Структурное подразделение СПО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерство транспорта РФ

ФБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

Структурное подразделение СПО

Омское командное речное училище имени капитана Евдокимова В.И.

Шифр дисциплины: ПМ. 02.

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 

Дисциплины: Обеспечение безопасности плавания:

МДК 02.01..Безопасность

 жизнедеятельности на судне и транспортная безопасность,,

Для специальности технического профиля:26.02.03 Судовождение

 

 

Омск 2018

 

 

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Охрана судов и портов.

Тема 1.1 Кодекс ОСПС.

Лекция № 1 Международная и национальная правовые основы борьбы с преступностью на море.Цели и требования кодекса ОСПС……...………………6 

Лекция №2 Лицо командного состава,ответственное за охрану судна…………9

Тема 1.2 Стандартные рабочие процедуры по действиям в чрезвычайных ситуациях.

Лекция №3 Угрозаминированияиоставлениясудна……………………………..…..12

Раздел 2. Обеспечение живучести судна.

Тема 2.1 Основы судовой организации обеспечения живучестичести судна. Лекция №4Расписаниепотревогам………………………………………………16

Лекция №5 Готовность к аварийным и нештатным ситуациям ……………….25

Лекция№ 6(МКУБ) Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов и предупреждением загрязнения окружающей соеды………………………………………………………………………...……..30

Тема 2.2 Обеспечение живучести судна

Лекция №7 Тактика борьбы за непотопляемость судна и борьба с водой…….35

Лекция№8Плавание в ледовых условиях и борьба с обледенением…..……38

Лекция №9 Плавание в штормовых условиях…………………………………42

Тема 2.3 Обеспечение пожарной безопасности на судне.

 Лекция №10 Меры предупреждения возникновения пожара на судне.Причины возникновения и пути распространения огня при пожаре на судне……………………………………………………………………………….45

Тема 2.4 Действия по борьбе с пожарами.

Лекция № 11 Тактика борьбы с пожарами на судах……………………….…50

Раздел 3.Начальная подготовка.

Тема 3.1 Выживание в море в случае оставления судна.

Лекция №12Возможные виды аварийных ситуаций.Принципы выживания в море после оставления судна…………………………………………. ……….55

Тема 3.2 Противопожарная безопасность и борьба с пожарами.

 Лекция № 13 Основы судовой организации по борьбе с пожаром…….…..60

Лекция№14Классификация пожаров и применяемые огнетушащие вещества……………………………………………………………………………65

Тема 3.3 Оказание первой медицинской помощи.

Лекция №15Общие вопросы оказания первой медицинской помощи……..70

Тема 3.4Личная безопасность и общественные обязанности.

Лекция №16 Судовые планы действий в чрезвычайных ситуациях………….75

 

 

Раздел 4. Подготовка по борьбе с пожаром по расширенной программе.

Тема 4.1 Организация противопожарной защиты на судне.

Лекция №1Конструктивная противопожарная защита судна…….…….…...80

Лекция №2 Организация противопожарной защиты на судне…..………..…85

Раздел 5 Действия в аварийных и нештатаных ситуациях

Тема 5.1 Действия экипажа в аварийных и нештатных ситуациях на судне.

Лекция №3 Преднамеренная посадка на мель…………………………….…..90

Тема 5.2Расследование аварий

Лекция №4 Положение о порядке расследования аварийных случаев с

судами……………………………………………………………………………93

Раздел 8. Поиск и спасание на водных путях.

 Тема 8.2Поисковоспасательные операции.

Лекция №5 Ответственность и обязательства по оказанию помощи на

море……………………………………………………………. ….98

Лекция №6Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию(Наставление ИАМСАР)…………………………………………….102

Лекция №7Меры,предпринимаемыесудном,терпящим бедствие….…….107

Лекция №8 Действия судов, оказывающих помощь…………………………112

Лекция №9 Планирование и проведение поиска. Спасание с помощью авиации……………………………………………………………………………115

 

Раздел 9. Подготовка командира спасательного средства.

Тема 5.1 Общие требования к судовым спасательным средствам

Лекция №10 Индивидуальные спасательные средства……………….………120

Лекция №11 Коллективные спасательные средства-шлюпка………………..124

Лекция №12Коллективные спасательные средства-плоты…………………..128

Лекция №13 Снабжение шлюпок и плотов……………………………………132

Тема 9.2 Обязанности командира спасательного средства.

Лекция №14 Порядок посадки в спасательное средство и его спуск……….135

Лекция№15Отход спасательного средства от судна и его маневрирование..139 Тема 9.3 Руководство людьми и управление спасательной шлюпкой после оставления судна.

 Лекция №16Порядок действий командира спасательного средства и руководство людьми в спасательном средстве………………………………..143

Лекция № 17Приёмы спасания при помощи вертолёта….…………………….146

Раздел 10.Предупреждение и предотвращение загрязнения окружающей среды с судов.

 Тема 10.1 Предупредительные и эксплуатационные меры обеспечения экологической безопасности.

Лекция № 18 Международные и национальные требования по предотвращению загрязнения с судов……………………………………..………………………...150

Лекция№19 Предупредительные меры обеспечения экологической безопасности……………………………………………………………….…….155

Лекция№20 Эксплуатационные меры обеспечения экологической безопасности……………………………………………………………………..159

Тема 10.2 Послеаварийные меры экологической безопасности.Судовая документация.

Лекция № 21 Ответственность за загрязнение морской среды…….………..154

Лекция№21 Послеаварийные меры обеспечения экологической безопасности…………………………………………………………….……….158

 

 

                              ВВЕДЕНИЕ

Лекционный материал профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС

для специальности технического профиля:26.02.03 Судовождение.

Данный лекционный материалпрофессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке работников в области безопасности жизнедеятельности на судне и транспортной безопасности приэксплуатации судов в рамках специальности технического профиля:26.02.03 Судовождениепри наличии среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования.

 

При изучении предлагаемого лекционного материала обучающийся должен овладеть следующими общими и профессиональными
компетенциями:

1.Организовыватьмероприятияпообеспечениютранспортнойбезопасности.

2.Применятьсредства поборьбе за живучестьсудна.

3.Организовыватьиобеспечиватьдействияподчиненныхчленовэкипажасуднаприорганизацииучебныхпожарныхтревог,дляпредупреждениявозникновенияпожараи притушениипожара.

4.Организовыватьиобеспечиватьдействияподчиненныхчленовэкипажа судна приавариях.

5.Оказыватьпервуюмедицинскуюпомощьпострадавшим.

6.Организовыватьиобеспечиватьдействияподчиненныхчленовэкипажасуднаприоставлениисудна,использоватьспасательныешлюпки,спасательныеплоты и иные спасательные средства.

7.Организовыватьиобеспечиватьдействияподчиненныхчленовэкипажа судна попредупреждениюипредотвращениюзагрязненияводнойсреды.

 


Тема 1.1. Кодекс ОСПС.

1.1.1 Цели и требования международного Кодекса ОСПС.

Содержание:

1.Международная и национальная правовая основы борьбы с преступностью на море. Цели и требования Кодекса ОСПС.

2.Цели и требования Кодекса ОСПС.

1.Международная и национальная правовая основы борьбы с преступностью на море. Цели и требования Кодекса ОСПС.

