Деятельность прокурора включает в себя:
- надзор за расследованием уголовных дел;
- поддержание обвинения по уголовным делам и участие в рассмотрении гражданских дел судами;
- надзор за исполнением законов и законностью правовых актов;
- разрешение большого количества жалоб и заявлений граждан и другие аспекты.
Очевидно, что содержание прокурорского надзора по всем его направлениям непосредственно связано с анализом разнообразной информации. Чем более полная и достоверная информация находится в распоряжении прокурора, тем выше вероятность принятия верного решения, причем закон отводит прокурору определенное, а зачастую весьма ограниченное время для выбора решения.
Проведение этой работы эффективно и на должном уровне невозможно без использования современных информационных технологий.
Основными целями информатизации прокуратуры являются:
1) качественное расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан путем расширения номенклатуры учетных показателей, систематизации и обобщения накопленной информации;
2) повышение достоверности обрабатываемой информации за счет автоматизированного сопоставления и контроля однотипных данных, полученных из разных источников;
3) упрощение существующей системы делопроизводства, главным образом за счет упорядочения документооборота;
4) обеспечение поддержки принятия решений по основным направлениям деятельности прокуратуры, заключающейся в реализации единой методологии автоматизированного сбора, учета, интегрированного хранения и многоцелевой обработки информации, необходимой для решения всех типов функциональных задач;
5) освобождение сотрудников прокуратуры от рутинного непроизводительного труда, улучшение их информированности;
6) значительное сокращение сроков обработки информации и обеспечение высокой оперативности требуемых сведений;
7) использование ЭВМ для обеспечения некоторых контрольных функций за соблюдением сроков исполнения различных документов, разрешаемых сотрудниками прокуратуры.
Стратегию информатизации прокурорской системы определяют следующие концепции:
1) Концепция развития информатизации органов прокуратуры на 1997-1999 годы;
2) Концепция создания первой очереди информационной системы обеспечения надзора за исполнением законов с использованием государственной телекоммуникационной системы;
3) Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура).
В рамках создания АСИО-Прокуратура предусматривается решение следующих основных задач:
1) организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) по каждому виду деятельности органов прокуратуры и формирование локальных проблемно-ориентированных баз данных и программно-технических средств для решения определенной логически полной группы задач по каждому направлению деятельности (надзору за исполнением законов, защите прав и свобод граждан, расследованию преступлений и др.);
2) объединение локальных баз данных на каждом из уровней управления (районном, межрайонном, городском, областном, республиканском, федеральном) в интегрированный банк данных и формирование программно-технических средств, обеспечивающих возможность коллективного использования данных, содержащихся в интегрированном банке;
3) объединение вычислительных и информационных ресурсов органов прокуратуры в единую информационно-вычислительную сеть с адаптацией к существующей в стране информационной инфраструктуре;
4) обеспечение информационного взаимодействия с автоматизированными информационными системами и базами данных, созданными в органах государственной власти и управления, министерствах и ведомствах правовой сферы, других министерствах и ведомствах.
В рамках реализации АСИО-Прокуратура сегодня созданы и развиваются следующие информационные технологии и системы.
1. Информационные системы в сфере делопроизводства представлены в настоящее время автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими те или иные направления работы с документами, которые могут действовать и в составе локальной вычислительной сети.
К действующим системам регистрации и контроля исполнения документов можно отнести:
а) автоматизированную систему информационного обеспечения деятельности секретариата Генерального прокурора РФ и его заместителей;
б) системы учета и анализа жалоб, поступающих в центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные и городские прокуратуры;
в) систему обеспечения работы приемной Генеральной прокуратуры РФ;
г) системы учета и контроля поступающей в прокуратуры разных уровней информации.
2. Система ведомственного электронного документооборота предполагает охват всех подразделений органов прокуратуры вычислительной сетью и образованием АРМ в канцелярии каждого подразделения, у каждого прокурора. Автоматизированный документооборот должен быть защищен специальными программно-техническими средствами, системами разграничения доступа к информации.
3. Интегрированная база данных статистики содержит показатели о состоянии законности и преступности в Российской Федерации, учетные данные правоохранительной статистики и обобщенные показатели. Обновленное программное обеспечение в виде АРМ-«Статистика» является основой для проведения аналитической работы.
4. Информационно-правовые фонды предназначаются главным образом для организации межведомственного информационного обмена и для обеспечения «электронными оригиналами» НПА из официального источника, применяется механизм электронной почты с использованием криптографической защиты и электронной подписи. Большое распространение получили также СПС «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс».
5. Информационное обеспечение кадровых подразделений органов прокуратуры, его основой является АИС «Кадры». Она построена и технологически увязана с документами личного дела сотрудника: личным листком по учету кадров, анкетой, личной карточкой сотрудника, приказами. Информация об аттестации заносится в аттестационную карточку, а о резерве — в карточку резерва. После ввода данных полная информация содержится в удобной для работы электронной карточке сотрудника. Такая база данных дает возможность получить списки сотрудников, подлежащих аттестации, или представления к очередному классному чину на определенную дату.
6. Информационное обеспечение надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие ряд АИС и комплексов задач, разработанных НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации («Надзор за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях»; «Учет уголовных дел»; «Надзор за сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей»; «Учет нераскрытых убийств»; «Опознание»).
7. «АРМ-следователя» — это комплексы индивидуальных технических и программных средств, предназначенных для автоматизации информационной поддержки процесса предварительного следствия. В структуру «АРМ-следователя» входит три функциональных блока. Первый (условное наименование «Правовая информация») включает нормативную правовую базу, обеспечивающую предварительное следствие. Второй блок («Функциональные АИСС») содержит методические рекомендации, созданные в помощь следователю, автоматизированные системы, несущие элементы обучения (типовые образцы документов, постатейный материал УПК к следственным действиям), также позволяет следователю выполнять отдельные поручения иных правоохранительных органов вне рамок расследуемых им преступлений. Включает АИСС «Бланк»; «Судебные экспертизы»; «Учеты»; «Методические рекомендации по планированию расследования отдельных видов преступлений»; «Планирование». Третий блок автоматизированных систем («Ведение уголовного дела») предназначен для подготовки, систематизированного хранения и выдачи информации по уголовным делам, находящимся в стадии производства, а также приостановленным или оконченным производством делам, которые будут храниться в базе данных до принятия по ним судебных решений.
Развитие системы информационного обеспечения органов прокуратуры и, прежде всего, следственного аппарата предполагает решение следующих первоочередных задач:
- централизованное оснащение всех звеньев прокуратуры современной вычислительной техникой и коммуникационным оборудованием;
- создание информационно-коммуникационной инфраструктуры;
- обеспечение на этой базе выхода во внешние информационные системы;
- внедрение информационно-аналитических технологий в деятельность прокуратуры, в частности, создание электронных носителей по применению норм УПК РФ.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 535.