Поисково-спасательные операции в РФ. Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб СКЦ и СПЦ России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию(Наставление ИАМСАР).

Данное наставление по поиску и спасению на море подготовлено экспертами ИМО и Международной организации гражданской авиации (МКАО) и является международным единым признанным руководством в вопросах организации и предоставления услуг по поиску и спасанию на море (САР- SAR).

С учетом специфики глобальной системы САР, наставление ИАМСАР издается в трех книгах.Основное назначение этого наставления-это оказание помощи государствам по поиску и спасанию на море(САР) и обязательств государств, которые они приняли в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (МКАО), Международной конвенции по поиску и спасанию на море (САР) и обязателств по СОЛАС. Это руководство (наставление) обеспечивает по общему для авиации и морских судов единый подход в организации и предоставлении услуг по САР.

Все государства призываются создавать и улучшать свои службы поиска и спасания, сотрудничать с соседними государствами и рассматривать свои службы поиска и спасания как часть всемирной системы поиска и спасания.

Каждая книга Наставления ИАМСАР написана с учетом выполнения специфических задач системы поиска и спасания и может быть использована как самостоятельный документ или, для полного представления о системе САР, совместно с двумя другими книгами.

Книга 1— «Организация и управление»-обсуждается концепция глобальной системы поиска и спасания, создания и улучшения национальных и региональных систем поиска и спасания, сотрудничества с соседними государствами и обеспечения эффективной и экономичной службы поиска и спасания.

Книга 2-«Задачи координации»-оказывает помощь персоналу по планированию и координации операций и учений по поиску и спасанию.

Книга 3-«Подвижные средства»- должны быть на борту спасательных воздушных и морских , оказывают им помощь при проведении поиска, спасания, координации действий и на случай чрезвычайных ситуаций на самих подвижных спасательных средствах.

2.Координация поисково-спасательных операций

Уровни координации.Система поиска и спасания имеет три уровня координаторов:

— координаторы поиска и спасания;

— координаторы действий по поиску и спасанию;

— координаторы на месте действия.

Координаторы поиска и спасания. Сюда входят руководители поиска и спасания высшего уровня; каждое государство обычно имеет одно такое лицо или орган, которые соответствуют этому уровню.

Координаторы поиска и спасания полностью отвечают за:

— организацию, обеспечение штатом и оборудованием, управление системой поиска и спасания;

— организацию СКЦ и СПЦ;

— предоставление или задействование средств поиска и спасания;

— координацию подготовки персонала по поиску и спасанию;

— разработку плана поиска и спасания.

Координатор действий по поиску и спасанию. Каждая операция по поиску и спасанию должна проводиться под руководством координатора действий по поиску и спасанию. Эта функция существует только на время отдельного случая поиска и спасания и обычно выполняется начальником СКЦ или назначенным им лицом. Координатор действий может иметь штат помощников.

Координатор действий руководит операциями по поиску и спасанию до их завершения или до тех пор, пока не станет очевидной безрезультатность дальнейших попыток.

Координатор действий должен быть хорошо подготовлен по процедурам поиска и спасания, хорошо знать планы, относящиеся к поиску и спасанию, и:

— собирать информацию о ситуации бедствия;

— разрабатывать подробные и выполнимые планы по поиску и спасанию;

— направлять и координировать ресурсы для выполнения действий по поиску и спасанию.

В обязанности координатора, действий входит:

• получать и оценивать данные о чрезвычайной ситуации;

• выяснять вид оборудования для экстренных действий, имеющегося на борту пропавшего или терпящего бедствие средства;

• быть информированным относительно преобладающих условий окружающей среды;

• если необходимо, выяснять передвижение и местоположение судов и оповещать судоходство о вероятных районах поиска, о спасании, о наблюдении и/или несении радиовахты;

• наносить на карту район поиска и принимать решение относительно применения методов и средств;

• разрабатывать план действий по поиску и план действий по спасанию, в зависимости от того, что необходимо;

• координировать операцию с соседними СКЦ, если необходимо;

• организовывать инструктаж персонала, участвующего в поиске и спасании, и получение информации от него;

• оценивать все сообщения и корректировать, если необходимо, планы действий;

• организовывать заправку воздушных средств и, при продолжительном поиске, организовывать размещение участвующего в поиске и спасании персонала на отдых;

• организовывать доставку снабжения для поддержки спасаемых;

• поддерживать точные и своевременные записи событий в хронологической последовательности;

• составлять доклады о развитии событий;

• рекомендовать руководителю СКЦ прекратить или отложить поиск;

• отпускать средства поиска и спасания, когда они больше не нужны;

• информировать власти, занимающиеся расследованием аварий;

Координатор на месте действия. В случае, если два или более средства поиска и спасания работают вместе, выполняя одну и ту же задачу на месте происшествия, может потребоваться одно лицо для координации действий всех участвующих средств.

