферы действия Конвенции исключаются военные корабли и государственные некоммерческие суда, однако участники должны обеспечить, чтобы они по возможности также действовали в соответствии с Конвенцией[5].
Конвенция предусматривает, что любое нарушение ее положений, включая Приложения, запрещается независимо от места его совершения, и за такое нарушение в законодательстве каждого государства-участника Конвенции, под флагом которого плавает судно, должны устанавливаться санкции (наказания)[6].
Кроме того запрещается любое нарушение положений Конвенции в пределах юрисдикции любого государства-участника Конвенции, и предусматриваются санкции (наказания) за такое нарушение, устанавливаемые законодательством этого государства. В случае нарушений в пределах его юрисдикции государство-участник либо само должно возбудить преследование в соответствии со своим законодательством, либо уведомить о совершении такого нарушения, с представлением фактов, государство флага судна, которое в свою очередь обязано уведомить о принятых мерах направившего ему первоначальную информацию участника Конвенции. Санкции, в соответствии с Конвенцией, должны быть достаточно строгими, чтобы пресекать нарушения[7].
В ст. 5 Конвенции устанавливается обязательство взаимного признания государствами-участниками выдаваемых судам Свидетельств (см. о Международных свидетельствах в разделах по Приложениям), а также предусматриваются положения об инспектировании судов на предмет наличия Свидетельства на борту судна и задержании судов в случае их явного несоответствия Свидетельству или при отсутствии последнего.
Конвенция предусматривает сотрудничество государств-участников Конвенции в выявлении нарушений Конвенции и порядок такого сотрудничества, включая инспектирование судов, подозреваемых в совершении нарушений (сбросов), информирование друг друга об инцидентах (ст. 7), а также информирование Международной морской организации о принятых законах и правилах, инцидентах, приемных сооружениях в портах, наложенных на нарушителей санкциях, авариях, загрязнивших окружающую среду и т. д. (ст. 11-12 Конвенции).
Приложение I — Правила предотвращения загрязнения нефтью.
Для целей Приложения нефть означает нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащие осадки, нефтяные остатки и очищенные нефтепродукты, а также вещества, перечисленные в дополнении I к Приложению.
Приложение предусматривает жесткие ограничения на сброс нефти, нефтяных остатков и пр. с танкеров валовой вместимостью более 150 и других судов валовой вместимостью более 400 и полный запрет на сброс в особых районах, которые указываются в Приложении, — в районах Черного, Средиземного, Балтийского, Северного и Красного моря, а также районах Персидского залива, Северо-Западной Европы, Антарктики и Карибского моря[9]. Полный запрет на сброс нефтесодержащих вод существует только для Антарктики. Для остальных мест сброс разрешен, но обставлен рядом жестких условий.
Приложение I также устанавливает правила освидетельствования нефтяных танкеров валовой вместимостью более 150 тонн и других судов валовой вместимостью более 400 тонн и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, соответствующие требования к конструкции и оборудованию танкеров (общие и в зависимости от года постройки), нормы ведения Журнала нефтяных операций, а также контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований, предъявляемых к судам[10].
Приложение II — Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом.
Приложение II предусматривает деление перевозимых наливом химических веществ на 4 категории (X, Y, Z и прочие вещества) в зависимости от степени их токсичности и потенциального вреда, их сброс в результате очистки танков или слива балласта может причинить вред морским ресурсам и здоровью человека[11]. Приложение устанавливает максимальные концентрации вредных веществ при сбросе или полностью запрещает такой сброс.
В Приложении II также устанавливаются правила освидетельствования танкеров-химовозов и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом; нормы, относящиеся к оснащению таких судов насосами и трубопроводами, используемыми при зачистке танков; требования к инспектированию танкеров в порту; к приемным сооружениям порта; к мерам по предотвращению инцидентов, связанных с жидкими химическим веществами и т. д.[12].
Приложение III — Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке.
В Приложении III указывается, что «вредными веществами» являются вещества, которые определены как загрязнители моря в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ). Приложение предусматривает общие правила, относящиеся к упаковке, маркировке и ярлыкам, документированию, размещению и предельным количествам вредных веществ, перевозимых в упаковке[13]. .
Приложение IV — Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов.
Приложение IV посвящено правилам, относящимся к сбросу сточных вод с судов, оборудованию судов, предназначенному для контроля сброса сточных вод, и приемным сооружениям для приема сточных вод в портах и терминалах, а также правилам освидетельствования судов и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения сточными водами [14] .