12 декабря 2002 года Конференция Договаривающихся правительств одобрила поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (МК СОЛАС-74), касающихся специальных мер по повышению безопасности и усилению охраны на море, и Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС). Кроме новых правил, вошедших в Главу XI-2 МК СОЛАС-74, и частиА иБ Кодекса ОСПС, Дипломатическая конференция приняла поправки к существующим правилам МК СОЛАС-74, способствующие ускорению выполнения требований оборудования судов автоматическими идентификационными системами, и приняла новые правила для включения в Главу XI-1 МК СОЛАС-74, касающиеся судовых опознавательных номеров и необходимость иметь на судне журнал непрерывной регистрации истории судна. Наиболее важными поправками являются новая Глава XI-2 "Специальные меры по усилению охраны на море" МК СОЛАС-74 и Кодекс ОСПС. Главой XI-2 МК СОЛАС-74 вводятся новые требования, регламентирующие охрану судов и портовых средств с целью противодействия незаконным актам, направленным против безопасности мореплавания и перевозки морем защищенных грузов. Требования Кодекса ОСПС формируют международную структуру, посредством которой суда и портовые средства могут взаимодействовать с целью обнаружения и предотвращения актов, угрожающих безопасности в секторе морского транспорта. Кодекс ОСПС состоит из двух частей. ЧастьА носит обязательный характер, а частьБ - рекомендательный. Рекомендации в части Б, следует учитывать при осуществлении положений Главы XI-2 МК СОЛАС-74 и части А Кодекса ОСПС. ЧастьА устанавливает требования к: · Декларации об охране; · защите судна; · оценке уязвимости судна; · плану охраны судна; · лицу командного состава, ответственному за охрану судна; · тренировкам и учениям на судах; · безопасности портовых средств; · оценке уязвимости портовых средств; · плану охраны портовых средств; · должностному лицу компании, ответственному за охрану; · должностному лицу портового средства, ответственному за охрану; · тренировкам и учениям на портовых средствах; · освидетельствованию и сертификации; · выдаче и подтверждению свидетельств; а также устанавливается: · ответственность Договаривающихся правительств; и · обязанности судоходной компании.

В частиБ Кодекса ОСПС приводятся разъяснения и рекомендации по организации и выполнению требований части А и Главы XI-2 МК СОЛАС-74.

2.ЦЕЛИ И ТРЕБОВАНИЯ КОДЕКСА ОСПС.

Кодекс ОСПС состоит из преамбулы, части А, дополнений 1 и 2 к части А, части В, дополнений 1 и 2 к части В. Часть А носит обязательный характер, а часть В — рекомендательный. Целями Кодекса являются:

• установление международной структуры, использующей сотрудничество между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов для выявления угрозы и принятия мер, предупреждающих несанкционированные действия, связанные с захватом, уничтожением или нанесением неприемлемого ущерба судам или портовым средствам, используемым в международной торговле;

• распределение соответствующих ролей и ответственности между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов на национальном и международном уровнях для обеспечения охраны на море;

• обеспечение заблаговременного и эффективного сбора и обмена информацией, связанной с охраной;

• предоставление методологии оценок охраны, так чтобы иметь готовые планы и процедуры реагирования на изменяющиеся уровни охраны;

• обеспечение уверенности в том, что в наличии имеются адекватные и надлежащие меры обеспечения охраны на море.

Для достижения своих целей, данный Кодекс объединяет большое количество функциональных требований. Не ограничиваясь перечисленным ниже, они включают:

• сбор и оценку информации в отношении угроз судам или портовым средствам и обмен такой информацией с соответствующими Договаривающимися правительствами;

• предотвращение неразрешенного доступа на суда, портовые средства и в их районы с ограниченным доступом;

• предотвращение доставки на суда или на портовые средства неразрешенных предметов (оружие, зажигательные устройства) или взрывчатых веществ;

• требование наличия планов охраны судов и портовых средств, основанных на оценке охраны;

• требование о подготовке персонала и учениях для освоения планов охраны и необходимых процедур;

• тщательную проверку охраны каждого судна и портового средства.

 

Раздел 4.Подготовка по борьбе с пожаром по расширенной программе.

Тушение пожаров в МКО.

Содержание:

1. Причины пожара в МКО.

2. Последовательность действий во время тушения пожара в МКО на судне.

1. Причины пожара в МКО.

Причиной пожара в МКО может явиться искра при коротком замыкании,

вспышка при разжигании форсунок, попадание топлива на горячие части двигателей,

самовозгорание ветоши и т. д.

Особую опасность проставляют утечка топлива из поврежденного топливного

трубопровода, находящегося под давлением, неисправность самозапорных клапанов

измерительных труб топливных танков.

Разбрызгиваясь, топливо покрывает тонким слоем узлы и механизмов и машин,

трубопроводы и скапливается под настилом.

В случае возникновения искры пары топлива и масел, уже нагретые до температуры

помещения или выше, мгновенно воспламеняются.

При этом пожар быстро распространяется и возможен взрыв паровоздушной смеси.

2. Последовательность действий во время тушения пожара в МКО на судне.

При возникновении пожара в машинном отделении нужно в первую очередь прекратить

поступление топлива к двигателям, котлам и расходным цистернам, отключить

электроэнергию от горящего помещения, остановить вентиляторы и немедленно начать

борьбу с огнем стационарными и переносными средствами пожаротушения.

Небольшие возгорания ветоши, разлитого горючего, краски или другого материала

ликвидируются пеной из переносных или колесных огнетушителей и распыленной водой

из пожарных стволов.

При возгорании топлива под котлами, двигателями и под настилами, применяют

высокократную пену из переносных пеногенераторов и передвижных колесных

огнетушителей, подаваемую воздушно-пенными стволами; распыленную воду из ручных

стволов с распылительными насадками.

Для тушения пожаров в верхних уровнях используются порошковые передвижные

колесные огнетушители и распыленная вода из пожарных рукавов.

При значительном повышении температуры в МО активируется система орошения или

паротушения.

Машинные отделения на современных судах защищены стационарными системами

пожаротушения, такими как установки с высокократной пеной, системы углекислотного

пожаротушения, системы паротушения. Эти системы обеспечивают объемное тушение

пожара методом полного заполнения машинных помещений.

Системы объемного пожаротушения запускаются лицом, назначенным в Расписании по

тревогам по команде с Мостика в случаях, когда невозможно потушить пожар иными

средствами.

Перед включением стационарных систем пожаротушения в МО необходимо:

- вывести из действия все механизмы;

- произвести герметизацию помещения и выключить вентиляцию;

- весь персонал машинного отделения покидает аварийное помещение.

О готовности к пуску стационарных систем докладывают на Мостик.

Стационарные углекислотные, химические, жидкостные и другие имеющиеся на судне

стационарные системы пожаротушения включаются только с разрешения капитана по

указанию старшего механика. При пожарах в МКО вследствие плотного задымления и быстрого роста температуры попытки проникнуть внутрь помещения сверху по трапам даже под прикрытием распыленных струй в большинстве случаев бывают безрезультатными. Для проникновения в эти помещения необходимо, в первую очередь, использовать входы через коридор гребного вала или с платформы. При этом необходимо иметь в виду, что если вентиляционные шахты и люки котельной или машинного отделения закрыты, то при открывании дверей дым пойдет навстречу. Поэтому предварительно необходимо открыть люки шахт или на некоторое время включить вентиляцию.

При горении в МКО топлива под настилом или котлами тушение производят пенными струями, а после тушения некоторое время выдерживают помещения закрытыми для охлаждения жидкости и металлических поверхностей в целях предотвращения повторного воспламенения. Сложнее тушить пожар, когда топливо вытекает из донного топливного танка, главных или расходных цистерн и проникает в машинный отсек. При этом огнем бывают охвачены все помещения машинно-котельного отделения. В таком случае прибегают, как правило, к объемному тушению газами, паром, пеной средней или высокой кратности.