Координатор действий по поиску и спасанию назначает координатора на месте действия, которым может быть командир поисково-спасательной единицы, морского или воздушного судна, участвующего в поиске, или командир находящегося поблизости средства, которое в состоянии выполнять обязанности координатора на месте действия.

Командир первого средства, прибывающего на место происшествия, принимает обычно функции координатора на месте действия до тех пор, пока координатор действий не предоставит ему замену.

С учетом всех обстоятельств координатор на месте действия принимает решение о выборе одного из вариантов дальнейшего продолжения поиска:
повторить поиск в том же районе, учитывая дополнительный общий снос за время проведенного цикла поиска;
расширить район поиска, возможно, в каком-либо определенном направлении;
на основании полученной дополнительной информации назначить новый район поиска.

3.Поисково-спасательные операции в РФ.Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб СКЦ и СПЦ России.

В РФ поисково-спасательные операции координируют Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ) в Москве и СКЦ в городах Мурманске, Санкт-Петербурге и Владивостоке.Новороссийск.

Общие задачи, решаемые поисково-спасательными организациями.

Государственный морской спасательно-координационный центр(ГМСКЦ):

- организует и контролирует соблюдение положений Международной конвенции по поиску и спасанию на море министерствами и ведомствами РФ;

- осуществляет координацию действий соответствующих ведомств, при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море;

- через СКЦ и СПЦ организует и проводит силами морских пароходств, экспедиционных отрядов аварийно-спасательных и подводно-технических работ, портов, спасательных служб ми­нистерств и ведомств и иностранных государств поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море, независимо от их национальной и ведомственной принадлежности;

- привлекает суда, самолеты, командные пункты управления, технические средства, каналы связи всех министерств и ведомств - участников взаимодействия в поисково-спасательных операциях;

- в необходимых случаях обращается к спасательным службам иностранных государств, для привлечения их к поисково-спасательным операциям, в том числе за пределами поисково-спасательных районов РФ.

Спасательно-координационные центры (СКЦ)):

- осуществляют координацию поисково-спасательных операций в бассейне;

- разрабатывают планы организации поиска и спасания с взаимодействующими поисково-спасательными службами и подразделениями других участников поисково-спасательных операций;

- определяют организацию взаимодействия и управления при поисково-спасательной операции; организацию медицинской помощи пострадавшим на море, их эвакуацию и госпитализацию, осуществляемые ведомственными и другими медицинскими учреждениями;

- обеспечивают надежную связь между береговыми организациями, морскими и воздушными судами;

- через ГМСКЦ и самостоятельно привлекают к участию в спасании спасательные службы и спасательные единицы (при необходимости иностранные);

- определяют состав и дислокацию средств участников взаимодействия при поисково-спасательной операции; обязанности ответственность за поддержание необходимой готовности спасательных средств и их использование;

- организуют медицинскую помощь пострадавшим, их эвакуацию и госпитализацию с помощью ведомственных и других медицинских учреждений;

- обеспечивают надёжную связь между береговыми организациями, а также морскими судами и авиацией.

- через ГМСКЦ самостоятельно привлекают к участию в спасании службы и спасательные средства (при необходимости иностранные).

 

Положение закрепленое в Федеральном законе Российской Федерации №155-ФЗ 1998 г. «О внутренних морских водах, территори­альном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в статье 16:

1. Поисково-спасательные и судоподъемные операции во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляются спасательными судами и средствами Российской Федерации.

2. Допуск спасательных судов и средств иностранных государств во внутренние морские воды и в территориальное море и их участие в поисково-спасательных и судоподъемных операциях в целях поиска и спасания людей, спасения и буксировки аварийных судов, подъема затонувших судов и грузов производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1.Сформулировать цели и задачи Наставление\я ИАМСАР.

2.Пояснить уровни координации.

3.Охарактеризовать назначения координатора на месте действия.

4.Изложить обязанности координатора на месте действия.




Планирование и проведение поиска

Содержание:

1. Планирование поиска.

2. Схемы поиска.

1.Планирование поиска.

Для эффективного поиска надводными и авиационными средствами должны быть заранее спланированы схемы поиска и процедуры, чтобы морские и воздушные суда могли взаимодействовать в скоординированных операциях с минимальным риском и потерей времени. Установлены стандартные схемы поиска с учетом меняющихся обстоятельств.

Основными факторами при выборе наиболее эффективной схемы визуального поиска являются тип и число поисковых средств. Поисковые работы ведутся с учетом дальности обнаружения объекта в данных конкретных условиях.Дальность обнаружения- это расстояние, на котором можно увидеть объект с поискового средства с высоты расположения глаза наблюдателя над уровнем моря. Обычно дальность обнаружения меньше дальности видимости, определяемой метеоусловиями. Планирование поиска должно включать в себя оценку дальности обнаружения, причем это делается со значительным запасом.

