Вопрос о функциях обращения в современной лингвистической литературе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Важным функциональным признаком обращения как компонента коммуникативного акта является то, что оно способно быть индикатором отношений между сторонами коммуникации. Л. П. Рыжова считает одной из    основных функций обращения социально-регулятивную, содержание которой зависит от выбора формы обращения, от отношений между коммуникантами, от их статуса и социальных ролей, а также от места и обстановки речевого акта, стиля и типа речи. Также она выделяет вокативную функцию обращений, или функцию привлечения внимания адресата и установления контакта с ним. В этой функции апеллятив называет того, кому направляются дальнейшие коммуникативные действия, выделяет адресата из среды «третьих лиц», заставляет его воспринимать направленную речь, подключать всевозможные способы ее восприятия, обработки и параллельно формировать ответную реакцию[28].

В. Е. Гольдин считает, что обращение играет важную роль в общении и вследствие этого должно рассматриваться и в контексте средств социальной регуляции акта общения[29].

По мнению Н. И. Формановской, основной функцией обращения является коммуникативная: «обращение для того и существует, чтобы с его помощью включиться в речевой контакт, получить возможность сказать  что-либо адресату»[30].

Н. С. Валгина считает, что «обращение, кроме основной функции – привлечь внимание собеседника, может иметь еще оценочную функцию, когда называемое лицо (или предмет) характеризуется с той или иной стороны, такие обращения часто выражаются экспрессивными словами, богаты интонационными оттенками произношения»[31]. Обращение может употребляться в разных стилях речи. Использование обращений в художественной литературе своеобразно и имеет характерные особенности. Это более заметно, когда использование обращений сравнивают с использованием их в повседневном общении. Так, современный лингвист Т. Г. Лупашку в повседневном общении выделяет следующие функции обращений:

1) контактная (способствует установлению более тесного контакта между говорящим и слушающим в процессе общения);

2) выделительная (связана с необходимостью выделения конкретного адресата из группы лиц, участвующих в конкретной ситуации и коммуникации);

3) оценочная (акцентирует внимание на характере отношений между говорящим и слушающим – доброжелательные/недоброжелательные)[32].

В художественных текстах (в том числе и поэтических) используются обращения, связанные с содержательно-тематическим мотивом. В соответствии с тем, какую основную функцию выполняют обращения в речи, они делятся на две группы: 1) собственно обращения, повторяющие функции, которые встречаются в повседневном общении; 2) обращения-олицетворения. Эти группы предназначены для поэтической речи. Для художественной прозы используются обращения-характеристики[33]. Они отличаются тем, что, помимо номинативного, обладают также и предикативно-характеризующим значением. Использование обращений в художественных текстах остается не до конца изученным вопросом. Т. Г. Лупашку считает, что «в художественном тексте выбор разновидности обращений зависит от авторского замысла, жанровых особенностей. Отличительной особенностью художественного текста является широкое использование экспрессивно окрашенных обращений…»[34]. Обращения передают информацию о социальных ролях и статусах собеседников и о ситуации общения. Реализация интенции говорящего неизменно предполагает определенную модель его отношения к своему собеседнику. Оно зависит от исходной установки говорящего, от степени его близости с адресатом, от отношений между коммуникантами. Это дает возможность говорить о наличии эмоционально-оценочного характера обращения и о его характеризующей функции в речи.

Таким образом, обращения выполняют много функций в тексте и играют определенную роль в художественном произведении.

 


 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 252.