При тушении пожаров в машинно-котельных отделениях необходимо перекрывать все краны и клапаны на топливопроводах. Нельзя допускать перекачки топлива из одной емкости в другую, находящуюся в зоне пожара.

Контрольные вопросы:

1.Изложить последовательность действий во время тушения пожара в МКО на судне.

.2.Изложить порядок действия аварийной бригады.

3.Охарактеризовать основные меры предостережения при тушении пожара в МКО на судне.

Планирование и проведение поиска

Содержание:

1. Планирование поиска.

2. Схемы поиска.

1.Планирование поиска.

Для эффективного поиска надводными и авиационными средствами должны быть заранее спланированы схемы поиска и процедуры, чтобы морские и воздушные суда могли взаимодействовать в скоординированных операциях с минимальным риском и потерей времени. Установлены стандартные схемы поиска с учетом меняющихся обстоятельств.

Основными факторами при выборе наиболее эффективной схемы визуального поиска являются тип и число поисковых средств. Поисковые работы ведутся с учетом дальности обнаружения объекта в данных конкретных условиях.Дальность обнаружения- это расстояние, на котором можно увидеть объект с поискового средства с высоты расположения глаза наблюдателя над уровнем моря. Обычно дальность обнаружения меньше дальности видимости, определяемой метеоусловиями. Планирование поиска должно включать в себя оценку дальности обнаружения, причем это делается со значительным запасом.

Оценочные величины дальности обнаружения объекта при ясной погоде, которые могут использоваться в качестве руководства при планировании поиска, приведены в таблице.

Объект Расстояние до объекта

в морских милях (1,8 км)

    днем ночью

Желтый спасательный плот 1-2 -

Окрашенное пятно 2  -

Сигнальное зеркало 5  -

Светоотражающий материал

при его освещении 2  1

Белый дым, при отсутствии сильного ветра 12 -

Парашют -   -

Проблесковый огонь -   10

Пиротехника 2  20

Огонь спасательного жилета   -   0,5

Трассирующая пуля 2  6

При поиске объекта с использованием морских судов и авиации применяется один из следующих способов:

- по расширяющимся квадратам;

- по секторам;

- параллельными галсами;

- зигзагом;

- совместный - судном и самолетом.

Поиск продолжается до тех пор, пока не потеряна надежда на спасение пострадавших, и прекращается лишь после того, как:

- тщательно обследованы все районы вероятного нахождения пострадавших;

- обследованы все возможные местоположения пострадавших;

- не осталось никакой уверенности в том, что пострадавшие живы.

Координатор на месте действия должен как можно скорее получить от координатора действий план действий через спасательно-координационный центр или подцентр.

Капитан принимая на себя обязанности, координатор на месте действия

должен информировать соответствующую береговую радиостанцию или подразделение службы управления движением в воздухе и сообщать им через регулярные интервалы времени о развитии событий. Кроме того, координатор на Месте действия должен ставить координатора действий в известность о происходящем через регулярные интервалы времени или при изменении обстановки.

2. Схемы поиска.

 Схема поиска по расширяющимся квадратам используется, когда поиск осуществляется одиночным судном.

Если положение объекта поиска известно в узких пределах в небольшом районе (человек за бортом, найденный и затем утерянный объект), одиночное судно ведет поиск по радиусам от исходной точки, изменяя курс на 120° вправо при переходе на каждый последующий галс. После окончания первой фазы поиска схему следует развернуть на 30°и повторить поиск.

Схема поиска по расширяющимся квадратам

Схема поиска по радиусам от исходной точки

Поиск параллельными галсами

 

 Схема скоординированного поиска морским и воздушным судном

В условиях ограниченной видимости сокращается интервал между судами, что требует выполнения большего числа галсов, а судам назначается пониженная скорость; вследствие этого увеличивается время на обследование назначенного района поиска.

Координатор на месте действия может принять решение о сокращении района поиска, а при улучшении видимости принять меры по компенсации потерь в охвате района.

При радиолокационном поиске судам рекомендуется двигаться строем фронта, поддерживая интервал в пределах полуторакратной дальности обнаружения.

Так как интенсивность отраженного эхо-сигнала зависит от многих факторов, приведенные в МЕРСАР значения дальности радиолокационного обнаружения должны рассматриваться как ориентировочные.

Вероятность визуального обнаружения объекта небольших размеров в дневное время, в особенности при значительном волнении моря, может быть меньше, чем ночью, когда на нем зажжены огни либо используются сигнальные ракеты или фальшфейеры. Поэтому рекомендуется рассмотреть возможность повторного поиска ночью в районе, который был обследован днем.

При совместном поиске морским и воздушным судномиспользуется скоординированная схема поиска. Основная часть поиска выполняется воздушным судном; морское судно играет роль навигационного ориентира, относительно курса которого располагаются поисковые галсы воздушного судна. Морское судно должно следовать такой скоростью, чтобы на каждом последующем галсе воздушное судно пролетало над ним и корректировало свой курс.

Следы кораблекрушения могут представлять собой масляные пятна или обломки на воде, которые, как правило, находятся в подветренной стороне от затонувшего судна. Однако, если люди покинули судно раньше, чем оно затонуло, спасательные средства могут оказаться и с наветренной стороны.

Судно, оставленное людьми, может дрейфовать по ветру быстрее, чем спасательное средство, в особенности использующее плавучий якорь, но еcли оно полузатоплено, то обычно дрейфует медленнее.

С учетом всех обстоятельств координатор на месте действия принимает решение о выборе одного из вариантов дальнейшего продолжения поиска:

повторить поиск в том же районе, учитывая дополнительный общий снос за время проведенного цикла поиска;

расширить район поиска, возможно, в каком-либо определенном направлении;

на основании полученной дополнительной информации назначить новый район поиска.

Контрольные вопросы:

1.Сформулировать цели и задачи планирования поиска..

2.Пояснить схемы поиска совместно с авиацией.

3.Охарактеризовать назначения координатора на месте действия.

4.Изложить схемы поиска одиночным судном..

Раздел 9. Подготовка командира спасательного средства.

Тема 9.1Общие требования к судовым спасательным средствам.

Один раз в месяц шлюпочное снабжение должно проверяться, проветриваться и просушиваться. Ревизия состояния спасательных среств и их снабжения проводится под руководством старшего помощника капитана,при учавствии боцмана и командира спасательного средства.

2.Снабжение спасательного плота


• 2 плавучих весла;
• средства осушения: плавучий черпак (два черпака для плотов вместимостью 13 человек и более) и 2 губки;
• 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия ПСНа сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.
• специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту.
• спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 м;
• ремонтный комплект для заделки проколов. Обычно, в комплект ремонтных принадлежностей входит материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы для быстрой заделки повреждений;
• 3 консервооткрывателя;
• ножницы;
• ручной насос или меха для подкачки плота;
• питьевая вода консервированная из расчета 1,5 л на человека;
• пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;
• аптечка первой помощи;
• таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;
• по одному гигиеническому пакету на человека;
• рыболовные принадлежности;
• теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;
• инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.

 

Средства сигнализации:
• радиолокационный маяк – ответчик (SART);
• УКВ переносная радиостанция;
• 4 красные парашютные ракеты;
• 6 красных фальшфейера;
• 2 плавучие дымовые шашки;
• электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный дляпо дачи сигналов по азбуке Морзе;
• сигнальное зеркало (гелиограф);
• сигнальный свисток;
• таблица спасательных сигналов.

Контрольные вопросы :

1.Изложите общие требования к снабжению спасательных шлюпок.

2.Как часто проводится проверка снабжения шлюпок.

3.Изложите общие требования к снабжению спасательных плотов.

4.Назовите средства сигнализации спасательного плота.