Оценочные величины дальности обнаружения объекта при ясной погоде, которые могут использоваться в качестве руководства при планировании поиска, приведены в таблице.

Объект Расстояние до объекта

в морских милях (1,8 км)

    днем ночью

Желтый спасательный плот 1-2 -

Окрашенное пятно 2  -

Сигнальное зеркало 5  -

Светоотражающий материал

при его освещении 2  1

Белый дым, при отсутствии сильного ветра 12 -

Парашют -   -

Проблесковый огонь -   10

Пиротехника 2  20

Огонь спасательного жилета   -   0,5

Трассирующая пуля 2  6

При поиске объекта с использованием морских судов и авиации применяется один из следующих способов:

- по расширяющимся квадратам;

- по секторам;

- параллельными галсами;

- зигзагом;

- совместный - судном и самолетом.

Поиск продолжается до тех пор, пока не потеряна надежда на спасение пострадавших, и прекращается лишь после того, как:

- тщательно обследованы все районы вероятного нахождения пострадавших;

- обследованы все возможные местоположения пострадавших;

- не осталось никакой уверенности в том, что пострадавшие живы.

Координатор на месте действия должен как можно скорее получить от координатора действий план действий через спасательно-координационный центр или подцентр.

Капитан принимая на себя обязанности, координатор на месте действия

должен информировать соответствующую береговую радиостанцию или подразделение службы управления движением в воздухе и сообщать им через регулярные интервалы времени о развитии событий. Кроме того, координатор на Месте действия должен ставить координатора действий в известность о происходящем через регулярные интервалы времени или при изменении обстановки.

2. Схемы поиска.

 Схема поиска по расширяющимся квадратам используется, когда поиск осуществляется одиночным судном.

Если положение объекта поиска известно в узких пределах в небольшом районе (человек за бортом, найденный и затем утерянный объект), одиночное судно ведет поиск по радиусам от исходной точки, изменяя курс на 120° вправо при переходе на каждый последующий галс. После окончания первой фазы поиска схему следует развернуть на 30°и повторить поиск.

Схема поиска по расширяющимся квадратам

Схема поиска по радиусам от исходной точки

Поиск параллельными галсами

 

 Схема скоординированного поиска морским и воздушным судном

В условиях ограниченной видимости сокращается интервал между судами, что требует выполнения большего числа галсов, а судам назначается пониженная скорость; вследствие этого увеличивается время на обследование назначенного района поиска.

Координатор на месте действия может принять решение о сокращении района поиска, а при улучшении видимости принять меры по компенсации потерь в охвате района.

При радиолокационном поиске судам рекомендуется двигаться строем фронта, поддерживая интервал в пределах полуторакратной дальности обнаружения.

Так как интенсивность отраженного эхо-сигнала зависит от многих факторов, приведенные в МЕРСАР значения дальности радиолокационного обнаружения должны рассматриваться как ориентировочные.

Вероятность визуального обнаружения объекта небольших размеров в дневное время, в особенности при значительном волнении моря, может быть меньше, чем ночью, когда на нем зажжены огни либо используются сигнальные ракеты или фальшфейеры. Поэтому рекомендуется рассмотреть возможность повторного поиска ночью в районе, который был обследован днем.

При совместном поиске морским и воздушным судномиспользуется скоординированная схема поиска. Основная часть поиска выполняется воздушным судном; морское судно играет роль навигационного ориентира, относительно курса которого располагаются поисковые галсы воздушного судна. Морское судно должно следовать такой скоростью, чтобы на каждом последующем галсе воздушное судно пролетало над ним и корректировало свой курс.

Следы кораблекрушения могут представлять собой масляные пятна или обломки на воде, которые, как правило, находятся в подветренной стороне от затонувшего судна. Однако, если люди покинули судно раньше, чем оно затонуло, спасательные средства могут оказаться и с наветренной стороны.

Судно, оставленное людьми, может дрейфовать по ветру быстрее, чем спасательное средство, в особенности использующее плавучий якорь, но еcли оно полузатоплено, то обычно дрейфует медленнее.

С учетом всех обстоятельств координатор на месте действия принимает решение о выборе одного из вариантов дальнейшего продолжения поиска:

повторить поиск в том же районе, учитывая дополнительный общий снос за время проведенного цикла поиска;

расширить район поиска, возможно, в каком-либо определенном направлении;

на основании полученной дополнительной информации назначить новый район поиска.

Контрольные вопросы:

1.Сформулировать цели и задачи планирования поиска..

2.Пояснить схемы поиска совместно с авиацией.

3.Охарактеризовать назначения координатора на месте действия.

4.Изложить схемы поиска одиночным судном..

Дата: 2019-02-19, просмотров: 409.