Основные направления применения информационных технологий в правотворческой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Правотворческая деятельность представляет собой деятельность государства по подготовке, принятию и изменению правовых норм и НПА. Она опирается на принципы законности, гласности, демократизма, профессионализма и планирования. Правотворчество – первоначальное звено системы правового регулирования.

Основными стадиями использования информации в правотворческой деятельности являются:

1) Стадия подготовки первоначального варианта законопроекта, где используется следующая информация:

- сведения, обосновывающие необходимость принятия конкретного закона;

- справки или информационные обзоры обо всех действующих актах по данной проблеме;

- заключение юридической службы о соответствии законопроекта Конституции РФ и действующему законодательству;

- расчетная информация (предполагаемые расходы, связанные с реализацией закона);

- прогнозная информация.

2) Стадия предварительного рассмотрения законопроекта, где приоритетной информацией являются:

- варианты решений того или иного вопроса, включая альтернативные проекты;

- рекомендации, сформулированные с учетом наиболее удачных правовых решений по этому вопросу, имеющихся в нашей стране и за рубежом;

- экспертные оценки (в том числе правовая, финансово-экономическая и экологическая экспертиза).

3) Стадия первого чтения законопроекта в законодательном (представительном) органе, где подготавливается справочный материал для депутатов, содержащий:

- обоснование общей идеи основного и альтернативных проектов;

- перечень органов и должностных лиц, которым законопроект направлялся на заключение, сведения об имеющихся в этой связи разногласиях и мотивированное мнение о них;

- заключение экспертизы по законопроекту;

- информация о ходе работы над законопроектом в комитете законодательного (представительного) органа при его предварительном рассмотрении.

В этой связи под информатизацией правотворчества понимается внедрение в эту сферу государственной деятельности новейших ИТ, создание крупных информационных центров, внедрение экспертных и консультационных систем, применение интеллектуальных систем и технологий на базе идей искусственного интеллекта.

Правовой основой регулирования информационных отношений в правотворческой деятельности являются следующие нормативные акты:

- регламенты Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ;

- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ»;

- Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009, утверждающее Правила подготовки НПА федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации;

- Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 4 июня 1994 г.;

- Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

- Указ Президента РФ №765 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и НПА федеральных органов исполнительной власти».

Информационной основой правотворческой деятельности является система объективных данных об общественных явлениях, а также средствах их обработки и оценки.

Основными видами исходной информации, используемыми в правотворческом процессе является:

1) информация, содержащаяся в концепции НПА, где дается характеристика предмета и цели будущего акта, излагаются основные положения, предполагаемые последствия применения проектируемых норм, примерная структура акта. Информацией должен быть обеспечен каждый элемент концепции, а также каждый структурный элемент НПА – акт в целом, его разделы, отдельные статьи, отдельная правовая норма;

2) информация, получаемая в результате экспертизы законопроектов, осуществляемая юридическими научными учреждениями и вузами, отдельными специалистами или группами экспертов, привлекаемыми профессионалами;

3) научная информация – это данные, получаемые от научных организаций и учреждений, а именно фактические данные (касаются ненормативной информации, используемой в законодательной работе, - юридическая терминология и понятийный аппарат, наиболее распространенные конструкции, данные о логической структуре правовых норм); данные о типичной структуре законодательных актов (наименование, преамбула, общая часть, главная часть законопроекта, процедурные вопросы, механизм действия, порядок вступления закона в силу, характерные примеры из законодательных текстов; систематизированные перечни законодательных ошибок (декларативность отдельных законодательных норм, нарушение баланса между нормами различного вида, отсутствие должного механизма реализации закона, просчеты в прогнозировании эффективности принимаемого акта, противоречия и несогласованность с другими актами).

4) стратегическая информация, включающая такие элементы, как определение долгосрочных задач развития правотворчества, правовой системы и законодательства; тщательный анализ исходной ситуации и определение объективных тенденций развития правовой системы; определение приоритетных правовых средств решения перспективных задач, оценка сравнительной эффективности правовых и неправовых методов достижения конечных целей – юридических и социальных; всестороння оценка ресурсов, которыми располагают РФ и общество для достижения конкретных целей правового развития (материально-финансовых, кадровых, информационных и т.д.);

5) информация, содержащаяся в модельных правовых актах, получаемых при моделировании;

6) социологическая информация, включающая данные о степени распространенности тех или иных социальных явлений, связанных с регулируемыми общественными отношениями; недостатках в правоприменительной практике; недостатках в юридическом и социальном механизме закона; проблемах правосознания в рассматриваемой сфере, отношении различных социальных групп к конкретным нормам закона – поддержка или же негативное восприятие; степени информированности населения, социальных групп о нормативных актах, регулирующих данную сферу.

 

Автоматизированные информационные системы Федерального Собрания

 

В состав Федерального Собрания РФ входят Государственная Дума (ГД) и Совет Федерации (СФ).

Информатизация нормотворческого процессав ГД включает следующие этапы:

1) информационное обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов и необходимыми к ним приложениями;

2) автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых для прохождения документа условий;

3) информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании;

4) распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов;
информационное обеспечение работы пленарного заседания Думы, в том числе компьютерно-техническое;

5) электронно-техническое и технологическое обеспечение пленарных заседаний и голосования;

6) подготовка текста принятого закона для передачи его в Совет Федерации.


Дата: 2019-02-19, просмотров: 819.