Кроме развития технологической составляющей, большое значение имеет совершенствование концептуальных направлений применения информационных технологий в деятельности Совета Федерации и Федерального Собрания в целом.
Направление 1. В Совете Федерации необходимо образовать Центр генерации государственных целей и проблем. В его функцию должна входить генерация стратегических и тактических целей развития Российской Федерации на перспективу и текущие периоды. Он должен обосновывать и формировать желаемые состояния государства, используя результаты прогнозирования на перспективы (долгосрочную и краткосрочную). Центр должен анализировать и формировать перечень и содержание актуальных государственных проблем, находящихся в ведении законотворческой деятельности палаты. Для этого необходимо, чтобы в Совете Федерации был координатор проблем (законодательных инициатив) и персонально ответственное лицо за это направление деятельности палаты. В качестве варианта возможно предусмотреть группу стратегического планирования деятельности Совета Федерации, подчиненную непосредственно его Председателю или одному из заместителей. На основе исходных данных этой группы можно обеспечить формирование: а) базы знаний "Цели развития Российской Федерации"; б) базы знаний "Паспорта проблем, находящихся в ведении Совета Федерации". Естественно, эта работа должна проводиться в тесном методологическом и информационно-техническом взаимодействии структурных подразделений Аппарата Совета Федерации, Аппарата Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации.
Направление 2. Разработка единой пооперационной технологии законопроектной работы Федерального Собрания Российской Федерации. Законы должны проходить унифицированный "жизненный цикл", начиная от идейного замысла закона (законодательной инициативы) до выпуска готового продукта – закона. При этом должны быть определены нормативы времени и затрат на разработку закона, что позволит более обоснованно планировать параллельное прохождение десятков и сотен законов. Для этого необходимо откорректировать (в сторону детализации) регламенты Совета Федерации и Государственной Думы и порядок их информационного взаимодействия в ходе законопроектной работы на всех стадиях, особенно на начальном этапе работы над проектом закона. Необходимо осуществлять пооперационный контроль качества закона во всем его "жизненном цикле" прохождения в Государственной Думе, Совете Федерации. В качестве варианта возможно предусмотреть в Государственной Думе и Совете Федерации на постоянной основе соответствующие группы (отделы контроля) комплексной оценки качества разрабатываемых и согласовываемых законов по разработанной и согласованной системе критериев, методов, средств, моделей. Эффективная система контроля разрабатываемых законов может быть обеспечена только профессионально подготовленными в этой области кадрами. За счет введения групп контроля число отклоняемых Советом Федерации законов также может быть сведено до минимума.
Направление 3. Создание научного центра, обеспечивающего на постоянной основе научное сопровождение деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Этот Центр (на правах института, Академии, вновь возрожденного Парламентского центра) должен осуществлять систематическое научно-методическое обеспечение законопроектной работы как Совета Федерации, так и Государственной Думы по всему комплексу проблем эффективной организации их деятельности с учетом регулярной сменяемости депутатского корпуса и членов Совета Федерации. Положение о статусе этого независимого от партий и фракций, политической конъюнктуры Центра должно утверждаться Федеральным Собранием, планы его научной и практической работы должны формироваться обеими палатами. Руководство Центром могли бы по очереди осуществлять руководители палат. В ведении Центра как головной научной организации целесообразно было бы сосредоточить разработку нормативной базы законопроектной работы не только Федерального Собрания, но и законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Центр должен систематизировать и обеспечивать преемственность положительного опыта работы отечественных парламентов всех созывов (дореволюционной Думы, Верховных Советов СССР и РСФСР, Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных собраний субъектов Российской Федерации). Сюда же относится проблема научной координации работ и обеспечения сотрудничества законодательных органов на межпарламентском уровне (Межпарламентская Ассамблея СНГ, парламенты других государств). Важнейшей функцией Центра явилась бы разработка методологии и определения критериев оценки деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в целом и каждой из входящих в него палат.
Направление 4. Формирование на уровне России в целом Единого информационно-правового пространства, обеспечивающего как законопроектную, так и правоприменительную деятельность всех субъектов Российской Федерации. Это общегосударственная проблема всех трех ветвей власти: представительной (законодательной), исполнительной и судебной. Основой для разработки Президентских программ по правовой информатизации может служить принятая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.06.96 г. № 996 Концепция правовой информатизации России, которая, как предусматривалось ранее, должна была осуществляться по трем направлениям: - информатизация правотворческой деятельности; - информатизация правоприменительной деятельности; - правовое обеспечение процессов информатизации. В реализации Президентских программ по правовой информатизации России было задействовано значительное число федеральных ведомств. В связи с уточнением функций министерств и ведомств необходимо в кратчайшее время проанализировать состояние дел с реализацией этих программ и принять новые необходимые решения. Эта работа должна проводиться во взаимодействии Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ и Аппаратов Совета Федерации и Государственной Думы.
Направление 5. Создание эффективной системы профессиональной подготовки парламентариев. Цель системы – формирование профессионального парламента, основанного на передовых отечественных и зарубежных достижениях в этой области деятельности. Система должна включать в себя комплекс организационных, учебно-методических и других мероприятий (программ), нацеленных на систематическое повышение профессионального уровня парламентариев (как членов Совета Федерации, так и депутатов Государственной Думы). Это позволит разработать систему критериев, методов и средств оценки эффективности парламентской деятельности каждого члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы.
Направление 6. Активизация информирования российской и зарубежной общественности о перспективных планах и текущей деятельности Федерального Собрания Российской Федерации. В Российской Федерации имеется значительный научный и практический задел по формированию Единого информационного пространства всех трех ветвей власти – представительной, исполнительной и судебной, вхождению его в мировое информационное пространство. Анализ состояния информатизации в зарубежных государствах показывает, что этому направлению уделяется огромное внимание. Реализация названных направлений поможет поднять на новый уровень законодательную деятельность Российского парламента.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 406.