Понятие, источники, принципы и методы правового регулирования внешнеторговой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Внешнеторговая деятельность - составная часть внешнеэкономической деятельности; последняя является более широким понятием.

Внешняя торговля товарами включает в себя импорт и экспорт товаров. Импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе. Экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе.

Источники:

Внешнеторговая деятельность осложнена существованием «иностранного элемента», что обусловливает наличие специальных нормативных правовых актов, регулирующих внешнеторговую деятельность. Базовым документом правового регулирования внешнеторговой деятельности является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Законом установлены правовые основы осуществления внешнеторговой деятельности. Определены основные направления государственной политики и принципы государственного регулирования в данной сфере.

К числу иных нормативных правовых актов, действующих в сфере внешнеторговой деятельности, следует также отнести Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе», Федеральные законы от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле»; от 8 декабря 2003 г. «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»; от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенный кодекс РФ 2003 г.

Большое значение во внешнеторговой деятельности принадлежит международным договорам, правила которых в соответствии со ст. 15 Конституции РФ имеют приоритет над нормами национального законодательства. Основным международным актом во внешней торговле является заключенная в г. Вене Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., вступившая в силу для СССР в 1991 г. (далее - Венская Конвенция).

В коммерческой практике используются также торговые обычаи, отражающие фактически установившееся в торговых отношениях правило, которое служит для определения воли сторон, прямо не выраженной в тексте договора. Существующие в разных странах обычаи в ряде случаев кодифицируются и унифицируются международными организациями (ООН, УНИДРУА, Международная торговая палата).

В международной практике наиболее распространены Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС», цель которых - разъяснение наиболее часто используемых условий поставок во внешней торговле.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории РФ;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Дата: 2019-02-19, просмотров: 263.