Лексические особенности обращения в дружеском письме творческой интеллигенции конца 19 – первой четверти 20 в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лексические особенности обращения в дружеском письме творческой интеллигенции конца 19 – первой четверти 20 в.

(на материале писем А.А.Блока)

 

Выполнил:

студент 4 курса очного отделения

направления подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (профили «Русский язык» и «Литература»)

Волкова Анастасия Вячеславовна

Подпись__________________

 

Научный руководитель:

к. филол. н., доцент О.А.Починяева

Подпись_____________________

 

Курсовая работа защищена

«___» ___________ 201__ г.

Количество баллов ________

Оценка____________________

 

Подписи членов комиссии

                                                                   д. филол.н., проф. З.Н.Бакалова

                                                                       к. филол.н., доц. О. И. Кальнова

                                                                       к. филол. н., доц. О.А. Починяева

 

 

Самара 2019

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Проблематика обращения в современной лингвистике. 6

1.1. Вопрос о лингвистическом статусе обращения. 6

1.2. Вопрос о синтаксических особенностях обращения в современной лингвистической литературе. 9

1.3. Типы обращений с точки зрения их позиции в предложении и тексте. 10

1.4. Вопрос о разграничении обращения и вокативного предложения. 12

1.5. Вопрос о функциях обращения в современной лингвистической литературе 15

Глава 2. Лексические особенности обращения в дружеском письме. 18

2.1. Лексико-тематические группы обращений, выраженных оценочными и эмоционально-оценочными существительными. 18

2.2. Лексико-тематические группы обращений, представленных метафорическими оценочными существительными и прилагательными. 20

2.3. Безоценочные обращения. 20

2.4. Лексико-тематические группы обращений, представленных оценочными и эмоционально-оценочными прилагательными. 21

Заключение. 23

Приложение 1. 28

Список использованной литературы.. 35

 

 


 



Введение

 

А. А. Реформатский, российский лингвист и один из представителей Московской фонологической школы, в одном из своих трудов задаётся  вопросом: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения?» И даёт краткий ответ: «Это синтаксис». Именно в синтаксисе, утверждал А. А. Реформатский, возникает момент сообщения, коммуникации. Важнейшую роль в создании коммуникативных ситуаций, в частности в установлении контакта между общающимися, играет обращение. Впервые термин «обращение» был употреблён в «Кратком руководстве к красноречию»(1759г.)  М. В. Ломоносова: «Обращение есть когда слово обращаем к другому лицу, подлинному или вымышленному, от того, которого само настоящее слово требует»[1].

В широком смысле М. В. Ломоносов понимал обращение как адресованность речи вообще и относил к фигурам, служащим для украшения речи. До этого направленность речи подразумевал только звательный падеж. В русской лингвистике XIX в. обращение рассматривалось в качестве одной из падежных форм имени существительного, в частности не отделялось от понятия звательного падежа. Так, Ф. И. Буслаев указывал, что «обращение лица говорящего к слушающему выражается наименованием последнего, поставленным в звательном падеже»[2].

В современной лингвистике термин «обращение» имеет несколько значений. В широком смысле под обращением понимают не только вид, но и способ адресации речи – незаменимый в структуре языка. Обращение играет огромную роль в ведении диалога как в художественной литературе, так и в повседневной жизни. Осложнение простого предложения обращением даёт информацию о том, кому адресована речь. Посредством обращения можно определить социальный статус, положение, профессию, степень близости между говорящими, родство и т. д.

Обращение помогает установить контакт с каким-либо лицом, побудить собеседника к какому-либо действию, выразить своё отношение, привлечь его внимание. Контакт, принимающий официальный характер, посредством обращения складывается между посторонними, незнакомыми друг с другом людьми. В подобных случаях особенности функционирования обращения рассматриваются в контексте норм речевого этикета. Данная проблема рассматривалась не единожды и отражена в работах

В. Е. Гольдина, Н. И. Формановской, И. А. Стернина и др. Обращение обеспечивает заочный контакт в письменной речи, когда автор обращается к читателям, акцентируя их внимание на какой-либо информации, описываемом событии, действии.

Как пишет А.Б. Черняева, для текста дружеского письма творческой интеллигенции конца ХIХ — первой четверти ХХ в. характерны не обращения-номинации, указывающие на социальный статус адресата, профессию и т. п., а адресатные обращения, которые не только называют адресата (что реализуется обычно именем собственным), но и выражают личное отношение, чувства автора к адресату. При этом для дружеских писем творческой интеллигенции характерны оригинальные, нестандартные, «дезавтоматизированные» обращения в отличие от «автоматизированных», когда пишущий использует, как правило, «готовые формулы» для обозначения адресата[3]. Поэтому дружеские письма представляют исследовательский интерес с точки зрения изучения обращений.