 



























Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) — международная конвенция , предусматривающая комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью ; жидкими веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов .

Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) состоит из собственно Конвенции и Протоколов к ней, где закрепляются общие положения об обязательствах государств-участников по предотвращению загрязнения моря с судов, и шести Приложений к ней, излагающих Правила относительно загрязнения моря конкретными загрязняющими веществами: нефтью, вредными химическими веществами, перевозимыми наливом, веществами, перевозимыми в упакованной форме, сточными водами, мусором и загрязнения воздушной среды с судов[4].

Содержание:

  • 1 История
  • 2 Основные положения Конвенции
  • 3 Приложение I — Правила предотвращения загрязнения нефтью
  • 4 Приложение II — Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом
  • 5 Приложение III — Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке
  • 6 Приложение IV — Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов
  • 7 Приложение V — Правила предотвращения загрязнения мусором с судов
  • 8 Приложение VI — Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов

 

Конвенция содержит уточняющие обязательства государств, под флагом которых плавают суда, и государств, в водах которых осуществляется международное судоходство, общие определения таких понятий как судно, вредное вещество, сброс и другие, дополняемые в каждом из Приложений. Судами в данном Конвенцией определении являются все суда, включая суда на воздушной подушке и на подводных крыльях, подводные суда, стационарные и плавучие платформы. Из сферы действия Конвенции исключаются военные корабли и государственные некоммерческие суда, однако участники должны обеспечить, чтобы они по возможности также действовали в соответствии с Конвенцией[5].

Конвенция предусматривает, что любое нарушение ее положений, включая Приложения, запрещается независимо от места его совершения, и за такое нарушение в законодательстве каждого государства-участника Конвенции, под флагом которого плавает судно, должны устанавливаться санкции (наказания)[6].

Кроме того запрещается любое нарушение положений Конвенции в пределах юрисдикции любого государства-участника Конвенции, и предусматриваются санкции (наказания) за такое нарушение, устанавливаемые законодательством этого государства. В случае нарушений в пределах его юрисдикции государство-участник либо само должно возбудить преследование в соответствии со своим законодательством, либо уведомить о совершении такого нарушения, с представлением фактов, государство флага судна, которое в свою очередь обязано уведомить о принятых мерах направившего ему первоначальную информацию участника Конвенции. Санкции, в соответствии с Конвенцией, должны быть достаточно строгими, чтобы пресекать нарушения[7].

В ст. 5 Конвенции устанавливается обязательство взаимного признания государствами-участниками выдаваемых судам Свидетельств (см. о Международных свидетельствах в разделах по Приложениям), а также предусматриваются положения об инспектировании судов на предмет наличия Свидетельства на борту судна и задержании судов в случае их явного несоответствия Свидетельству или при отсутствии последнего.

Конвенция предусматривает сотрудничество государств-участников Конвенции в выявлении нарушений Конвенции и порядок такого сотрудничества, включая инспектирование судов, подозреваемых в совершении нарушений (сбросов), информирование друг друга об инцидентах (ст. 7), а также информирование Международной морской организации о принятых законах и правилах, инцидентах, приемных сооружениях в портах, наложенных на нарушителей санкциях, авариях, загрязнивших окружающую среду и т. д. (ст. 11-12 Конвенции).

Приложение I — Правила предотвращения загрязнения нефтью.

Для целей Приложения нефть означает нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащие осадки, нефтяные остатки и очищенные нефтепродукты, а также вещества, перечисленные в дополнении I к Приложению.

Приложение предусматривает жесткие ограничения на сброс нефти, нефтяных остатков и пр. с танкеров валовой вместимостью более 150 и других судов валовой вместимостью более 400 и полный запрет на сброс в особых районах, которые указываются в Приложении, — в районах Черного, Средиземного, Балтийского, Северного и Красного моря, а также районах Персидского залива, Северо-Западной Европы, Антарктики и Карибского моря[9]. Полный запрет на сброс нефтесодержащих вод существует только для Антарктики. Для остальных мест сброс разрешен, но обставлен рядом жестких условий.

Приложение I также устанавливает правила освидетельствования нефтяных танкеров валовой вместимостью более 150 тонн и других судов валовой вместимостью более 400 тонн и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, соответствующие требования к конструкции и оборудованию танкеров (общие и в зависимости от года постройки), нормы ведения Журнала нефтяных операций, а также контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований, предъявляемых к судам[10].

Приложение II — Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом.

Приложение II предусматривает деление перевозимых наливом химических веществ на 4 категории (X, Y, Z и прочие вещества) в зависимости от степени их токсичности и потенциального вреда, их сброс в результате очистки танков или слива балласта может причинить вред морским ресурсам и здоровью человека[11]. Приложение устанавливает максимальные концентрации вредных веществ при сбросе или полностью запрещает такой сброс.

В Приложении II также устанавливаются правила освидетельствования танкеров-химовозов и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом; нормы, относящиеся к оснащению таких судов насосами и трубопроводами, используемыми при зачистке танков; требования к инспектированию танкеров в порту; к приемным сооружениям порта; к мерам по предотвращению инцидентов, связанных с жидкими химическим веществами и т. д.[12].

Приложение III — Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке.

В Приложении III указывается, что «вредными веществами» являются вещества, которые определены как загрязнители моря в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ). Приложение предусматривает общие правила, относящиеся к упаковке, маркировке и ярлыкам, документированию, размещению и предельным количествам вредных веществ, перевозимых в упаковке[13]. .

Приложение IV — Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов.

Приложение IV посвящено правилам, относящимся к сбросу сточных вод с судов, оборудованию судов, предназначенному для контроля сброса сточных вод, и приемным сооружениям для приема сточных вод в портах и терминалах, а также правилам освидетельствования судов и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения сточными водами [14] .

Приложение V — Правила предотвращения загрязнения мусором с судов.

Мусор, указывается в Приложении V, означает все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, приведенных в других Приложениях к настоящей Конвенции.

Приложение V устанавливает строгие ограничения на сброс мусора в море в прибрежных водах и особых районах и полностью запрещает сброс мусора из пластика. Приложение также предусматривает обеспечение государствами-участниками приемных сооружений для мусора в портах и терминалах. Особыми районами для целей Приложения являются Черное, Средиземное, Балтийское, Северное и Красное моря, а также районы Персидского залива, Антарктики, Карибского моря.[15].

Приложение VI — Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов.

Приложение VI предписывает меры по предотвращению загрязнения с судов воздушной среды, в том числе озоноразрушающими веществами, окислами азота, окислами серы, летучими органическими соединениями; меры по освидетельствованию судов и выдаче Международного свидетельства о предотвращении загрязнения воздушной среды; меры по обеспечению портов и терминалов приемными сооружениями и контролю государств порта за соответствующими эксплуатационными требованиями.

2.Применение положений международных конвенций и национальных правил России по предотвращению загрязнения с судов.

1. Суда, совершающие плавание за пределами внутренних и территориальных вод России, обязаны выполнять все применимые к ним положения действующих международных конвенций по предотвращению загрязнения, участником которых является Россия. Допустимые нормы и условия сброса вредных веществ с судов при этом определяются международными конвенциями в зависимости от различных параметров, характеризующих судно и его позицию относительно ближайшего берега.

МАРПОЛ 73/78 вступила в силу в октябре 1983 года с Приложением 1 (Правила предотвращения загрязнения нефтью). По состоянию на 1 сентября 1993 года вступили в силу также Приложение II (Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми наливом), Приложение III (Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке грузовых контейнерах, съемных танках и автодорожных и железнодорожных цистернах) и Приложение V (Правила предотвращения загрязнения мусором с судов).

