Каждая наука определяет информационную систему в узком смысле как объект своего исследования.
Анализируя понятие информационной системы, выделяет следующие составные части:
- субъекты информационных процессов,
- информация,
- информационные технологии, реализующие информационные процессы..
Основное назначение информационной системы — реализовать информационные процессы в той области деятельности, где данная информационная система функционирует.
С этой точки зрения и правовая система в целом и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суда, внутренних дел и т.д.) могут и должны рассматриваться как информационные системы.
Во внутренней структуре правовой информационной системы можно выделить следующие составные части:
— субъектов информационных процессов, протекающих в правовых образованиях: специалистов различных областей знания, обеспечивающих функционирование информационной системы, субъектов информационно-правового воздействия;
— социально-правовую информацию, на основе сбора, систематизации и обработки которой информационная система решает поставленные задачи;
— информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов и вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации.
Такой широкий подход к определению информационной системы невозможен для юридической науки. При анализе информационной системы как объекта права необходимо четко разграничить субъектный и объектный составы правоотношений.
В статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационная система определяется как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств»
Другими словами, информационная система это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.
Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис.1.2).
Техническое обеспечение это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. К техническому обеспечению относятся компьютеры, средства коммуникаций и оргтехника. Компьютеры условно можно разделить на два класса: персональные и высокопроизводительные (суперкомпьютеры). Компьютеры могут объединяться в локальные вычислительные сети (ЛВС).
Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
Программное обеспечение (ПО) – это совокупность программ системы обработки данных и документов, необходимых для эксплуатации этих программ. Различают общее и прикладное ПО. В общее ПО включают операционные системы, системы программирования, сервисные программы. Прикладное (функциональное) ПО - это программные средства для конкретных функций информационного работника с использованием различных информационных технологий (настройка автоматизированного рабочего места - АРМ, СУБД, гипертекстов, мультимедиа, экспертных систем, подсистем ИС).
Рис 1.2. Общая структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем
Информационное обеспечение это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Информационное обеспечение – это информация, необходимая для обеспечения функционирования системы управления, которая формируется в результате обработки специфического сырья, известного под названием данные. Данные отражают конкретные факты, состояние или процессы и имеют собственный материальный носитель: документы, сигналы, поступающие от датчиков, дисплеи, магнитные носители и т.д.
Любая система управления имеет дело с двумя видами информации: внешней (информация о внешней среде) и внутренней (циркулирующей между управленческим аппаратом и объектом управления). Для внешней информации характерны приблизительность, неточность, обрывистость, противоречивость. Это, например, информация о политической ситуации. Такая информация носит вероятностный характер и ее обработка стандартными программными средствами затруднена. Внутренняя информация возникает в самой системе управления и отражает различные временные интервалы развития объекта управления, его состояние и директивные цели. Эта информация, как правило, формализуется, измеряется и в управленческих документах фиксируется как точная информация.
Информация может быть внемашинной и внутримашинной. К внемашинной относится та часть, которая обслуживает систему управления в виде, воспринимаемом человеком без каких-либо технических средств, например, документы. Внутримашинная информационная база содержится на машинных носителях в виде файлов.
Организационное обеспечение это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение включает в себя собственный аппарат управления, обеспечивающий функционирование всех ее подсистем, как единое целое. Основными функциями персонала ИС является разработка:
- юридических и правовых норм для работы управленческого аппарата в условиях компьютеризации;
- документации, регулирующей порядок обмена информацией с другими компьютерными системами, правила выхода из нештатных ситуаций;
- методической документации для подготовки управленческих работников к работе в условиях компьютеризации и др.
Правовое обеспечение ИС представляет собой совокупность норм, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих организацию этих систем, их цели, задачи, структуру, функции и правовой статус. Правовое обеспечение осуществляет также регулирование разработки ИС и взаимоотношений разработчика и заказчика. Правовое обеспечение включает общую и специальную части: первая содержит нормативные документы, регламентирующие деятельность ИС, а вторая осуществляет юридическую поддержку принятия решений.
Среди основных требований, предъявляемых к информационным системам, ученые сегодня выделяют следующие:
1. Эффективность информационной системы — определяется сопоставлением всех связанных с рассматриваемыми мероприятиями затрат и получаемых при этом результатов.
2. Качество функционирования информационной системы — степень приспособленности системы к выполнению заданных функций.
Среди основных свойств, определяющих качество функционирования информационной системы, выделяют:
- адекватность функционирования информационной системы;
- наличие технических возможностей информационной системы к взаимодействию, совершенствованию и развитию;
- надежность и своевременность представления информации и выполнения функциональных технологических операций;
- полнота, безошибочность, актуальность и конфиденциальность представляемой информации.
3. Надежность информационной системы определяется надежностью технических средств ее оснащения и защитой от ошибок исполнителей.
4. Безопасность информационной системы предполагает такое ее функционирование, при котором обеспечивается:
- защита информации, циркулирующей в этой системе (обеспечение доступности информации для пользователей, целостности любой информации (поддержание ее актуальности и непротиворечивости), а также конфиденциальности информации с ограниченным доступом — защищенности от несанкционированного использования);
- защита пользователей информационной системы (включая персонал) от вредного воздействия как информации, циркулирующей в этой системе, так и объектов самой системы (ненанесение вреда здоровью людей и интересам общества);
- защита информационной системы и ее объектов от несанкционированного изменения ее заданных параметров и режима эксплуатации.
Классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций.
1. По территориальному признаку ИС классифицируются на международные, общегосударственные, области, республики, округа, города, района и т.д.
2. По сфере применения различают ИС в экономике, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, медицине, в учебных заведениях и т.п. Все правовые информационные системы можно условно разбить на ИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании.
3. В зависимости от вида обрабатываемой социально-правовой информации выделяют ИС открытого и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в ИС требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа.
4. По требованию к уровню подготовки пользователей выделяют ИС для специалистов, для широкого круга пользователей.
5. По степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации ИС наиболее тесно связаны с соответствующими ИТ, где выделяют следующие виды ИС:
- автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);
- справочно-правовые системы (СПС);
- экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений (СППР);
- автоматизированные рабочие места (АРМ);
- автоматизированные системы управления (АСУ);
- автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО);
- ситуационные центры.
В последние годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач такие информационные системы, как ситуационные центры. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.
Создание ситуационных центров является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, и количество их продолжает увеличиваться. Достаточно активно сегодня ситуационные центры начинают внедряться и в образовании.
В целом можно выделить два типа ситуационных центров:
- стационарные центры, привязанные к конкретным помещениям,
- мобильные центры, разворачивающиеся на месте событий в конкретном регионе.
Режимы работы ситуационного центра: режим мониторинга, плановый режим, режим работы в кризисных ситуациях.
Основные направления развития ситуационных центров органов государственной власти РФ являются:
1) расширение спектра решаемых задач;
2) создание комплексной системы моделирования;
3) повышение оперативности доступа к удаленным базам данных;
4) разработка и внедрение новых систем функционирования: видеоконференций, интерактивного управления видеопрезентацией самим пользователем, создание специализированной базы прецедентов;
5) внедрение новых технологий: переход на мультиэкранное представление информации с использованием видеопроцессора, освоение программных пакетов для визуализации больших массивов данных, внедрение информационного портала, освоение трехмерной графики;
6) разработка мобильной компоненты: создание базового комплекта задач; создание базового комплекта программно-технических средств; Подготовка организационно-инструктивных материалов;
7) внедрение инструментальной среды проектирования процессов: создание организационно-технических процедур принятия коллективных решений.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 1689.