Объект исследования: обращение как лексическая единица.

Предмет: лексические особенности обращения в дружеском письме творческой интеллигенции конца 19 – первой четверти 20 в. (на материале писем А.А. Блока).

Цель: изучить лексические особенности обращения в дружеском письме творческой интеллигенции конца 19 – первой четверти 20 в. (на материале писем А.А. Блока).

Задачи:

1) изучить вопрос о лингвистическом статусе обращения;

2) рассмотреть вопрос о синтаксических особенностях обращения в современной лингвистической литературе;

3) рассмотреть типы обращений с точки зрения их позиции в предложении и тексте;

4) изучить вопрос о разграничении обращения и вокативного предложения;

5) изучить вопрос о функциях обращения в современной лингвистической литературе;

6) выявить лексико-тематические группы обращений, выраженных оценочными и эмоционально-оценочными существительными;

7) проанализировать лексико-тематические группы обращений, представленных метафорическими оценочными существительными и прилагательными;

8) рассмотреть безоценочные обращения;

9) рассмотреть лексико-тематические группы обращений, представленных оценочными и эмоционально-оценочными прилагательными.

Методы: анализ научной литературы, лексический анализ обращений методом сплошной выборки:

Материал исследования: письма А.А. Блока 1898-1921 (100 писем).

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Безоценочные обращения

 

Часть обращений представляют собой просто имя собственное, эти обращения играют в тексте роль маркеров, кому обращено письмо, чаще всего присутствуют в этикетных формулах приветствия, прощания, благодарности, а также создают видимость диалога с собеседником или же встречаются в цитатах и прямой речи:

«Спасибо, Георгий Иванович, за книгу*, за надпись и за посвящение поэмы, которую люблю» [Блок, 1900].

«Чем больше я вижу Тебя, Оксана, тем больше во мне пробуждается то чувство, которое объяснить одним словом нельзя: в нем есть и радость, и грусть, а больше всего горячей, искренней любви, и любовь эта не имеет границ и, мне кажется, никогда не кончится» [Блок, 1900].

«Целую Вас, папа, до свиданья» [Блок, 1900].

«Еще раз благодарю Вас, Зинаида Николаевна, за письмо, также за приглашение приехать к Вам» [Блок, 1904].

««Эй, доктор, эй! Рази шпажонкою своей!»» [Блок, 1902].

 

Заключение

 

Обращения разнообразны в структурно-семантическом аспекте: они могут быть выражены словом или словосочетанием с различными видами связи; семантически они представлены именами собственными; сословно-профессиональной лексикой; лексикой родства; лексикой, которая называет человека по возрастному признаку и по фактору гендера; лексикой, характеризующейся личностными отношениями между коммуникантами.

Вокативные предложения, выраженные одной словоформой (имя существительное в И.п.), могут произноситься с интонацией удивления, изумления; с эмоционально-волевой реакцией говорящего, которая сопровождает мыслительный процесс; с восклицательной интонацией при проявлении радости, изумления; с особой звательной интонацией (предложения-призывы), в которых адресата называют с целью привлечения внимания и проч.

Обращения и вокативные предложения, близкие по структуре, могут пересекаться в пределах особой, переходной единицы. Переходность обеспечивается совмещением признаков обращений и вокативов: с одной стороны, они включают обращение, с другой, – дополнительные значения удивления, радости и под., с которыми произносится данное обращение.

Обращения, вокативные предложения и предложения с переходностью отличаются функционально. Критерии разграничения обращений и вокативных предложений представлены нами в методической части работы.

Обращения, вокативные предложения и предложения с переходностью помогают автору произведения отразить эмоциональное состояние говорящего в конкретный момент. С помощью этих единиц говорящий привлекает внимание собеседника, сигнализирует о его социальном статусе. Употребление этих единиц свидетельствует о формальном или неформальном характере общения; об отношении говорящего к своему партнеру, его оценке адресата речи.

В отношении синтаксического строя предложения обращение является средством его осложнения в любом виде и способе выражения. Оно выражает предикативность и не является членом предложения. На письме всегда обособляется, в устной речи – выделяется особой интонацией в зависимости от синтаксической позиции: в начале, в середине или в конце предложения.

 Обращения классифицируются:

1. По форме выражения: – обращения, выраженные формой именительного падежа существительного; – обращения, выраженные субстантивированной частью речи; – обращения, выраженные усеченными формами существительных.

