Индивидуальные спасательные средства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание:

1.Общие требования к судовым спасательным средствам.

2.Индивидуальные спасательные средства.

1. Общие требования к судовым спасательным средствам.

Спасательными средствами называется комплекс устройств, механизмов и конструкций, необходимых для тренировок и для спасения экипажа и пассажиров в случае гибели судна.

Общие требования, определяющие судовые спасательные устройства указаны в следующих документах:

• Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), глава III "Спасательные средства и устройства";

• Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс LSA);

• Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства, часть II "Спасательные средства".

Предлагаемая классификация делит спасательные средства на индивидуальные, коллективные и вспомогательные.

 

 

…..

Объем требований по обеспечению и снабжению спасательными устройствами и средствами зависит от типа, назначения, размерений и района плавания судна.

Конвенция предусматривает следующие основные типы судов: пассажирские, грузовые, нефтеналивные, химовозы, газовозы, специального назначения, рыболовные.

В соответствии с правилами Регистра, суда по снабжению их спасательными средствами разделяются в зависимости от района плавания на указанные ниже категории.

I категория: суда неограниченного района плавания.

II категория: суда ограниченного района плавания, в закрытых морях ограничений, и в открытых морях - с удалением от порта-убежища до 200 миль, при допустимом расстоянии между портами-убежищами не более 400 миль.

III категория: суда малого ограниченного района плавания - с удалением от порта-убежища на 50 миль, при допустимом расстоянии между портами-убежищами не более 100 миль.

VI категория: суда портового, рейдового и прибрежного района плавания -

установлением определенных границ для каждого конкретного района плавания.

В правилах указывается, что суда, совершающие заграничные рейсы, дол снабжаться спасательными средствами только по нормам судов I категории.

Снабжение судов спасательными средствами подразделяются на следующие основные виды:

- индивидуальные — спасательные круги, спасательные жилеты, гидротермокостюмы, индивидуальные теплозащитные средства;

- коллективные — спасательные и дежурные шлюпки, надувные и жесткие спаса­тельные плоты, спасательные плавучие приборы (капсулы);

- вспомогательные устройства и системы — штормтрапы, спусковые и посадочные устройства, морские эвакуационные системы, спасательные сети и тралы; линеметательные устройства.

 

Спасательная шлюпка (СШ) или спасательный плот (СП) - шлюпка или плот способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Дежурная шлюпка (ДШ) - шлюпка, предназначенная для спасения терпящих бедствие людей и сбора спасательных шлюпок и плотов на воде.

Посадочный штормтрап - штормтрап, предусмотренный в местах посадки в спасательные шлюпки и на спасательные плоты с целью безопасного в них доступа после спуска на воду.

Спуск методом свободного всплытия - такой метод спуска спасательной шлюпки или спасательного плота, при котором они автоматически разобщаются с тонущим судном и находятся в готовности к использованию.

Спуск методом свободного падения - такой метод спуска спасательной шлюпки, при котором она с комплектом людей и снабжения на борту разобщается с судном и сбрасывается на воду без каких-либо удерживающих её приспособлений.

Надувное средство - средство, плавучесть которого обеспечена нежёсткими, заполняемыми газом камерами и которое обычно хранится надутым к моменту подготовки его к использованию.

Морская эвакуационная система (МЭС) - средство для быстрого перемещения людей с посадочной палубы на спасательные шлюпки и плоты, находящиеся на воде.

Требования, предъявляемые к спасательным средствам.

Комплектация судов спасательными средствами производится в соответствии с требованиями конвенции СОЛАС-74, которая определяет минимальные требования к оборудованию судов спасательными средствами. Национальные требования государства-флага в отношении спасательных средств не могут быть ниже требований Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ЛСА.

В соответствии с Конвенцией СОЛАС-74 и Кодексом ЛСА спасательные средства должны удовлетворять следующим требованиям:

- быть изготовленными из соответствующего материала;

- сохранять работоспособность в диапазоне температур воздуха от -30 до +65°С и быть в рабочем состоянии при температуре морской воды от -1 до +30°С;

- быть стойкими к гниению, коррозии и не должны подвергаться чрезмерному воздействию морской воды, нефти или грибков;

- не терять своих качеств при воздействии солнечных лучей;

- быть окрашенными в оранжевый цвет;

- иметь полосы из светоотражающего материала;

- иметь четко нанесенную маркировку, включая информацию об одобрении и название органа, одобрившего средство, а также указания на любые эксплуатационные ограничение

- удовлетворительно работать в условиях волнения.