Постановлением Совмина СССР от 6 июля 1987 года принято Приложение IV (Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов) МАРПОЛ 73/78.

Приказом министра морского флота № 161-пр от 8 октября 1987 года, изданном во исполнение указанного выше Постановления Совмина СССР, вменяется в обязанность безусловное выполнение требований Приложения IV МАРПОЛ 73/78.

Контрольные вопросы:

1.Изложить основные положения Конвенции МАРПОЛ 73/78 .

2.Пояснить содержания и требования Приложений Конвенции МАРПОЛ 73/78 .

2.Пояснить применение положений международных конвенций и национальных правил России по предотвращению загрязнения с судов.

 

Национальные требования по предотвращению загрязнения с судов.

Содержание:

1. Национальные требования по охране морской среды.

 2.Основные положения Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов.

1.Национальные требования по охране морской среды.

 

В соответствии с требованиями Международных и Региональных соглашений в России разработаны государственные и ведомственные Нормативные Документы, регулирующие порядок выполнения основных требований Конвенции МАРПОЛ-73/78.

Понятие экологической безопасности дано в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Оперативным ведомственным нормативным документом, обязательным для каждого члена экипажа, является «Наставление по предотвращению загрязнения с судов» (Руководящий документ РД 31.04.23-94), введенное в действие с 1 января 1995г.

Функции технического надзора в части предотвращения загрязнения морской среды осуществляет Российский Морской Регистр судоходства, который выдает судам Международные свидетельства, предусмотренные Конвенцией МАРПОЛ-73/78, а также сертификаты на оборудование по предотвращению загрязнения моря.

Экологическая безопасность на внутреннем водном транспорте

Правовую базу обеспечения экологической безопасности на ВВТ составляют нормы международного и национального законодательства. Международное законодательство регламентирует общие положения об экологически безопасной эксплуатации ВВТ, требования к ее обеспечению при пересечении судами ВВТ территории двух или более пограничных государств, а также когда осуществляется выход на участки ВВП с морским режимом судоходства (в этом случае применяется законодательство о безопасности мореплавания).

В России вопросам обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов ВВТ посвящены многие положения транспортных стратегий и программ развития. Так, согласно Транспортной стратегии Российской Федерации, рассчитанной на период до 2030 г. (распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р), одной из целей развития транспортной системы является снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду (цель 6), для достижения которойпредполагается выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перевода транспортных средств на экологически чистые виды топлива; снижение уровня энергоемкости транспорта; профессиональная подготовка персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств; рационализация маршрутов следования транспортных потоков, стимулирование использования транспортных средств, работающих на альтернативных источниках (ненефтяного происхождения) топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, экологическая безопасность судоходства на ВВТ обеспечивается путем: создания специальных судов и технических средств по сбору, комплексной переработке и утилизации различных видов отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта,  расширения использования экологически чистых судовых источников энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий; развития страхования, в том числе страхования ответственности за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации объектов водного транспорта.

 

Национальное законодательство, регламентирующее обеспечение экологической безопасности на ВВТ, это, прежде всего, КВВТ РФ. Кодекс устанавливает обязанности судовладельцев по охране окружающей среды, предотвращению загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами (ст. 39), регламентирует вопросы надзора и контроля за обеспечением экологической безопасности (ст. 40). Статья 14 КВВТ, а также п. 24 приказа Минтранса России от 14.10.2002 № 129 «Об утверждении правил плавания по внутренним водным путям» требуют, чтобы на судне было свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами, мусором.

Согласно п. 2 ст. 39 КВВТ требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами ВВП. Указанные правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, полномочиями которых является обеспечение экологической безопасности. В настоящее время такие правила приняты (см. раздел 1).

Согласност. 121 КВВТ РФ судовладелец несет ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами. Этот ущерб означает вред, который причинен жизни и здоровью людей или окружающей среде либо в результате причинения которого затруднено использование водных объектов. Он включает в себя расходы на принятие разумных мер, предпринятых любым лицом по предотвращению или ликвидации последствий происшествия, которое могло вызвать либо вызвало утечку или сброс с судна нефти или других веществ, и убытки, связанные с осуществлением таких мер.

К рассматриваемому законодательству относится также законодательство о лицензировании. Лицензированию подлежат: деятельность по перевозкам ВВТ, в том числе по перевозкам опасных грузов; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на ВВТ (ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Согласно п. 7 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление перевозок опасных грузов.

2.Основные положения Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов.

«Наставление по предотвращению загрязнения
внутренних водных путей при эксплуатации судов.»

1. Основные положения.

1.1.1. Требования настоящего "Наставления по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов" - далее Наставление - распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты - далее Суда, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, включая суда под иностранным флагом, постоянно или периодически эксплуатирующиеся на внутренних водных путях Российской Федерации (России).

1.1.2. Наставление ... содержит требования по предотвращению загрязнения внутренних водных путей - далее ВВП:

- подсланевыми нефтесодержащими водами, сточными водами, мусором и пищевыми отходами, образующимися в процессе эксплуатации судна;

- нефтепродуктами при бункеровке судов;

- нефтепродуктами при грузовых и других операциях, выполняемых на танкере.

 

1.1.3. Владельцам судов смешанного (река-море) плавания при нахождении в морских водах следует руководствоваться положениями Конвенции МАРПОЛ 73/78, "Наставлением по предотвращению загрязнения с судов" (РД 31.04.23-94) и "Правил ами регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря и их смесями, перевозимыми на судах и других плавучих средствах" (РД 31.04.17-97). При нахождении в территориальных водах или на акватории портов какого-либо государства должны соблюдаться национальные правила этого государства.

 

1.1.4. На судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания должен находиться комплект документов, касающихся предотвращения загрязнения водной среды. Перечень этих документов изложен в Приложении 1.

Контрольные вопросы:

1.Пояснить цели и задачи национальных требованйя РФ по охране морской среды.

2.Пояснить на чём основаны национальные требования РФ по охране морской среды.

3.Пояснить правовую базу обеспечения экологической безопасности на ВВТ РФ.

4.Пояснить общее содержание Наставление по предотвращению загрязнения
внутренних водных путей при эксплуатации судов.

 

 Предупредительные меры обеспечения экологической безопасности.





Содержание:

1.Цели и задачи Компании в отношении предупредительных мер.

2.ГОСТ Р 56022-2014
Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды.

1.Цели и задачи Компании в отношении предупредительных мер.

В целях предотвращения загрязнения окружающей среды при эксплуатации судов Компания должна выработать политику в области безопасности и защиты окружающей среды и обеспечить ее внедрение и выполнение персоналом на всех уровнях организации как на судне, так и на берегу.

Политикой Компании в части защиты окружающей среды должно быть предусмотрено:

а) создание информационной и нормативно-технической базы по охране окружающей среды (международные, национальные, региональные нормы, положения, инструкции и рекомендации, а также документы Компании) и ее актуализация. На судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания долженнаходитсякомплект документов, касающихся предотвращения загрязнения водной среды;

б) поддержание исправного технического состояния оборудования экологической безопасности на судах;

в) проверка знаний и положений экологической безопасности у командного состава судов при их переводе на новые должности и при приеме на работу;

г) проверка выполнения экипажами судов положений экологической безопасности и наличия на судне нормативноправовой документации по утвержденному перечню;

д) расследование случаев загрязнения окружающей среды, определение виновных и их наказание. Принятие мер по недопущению повторных нарушений;

е) обеспечение судов необходимой эксплуатационной и технической документацией оборудования экологической безопасности;

ж) поддержание технической документации по экологической безопасности в соответствии с требованиями стандартов;

и) оформление договоров с портами и организациями на сдачу мусора, хозяйственно-фекальных и нефтесодержащих вод на специализированные суда или причалы и контроль их исполнения.