2. По структуре: – нераспространённые обращения; – распространённые обращения. Всё ещё неоднозначным в отечественной лингвистике является вопрос о разграничении вокативных предложений и обращений, вынесенных за пределы предложения. В предложении функция обращения главным образом информативная, указывающая на адресата речи, на его внешние, психологические, возрастные, социальные характеристики, отношение к нему говорящего, род деятельности и т. д. В речи целью использования обращения может быть привлечение внимания собеседника (основная функция), выражение относительных статусов партнеров по общению, отражение характера общения (формального или неформального), выражение отношения говорящего к своему партнеру.

Представляется, что использование экспрессивных синтаксических конструкций отражает индивидуальную творческую манеру автора. Обращения в тексте дружеского письма, представленные экспрессивными синтаксическими средствами, «сближаются» по своим синтаксическим особенностям с обращениями в художественных текстах. Однако между данными обращениями существует глубинное различие, что обусловлено особенностями текста и жанра. Основная функция обращения в художественных текстах — эстетическая; основная же функция обращения в дружеском письме — коммуникативно-прагматическая, поскольку дружеское письмо является личностно ориентированным средством общения.

Нами были рассмотрены лексико-тематические группы обращений, выраженных оценочными и эмоционально-оценочными существительными; лексико-тематические группы обращений, представленных метафорическими оценочными существительными и прилагательными; безоценочные обращения; лексико-тематические группы обращений, представленных оценочными и эмоционально-оценочными прилагательными.

Лексико-тематические группы обращений, выраженных оценочными и эмоционально-оценочными существительными, встретились нам лишь в письмах А.А. Блока матери. В качестве основного компонента здесь выступают оценочно-эмоциональные существительные «мамочка», «маминька», образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Кроме того, в состав обращений входят также оценочные прилагательные: «милая», «миленькая», «бедная».

Лексико-тематические группы обращений, представленных метафорическими оценочными существительными и прилагательными, служат для выражения отношения к тому человеку, к которому обращен текст письма. Метафора при этом является переносным значением, основанным на сходстве

Часть обращений представляют собой просто имя собственное, эти   обращения играют в тексте роль маркеров, кому обращено письмо, чаще всего присутствуют в этикетных формулах приветствия, прощания, благодарности, а также создают видимость диалога с собеседником или же встречаются в цитатах и прямой речи:

Лексико-тематические группы обращений, представленных оценочными и эмоционально-оценочными прилагательными в дружеских письмах А.А. Блока составляют наиболее многочисленную группу обращений. Все обращения этого типа представляют собой оценочные словосочетания, в которых оценка пишущего реализуется через оценочные прилагательные                               «милый», «дорогой», «многоуважаемый», «многоуважаемая», «глубокоуважаемая». Этот тип обращений несет в себе двойную функцию: во-первых, в дружеском письме такие обращения играют этикетную и стилистическую роль, во-вторых, по использованию оценочных прилагательных в составе обращения можно проследить личное отношение А.А. Блока к адресату.

Таким образом, в синтаксическом отношении обращения в тексте дружеского письма являются достаточно разнообразными, демонстрируют творческий подход адресантов к выбору языковых средств, свидетельствуют о высокой речевой культуре творческой интеллигенции, которая представляла собой элитарную микросреду, уникальную по своей духовности, энциклопедичности знаний, широте и многогранности интересов.


 


Приложение 1

Картотека языковых фактов

1. Многоуважаемый Георгий Иванович.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962., с. 3.]

2. Дорогой Георгий Иванович.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962., с. 3]

3. Милый Георгий Иванович.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962., с. 4]

4. Крепко жму Вашу руку, дорогой Георгий Иванович.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962., с. 4.]

5. Спасибо, Георгий Иванович, за книгу*, за надпись и за посвящение поэмы, которую люблю.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 5.]

6. Милый папа!

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 7.]

7. Чем больше я вижу Тебя, Оксана, тем больше во мне пробуждается то чувство, которое объяснить одним словом нельзя: в нем есть и радость, и грусть, а больше всего горячей, искренней любви, и любовь эта не имеет границ и, мне кажется, никогда не кончится.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 12]

8. Глубокоуважаемая Ксения Михайловна. Я глубоко понимаю, чувствую и верю.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 13]

9. Целую Вас, папа, до свиданья.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 16]

10. Милый Александр Васильевич!

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 20]

11.  Милый Александр Васильевич, извините, что отвечаю Вам не сразу.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 22.]

12.  Дорогой мой Александр Васильевич, поздравляю

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 25.]

13. Многоуважаемая Зинаида Николаевна.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 29]

14.  Милый и дорогой Александр Васильевич, я не только ни минуты не сердился на вас.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 32.]

