Понятие и виды информационных систем в юридической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Каждая наука определяет информационную систему в узком смысле как объект своего исследования.

Анализируя понятие информационной системы, выделяет следующие состав­ные части:

- субъекты информационных процессов,

- информация,

- информационные технологии, реализую­щие информационные процессы..

Основное назначение информационной системы — ре­ализовать информационные процессы в той области деятельности, где данная информационная система функционирует.

С этой точки зрения и правовая система в целом и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суда, внутренних дел и т.д.) могут и должны рассматриваться как информационные системы.

Во внутренней структуре правовой информационной системы можно выделить следующие составные части:

— субъектов информационных процессов, протекающих в пра­вовых образованиях: специалистов различных областей знания, обеспечивающих функционирование информационной системы, субъектов информационно-правового воздействия;

— социально-правовую информацию, на основе сбора, систе­матизации и обработки которой информационная система решает поставленные задачи;

— информационные технологии: совокупность логико-матема­тических, лингвистических и других методов и методик исследова­ния информационных объектов и вычислительных, телекоммуни­кационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации.

Такой широкий подход к определению информационной сис­темы невозможен для юридической науки. При анализе информа­ционной системы как объекта права необходимо четко разграни­чить субъектный и объектный составы правоотношений.

В статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационная система опреде­ляется как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств»

Другими словами, информационная система это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис.1.2).

Техническое обеспечение это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. К техническому обеспечению относят­ся компьютеры, средства коммуникаций и оргтехника. Компьютеры условно можно разделить на два класса: пер­сональные и высокопроизводительные (суперкомпьютеры). Компьютеры могут объединяться в локальные вычислительные сети (ЛВС).

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.


Программное обеспечение (ПО) – это совокупность программ системы обработки данных и документов, необ­ходимых для эксплуатации этих программ. Различают общее и приклад­ное ПО. В общее ПО включают операционные системы, системы програм­мирования, сервисные программы. Прикладное (функциональное) ПО - это программные средства для конкретных функций информационного работника с использованием различных информационных технологий (настройка автоматизированного рабочего места - АРМ, СУБД, гипер­текстов, мультимедиа, экспертных систем, подсистем ИС).

 

 

Рис 1.2. Общая структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем

Информационное обеспечение это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Информационное обеспечение – это информация, необходимая для обеспечения функционирования системы управления, которая формируется в результате обработки специфического сырья, известного под названием данные. Данные отражают конкретные факты, состояние или процессы и имеют собственный материальный носитель: документы, сигналы, поступающие от датчиков, дисплеи, магнитные носители и т.д.

Любая система управления имеет дело с двумя видами информации: внешней (информация о внешней среде) и внутренней (циркулирующей между управленческим аппаратом и объ­ектом управления). Для внешней информации характерны приблизительность, неточность, обрывистость, противоречивость. Это, например, информация о политической ситуации. Такая информация носит вероятностный характер и ее обработка стандартными про­граммными средствами затруднена. Внутренняя информация возникает в самой системе управления и от­ражает различные временные интервалы развития объекта управления, его состояние и директивные цели. Эта информация, как правило, формализуется, измеряется и в управленческих документах фиксируется как точная информация.

Информация может быть внемашинной и внутримашинной. К внемашинной относится та часть, которая обслуживает систему управ­ления в виде, воспринимаемом человеком без каких-либо технических средств, например, документы. Внутримашинная информационная база содержится на машинных но­сителях в виде файлов.

Организационное обеспечение это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение включает в себя собственный аппарат управле­ния, обеспечивающий функционирование всех ее подсистем, как единое целое. Основными функциями персонала ИС является разработка:

- юридических и правовых норм для работы управленческого аппарата в условиях компьютеризации;

- документации, регулирующей порядок обмена информацией с другими компьютерными системами, правила выхода из нештатных ситуаций;

- методической документации для подготовки управленческих работников к работе в условиях компьютеризации и др.

Правовое обеспечение ИС представляет собой совокупность норм, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих организацию этих систем, их цели, задачи, структуру, функции и правовой статус. Правовое обеспечение осуществляет также регулирование разработки ИС и взаимоотношений разработчика и заказчика. Правовое обеспечение включает общую и специальную части: первая содержит нормативные докумен­ты, регламентирующие деятельность ИС, а вторая осуще­ствляет юридическую поддержку принятия решений.