2. ГОСТ Р 56022-2014
Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды.

ГОСТ Р 56022-2014
устанавливает требования к проведению судовладельцем мероприятий по предотвращению загрязнения внутренних водных путей, возникающего при эксплуатации судов.
Настоящий стандарт распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, в навигационном ремонте или на отстое с экипажем на борту, т. е. с момента подписания акта о приемке судна в эксплуатацию до момента подписания акта о приемке судна на отстой или ремонт с ответственным хранением.

Содержание

1 Область применения.......................................................

2 Нормативные ссыпки.......................................................

3 Термины и определения..................................................

4 Общие положения...........................................................

5 Мероприятия по предотвращению загрязнения

подсланевыми нефтесодержащими водами.......................

5.1 Суда, не оборудованные станциями ОНВ...................

 

5.2 Суда, оборудованные станциями ОНВ)......................

6 Мероприятия по предотвращению загрязнения сточнымводами...........................................................................

6.1 Суда, не оборудованные станциями ООСВ.................

6.2 Суда, оборудованные станциями ООСВ.....................

7 Мероприятия по предотвращению загрязнения мусором......

7.1 Суда, не оборудованные установками для утилизации

мусора (печами-инсинераторами).....................................

7.2 Суда, оборудованные установками для утилизации

мусора(печами-инсинераторами)................................

8 Мероприятия по предотвращению загрязнения

нефтепродуктами при бункеровке судна..............................

8.1 Подготовительные работы..................................................

8.2 Проведение бункеровки.......................................................

9 Мероприятия по предотвращению загрязнения

нефтепродуктами при операциях на танкерах.....................

9.1 Общие требования и ответственные лица..................

9.2 Балластные операции..............................................

Подготовка к грузовым операциям.............................

9.4 Проведение грузовых операций................................

9.5 Зачистка танкеров...................................................

9.6 Дополнительные мероприятия при операциях с

жидкими вредными веществами, перевозимыми наливом.................................................................

10 Действия экипажа при загрязнении водных путей

нефтепродуктами и другими вредными веществами..........

10.1 Требования к подготовке экипажа.............................

10.2 Сообщение о загрязнениях водной среды..................

10.3 Действие экипажа при аварии, сопровождающейся

загрязнением водной среды.....................................

11 Производственный контроль за предотвращением

загрязнения при эксплуатации судна.................................

11.1 Контроль перед началом навигации...........................

11.2 Контроль в течение навигации..................................

12 Судовой план по предупреждению и ликвидации аварийных р аз л и во в н ефти и нефтепродуктов

Настоящий стандарт разработан на основании положений статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта [1], введенной в действие с 1 января 2013 г. и предусматривающей установление обязанности судовладельцев судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, обеспечить в рамках системы управления безопасностью судов выполнение требований по предотвращению загрязнения окружающей среды при эксплуатации судов на внутренних водныхпутях, в том числе с учетом требований раздела III Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта [2], утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623.

 

 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 18 марта 2014 г. N 72 г. Москва " Об утверждении Порядка разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядка выполнения этого плана"

Порядок разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядок выполнения этого плана

1. Порядок разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядок выполнения этого плана (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"1) (далее - КВВТ) и устанавливает правила разработки плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения (далее - План), а также порядок выполнения Плана.

2. Настоящий Порядок применяется судовладельцами при разработке Плана для судов внутреннего водного транспорта,

Контрольные вопросы:

1.Какими документами регламентируются предупредительные меры Компании в отношении экологической безопасности.

2.Изложить общее содержание предупредительных мер в соответствии с ГОСТом.

3.Какие требования устанавливает ГОСТ Р 56022-2014 .

 

4.На основании какого документа осуществляется техническая безопасность обьектов ВВТ.





Требования Российского речного регистра к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения нефтью.

Содержание:

1. Правила предотвращения загрязнения окружающей среды с судов.

2. Требования к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения нефтью.

 

1.ПРАВИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ С СУДОВ

СОДЕРЖАНИЕ:

1 Общие положения

Область Требования к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения нефтью

 2.1 Общие требования

2.2 Сборные цистерны

Системы перекачки, сдачи и сброса

Фильтрующее оборудование

Сигнализатор

Устройство для автоматического прекращения сброса

Судовой комплект по борьбе с разливами нефти

Конструкция и оборудование судов по ограничению и ликвидации разливов нефти на палубе

Требования к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения сточными водами

3.2 Сборные цистерны

3.3 Системы перекачки, сдачи и сброса

3.4 Установка для обработки сточных вод

3.5 Требования к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения мусором

 4.1 Общие требования

4.2 Устройства для сборамусора

Инсинераторы

Устройства для обработки мусора

 

Дополнительные требования к судам классов «М-СП», «М-ПР» и «О-ПР»

 5.1 Область распространения.

 Общие требования

Фильтрующее оборудованиеСигнализатор

Требования к системам перекачки, сдачи и сброса нефтесодержащих вод.

Сборные танкиОбщие требования к нефтеналивным судом

Система автоматического измерения, регистрации и управления сбросом

Требования к приборам для определения границы раздела «нефть-вода» Отстойные танки

Требования к нефтеналивным судам по предотвращению загрязнения нефтью в случае столкновения или посадки на мель Требования к оборудованию и устройствам судов по предотвращению загрязнения сточными водами

Требования по предотвращению загрязнения атмосферы с судов 

6.1 Область распространения6.2 Нормативные значения выбросов вредных (загрязняющих) веществ и дымности выпускных газов

Предотвращение использования озоноразрушающих веществ Приложения 1 Методика расчета автономности плавания судов по условиям экологической безопасности.

2.ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ И УСТРОЙСТВАМ СУДОВ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ

2.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.1 Самоходные суда, а также несамоходные суда, имеющие на борту двигатели внутреннего сгорания, должны быть оснащены: .1 сборной цистерной нефтесодержащих вод; .2 системой перекачки и сдачи нефтесодержащих вод; .3 стандартными сливными соединениями для сдачи нефтесодержащих вод в приемные устройства. 2.1.2 Если расчет, выполненный по методике, изложенной в приложении 1, показывает, что оборудование, перечисленное в 2.1.1.1, не обеспечивает автономности плавания по условиям экологической безопасности, суда дополнительно должны быть оснащены: .1 фильтрующим оборудованием; .2 сигнализатором; .3 системой сброса очищенных нефтесодержащих вод; .4 автоматическим устройством, прекращающим сброс нефтесодержащих вод при превышении нормативного значения содержания нефти в сбросе; .5 сборной цистерной для нефтяных остатков. 2.1.3 Сведения об автономности плавания по условиям экологической безопасности вносятся в судовые документы. 2.1.4 Допускается накопление нефтесодержащих вод в переносных емкостях, а такжепод сланью машинного отделения, если это предусматривает информация об остойчивости и непотопляемости, на следующих судах: .1 длиной менее 25 м; .2 с суммарной мощностью всех двигателей менее 220 кВт (в части требований к судовому оборудованию и устройствам для предотвращения загрязнения нефтью); .3 с динамическими принципами поддержания. Накопленные нефтесодержащие воды должны быть сданы в приемные устройства. 2.1.5 Использование грузовых танков и топливных цистерн в качестве балластных не допускается. 2.1.6 В машинном отделении судна на видном месте должны быть помещены схемы топливных и масляных систем с указанием расположения цистерн, а также арматуры воздушных, измерительных и переливных труб. 2.1.7 На нефтеналивных судах в центральном посту управления грузовыми операциями должны быть помещены схемы грузовых систем и инструкции по проведению грузовых операций. На схемах должно быть указано расположение танков, арматуры, а также газоотводных, переливных и измерительных труб. Схемы и инструкции несамоходных нефтеналивных судов, эксплуатирующихся без экипажа, должны находиться на обслуживающих их буксирах или толкачах. 2.1.8 На судах, предназначенных для выполнения технологических операций с нефтью и нефтепродуктами (самоходные и несамоходные бункеровщики, перекачивающие нефтестанции, станции зачистки трюмов и цистерн после нефтепродуктов, суда для сбора, хранения, обезвреживания и утилизации нефтесодержащих вод и нефтяных остатков), долж

