Существует несколько точек зрения на развитие ИТ с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех подходов является то, что с появлением ПК начался новый этап развития ИТ. Основной целью становиться удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.
1. Признак деления – вид задач и процессов обработки информации
1-й этап (60 – 70-е годы) – обработка данных в выч. центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития ИТ являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.
2-й этап (с 80-х гг.) – создание ИТ, направленных на решение стратегических задач.
2. Признак деления – проблемы, стоящие на пути информатизации общества.
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов, данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3-й этап (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИС - –средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
4-й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и ИС. Проблемы этого этапа весьма многочисленны:
- выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
- организация доступа к стратегической информации;
- организация защиты и безопасности информации.
3. Признак деления – преимущество, которое приносит информационная технология
1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых ИС была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая – плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались ИС, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением ПК. Изменился подход к созданию ИС – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживает контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижении телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. ИС имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие ИТ должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.
4. Признак деления – виды инструментария технологии
1-й этап (до второй половины XIX в.) – «ручная» ИТ, инструментарий которой представляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) – «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3-й этап (40 – 60-е годы XX в.) – «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в ИТ начинается перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) – «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе АСУ и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной деятельности, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией ИТ поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.
5-й этап (с середины 80-х гг.) – «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является ПК с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании СППР определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на ПК и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначения. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные сети.
Совмещая несколько признаков (поколение используемых ЭВМ, класс решаемых задач и тип используемой информационной технологии) можно выделить пять этапов развития ИТ:
I этап – конец 1950 – начало 60-х. Характерные особенности первого этапа:
- использование ЭВМ 1-2 поколений;
- использование ЭВМ для решения отдельных наиболее трудоемких задач (например, начисление зарплаты, материальный учет и т.д.);
- тип ИТ – частичная электронная обработка данных.
II этап – 1960 – начало 1970-х. Характерные особенности:
- использование ЭВМ 2-3 поколений;
- электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажные носители;
- тип ИТ - электронная система обработки данных (ЭСОД).
III этап – 70-е годы. Характерные особенности:
- использование ЭВМ 3-го поколения;
- комплексная обработка данных на всех этапах управленческого процесса деятельностью предприятия, организации, переход к разработке подсистем АСУ;
- тип ИТ - централизованная автоматизированная обработка информации в условиях ВЦ и ВЦКП (вычислительного центра коллективного пользования).
IV этап – 80-е годы. Характерные особенности:
- использование ЭВМ 4-го поколения;
- развитие АСУ технологическими процессами (АСУПТ), система автоматизированного проектирования (САПР), АСУ предприятия (АСУП), отраслевого АСУ (ОАСУ), общегосударственных АСУ: планового, статистического и др.;
- тип ИТ - специализация технологических решений на базе мини-ЭВМ, ПЭВМ и удаленного доступа к массивам данных.
V этап – с конца 1980 г. Характерные особенности:
- использование ЭВМ 5-го поколения;
- комплексное решение экономических задач; объектно-ориентированный подход; широкий спектр приложений; сетевая организация информационных структур; преобладание интерактивного взаимодействия пользователя с ЭВМ;
- тип ИТ - новые информационные технологии (НИТ) – сочетающие средства вычислительной техники, средства связи и оргтехники.
Зарубежные специалисты выделяют 5 основных тенденций развития информационных технологий:
Первая тенденция связана с изменением характеристик информационного продукта, который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю.
Вторая тенденция связана со способностью к параллельному взаимодействию логических элементов АИТ, совмещением всех типов информации (текста, цифр, звука) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств.
Третья тенденция состоит в ликвидации всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю. Например, ранее из телефонных систем были исключены телефонисты, затем за счет пользователя кредитных телефонных карточек – те, кто собирает деньги. В банковской деятельности часть денег выдается через банкоматы, а не через кассиров. Заказ товаров через телемаркет, минуя базы, склады, магазины или торговых агентов, также отражает эту тенденцию. Становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, ученых между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов на предприятии через систему видеоконференций, электронный киоск, электронную почту.
Четвертая тенденция связана с глобализацией информационных технологий за счет использования спутниковой связи и всемирной сети Интернет, благодаря чему люди получают возможность общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты.
Конвергенция – это пятая из рассматриваемых тенденций. Она заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.
Таким образом, новые информационные технологии являются основой перехода общественного развития от индустриальной к информационной эпохе в мировом масштабе.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 430.