15. Милый Николай Андреевич.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 34[

16.  Еще раз благодарю Вас, Зинаида Николаевна, за письмо, также за приглашение приехать к Вам.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 36.]

17.  Милый папа.

Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 40.

 

18.  Милый дядя Миша.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 43.]

19.  Многоуважаемый Борис Николаевич.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 45.]

20.  Многоуважаемый Валерий Яковлевич.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 50.]

21. Мой милый и дорогой Сережа.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 52.]

22.  Милый мой и дорогой Александр Васильевич!

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 52.]

23.  Моя Любовь, моя единственная.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 53.]

24.  Милый мой Сережа.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 55.]

25. Милый и дорогой Борис Николаевич.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 56.]

26.  Милый Борис Николаевич.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 59.]

27.  P. S. Пишу Вам на Сережин адрес, дорогой Борис Николаевич.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 59.]

28.  Ах, нам многое известно, дорогой Борис Николаевич!

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 60.]

29.  Милый Борис Николаевич, мне Вы написали столько незаслуженного, что я краснел, читая.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 63.]

30.  До свиданья, милый Борис Николаевич, – по-настоящему.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 65.]

31.  Глубокоуважаемый Валерий Яковлевич.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 66.]

32.  Многоуважаемый и милый Петр Петрович.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 67.]

33.  Милая мамочка, обнимаю тебя и очень был рад получить твое письмо сегодня.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 68.]

34. Миленькая маминька, продолжаю.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 68.]

35.  Маминька бедная, угораздило тебя увидеть эту плешивую сволочь у Грибовских!

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 68.]

36.  Тебя, маминька, я очень хочу видеть.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 69.]

37.  Милый и дорогой мой друг Александр Васильевич!

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 70]

38.  Прочтите, милый Александр Васильевич, это совсем необыкновенно, старого декадентства, по-моему, нет и следа.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 72.]

39.  «Эй, доктор, эй! Рази шпажонкою своей!»

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 74.]

40.  У меня к Вам огромная просьба, многоуважаемый Петр Петрович.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 74.]

41.  Дорогой, милый Борис Николаевич.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 74.]

42. Милый, дорогой Евгений Павлович.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 74.]

43. Милый Евгений Павлович!

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 74.]

44.  Милый, бесценный Евгений Павлович.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 75.]

45.  Милый друг. (Белому)

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 76.]

 

 

46.  Спасибо Тебе, милый друг, что написал обо всем.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 76]

47.  Милый мой! (Белому)

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 76]

48.  Обнимаю Тебя крепко, Боря, Мы близки.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 77]

49.  Крепко обнимаю Тебя, милый, незаменимый.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 78]

50.  Милый Женя, как жалко, что ты нас не застал.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 79]

51.  Милый Боря, спасибо, получил Твое письмо в Шахматово.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 79]

52.  Крепко обнимаю тебя, милый.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 80]

53.  Дорогой Алексей Михайлович.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 81]

54.  Да, милый, есть больше слов, как ты писал мне.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 82]

55.  Милый Боря.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 82]

56.  Милый папа, напишите мне, пожалуйста, что – нибудь о себе.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 83]

57.  Милый брат Боря, я все ближе и ближе к Тебе.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 84]

58.  Я получил вчера Твое письмо, спасибо Тебе, родной мой Боря.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 84]

59.  Пиши мне, милый, я уже не могу нормально существовать без Твоей поддержки от времени до времени.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 84]

60.  Милый мой брат, обнимаю Тебя.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 85]

61.  Многоуважаемая Иоанна Матвеевна. (Брюсовой)

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 85]

62.  Многоуважаемый Иннокентий Федорович.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 86]

63.  Дорогой Владимир Алексеевич.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 87]

64.  Пожалуйста, напишите мне еще, милый Владимир Алексеевич. (Пясту)

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 88]

 

 

65.  Напиши, Женя, и приезжай все-таки, если сможешь.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 89]

66.  Крепко жму Вашу руку, дорогой Георгий Иванович.

[Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962. С. 90.]

 

 

Список использованной литературы

1. Алефиренко, Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: Теоретическое исследование / Н.Ф. Алефиренко. Волгоград: Перемена, 2003. 96 с.

2. Арнольд И.В. Множественность культурных функций и форм обращения // Человек в пространстве смысла: слово и текст СПб, 2005. –    С.44-49.

3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1998

4. Бабайцева, В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке / В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2004. – 512 с

5. В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация/ В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов.— 2-е изд., пере- раб.— М.: Просвещение,1987.— 256 с.. 198

6. Балакай А.Г. Сударь и сударыня: О русских обращениях // Русская речь. М., 2005. № 4. – С.82-87.

