Финансирование спорта высших достижений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Спорт высших достижений во Франции имеет множество разнообразных источников финансирования. Наряду с бюджетными ассигнованиями, выделяемыми министерством, значительная часть финансовых средств поступает из Национального фонда развития спорта, который был создан еще в 1979 г., а в 2006 г. преобразован в Национальный центр развития спорта. В первые годы финансовые ресурсы этого фонда формировались в основном за счет поступлений от лотереи, а после 2000 г. значительная доля средств поступает и от продажи телевизионных прав. В последние годы бюджет этой организации составляет около 250 млн. евро.

Средства министерства и Национального центра развития спорта – важный механизм реализации государственной политики в области спорта высших достижений и управления процессом подготовки элитных французских спортсменов.

На уровне детско-юношеского и резервного спорта Франции большую часть финансирования берут на себя региональные власти. В их распоряжении имеется огромная материальная база – более 65 тыс. различных спортивных сооружений (стадионов, залов, спортивных площадок, бассейнов и др.), около 50 тыс. тренеров, преподавателей, инструкторов, технических работников. Велики и финансовые средства, отчисляемые на развитие этого спорта. Например, в последние годы 45 крупнейших городов Франции ежегодно тратили на спорт 1 млрд. евро, что значительно превышает средства, предусмотренные государственным бюджетом. Местные власти финансируют не только детско-юношеский спорт, но и выделяют дополнительные средства на подготовку сильнейших спортсменов, делегированных в сборные команды, путем предоставления зарплат, премий, грантов для участия в соревнованиях и т.п.

На государственном уровне для французских спортсменов, добившихся высоких результатов на международной спортивной арене, в первую очередь – на Олимпийских играх, предусмотрены премии. Победители Игр получали необлагаемую налогом премию в размере 50 тыс. евро, серебряные медалисты – 20 тыс., бронзовые – 13 тыс. евро.

Еще один источник финансирования спорта – поступления от спонсоров. В этом процессе во Франции участвуют государство, национальные спортивные федерации и сами спортсмены.

Многие ведущие спортсмены имеют спонсорские контракты с различными фирмами и кампаниями. Например, известная спортсменка Лор Манаду, которая на Играх XXVIII Олимпиады в 2004г. в Афинах завоевала в соревнованиях по плаванию три медали – золотую (400 м вольным стилем), серебряную (800 м вольным стилем) и бронзовую (100 м на спине), в 2007 г. подписала с финансовой группой «Artemis» (входящей в финансовый конгломерат «Pinault») пятилетний контракт, согласно которому олимпийская чемпионка ежегодно получает 1 млн. евро без четких встречных гарантий. Кроме того, Лор Манаду имеет еще около десятка контрактов с известными спортивными и гостиничными фирмами, с производителями предметов роскоши.

1.4.2 Система олимпийской подготовки в спорте Германии

 

Состояние и перспективы развития спорта высших достижений в Германии, как и в любой другой стране, во многом определяются его историей, традициями, анализом сильнейших сторон и их дальнейшего совершенствования, осознанием просчетов и недостатков и их устранением.

К сожалению, в этой сфере в Германии ныне не все благополучно. В отношении элитного спорта послевоенного периода в современной Германии выработана достаточно однозначная позиция, согласно которой в спорте страны выделяются три фазы развития: «полная реорганизация после Второй мировой войны; сражение между спортивными системами в течение периода, когда Германия была разделена и последняя, но ни в коей мере не менее значимая, интеграция спортивной системы, развитой в Германской Демократической Республике (ГДР), в спортивную систему Федеративной Республики Германии после воссоединения».

На наш взгляд, такая формулировка принципиально искажает действительное положение дел применительно ко второй и третьей фазе, не дает возможности объективно оценить причины неудачных выступлений команды Германии на Играх Олимпиад 1996-2008 гг., сделать правильные выводы и направить развитие элитного спорта в этой стране в более эффективном направлении.