Среди основных требований, предъявляемых к информационным системам, ученые сегодня выделяют следующие:

1. Эффективность информационной системы — определяется сопоставлением всех связанных с рассматриваемыми мероприятиями затрат и получаемых при этом результатов.

2. Качество функционирования информационной системы — степень приспособленности системы к выполнению заданных функций.

Среди основных свойств, определяющих качество функционирования информационной системы, выделяют:

- адекватность функционирования информационной системы;

- наличие технических возможностей информационной системы к взаимодействию, совершенствованию и развитию;

- надежность и своевременность представления информации и выполнения функциональных технологических операций;

- полнота, безошибочность, актуальность и конфиденциальность представляемой информации.

3. Надежность информационной системы определяется надежностью технических средств ее оснащения и защитой от ошибок исполнителей.

4. Безопасность информационной системы предполагает такое ее функционирование, при котором обеспечивается:

- защита информации, циркулирующей в этой системе (обеспечение доступности информации для пользователей, целостности любой информации (поддержание ее актуальности и непротиворечивости), а также конфиденциальности информации с ограниченным доступом — защищенности от несанкционированного использования);

- защита пользователей информационной системы (включая персонал) от вредного воздействия как информации, циркулирующей в этой системе, так и объектов самой системы (ненанесение вреда здоровью людей и интересам общества);

- защита информационной системы и ее объектов от несанкционированного изменения ее заданных параметров и режима эксплуатации.

Классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций.

1. По территориальному признаку ИС классифицируются на международные, общегосударственные, области, республики, ок­руга, города, района и т.д.

2. По сфере применения различают ИС в экономике, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, медицине, в учебных заведениях и т.п. Все правовые информационные системы можно условно разбить на ИС, используемые в правотвор­честве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании.

3. В зависимости от вида обрабаты­ваемой социально-правовой информации выделяют ИС открытого и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в ИС требует организации технической и программной защиты ее от несанкциониро­ванного доступа.

4. По требованию к уровню подготовки пользователей выделяют ИС для специалистов, для широкого круга пользователей.

5. По степени сложности технической, вычисли­тельной, аналитической и логической обработки используемой ин­формации ИС наиболее тесно связаны с соответствующими ИТ, где выделяют следующие виды ИС:

- автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

- справочно-правовые сис­темы (СПС);

- экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений (СППР);

- автоматизированные рабочие места (АРМ);

- автоматизированные системы управления (АСУ);

- автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО);

- ситуационные центры.

В последние годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач такие информационные системы, как ситуационные центры. Они эффективно используются для управления ресурсами компа­ний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.

Создание ситуационных центров является сегодня одной из ак­туальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, и количество их продолжает увели­чиваться. Достаточно активно сегодня ситуационные центры на­чинают внедряться и в образовании.

В целом можно выделить два типа ситуационных центров:

- ста­ционарные центры, привязанные к конкретным помещениям,

- мобильные центры, разворачивающиеся на месте событий в кон­кретном регионе.

Режимы работы ситуационного центра: режим мониторин­га, плановый режим, режим работы в кризисных ситуациях.

Основные направления развития ситуационных центров орга­нов государственной власти РФ являются:

1) расширение спектра решаемых задач;

2) создание комплексной системы моделирования;

3) повышение оперативности доступа к удаленным базам данных;

4) разработка и внедрение новых систем функционирования: видео­конференций, интерактивного управления видеопрезентацией самим пользователем, создание специализированной базы прецедентов;

5) внедрение новых технологий: переход на мультиэкранное пред­ставление информации с использованием видеопроцессора, осво­ение программных пакетов для визуализации больших массивов данных, внедрение информационного портала, освоение трехмер­ной графики;

6) разработка мобильной компоненты: создание базового комплекта задач; создание базового комплекта программно-технических средств; Подготовка организационно-инструктивных материалов;

7) внедрение инструментальной среды проектирования процес­сов: создание организационно-технических процедур принятия коллективных решений.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 1640.