7. Белунова Н.И. Дружеские письма творческой интеллигенции конца 19 – н.20 века. Жанр и текст писем. СПб, 2000

8. Блок А.А. Письма. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Москва, Гослитиздат, 1962.

9. Буслаев, Ф.И. Историческая грамматика русского языка / Ф.И. Буслаев. – М.: Учпедгиз. – 1987. – 277 с.

10. Валгина, Н. С. Современный русский язык. Синтаксис / Н. С. Валгина. – М.: Высшая школа, 2003 – 416 с.

11. Востоков, А. Х. Русская грамматика / А. Х. Востоков. – 12-е изд., СПб.: Типография И. Глазунова, 1874 – 216 с.

12. Вострякова, Н.А. Коннотативная семантика и прагматика номинативных единиц русского языка: Дис. ... канд филол. наук. Волгоград, 1998

13. Вялкина, Л. В. Обращение / Л. В. Вялкина // Русский язык. Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997 – С. 276-277.

14. Гвоздев, А. Н. Современный русский литературный язык / А. Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1973 – 432 с.

15. Глинкина Л.А. Весь Ваш без церемоний: Речевой этикет в частных письмах 19 в. // Русская речь. М., 1985. № 1. – С. 39-45.

16. Гневко, В. Т., Кравченко, З. Ф., Хмелевская, Е. С. Современный русский язык: Односоставные предложения. Слова-предложения. Неполные предложения. Простое осложненное предложение / В. Т. Гневко, З. Ф. Кравченко, Е. С. Хмелевская. – Минск: Высшая школа, 1975. – 144 с.

17. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка: Учебное пособие [Электронный ресурс] // Институт открытого образования [Сайт]. Режим доступа: URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/. 07.11.2018.

18. Гольдин В.Е. Обращение: теоретические проблемы. Саратов, 1987.

19. Гольдин, В. Е. Обращение: теоретические проблемы / В. Е. Гольдин. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987 – 129 с.

20. Дворная З.М., Мальцев И.В. Коммуникативные особенности изолированных обращений в художественном текстах // Функциональное описание русского языка. М., 1995. – С.75-79.

21. Ефремов, В. А. Речевой этикет. Обращения в современной речи: автореф. дисс. … канд. филол. наук / В. А. Ефремов. – С.-Пб., 2009 – С. 53- 59

22. Захарова В.Е. О функциях и структуре начального обращения в частных письмах А.П.Чехова // Языковое мастерство А.П.Чехова. Ростов, 1988. – С.110-115.

23. Зубрилина Л.Н, Мейеров В.Ф. Предложения с обращениями. Иркутск, 1989.

24. Зубрилина, Л. Н., Мейеров, В. Ф. Предложения с обращениями / Изд. 2-е, Л. Н. Зубрилина, В. Ф. Мейеров. – Иркутск.: Изд-во Иркутского универ-та, 1989 – 120 с.

25. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2006.

26. Карпова О.С., Рахилина Е.В., Резникова Т.И., Рыжова Д.А. Оценочные значения ребрендингового типа в признаковой лексике (по материалам Базы данных семантических переходов в качественных прилагательных и наречиях) // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» / Отв. ред. А. Е. Кибрик. Вып. 12. М., 2011.

27. Керимова, Р. А. Выразительные и модально-оценочные функции предметных типов обращений в поэзии К. Кулиева / Р. А. Керимова // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – №4. – С. 94-97.

28. Климова Н.В. Структура и стилистические функции обращения в письмах И.С.Тургенева. Исследования по русскому языку // Сб. науч. работ. Днепропетровск, 1970. – С.127-133.

29. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986.

30. Костылев А.О. Система обращений современного русского языка // Системно-функциональное описание словосочетания и простого предложения // Межвуз. сб. науч. трудов. Л., 1988. – С. 124-131.

31. Кузьмичева, В. К. Интонация вокативных предложений в современном русском языке: автореф. дисс. … канд. филол. наук / В. К. Кузьмичева. – Киев, 1966 – 27 с.

32. Кустова Г.И. Оценка как универсальная категория и типы оценочных значений прилагательных // Материалы конференции «Проблемы лексико-семантической типологии ». Воронеж, 2011. 

33. Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений. Т. 7 Труды по филологии / М. В. Ломоносов. – М., Л.: Изд-во Академии Наук СССР,              1952 – 997 с.

34. Лупашку, Т. Г. Обращение и его текстообразующие функции в прозе и поэзии А. С. Пушкина: дисс. ... канд. филол. наук / Т. Л. Лупашку. – С.-Пб., 2007 – 198 с.