 – 9 – ны быть предусмотрены средства по локализации разливов нефти, отвечающие требованиям главы 2.7. 2.1.9 Нефтеналивные суда, а также суда, предназначенные для выполнения технологических операций с нефтью и нефтепродуктами (см. 2.1.8), должны иметь конструкцию и оборудование по ограничению и ликвидации разливов нефти на палубе при технологических операциях с нефтью, отвечающие требованиям главы 2.8. 2.1.10 Использование не по назначению сборных цистерн, емкостей, систем сбора, перекачки, обработки и сдачи нефтесодержащих вод с входящими в их состав оборудованием и трубопроводами и объединение их с другими системами не допускается. 2.1.11 В местах расположения устройств для приема и выдачи топлива должно быть предусмотрено ограждение, обеспечивающее задержание возможных утечек нефти. Верхняя кромка ограждения должна возвышаться над устройством для присоединения бункеровочного шланга не менее чем на 150 мм. Ограждение должно иметь полупортики, которые должны закрываться во время бункеровочных операций, или оборудоваться крышкой в брызгозащищенном исполнении.

СУДОВОЙ КОМПЛЕКТ ПО БОРЬБЕ С РАЗЛИВАМИ НЕФТИ

2.7.1 На судах, указанных в 2.1.8, должен быть предусмотрен судовой комплект по борьбе с разливами нефти (далее — судовой комплект БРН), с помощью которого осуществляется ликвидация разливов нефти массой не менее 1,5 т. Изделия, входящие в судовой комплект, должны поставляться в соответствии с технической документацией, согласованной с Речным Регистром. 2.7.2 В состав БРН должны входить: .1 плавающее боновое ограждение; .2 плавучий якорный буй; .3 якоря массой не менее 10 кг; .4 якорные и швартовные канаты; .5 сорбент; .6 устройство для подачи сорбента; .7 устройство для сбора нефти и отработанного сорбента; .8 емкость для хранения, сбора и транспортировки отработанного сорбента; .9 комплект спецодежды; .10 инструкция по эксплуатации судового комплекта БРН. 2.7.3 Инструкция по эксплуатации судового комплекта БРН должна содержать указания по его применению для ликвидации разливов нефти с судов в заданном районе плавания и в различных эксплуатационных ситуациях. 2.7.4 Изделия, составляющие судовой комплект БРН, должны иметь сертификаты Речного Регистра и удовлетворять следующим требованиям: .1 сохранять работоспособность в случае их хранения при температуре воздуха от минус 30 до плюс 50 С; .2 сохранять работоспособность при температуре воды от минус 1 до плюс 30 С; .3 быть стойкими к гниению, коррозии и выдерживать воздействие нефти, нефтепродуктов, морской воды и грибков; .4 не терять своих качеств при длительном воздействии солнечных лучей. 2.7.5 Изделия судового комплекта БНР, с течением времени теряющие свои качества, должны иметь маркировку с указанием срока службы и даты их очередной проверки или замены.

 Контрольные вопросы:

1.Где отражены тренбования Российского речного регистра к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения нефтью.

2.Охарактеризовать требования к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения нефтью.

3.Озхарактеризовать требования к судовому комплекту по борьбе с разливами нефти.

 

Ответственность за загрязнение морской среды.

Содержание:

1.Национальная нормативно-правовая база и её требования.

2.Ответственность за загрязнение морской среды.

1.Национальная нормативно-правовая база и её требования.

Особенности и принципы применения ответственности за загрязнение моря нефтью с судов отражены в главе XVIII КТМ. Закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ в ст. 75 выделяет 4 основных вида юридической ответственности за экологические правонарушения: уголовная, административная, дисциплинарная и имущественная.

Законодателем в ст. 252 УК РФ о загрязнении морской среды указано, что "загрязнение морской среды... вследствие... сброса с транспортных средств... веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается: - штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ; - либо лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет; - либо исправительными работами на срок до двух лет; - либо арестом на срок до четырех месяцев. Если при этом был причинен существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, то в качестве санкции следует наказание лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от 50 до 100 МРОТ. УК РФ (ст. 11) действует в отношении деяний, совершенных в пределах территориальных вод РФ, которые также являются частью территории РФ и ширина которых равна 12 морским милям.

. В соответствии со ст. 25 КТМ на судне в качестве основного документа должны быть Журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, и Журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров, которые представляют собой соответственно части I и II Журнала нефтяных операций, предусмотренного Правилом 20 Приложения 1 к Конвенции МАРПОЛ 73/78. Каждый нефтяной танкер валовой вместимостью 150 тонн и более и каждое судно, не являющееся нефтяным танкером, валовой вместимостью 400 тонн и более, должно иметь на борту Журнал нефтяных операций - часть I (Операции в машинных помещениях). Каждый нефтяной танкер валовой вместимостью 150 тонн и более должен иметь Журнал нефтяных операций - часть II (Балластно-грузовые операции). 220

 Журнал нефтяных операций заполняется по форме, установленной в Дополнении III Приложения 1 к Конвенции МАРПОЛ 73/78, и может быть либо частью Судового журнала, либо отдельным журналом. Конвенция МАРПОЛ 73/78 содержит перечень операций, которые подлежат регистрации в Журнале (Правило 20 Приложения 1 к Конвенции МАРПОЛ 73/78). Каждая завершенная операция должна быть подписана и датирована лицом командного состава, ответственным за операцию. Каждая заполненная страница Журнала подписывается капитаном судна. Все листы в Журнале должны быть прошнурованы и пронумерованы. Журнал вносится в реестр судовых документов и заверяется капитаном порта, в котором он получен. Журнал сохраняется в течение трех лет после внесения в него последней записи. 

Среди составов правонарушений выделим два, а именно: 1) невыполнении капитаном судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм; 2) внесение капитаном указанного судна в судовые документы неверных записей об операциях с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм. Субъективная сторона в первом составе может быть выражена как умышленно, так и по неосторожности.

2.Ответственность за загрязнение морской среды.

Субъектом указанных правонарушений может являться только должностное лицо, которое является капитаном соответствующего судна (специальный субъект). В ст. 316 КТМ определено, что "собственник судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента, за исключением случаев, предусмотренных статьями 317 и 318 настоящего Кодекса". Ответственность владельца источника повышенной опасности наступает при отсутствии вины, в том числе и за случайное причинение вреда. Глава XVIII в отличие от правила ст. 1079 ГК устанавливает, что только собственник судна, а не иные лица (судовладелец, его работники) отвечает за вред, причиненный загрязнением. Решающим обстоятельством, с помощью которого определяется лицо, несущее ответственность, является право собственности на судно.. Если судно принадлежит государству и эксплуатируется организацией, которая зарегистрирована в качестве судовладельца, собственником судна является такая организация.

