Понятие и этапы государственной политики в информационной сфере
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Политика (от греч. polis — город-государство и прилагательного от него — politikos: все, что связано с городом, — государство, гражданин и проч.; politika — государственные и общественные дела) — особая форма социальной деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами.

Существует государственная и негосударственная информационная политика. Негосударственная информационная политика осуществляется СМИ, формирующими идеологические, политические, экономические и другие взгляды, мнения, знания и оценки, влияющие на быт, досуг, культуру, поведение и на все стороны жизни людей.

Под государственной политикой в информационной сфере (государственной информационной политикой (ГИП)) следует понимать политику (в смысле англоязычного термина «policy» - курс, стратегия, а не «politic» - политическая борьба за власть), проводимую государственной властью в информационной сфере жизнедеятельности общества и государства.

Государственную информационную политику следует рассматривать как совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере, стратегии, тактики, задач государственного управления, управленческих решений и методов их реализации, разрабатываемых и реализуемых государственной властью для регулирования и совершенствования как непосредственно процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов в широком смысле технологического обеспечения такого взаимодействия.

В этой связи, рассмотрим несколько взаимосвязанных понятий, используемых при проведении государственной информационной политики: информационная сфера, информационные отношения, информационное общество.

Информационная сфера представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации (информационные процессы), а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Также можно сказать, что понятие информаци­онной сферы (среды) раскрыто законодательно как «сфера деятель­ности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и по­треблением информации».

Информационная сфера рассматривается как сфера правового ре­гулирования информационных отношений с целью выявления роли и места информации в правовой системе, изучения мотивов и ос­нований производства, преобразования и применения информации разного вида и назначения, исследования особенностей и свойств информации, исследования информационных процессов и возни­кающих при их исполнении информационных отношений, установ­ления институтов информационного права. Именно в информационной сфере возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, при выполне­нии информационных процессов.

Эти социальные (общественные) отношения, возникающие при выполнении информационных процессов и подлежащие правовому регулированию называют информационными отношениями. Они составляют основной предмет информационного права, предмет его правового регулирования.

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Информационная сфера может быть разделена на четыре пред­метных области:

1) реализации права на поиск, получение, передачу и примене­ние информации;

2) производства, передачи и распространения исходной и про­изводной информации; формирования информационных ресурсов, подготовки ин­формационных продуктов, предоставления информационных услуг;

3) создания и применения информационных систем (АИС, БД, баз знаний), других информационно-телекоммуникационных тех­нологий;

4) создания и применения средств и механизмов информацион­ной безопасности.

Каждая предметная область включает в себя непересекающиеся множества элементов:

- информация разного вида, назначения, фор­мы представления;

- информационные процессы производства и об­ращения информации;

- субъекты — участники и исполнители ин­формационных процессов;

- общественные отношения, возникающие при исполнении информационных процессов, т.е. информацион­ные отношения.

При исследовании информационной сферы фиксируются от­ношения по поводу осуществления прав, в том числе ограничения прав, выполнения обязанностей, установления ответственности.

Цель ГИП должна заключаться в обеспечении перехода к информационному обществу, в частности:

- формирование российского информационного пространства,

- развитие системы массовой информации,

- организацию международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство.

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Отличительные черты:

- увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

- возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Основные характеристики информационного общества определяются по следующим критериям.

Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов.

На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации.

Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики.

Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.

Каждая страна решает самостоятельно, какой тип информационного общества следует создавать. Возможны два полярных типа информационного общества: «цифровая диктатура» или «цифровая демократия».

«Цифровая диктатура» создается цифровой бюрократией для того, чтобы упростить управление цифровым государством. При этом цифровые права цифровых граждан не защищены, ставка делается на цифровые полицейские меры тотального цифрового контроля. Производится навязывание цифровых услуг населению, в которых нуждается не само население, а государство (бюрократия).

«Цифровая демократия» это совершенно иной тип устройства информационного общества. «Цифровая демократия» строится ради граждан, ради защиты их цифровых гражданских прав. Создавать «цифровую демократию» намного сложнее, чем «цифровую диктатуру». Прогнозы показывают, что «цифровая демократия» должна обеспечивать конфиденциальность, анонимность личной информации граждан. Обеспечить конфиденциальность и анонимность личной информации (персональных данных) граждан удается только средствами криптографии, при этом личным ключом для управления своей личной криптографией должен стать сам человек (биометрический образ человека).

Для того, чтобы обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных, Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633.0-2006 (введен в действие); ГОСТ Р 52633.1-2009 (введен в действие), ГОСТ Р 52633.2 (прошел публичное обсуждение); ГОСТ Р 52633.3 (разработан, готовится к публичному обсуждению); ГОСТ Р 52633.4 (разработан, готовится к публичному обсуждению); ГОСТ Р 52633.5 (разработан, готовится к публичному обсуждению).

Так как другие страны пока не имеют национальных стандартов по преобразованию биометрии человека в его личный криптографический ключ, предположительно стандарты пакета ГОСТ Р 52633.хх будут в будущем использованы в качестве основы соответствующих международных стандартов. В этой связи интересно отметить то, что уже существующие международные биометрические стандарты первоначально были созданы как национальные стандарты США. Все биометрические стандарты США ориентированы на полицейский биометрический паспортный контроль иностранных граждан.

Наметилось явное международное разделение труда: Россия создает биометрические стандарты для «цифровой демократии», а США активно создает ветвь биометрических стандартов для «цифровой диктатуры». Цифровому государству нужны обе ветви биометрических стандартов, однако важно, чтобы эти ветви были сбалансированы между собой. Ветвь российских стандартов пакета ГОСТ Р 52633.хх должна выровнять существующий перекос. Именно в этом и состоит роль России.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 348.