35. Милых, М. К. Синтаксические особенности прямой речи в художественной прозе / М. К. Милых. – Харьков: Изд-во Харьковского универ-та, 1958. – 240 с.

36. Моисеева-Пронь, Н. В. К вопросу об отграничении вокативных предложений от сходных с ними языковых конструкций (на материале художественной прозы А. П. Чехова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sn-philol.cfuv.ru/wp-content/uploads/2017/02/023moiseeva.pdf

37. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс] / Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН. — Москва, 2003 — Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru. — Дата доступа: 02.11.2018.

38. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Синтаксис русского языка / Д. Н. Овсянико-Куликовский. – С-Пб.: Издание Д. Е. Жуковского, 1905 – 322 с.

39. Основина, Г. А. Обращение и омонимичные ему конструкции / Г. А. Основина // Русский язык в школе. – 1998 – №2. – С. 74-79.

40. Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. – М.: Языки славянской культуры, 1956 – 544 с.

41. Попов, А. С. Обращения-предложения в современном русском языке / А. С. Попов // Русский язык в школе. – 1958 – №5. – С. 36-39.

42. Потебня, А. А. Из записок по русской грамматике / А. А. Потебня. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1958. – 536 с. 

43. Прияткина А.Ф. Русский язык. Синтаксис сложного предложения. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 8-9

44. Руднев, А. Г. Обращение / А. Г. Руднев // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. – 1955 – №104. – С. 29-51.

45. Рыжова, Л. П. Обращение как компонент коммуникативного акта: автореф. дисс. … канд. филол. наук / Л. П. Рыжова. – М., 1982. – 15 с.

46. Телия, В.Н. Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц / В.Н. Телия // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. С. 3-11.

47. Формановская, Н. И. Обращение / Н. И. Формановская // Русский язык в школе. – 1994 – № 3 – С. 84-88.

48. Черняева А.Б. Основные функции обращения в тексте дружеского письма (на материале писем творческой интеллигенции конца XIX- первой четверти XX в) // Русский язык как иностранный теория, исследования, практика. Вып. ѴШ, СПб,2006-С 66-69.

49. Черняева А.Б. Специфика функционирования обращения в дружеском письме в сравнении с художественным текстом // Вестн С -Петерб ун-та Сер. 9 2008 Вып 1 Ч. П.- С. 248-252.

50. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. – М.: Эдиториал УРСС, 1941 – 624 с.


[1] Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений. Т. 7 Труды по филологии / М. В. Ломоносов. – М., Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1952 – 997 с

[2] Буслаев, Ф.И. Историческая грамматика русского языка / Ф.И. Буслаев. – М.: Учпедгиз. – 1987. – 277 с.

 

[3] Черняева А.Б. Специфика функционирования обращения в дружеском письме в сравнении с художественным текстом // Вестн С -Петерб ун-та Сер. 9 2008 Вып 1 Ч. П.- С. 248-252.

 

[4] Вялкина, Л. В. Обращение / Л. В. Вялкина // Русский язык. Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997 – С. 276-277.

[5] Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений. Т. 7 Труды по филологии / М. В. Ломоносов. – М., Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1952 – 997 с

[6] Потебня, А. А. Из записок по русской грамматике / А. А. Потебня. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1958. – 536 с.

[7] Овсянико-Куликовский, Д. Н. Синтаксис русского языка / Д. Н. Овсянико-Куликовский. – С-Пб.: Издание Д. Е. Жуковского, 1905 – 322 с.

[8] Востоков, А. Х. Русская грамматика / А. Х. Востоков. – 12-е изд., СПб.: Типография И. Глазунова, 1874 – 216 с.

[9] Формановская, Н. И. Обращение / Н. И. Формановская // Русский язык в школе. – 1994 – № 3 – С. 84-88.

[10] Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. – М.: Эдиториал УРСС, 1941 – 624 с.

 

[11] Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. – М.: Языки славянской культуры, 1956 – 544 с.

[12] Руднев, А. Г. Обращение / А. Г. Руднев // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. – 1955 – №104. – С. 29-51.

[13] Прияткина А.Ф. Русский язык. Синтаксис сложного предложения. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 8-9

 

[14] Гольдин, В. Е. Обращение: теоретические проблемы / В. Е. Гольдин. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987 – 129 с.

 

[15] Валгина, Н. С. Современный русский язык. Синтаксис / Н. С. Валгина. – М.: Высшая школа, 2003 – 416 с.

 

[16] В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация/ В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов.— 2-е изд., пере- раб.— М.: Просвещение,1987.— 256 с.. 198

[17] Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. – М.: Эдиториал УРСС, 1941 – 624 с.