Приложение V — Правила предотвращения загрязнения мусором с судов.
Мусор, указывается в Приложении V, означает все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, приведенных в других Приложениях к настоящей Конвенции.
Приложение V устанавливает строгие ограничения на сброс мусора в море в прибрежных водах и особых районах и полностью запрещает сброс мусора из пластика. Приложение также предусматривает обеспечение государствами-участниками приемных сооружений для мусора в портах и терминалах. Особыми районами для целей Приложения являются Черное, Средиземное, Балтийское, Северное и Красное моря, а также районы Персидского залива, Антарктики, Карибского моря.[15].
Приложение VI — Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов.
Приложение VI предписывает меры по предотвращению загрязнения с судов воздушной среды, в том числе озоноразрушающими веществами, окислами азота, окислами серы, летучими органическими соединениями; меры по освидетельствованию судов и выдаче Международного свидетельства о предотвращении загрязнения воздушной среды; меры по обеспечению портов и терминалов приемными сооружениями и контролю государств порта за соответствующими эксплуатационными требованиями.
2.Применение положений международных конвенций и национальных правил России по предотвращению загрязнения с судов.
1. Суда, совершающие плавание за пределами внутренних и территориальных вод России, обязаны выполнять все применимые к ним положения действующих международных конвенций по предотвращению загрязнения, участником которых является Россия. Допустимые нормы и условия сброса вредных веществ с судов при этом определяются международными конвенциями в зависимости от различных параметров, характеризующих судно и его позицию относительно ближайшего берега.
МАРПОЛ 73/78 вступила в силу в октябре 1983 года с Приложением 1 (Правила предотвращения загрязнения нефтью). По состоянию на 1 сентября 1993 года вступили в силу также Приложение II (Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми наливом), Приложение III (Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке грузовых контейнерах, съемных танках и автодорожных и железнодорожных цистернах) и Приложение V (Правила предотвращения загрязнения мусором с судов).
Постановлением Совмина СССР от 6 июля 1987 года принято Приложение IV (Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов) МАРПОЛ 73/78.
Приказом министра морского флота № 161-пр от 8 октября 1987 года, изданном во исполнение указанного выше Постановления Совмина СССР, вменяется в обязанность безусловное выполнение требований Приложения IV МАРПОЛ 73/78.
Контрольные вопросы:
1.Изложить основные положения Конвенции МАРПОЛ 73/78 .
2.Пояснить содержания и требования Приложений Конвенции МАРПОЛ 73/78 .
2.Пояснить применение положений международных конвенций и национальных правил России по предотвращению загрязнения с судов.
Национальные требования по предотвращению загрязнения с судов.
Содержание:
1. Национальные требования по охране морской среды.
2.Основные положения Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов.
1.Национальные требования по охране морской среды.
В соответствии с требованиями Международных и Региональных соглашений в России разработаны государственные и ведомственные Нормативные Документы, регулирующие порядок выполнения основных требований Конвенции МАРПОЛ-73/78.
Понятие экологической безопасности дано в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Оперативным ведомственным нормативным документом, обязательным для каждого члена экипажа, является «Наставление по предотвращению загрязнения с судов» (Руководящий документ РД 31.04.23-94), введенное в действие с 1 января 1995г.
Функции технического надзора в части предотвращения загрязнения морской среды осуществляет Российский Морской Регистр судоходства, который выдает судам Международные свидетельства, предусмотренные Конвенцией МАРПОЛ-73/78, а также сертификаты на оборудование по предотвращению загрязнения моря.
Экологическая безопасность на внутреннем водном транспорте
Правовую базу обеспечения экологической безопасности на ВВТ составляют нормы международного и национального законодательства. Международное законодательство регламентирует общие положения об экологически безопасной эксплуатации ВВТ, требования к ее обеспечению при пересечении судами ВВТ территории двух или более пограничных государств, а также когда осуществляется выход на участки ВВП с морским режимом судоходства (в этом случае применяется законодательство о безопасности мореплавания).
В России вопросам обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов ВВТ посвящены многие положения транспортных стратегий и программ развития. Так, согласно Транспортной стратегии Российской Федерации, рассчитанной на период до 2030 г. (распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р), одной из целей развития транспортной системы является снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду (цель 6), для достижения которойпредполагается выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перевода транспортных средств на экологически чистые виды топлива; снижение уровня энергоемкости транспорта; профессиональная подготовка персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств; рационализация маршрутов следования транспортных потоков, стимулирование использования транспортных средств, работающих на альтернативных источниках (ненефтяного происхождения) топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, экологическая безопасность судоходства на ВВТ обеспечивается путем: создания специальных судов и технических средств по сбору, комплексной переработке и утилизации различных видов отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта, расширения использования экологически чистых судовых источников энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий; развития страхования, в том числе страхования ответственности за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации объектов водного транспорта.
