Понятие, задачи, источники правового регулирования бухгалтерского учета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для принятия решений в условиях рыночной экономики большое значение имеет наличие достоверной, достаточно полной и, кроме того, понятной потенциальным поль­зователям информации. Гарантией существования и доступности по­добной информации служат бухгалтерский учет и отчетность. Бух учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения инфор­мации в денежном выражении об имуществе, обязательствах органи­заций и их движении путем сплошного, непрерывного и докумен­тального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются: — имущество организаций, — обязательства организаций, — хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности

Задачами бухгалтерского учета являются: 1) формирование полной и достоверной информации о деятель­ности организации и ее имущественном положении, 2) обеспечение внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности информацией для осуществления ими необходимого конт­роля в пределах, установленных действующим законодательством, 3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной дея­тельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организацийГлавный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Действующее российское законодательство о бухгалтерском учете включает в себя огромный комплекс нормативных правовых актов различной юридической силы. Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Центром системы законодательства о бухгалтерском учете является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»282 ( с послед, изм. и доп.). Данный закон определяет понятие и задачи бухгалтерского учета, его объекты, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Закон о бухгалтерском учете распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами России. Положения Закона о бухгалтерском учете развиваются и конкретизируются в положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету. Так, Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации283 (с послед, изм. и доп.). Указанное Положение разработано на основании Закона о бухгалтерском учете и определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Министерство финансов Российской Федерации на основании Закона о бухгалтерском учете и указанного Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации. Дальнейшая детализация правового регулирования вопросов бухгалтерского учета производится в инструкциях, методических указаниях, методических рекомендациях. Важнейшим законодательным актом в этой группе можно назвать План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н303.

Регулирование организации и ведения бухгалтерского учета производится также внутренними (локальными) нормативными актами, принимаемыми предприятиями и организациями. Такие акты должны полностью соответствовать положениям действующего законодательства. Так, организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

21. Правовые требования осуществления бухгалтерского учета.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О бухгалтерском учете" Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.

9. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 324.