[18] Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. – М.: Эдиториал УРСС, 1941 – 624 с.

[19] Попов, А. С. Обращения-предложения в современном русском языке / А. С. Попов // Русский язык в школе. – 1958 – №5. – С. 36-39.

[20] Милых, М. К. Синтаксические особенности прямой речи в художественной прозе / М. К. Милых. – Харьков: Изд-во Харьковского универ-та, 1958. – 240 с.

[21] Руднев, А. Г. Обращение / А. Г. Руднев // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. – 1955 – №104. – С. 29-51.

[22] Зубрилина, Л. Н., Мейеров, В. Ф. Предложения с обращениями / Изд. 2-е, Л. Н. Зубрилина, В. Ф. Мейеров. – Иркутск.: Изд-во Иркутского универ-та, 1989 – 120 с.

[23] Гневко, В. Т., Кравченко, З. Ф., Хмелевская, Е. С. Современный русский язык: Односоставные предложения. Слова-предложения. Неполные предложения. Простое осложненное предложение / В. Т. Гневко, З. Ф. Кравченко, Е. С. Хмелевская. – Минск: Высшая школа, 1975. – 144 с.

[24] Гвоздев, А. Н. Современный русский литературный язык / А. Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1973 – 432 с.

[25] Кузьмичева, В. К. Интонация вокативных предложений в современном русском языке: автореф. дисс. … канд. филол. наук / В. К. Кузьмичева. – Киев, 1966 – 27 с.

[26] Бабайцева, В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке / В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2004. – 512 с

[27] Моисеева-Пронь, Н. В. К вопросу об отграничении вокативных предложений от сходных с ними языковых конструкций (на материале художественной прозы А. П. Чехова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sn-philol.cfuv.ru/wp-content/uploads/2017/02/023moiseeva.pdf

 

[28] Рыжова, Л. П. Обращение как компонент коммуникативного акта: автореф. дисс. … канд. филол. наук / Л. П. Рыжова. – М., 1982. – 15 с.

[29] Гольдин, В. Е. Обращение: теоретические проблемы / В. Е. Гольдин. – Саратов: Изд-во Саратовского     ун-та, 1987 – 129 с.

[30] Формановская, Н. И. Обращение / Н. И. Формановская // Русский язык в школе. – 1994 – № 3 – С. 84-88.

[31] Валгина, Н. С. Современный русский язык. Синтаксис / Н. С. Валгина. – М.: Высшая школа, 2003 – 416 с.

[32] Лупашку, Т. Г. Обращение и его текстообразующие функции в прозе и поэзии А. С. Пушкина: дисс. ... канд. филол. наук / Т. Л. Лупашку. – С.-Пб., 2007 – 198 с.

[33] Керимова, Р. А. Выразительные и модально-оценочные функции предметных типов обращений в поэзии К. Кулиева / Р. А. Керимова // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – №4. – С. 94-97.

[34] Лупашку, Т. Г. Обращение и его текстообразующие функции в прозе и поэзии А. С. Пушкина: дисс. ... канд. филол. наук / Т. Л. Лупашку. – С.-Пб., 2007 – 198 с.

[35] Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс] / Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН. — Москва, 2003 — Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru. — Дата доступа: 02.11.2018

[36] Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1998

 

Лексические особенности обращения в дружеском письме творческой интеллигенции конца 19 – первой четверти 20 в.

(на материале писем А.А.Блока)

 

Выполнил:

студент 4 курса очного отделения

направления подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (профили «Русский язык» и «Литература»)

Волкова Анастасия Вячеславовна

Подпись__________________

 

Научный руководитель:

к. филол. н., доцент О.А.Починяева

Подпись_____________________

 

Курсовая работа защищена

«___» ___________ 201__ г.

Количество баллов ________

Оценка____________________

 

Подписи членов комиссии

                                                                   д. филол.н., проф. З.Н.Бакалова

                                                                       к. филол.н., доц. О. И. Кальнова

                                                                       к. филол. н., доц. О.А. Починяева

 

 

Самара 2019

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Проблематика обращения в современной лингвистике. 6

1.1. Вопрос о лингвистическом статусе обращения. 6

1.2. Вопрос о синтаксических особенностях обращения в современной лингвистической литературе. 9

1.3. Типы обращений с точки зрения их позиции в предложении и тексте. 10

1.4. Вопрос о разграничении обращения и вокативного предложения. 12

1.5. Вопрос о функциях обращения в современной лингвистической литературе 15

Глава 2. Лексические особенности обращения в дружеском письме. 18

2.1. Лексико-тематические группы обращений, выраженных оценочными и эмоционально-оценочными существительными. 18