Национальное законодательство, регламентирующее обеспечение экологической безопасности на ВВТ, это, прежде всего, КВВТ РФ. Кодекс устанавливает обязанности судовладельцев по охране окружающей среды, предотвращению загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами (ст. 39), регламентирует вопросы надзора и контроля за обеспечением экологической безопасности (ст. 40). Статья 14 КВВТ, а также п. 24 приказа Минтранса России от 14.10.2002 № 129 «Об утверждении правил плавания по внутренним водным путям» требуют, чтобы на судне было свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами, мусором.
Согласно п. 2 ст. 39 КВВТ требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами ВВП. Указанные правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, полномочиями которых является обеспечение экологической безопасности. В настоящее время такие правила приняты (см. раздел 1).
Согласност. 121 КВВТ РФ судовладелец несет ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами. Этот ущерб означает вред, который причинен жизни и здоровью людей или окружающей среде либо в результате причинения которого затруднено использование водных объектов. Он включает в себя расходы на принятие разумных мер, предпринятых любым лицом по предотвращению или ликвидации последствий происшествия, которое могло вызвать либо вызвало утечку или сброс с судна нефти или других веществ, и убытки, связанные с осуществлением таких мер.
К рассматриваемому законодательству относится также законодательство о лицензировании. Лицензированию подлежат: деятельность по перевозкам ВВТ, в том числе по перевозкам опасных грузов; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на ВВТ (ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Согласно п. 7 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление перевозок опасных грузов.
2.Основные положения Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов.
«Наставление по предотвращению загрязнения
внутренних водных путей при эксплуатации судов.»
1. Основные положения.
1.1.1. Требования настоящего "Наставления по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов" - далее Наставление - распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты - далее Суда, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, включая суда под иностранным флагом, постоянно или периодически эксплуатирующиеся на внутренних водных путях Российской Федерации (России).
1.1.2. Наставление ... содержит требования по предотвращению загрязнения внутренних водных путей - далее ВВП:
- подсланевыми нефтесодержащими водами, сточными водами, мусором и пищевыми отходами, образующимися в процессе эксплуатации судна;
- нефтепродуктами при бункеровке судов;
- нефтепродуктами при грузовых и других операциях, выполняемых на танкере.
1.1.3. Владельцам судов смешанного (река-море) плавания при нахождении в морских водах следует руководствоваться положениями Конвенции МАРПОЛ 73/78, "Наставлением по предотвращению загрязнения с судов" (РД 31.04.23-94) и "Правил ами регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря и их смесями, перевозимыми на судах и других плавучих средствах" (РД 31.04.17-97). При нахождении в территориальных водах или на акватории портов какого-либо государства должны соблюдаться национальные правила этого государства.
1.1.4. На судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания должен находиться комплект документов, касающихся предотвращения загрязнения водной среды. Перечень этих документов изложен в Приложении 1.
Контрольные вопросы:
1.Пояснить цели и задачи национальных требованйя РФ по охране морской среды.
2.Пояснить на чём основаны национальные требования РФ по охране морской среды.
3.Пояснить правовую базу обеспечения экологической безопасности на ВВТ РФ.
4.Пояснить общее содержание Наставление по предотвращению загрязнения
внутренних водных путей при эксплуатации судов.
Предупредительные меры обеспечения экологической безопасности.
Содержание:
1.Цели и задачи Компании в отношении предупредительных мер.
2.ГОСТ Р 56022-2014
Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды.
1.Цели и задачи Компании в отношении предупредительных мер.
В целях предотвращения загрязнения окружающей среды при эксплуатации судов Компания должна выработать политику в области безопасности и защиты окружающей среды и обеспечить ее внедрение и выполнение персоналом на всех уровнях организации как на судне, так и на берегу.
