Содержание:
1. Принятие решения и приготовление к оставлениюсудна пассажирами членами экипажа.
2.Общая организация оставления судна.
1.Принятие решения и п риготовление к оставлению судна пассажирами и членами экипажа.
Судно оставляется экипажем и пассажирами по сигналу шлюпочной тревоги. Сигнал этот подается только по личному распоряжению капитана в случаях, когда судно гибнет.
Капитан отдаёт распоряжение об оставлении судна, когда:
- имеются явные признаки наступающей гибели судна (вход в воду палубы переборок, опасный крен, дифферент);
- судно остаётся на плаву, но распространение воды по суднуведёт к его затоплению, а достаточных средств борьбы с водой экипаж судна не имеет;
- происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведёт к опрокидыванию судна, а экипаж не имеет реальных средств для борьбы со смещением груза или обледенением;
- пожар распространяется по судну, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;
- ветром, волной, течением судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто, причём судно неимеет хода или лишено возможности управляться, и не может противодействовать непреодолимой силе природы и т. п.
Готовность спасательных средств при бедствии, могущем привести судно к гибели (поступление воды в отсеки, обледенение, пожар), должна быть обеспечена одновременно с борьбой за живучесть судна (околка льда при обледенении, защита от огня при пожаре и т. п.).
После принятия решения об оставлении судна, капитан организует проведение инструктажа членов экипажа включающего:
- назначение командиров шлюпок и других групповых спасательных средств, а также их заместителей, инструктаж по совместным действиям после оставления судна;
- изменение установленного расписанием порядка распределения пассажиров и членов экипажа по спасательным средствам, при невозможности спуска части спасательных средств и т.п.;
- порядок спуска спасательных шлюпок и посадки спасающихся. При нахождении судна лагом к волне осуществляют посадку в шлюпки подветренного борта и спуск (сброс) шлюпок наветренного борта без экипажей;
- перенос спасательных плотов наветренного борта и их спуска (сброса) с подветренной стороны и т.п.
Капитан осуществляет маневрирование судном с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для спуска шлюпок и других спасательных средств.
2.Общая организация оставления судна.
Приготовление к оставлению судна пассажирами и членами экипажа
При объявлении шлюпочной тревоги по судовой трансляции делается объявление:
- о подготовке пассажиров к оставлению судна (пассажиры должны быть одеты по сезону и с правильно надетыми спасательными жилетами);
- о том, какие предметы разрешается брать с собой (документы, деньги, зажигалку, кружку, одеяло и т.п.);
- о категорическом запрещении брать с собой другие предметы и личные вещи, кроме указанных.
Меры по организованному оставлению судна:
По сигналу шлюпочной тревоги члены экипажа судна пребывают в места сбора с надетыми спасательными жилетами (гидрокостюмами) в одежде сохраняющей тепло, включая перчатки, головные уборы и плотно сидящую обувь. Пассажиры также выходят к месту сбора одетыми (по сезону) и в спасательных жилетах. Все каюты при этом должны быть открыты, осуществляется проверка, покидания помещений членами экипажа и пассажирами с докладом результатов проверки на ГКП.
- приведение в готовность к спуску на воду спасательных средств;
- при наличии таковой возможности, дополнительно принимаются на спасательные шлюпки и плоты: питьевая вода, продукты питания, переносные средства связи и сигнализации, медикаменты, тёплая одежда, одеяла, брезенты и т.п.;
- при необходимости назначаются дополнительно специальные лица для обеспечения порядка в коридорах, на трапах, ведущих к спасательным средствам, проверки помещений судна и вывода из них людей на спасательные средства;
- принимаются меры по предотвращения паники, обеспечения порядка любыми средствами, не останавливаясь даже перед насилием.
Каждый член экипажа должен знать и чётко выполнять свои обязанности, действовать разумно и без промедления, быть дисциплинированным и не поддаваться панике.
Организация эвакуации пассажиров зависит от конструктивных особенностей судна (внутреннего расположения помещении) и штатной численности экипажа.
Перед спуском шлюпки на воду необходимо выполнить ряд действий:
Доставка в шлюпку оборудования и снабжения, необходимого для выживания после оставления судна:
• переносную УКВ радиостанцию и радиолокационный маяк-ответчик (SART); • теплые вещи (одеяла);
• дополнительный запас пищи и воды;
• дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации.
