Целями информатизации во всем мире и в том числе в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, содействие стабилизации социально-политических отношений в государстве на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
Информационные ресурсы, инфраструктуры и технологии в совокупности образуют интегрированную информационную среду (ИС) общества. Развитая информационная среда служит технологическим базисом формирования единого информационного пространства России как целостного федеративного государства, обеспечивающим включение российских регионов в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны, последовательное вхождение России в Европейскую и глобальную информационную инфраструктуру. Она является необходимым условием гибкого и эффективного управления жизнью общества.
Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Законодательство по информатизации имеет следующую структуру:
· Общие вопросы создания и использования информационных ресурсов
· Международные соглашения о сотрудничестве в информационной сфере
· Управление
· Положения о лицензировании деятельности в сфере информации и информатизации
o Международные правила информационного обмена
o Идентификация цифровой подписи
o Организация информационных ресурсов государства
o Технические средства негласного получения информации
o Защита информации
o Использование средств шифрования
o Услуги по шифрованию
· Сертификация и стандартизация
· Информатизация в области права
· Делопроизводство и документирование
· Технологии в информационной сфере
· Архивы
· Категории доступа к информационным ресурсам
o Государственная тайна
o Конфиденциальная информация
o Открытая информация
· Информатизация в некоторых отраслях
o Информатизация медицины
o Информатизация управления природоиспользованием
o Информатизация рынка ценных бумаг
o Информатизация органов государственной власти
o Информатизация банков
o Информатизация других отраслей
· Ответственность за несоблюдение законодательства
Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:
• обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
• формирование и защита государственных информационных ресурсов; создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
• создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
• обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
• содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
• формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
• поддержка проектов и программ информатизации;
• создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
• развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.
В "Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов", одобренной решением Президента РФ в 1995 году, отмечено, что имеющиеся проблемы информатизации России можно решить только путем формирования единого информационного пространства России. Это понятие определено в Концепции так:
Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
• информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
• организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
• средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.
Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру.
Целями формирования и развития единого информационного пространства России являются:
• обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;
• создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;
• повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;
• повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности;
• предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
• повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности;
• интеграция с мировым информационным пространством.
Развитие информационной инфраструктуры России во многом определяется современным уровнем развития отечественной индустрии информатизации.
Основными задачами государственной политики в области индустрии информатизации являются:
• создание отечественных современных информационных технологий и развитие производства средств для их реализации;
• развитие отечественного производства современных систем и средств связи, телекоммуникационных сетей;
• содействие внедрению информационных технологий, используемых в зарубежных информационных системах национального и транснационального масштаба;
• подготовка квалифицированных кадров для работы в области информатизации.
Процесс информатизации должен реализовываться не только на федеральном уровне, но и в отдельных субъектах РФ, т.е. должна проводиться региональная информатизация. В качестве примера рассмотрим Республику Дагестан.
На уровне данного субъекта в целях практической реализации провозглашенных в Конституции РД информационных прав и свобод ведутся определенные работы в области информатизации:
- созданы и функционируют официальные сайты Президента Республики Дагестана и Правительства Республики Дагестан, обеспечивающие реализацию прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти;
- в ряде органов муниципальной и исполнительной власти республики созданы свои официальные сайты;
- ведётся эксплуатация специализированного республиканского портала госзакупок, позволяющего республиканским министерствам и ведомствам более оперативно и качественно самостоятельно публиковать в Интернет сети информацию о проводимых торгах;
- создан Совет по информатизации при Президенте Республики Дагестан, основной задачей которого является координация взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, иных хозяйствующих субъектов по вопросам информатизации Республики Дагестан;
- реализуются мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», в частности Дагестан участвует в программе в качестве пилотного региона, т.е. отрабатываются элементы «Электронного правительства», телекоммуникационного оборудования и его программного обеспечения;
- Министерством коммуникаций и связи РФ и Правительством Республики Дагестан подписано Соглашение об информационном взаимодействии в рамках функционирования единой вертикально-интегрированной автоматизированной информационной системы по обеспечению мониторинга результативности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- создана межведомственная рабочая группа по вопросам разработки и внедрения информационной системы «Одно окно»;
- установлена Система обнаружения атак (СОА) совместно со специалистами УФСБ РФ по Ростовской области для защиты Интернет-ресурсов Президента и Правительства Республики Дагестан, которая информирует о компьютерных атаках обнаруженных в сегменте сети Интернет-ресурсов официальных сайтов
Минкомсвязи России подвело итоги результатов плана внедрения Электронного Правительства России за 1-й квартал 2011 года. По информации, размещенной в системе мониторинга реализации проектов по направлению «Электронная Россия» Минкомсвязи России, Дагестан вошел в тридцатку лучших регионов России, успешно реализующих "План перехода на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг " по 1 и 2 этапу, опередив более 50 регионов России.
В рамках реализации Концепции региональной информатизации до 2010 года, Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и ряда других согласно Положению Правительства РД создано Управление Правительства Республики Дагестан по информационным технологиям (Управление Правительства РД по ИТ), являющееся республиканским органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере развития информационного общества в Республике Дагестан, информатизации и средств телекоммуникаций и формировании электронного правительства, в пределах своей компетенции, а также осуществляющим координацию в этой сфере деятельности министерств и ведомств Республики Дагестан, администраций районов и городов.
Управление Правительства РД по ИТ для выполнения возложенных на него функций руководствуется федеральной нормативно-правовой базой в области информационного законодательства, а именно федеральными законами:
1. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ;
2. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ;
3. «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ;
4. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ;
5. «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 10-ФЗ.
Региональной базой являются Постановления Правительства РД «О правительственной комиссии Республики Дагестан по внедрению информационных технологий»[1], «О республиканском реестре государственных и муниципальных услуг (функций)»[2], «Об информационной системе поддержки оказания органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления государственных услуг с использованием электронных средств коммуникаций по принципу «одного окна»[3].
[1] Постановление Правительства Республики Дагестан от 19 июля 2010 г. N 258
[2] Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 июня 2010 г. N 234
[3] Постановление Правительства Республики Дагестан от 20 июля 2009 г. N 242
Дата: 2019-02-19, просмотров: 320.