2.2. Лексико-тематические группы обращений, представленных метафорическими оценочными существительными и прилагательными. 20

2.3. Безоценочные обращения. 20

2.4. Лексико-тематические группы обращений, представленных оценочными и эмоционально-оценочными прилагательными. 21

Заключение. 23

Приложение 1. 28

Список использованной литературы.. 35

 

 


 



Введение

 

А. А. Реформатский, российский лингвист и один из представителей Московской фонологической школы, в одном из своих трудов задаётся  вопросом: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения?» И даёт краткий ответ: «Это синтаксис». Именно в синтаксисе, утверждал А. А. Реформатский, возникает момент сообщения, коммуникации. Важнейшую роль в создании коммуникативных ситуаций, в частности в установлении контакта между общающимися, играет обращение. Впервые термин «обращение» был употреблён в «Кратком руководстве к красноречию»(1759г.)  М. В. Ломоносова: «Обращение есть когда слово обращаем к другому лицу, подлинному или вымышленному, от того, которого само настоящее слово требует»[1].

В широком смысле М. В. Ломоносов понимал обращение как адресованность речи вообще и относил к фигурам, служащим для украшения речи. До этого направленность речи подразумевал только звательный падеж. В русской лингвистике XIX в. обращение рассматривалось в качестве одной из падежных форм имени существительного, в частности не отделялось от понятия звательного падежа. Так, Ф. И. Буслаев указывал, что «обращение лица говорящего к слушающему выражается наименованием последнего, поставленным в звательном падеже»[2].

В современной лингвистике термин «обращение» имеет несколько значений. В широком смысле под обращением понимают не только вид, но и способ адресации речи – незаменимый в структуре языка. Обращение играет огромную роль в ведении диалога как в художественной литературе, так и в повседневной жизни. Осложнение простого предложения обращением даёт информацию о том, кому адресована речь. Посредством обращения можно определить социальный статус, положение, профессию, степень близости между говорящими, родство и т. д.

Обращение помогает установить контакт с каким-либо лицом, побудить собеседника к какому-либо действию, выразить своё отношение, привлечь его внимание. Контакт, принимающий официальный характер, посредством обращения складывается между посторонними, незнакомыми друг с другом людьми. В подобных случаях особенности функционирования обращения рассматриваются в контексте норм речевого этикета. Данная проблема рассматривалась не единожды и отражена в работах

В. Е. Гольдина, Н. И. Формановской, И. А. Стернина и др. Обращение обеспечивает заочный контакт в письменной речи, когда автор обращается к читателям, акцентируя их внимание на какой-либо информации, описываемом событии, действии.

Как пишет А.Б. Черняева, для текста дружеского письма творческой интеллигенции конца ХIХ — первой четверти ХХ в. характерны не обращения-номинации, указывающие на социальный статус адресата, профессию и т. п., а адресатные обращения, которые не только называют адресата (что реализуется обычно именем собственным), но и выражают личное отношение, чувства автора к адресату. При этом для дружеских писем творческой интеллигенции характерны оригинальные, нестандартные, «дезавтоматизированные» обращения в отличие от «автоматизированных», когда пишущий использует, как правило, «готовые формулы» для обозначения адресата[3]. Поэтому дружеские письма представляют исследовательский интерес с точки зрения изучения обращений.

Объект исследования: обращение как лексическая единица.

Предмет: лексические особенности обращения в дружеском письме творческой интеллигенции конца 19 – первой четверти 20 в. (на материале писем А.А. Блока).

Цель: изучить лексические особенности обращения в дружеском письме творческой интеллигенции конца 19 – первой четверти 20 в. (на материале писем А.А. Блока).

Задачи:

1) изучить вопрос о лингвистическом статусе обращения;

2) рассмотреть вопрос о синтаксических особенностях обращения в современной лингвистической литературе;

3) рассмотреть типы обращений с точки зрения их позиции в предложении и тексте;

4) изучить вопрос о разграничении обращения и вокативного предложения;

5) изучить вопрос о функциях обращения в современной лингвистической литературе;

6) выявить лексико-тематические группы обращений, выраженных оценочными и эмоционально-оценочными существительными;

7) проанализировать лексико-тематические группы обращений, представленных метафорическими оценочными существительными и прилагательными;

8) рассмотреть безоценочные обращения;

9) рассмотреть лексико-тематические группы обращений, представленных оценочными и эмоционально-оценочными прилагательными.

Методы: анализ научной литературы, лексический анализ обращений методом сплошной выборки:

Материал исследования: письма А.А. Блока 1898-1921 (100 писем).

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 287.