В местах сбора и посадки проверяется правильное надевание спасательных средств (особенно пассажирами и специальным персоналом) – спасательный жилет должен быть надет и надёжно закреплён лямками, а гидрокостюм надевается в положение «Наготове», чтобы грудную и лицевую часть можно было застегнуть в последний момент. Если при проверке выявятся пассажиры или члены экипажа, неправильно надевшие спасательное средство по незнанию или в состоянии стресса подготовленные члены экипажа принимают меры для правильного надевания спасательного средства каждым.
Действия по спуску шлюпки на воду.
1) Перед спуском на воду необходимо закрыть пробкой спускной клапан (находится в нижней точке корпуса и имеет соответствующую маркировку).
2) В случае необходимости готовятся к использованию фалини из аварийного снабжения, которые крепят к оконечностям шлюпки и разносят вдоль борта.
• Шлюпку, спускаемую на лопарях вдоль борта в штормовых условиях, необходимо удерживать от раскачивания и биения о борт судна.
• Если спуск шлюпки производится, когда судно имеет ход относительно воды, то в этом случае также необходимо использовать фалини для удержания шлюпки у борта.
При спуске шлюпки фалини потравливаются втугую через утки или другие подходящие элементы конструкции. Если длина фалиня позволяет, то предпочтительнее его заводка дуплинем (проводка вокруг какого-либо элемента конструкции и возвращение ходового конца в шлюпку), чтобы не оставлять на борту судна людей, которым бы пришлось потом спускаться в шлюпку по штормтрапу.
3) Убирание леерного ограждения посадочной палубы.
4) Подготовка штормтрапа.
5) Отдача найтовов.
6) Отдача стопора шлюпбалок.
Посадку следует производить быстро и непрерывно. При этом необходимо соблюдать очерёдность спуска и интервал, чтобы люди, находящиеся выше, не наносили травм и ранений находящимся ниже.
Если обстоятельства не позволяют людям сесть в спасательные шлюпки с палубы, то члены экипажа спускаются в них по штормтрапам или по спасательным шкентелям с мусингами.
Командир шлюпки следит за тем, чтобы численность людей в шлюпке не превышала расчётной. Аналогично происходит посадка людей на надувные спасательные плоты, подтянутые за линь к борту судна.
Каждый член экипажа и пассажир обязан быстро, без суеты, занять свое место в шлюпке (на плоту) согласно расписанию или указанию командира шлюпки (плота) и приступить к выполнению своих обязанностей и распоряжений командира шлюпки (плота).
Первый помощник капитана, первый штурман, механик и радист оставляют судно по распоряжению капитана. Капитан оставляет судно последнимПосле посадки в шлюпку людей спуском командир шлюпки отдает команды "Завести двигатель" и "Приготовиться к спуску".. Освобождается ручной тормоз, и шлюпка опускается на воду. Спускать шлюпку на воду даже в самых неблагоприятных условиях следует быстро.
Разобщение с лопарями следует производить в момент, когда шлюпки находится на подошве волны: пройдя это положение, шлюпка начнет подниматься на гребень, и нагрузка на гаках будет отсутствовать.
Фалини крепятся таким образом, чтобы шлюпка находилась у борта под штормтрапом. После того, как последний человек переместится с судна в шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае – перерубаются топорами, находящимися в оконечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна.
После подготовки к спуску мотобота, спускаемого свободным падением, все члены экипажа по команде заходят на него, садятся в кресла, плотно крепятся ремнями безопасности. Поскольку мотобот находится под уклоном (32 градуса), то безопаснее, особенно в штормовую погоду, перемещаться в нем при посадке спиной вперед и без разворота садиться в кресла, которые установлены спинками к носу. Все спасающиеся должны быть в касках.
Управляет спуском обычно сам капитан. Старший помощник обязан обеспечить доставку в мотобот аварийного радиобуя и транспондера, проконтролировать наличие всех людей и доложить об этом капитану, лично загерметизировать входной люк. После доклада о готовности всех к спуску капитан пускает двигатель и после этого дистанционно отдает крепление шлюпки.
Мотобот (капсула) скатывается по направляющим с кормы вниз, с ускорением падает в воду, погружаясь в нее под углом к вертикали до глубины 3 м, при этом отходит от судна и всплывает в стороне от него.
Контрольные вопросы:
1.В каких случаях капитан отдаёт распоряжение об оставлении судна.
2.Какие действия выполняются на судне после отдачи распоряжения об оставлении судна.
3.Изложите порядок действий по спуску спасательной шлюпки.
4.Изложите порядок действий экипажа по оставлению судна в шлюпке свободного падения.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 928.