2.Индивидуальные спасательные средства

Индивидуальные спасательные средства — это средства, рассчитанные на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные (спасательные жилеты и гидрокостюмы), так и средства, которые могут быть использованы любым человеком по мере необходимости (спасательные круги, защитные костюмы и теплозащитные средства).

Спасательные круги

Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.

Спасательные круги не могут быть надувными или изготовленными из тростника, пробковой стружки или любого крошеного материала. Обычно круги изготавливаются из вспененного полистирола, пеноприта или другого синтетического вспененного материала, не впитывающего воду.

Спасательный круг должен:

• иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний не менее 400 мм;

• иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;

Рисунок 6. Спасательный круг с самозажигающимся огнем

• иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;

• иметь массу не менее 2,5 кг.

Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.

50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.

Огонь белого цвета должен гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не более 70 проблесков в минуту.

Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика. Эти круги не должны иметь спасательных линей.

Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма. Обычно, самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе.

Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:

• если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболее рациональным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;

• если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг с линем бессмысленно - круг уйдет вместе с судном. В этом случае должен быть подан круг со средствами подачи сигнала: днем – с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью - с самозажигающимся огнем.

Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.

Спасательные жилеты

Спасательный жилет – это средство для поддержания человека на поверхности воды. Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен спасательный жилет.

Спасательные жилеты конструктивно могут быть надувными или с "жесткими" элементами, обеспечивающими плавучесть.

Конструкция спасательного жилета должна обеспечивать:

• всплытие человека, находящегося в бессознательном состоянии, и его переворот лицом вверх не более чем за 5 секунд;

• поддержание человека в таком положении, чтобы тело было отклонено назад не менее чем на 20°, а рот находился на высоте не менее 12 см над уровнем воды.

• при прыжке в воду с высоты 4,5 метров жилет не должен причинять повреждений.

Надувные спасательные жилеты имеют не менее двух независимых камер, обладающих такой плавучестью и устройством, чтобы в случае повреждения любой из них жилет отвечал выше перечисленным требованиям.

Система надувания позволяет надувать жилет как автоматически, так и вручную от газового баллона. Кроме того, она предусматривает возможность подкачки жилета ртом.

Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).

Рисунок 8. Жесткий спасательный жилет

Жилет с жесткими элементами плавучести при входе в воду имеет большое сопротивление, поэтому для дополнительной фиксации вертикального смещения следует взяться руками за нагрудные элементы плавучести.

Прыгать в воду в надетом жилете с жесткими элементами плавучести с высоты более 4,5 м не рекомендуется. Однако, если неизбежно приходится прыгать с большей высоты, то следует намотать конец лямок для крепления на руку, а жилет взять в руку. В этом случае жилет при входе в воду будет вырван из руки, но удержан за лямки.

Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сигнальным огнем и свистком.

Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного использования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой. Пробка выдергивается только вручную, и это следует делать только с наступлением темноты.

На судне должно быть достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использования в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов. Спасательные жилеты, предусмотренные для вахтенных, должны храниться на мостике, на посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта.

 Гидрокостюмы и защитные костюмы

Гидротермокостюм - костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде.

Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен гидротермокостюм.

Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:

• любой член экипажа мог самостоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует ношения жилета;

• температура тела человека не должна понижаться более чем на 2°С в течение 6 часов при температуре воды 0 – 2°С;

• не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;

• обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метров;

• обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также человек мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.

В маркировке гидрокостюма указывается гарантированное время теплозащиты.

 

 

Рисунок 11. Надевание гидрокостюма

Теплозащитное средство - изготовляют из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью в виде костюмов или мешков и предназначено для восстановления температуры тела человека, побывавшего в холодной воде. В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теплозащитные средства в количестве 10% вместимости людей, но не менее двух.

Теплозащитное средство должно обеспечивать условие, чтобы температура тела человека не падала более чем на 1,5°С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.

Контрольные вопросы:

1.Назовите классификацию судовых спасательных средств

2.Охарактеризовать спасательные круги их размещение на судне и применение.

3.Охарактеризовать спасательные жилеты их размещение на судне и применение.

4.Поясните назначение и содержание теплозащитного средства.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 392.