. Способ попадания нефти за борт судна не имеет значения. Нефть может оказаться вне судна вследствие аварии (посадка на мель, столкновение с судном или иным объектом), при откатке за борт загрязненного балласта, при погрузке или выгрузке нефти. В последнем случае необходимо установить источник загрязнения. При переполнении танков судна во время грузовых операций применяются правила главы XVIII, а при разрыве береговых трубопроводов или шлангов ущерб возмещается на основании общих правил гражданского законодательства. В практике рассмотрения подобных дел выработаны следующие критерии, которые применимы ко всем требованиям, вытекающим из причинения вреда загрязнением: - расходы и реальный ущерб должны быть действительно понесены; - расходы должны быть разумными и оправданными; - расходы и реальный ущерб возмещаются в случае и в той степени, в какой они причинены загрязнением; - между расходами и реальным ущербом, с одной стороны, и загрязнением - с другой, должна существовать причинно-следственная связь; - возмещению подлежат только те убытки, размер которых можно установить; - бремя доказывания убытков возлагается на потерпевшего. Работы по очистке побережья и моря, как правило, рассматриваются в качестве предупредительных, т. е. направленных на предотвращение или уменьшение причинения вреда загрязнением, мер. Разумные расходы, направленные на осуществление таких работ, подлежат возмещению. В частности, возмещаются расходы на постановку боновых ограждений, по сбору нефти, очистке береговой линии и береговых сооружений.

Обычно стоимость предупредительных мер формируется за счет затрат на оплату труда, аренду или приобретение оборудования и расходных материалов, расходов на очистку и ремонт оборудования

В вопросах, касающихся освобождения собственника судна от ответственности, ст. 317 КТМ РФ полностью соответствует п. 2 ст. III Конвенции 1992 г. Она содержит исчерпывающий перечень оснований, освобождающих собственника судна от ответственности. Среди них: - военные, враждебные действия, народные волнения; - стихийные явления, исключительные по своему характеру, неизбежные и непреодолимые; - действия или бездействие третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения; - небрежность и неправомерные действия публичных властей, отвечающих за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции. Бремя доказывания наличия указанных обстоятельств возлагается на собственника судна.

Наличие страхования или иного финансового обеспечения (ст. 323 КТМ) минимизирует риск неполучения возмещения. Это требование подкреплено административно-правовыми мерами. Так, судно не сможет войти в порт или выйти из него без предоставления свидетельства о наличии такого страхования или обеспечения.. В последнее время возникла тенденция в законодательстве о загрязнении окружающей среды - включать требования о немедленном оповещении и принятии мер по сокращению размеров загрязнения. Например, МАРПОЛ 73/78 заявляет о необходимости немедленного сообщения судном о своей роли в каком-либо инциденте, ведущем к загрязнению. Тем не менее в первую очередь капитан должен информировать судовладельца.

Контрольные вопросы:

1.Охарактеризовать национальную нормативно-правовую базу и её основные требования на водном транспотрте.

2.Изложить ответственность за загрязнение морской среды.

3. Охарактеризовать требования к страхованию на водном транспорте.

4. Изложить основания освобождающие собственника судна от ответственности за загрязнение водной среды.  

 

Сбор разлитой нефти.

Судовой План ЛРН.

1.Сбор разлитой нефти

Если разлив нефти произошел в порту, не имеющем собственных технических средств для сбора разлитой нефти, то должны быть приняты срочные меры по доставке средств из ближайшего порта, располагающего ими.

Если для ликвидации разлива используется несамоходный нефтесборщик без собственных энергетических средств, то на место разлива должны быть доставлены технические средства, обеспечивающие его нормальную работу (буксиры, катера, вакуумные автоцистерны, пожарные автомашины).

Перед началом сбора нефти при ликвидации разливов в порту на всех нефтесборщиках, участвующих в операции, должны быть произведены замеры количества имеющейся на них нефтесодержащей смеси. Результаты замеров в кубических метрах должны быть зафиксированы в судовом журнале или в акте для использования в расчетах за выполненную работу по ликвидации разлива.

5.5.4. Замеры количества нефтесодержащей смеси на нефтесборщиках производит обслуживающий персонал штатными средствами самостоятельно либо в присутствии представителей контролирующих организаций, портнадзора и объекта, с которого произошел разлив нефти, если такой объект к этому времени установлен.

Замеры количества собранной нефтесодержащей смеси могут производиться на пунктах, обеспечивающих прием ее с нефтемусоросборщиков (нефтебазах, танкерах, баржах и т.п.). Приемным пунктом нефтемусоросборщику выдается официальный документ о количестве принятой с него нефтесодержащей смеси.

При ликвидации разливов нефти в портах рекомендуется не перекачивать собранную нефтесодержащую смесь в нефтяные цистерны нефтесборщиков, а сдавать ее после замера количества из приемных ванн в вакуумные автоцистерны или на зачистные станции, имеющие вакуумные системы.

При разливах вязкой нефти в холодное время года рекомендуется для сбора использовать портальные краны, оборудованные грейферами. Для слива нефтесодержащей смеси из грейферов в этом случае необходимо предусмотреть достаточное количество цистерн (береговых, железнодорожных), снабженных портальными зерновыми воронками, а также средствами, исключающими попадание в них мусора.

При ликвидации разливов вязкой нефти в холодное время года необходимо предусмотреть не менее двух источников пара для подогрева собранной нефтесодержащей смеси при сдаче ее из приемных ванн нефтесборщиков.

5.5.10. При ликвидации разливов нефти в речных портах, где локализация ее из-за значительных скоростей течения затруднена или вообще невозможна, для повышения эффективности сбора нефти рекомендуются следующие варианты изменения формы нефтяного пятна и придания ему нужного направления движения:

1) нефтяное пятно струями воды из пожарных стволов одного пожарного катера превращается в полосу, которую улавливает стоящий на швартовах нефтемусоросборщик (рис. 23);

3) плывущее нефтяное пятно с помощью боновых заграждений, закрепленных одним концом к нефтемусоросборщику, а другим - к берегу, под действием струи воды с пожарного катера превращается в полосу, которую улавливает нефтемусоросборщик (рис. 25);

4) плывущее нефтяное пятно под действием ветра и струи воды с пожарного катера превращается в полосу, которую улавливает нефтемусоросборщик (рис. 26).

Рис. 25. Сбор нефти на течении с использованием боновых заграждений и струи воды из пожарного ствола:

Для сбора нефти, успевшей распространиться тонким слоем по поверхности воды, возможна обработка нефтяного пятна химическими собирателями нефти, способствующими сокращению площади нефтяного пятна и увеличению его толщины.

В тех случаях, когда ликвидация разлива нефти на акватории порта механическими способами невозможна, может производиться по согласованию с контролирующими органами сбор нефти впитывающими средствами (сорбентами), нормативный запас которых должен быть во всех портах.

В качестве сорбентов могут применяться следующие материалы:

неорганические - перлит, вермикулит (после специальной обработки);

органические - вылущенные початки кукурузы, солома, измельченный торф, опилки, волокна целлюлозы;

Порядок и условия применения сорбирующих материалов для ликвидации разливов нефти в портах, необходимое количество их, способы нанесения на поверхность и сбора с поверхности, методы утилизации собранной нефтесодержащей смеси и повторного использования сорбентов должны определяться в соответствии с инструкцией завода - изготовителя сорбирующего материала, согласованной в установленном порядке с контролирующими органами, либо согласовываться с ними в процессе проведения операции.

При невозможности или низкой эффективности ликвидации разлива нефтемусоросборщиками и сорбентами для ликвидации разлива нефти в портах может быть рекомендовано применение химических рассеивающих препаратов - диспергаторов.

Министерство транспорта РФ

ФБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

структурное подразделение СПО

Дата: 2019-02-19, просмотров: 377.