Возврат товаров ненадлежащего количества, качества, ассортимента

Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору (п. 1 ст. 469 ГК РФ), либо при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара – товар, пригодный для целей, для которых он обычно используется (п.2 ст. 469 ГК РФ). Если есть существенные нарушения требований к качеству товара (обнаружение неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков), покупатель вправе отказаться от исполнения договора. В случае обнаружения существенного нарушения требований к качеству товаров, входящих в комплект, покупатель вправе отказаться от исполнения договора в части возвратить ту часть товара, которая не соответствует условию о качестве. Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи, в количестве, предусмотренном договором купли-продажи. В соответствии со ст. 455 ГК РФ условие о количестве – существенное условие договора купли-продажи. Если договор не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, то договор считается незаключенным. В случае передачи покупателю меньшего количества товара, в соответствии с п. 1 ст.466 ГК РФ покупатель вправе отказаться от всей партии товара. При передаче товара в количестве, превышающем указанное в договоре, покупатель обязан известить продавца о ненадлежащем исполнении договора (ст. 483), а продавец вправе распорядиться соответствующей частью товара, в частности, потребовать возврата указанной части товара (п.2 ст.466 ГК РФ). Таким образом, нарушение продавцом условия договора о количестве товара дает покупателю право на возврат всей партии товара или ее части. Продавец обязан передать товары в ассортименте, согласованном сторонами, т.е. в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цвету или иным признакам. При передаче продавцом товара в ассортименте, не соответствующем условиям договора, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты. Если лишь часть товаров не соответствует ассортименту, то покупатель вправе по своему выбору отказаться от этой части товаров или от всех переданных товаров (ст.
468 ГК РФ). В соответствии с п. 4 ст. 468 ГК РФ товары, не соответствующие условию договора купли-продажи об ассортименте, считаются принятыми, если покупатель в разумный срок после их получения не сообщит продавцу о своем отказе от товаров.

Чаще всего проблемы возникают при возврате товаров по причинам, предусмотренным ГК РФ, к которым, в частности, относятся: · несоответствие количества товара – ст. 466;

· несоответствие ассортимента товаров – ст. 468; · нарушение качества товара – ст. 475;

· нарушение тары и упаковки – ст. 482; · несоответствие комплектации – ст. 480.

Согласно п. 1 ст. 466, п. 1 ст. 468 и п. 2 ст. 475 ГК РФ, покупатель может вернуть товар ненадлежащего качества и ассортимента до приемки товара («отказаться от переданного товара и его оплаты»), а ненадлежащего качества – после его приемки и оприходования на балансе («отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы»).

Срок приемки, от которого напрямую зависит срок возврата товара ненадлежащего количества и ассортимента, определяется договором. Если это не предусмотрено договором, то применяются сроки, установленные инструкциями П-6 и П7.

Для организаций торговли возможный порядок возврата товаров и его оформление изложены в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. №1-794/32-51. В соответствии с п. 2.1.7 рекомендаций, в случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).

Прием от покупателя товар ненадлежащего качества оформляется накладной и в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, другой вручается покупателю и является основанием для возврата ему денежной суммы за сданный товар.


Экспертиза товаров.

Экспертиза качества товара - соответствие товара условиям договора и стандартам, а также фактической сортности, установление причин брака или снижения качества.

Экспертиза может назначаться: 1) по соглашению сторон; 2) по инициативе покупателя; 3) по инициативе суда и других правоохранительных органов.

Экспертиза товара проводится специальными экспертными организациями (бюро товарных экспертиз при госторгинспекциях, экспертные отделы при торгово-промышленных палатах) и является дополнительной проверкой качества товара с привлечением специалистов.

Экспертиза проводится по заявкам установленной формы, подписанным руководителями организаций и предприятий, в которых должны быть указаны: 1) реквизиты заказчика экспертизы; 2) наименование товара; 3) местонахождение товара; 4) количество и вес предъявленного к экспертизе товара; 5) цель экспертизы. По принятым заявкам экспертиза должна быть начата в сроки, указанные заказчиком экспертизы.

Эксперт производит проверки, определяющие качество товаров, двумя способами.

1) проверяется весь товар, предъявленный получателем - сплошная проверка; 2) проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию товара - выборочная проверка.Одновременно с проверкой товара по качеству про- изводится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям ГОСТов, Техусловий, образцам и договорам. При этом эксперт не ограничивается рассмотрением дефектов, указанных в акте приемки товара по качеству, но отмечает и другие недостатки, обнаруженные в процессе экспертизы. По соглашению между потребителем и продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), потребитель может не передавать товар для проверки качества (экспертизы) продавцу, а представить заключение экспертизы сторонней организации. В этом случае продавец должен возместить потребителю расходы на проведение экспертизы. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. О проведенной экспертизе составляется акт установленной формы, который подписывается экспертом и присутствующими представителями сторон. При несогласии они могут прилагать к акту особое мнение относительно характеристики товара, указанной экспертом, а также по существу заключения, если оно дается на месте производства экспертизы. По скоропортящимся товарам заключение эксперта дается на месте проведения экспертизы с вручением выписки из акта-экспертизы или 3-го экземпляра акта с последующим его утверждением в экспертной организации. При установлении значительного расхождения фактического качества товара с данными грузополучателя эксперт обязан сообщить об этом руководству экспертной организации, которое подтверждает заключение эксперта или проводит контрольную проверку.

 

.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 13.