Политикой Компании в части защиты окружающей среды должно быть предусмотрено:
а) создание информационной и нормативно-технической базы по охране окружающей среды (международные, национальные, региональные нормы, положения, инструкции и рекомендации, а также документы Компании) и ее актуализация. На судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания долженнаходитсякомплект документов, касающихся предотвращения загрязнения водной среды;
б) поддержание исправного технического состояния оборудования экологической безопасности на судах;
в) проверка знаний и положений экологической безопасности у командного состава судов при их переводе на новые должности и при приеме на работу;
г) проверка выполнения экипажами судов положений экологической безопасности и наличия на судне нормативноправовой документации по утвержденному перечню;
д) расследование случаев загрязнения окружающей среды, определение виновных и их наказание. Принятие мер по недопущению повторных нарушений;
е) обеспечение судов необходимой эксплуатационной и технической документацией оборудования экологической безопасности;
ж) поддержание технической документации по экологической безопасности в соответствии с требованиями стандартов;
и) оформление договоров с портами и организациями на сдачу мусора, хозяйственно-фекальных и нефтесодержащих вод на специализированные суда или причалы и контроль их исполнения.
2. ГОСТ Р 56022-2014
Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды.
ГОСТ Р 56022-2014
устанавливает требования к проведению судовладельцем мероприятий по предотвращению загрязнения внутренних водных путей, возникающего при эксплуатации судов.
Настоящий стандарт распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, в навигационном ремонте или на отстое с экипажем на борту, т. е. с момента подписания акта о приемке судна в эксплуатацию до момента подписания акта о приемке судна на отстой или ремонт с ответственным хранением.
Содержание
1 Область применения.......................................................
2 Нормативные ссыпки.......................................................
3 Термины и определения..................................................
4 Общие положения...........................................................
5 Мероприятия по предотвращению загрязнения
подсланевыми нефтесодержащими водами.......................
5.1 Суда, не оборудованные станциями ОНВ...................
5.2 Суда, оборудованные станциями ОНВ)......................
6 Мероприятия по предотвращению загрязнения сточнымводами...........................................................................
6.1 Суда, не оборудованные станциями ООСВ.................
6.2 Суда, оборудованные станциями ООСВ.....................
7 Мероприятия по предотвращению загрязнения мусором......
7.1 Суда, не оборудованные установками для утилизации
мусора (печами-инсинераторами).....................................
7.2 Суда, оборудованные установками для утилизации
мусора(печами-инсинераторами)................................
8 Мероприятия по предотвращению загрязнения
нефтепродуктами при бункеровке судна..............................
8.1 Подготовительные работы..................................................
8.2 Проведение бункеровки.......................................................
9 Мероприятия по предотвращению загрязнения
нефтепродуктами при операциях на танкерах.....................
9.1 Общие требования и ответственные лица..................
9.2 Балластные операции..............................................
Подготовка к грузовым операциям.............................
9.4 Проведение грузовых операций................................
9.5 Зачистка танкеров...................................................
9.6 Дополнительные мероприятия при операциях с
жидкими вредными веществами, перевозимыми наливом.................................................................
10 Действия экипажа при загрязнении водных путей
нефтепродуктами и другими вредными веществами..........
10.1 Требования к подготовке экипажа.............................
10.2 Сообщение о загрязнениях водной среды..................
10.3 Действие экипажа при аварии, сопровождающейся
загрязнением водной среды.....................................
11 Производственный контроль за предотвращением
загрязнения при эксплуатации судна.................................
11.1 Контроль перед началом навигации...........................
11.2 Контроль в течение навигации..................................
12 Судовой план по предупреждению и ликвидации аварийных р аз л и во в н ефти и нефтепродуктов
Настоящий стандарт разработан на основании положений статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта [1], введенной в действие с 1 января 2013 г. и предусматривающей установление обязанности судовладельцев судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, обеспечить в рамках системы управления безопасностью судов выполнение требований по предотвращению загрязнения окружающей среды при эксплуатации судов на внутренних водныхпутях, в том числе с учетом требований раздела III Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта [2], утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 18 марта 2014 г. N 72 г. Москва " Об утверждении Порядка разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядка выполнения этого плана"
Порядок разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядок выполнения этого плана
1. Порядок разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядок выполнения этого плана (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"1) (далее - КВВТ) и устанавливает правила разработки плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения (далее - План), а также порядок выполнения Плана.
2. Настоящий Порядок применяется судовладельцами при разработке Плана для судов внутреннего водного транспорта,
Контрольные вопросы:
1.Какими документами регламентируются предупредительные меры Компании в отношении экологической безопасности.
2.Изложить общее содержание предупредительных мер в соответствии с ГОСТом.
3.Какие требования устанавливает ГОСТ Р 56022-2014 .
4.На основании какого документа осуществляется техническая безопасность обьектов ВВТ.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 744.