Первой принципиальной ошибкой является попытка создать атмосферу «сражения» двух спортивных систем в период второй фазы. В действительности никакого сражения не было, а наблюдалось подавляющее преимущество спортивной системы небольшой ГДР над спортивной системой большой и мощной страны – ФРГ. В течение многих лет спортсмены ФРГ терпели унизительные поражения от спортсменов ГДР на Играх Олимпиад, зимних Олимпийских играх и в большинстве чемпионатов мира.

Впервые право выставить самостоятельную команду на Олимпийские игры ГДР получила лишь в 1968 г. И уже те Игры (в Гренобле и Мехико) явились неприятным сюрпризом для Федеративной Республики Германии. Команда ГДР незначительно уступила на X зимних Олимпийских играх в Гренобле (ФРГ – 7 медалей, из них 2 золотые; ГДР – 5 медалей, из них 1 золотая), однако лучше, чем ФРГ, выступила на Играх XIX Олимпиады в Мехико (ГДР – 9 золотых, 9 серебряных, 7 бронзовых медалей; ФРГ – соответственно 5, 11, 10).

Но это было первое и последнее выступление за весь более чем 20-летний период до восстановления Германии, когда можно было говорить о спортивном «сражении» между ГДР и ФРГ. На дальнейших Играх 1972-1988 гг. (естественно, за исключением Игр XXII Олимпиады 1980 г. в Москве, в которых из-за бойкота не участвовала сборная ФРГ, и Игр XXIII Олимпиады 1984 г. в Лос-Анджелесе, в которых из-за бойкота не участвовала сборная ГДР) команда ФРГ с большим отставанием уступала команде ГДР, о чем убедительно свидетельствуют цифры.

На Играх XX Олимпиады 1972 г. в Мюнхене у сборной ГДР, занявшей там 3-е место в неофициальном командном зачете (после СССР и США), было 20 золотых, 23 серебряные и 23 бронзовые медали, тогда как у сборной ФРГ, оставшейся на 4-й позиции, – 13 золотых, 11 серебряных и 16 бронзовых наград. В Монреале на Играх XXI Олимпиады 1976 г. результаты команд двух упомянутых стран выглядели следующим образом: ГДР – 40 золотых, 25 серебряных, 25 бронзовых медалей (2-е место); ФРГ – 10, 12, 17 (4-е место).

Еще более убедительным выглядело преимущество сборной ГДР над сборной ФРГ на зимних Олимпийских играх того же периода. Саппоро-1972: ГДР – 4 золотые, 3 серебряные,7 бронзовых медалей; ФРГ – 3, 1, 1. Инсбрук-1976: ГДР – 7, 5, 7; ФРГ – 2, 5, 3. Лейк-Плэсид-1980: ГДР – 9, 7, 7; ФРГ – 0, 2, 3. Сараево-1984: ГДР – 9, 9, 6; ФРГ – 2, 1, 1; Калгари-1988: ГДР – 9, 10, 6; ФРГ – 2, 4, 2.

Аналогичной была ситуация в те годы и на чемпионатах мира по большинству олимпийских видов спорта, где спортсмены ГДР, как правило, значительно превосходили соперников из ФРГ.

Поэтому в третьей из упомянутых фаз при объединении Германии вполне логичным было бы не интегрировать систему спорта ГДР в систему спорта ФРГ, а, наоборот, использовать модель спорта ГДР как оптимальную модель для спорта ФРГ, осуществив лишь остро необходимую – в силу различия политических и экономических систем – коррекцию.

При объединении Германии была сохранена система управления развитием спорта в стране, характерная для ФРГ: государство всячески поддерживает развитие спорта высших достижений, а его результаты на международной арене рассматривает в качестве одного из значимых, определяющих авторитет Германии, факторов демонстрации ее потенциала и перспективных возможностей и одновременно предоставляет спорту автономию, возможность развиваться в духе сотрудничества, без жесткого государственного регулирования.

Спорт в Германии в течение длительного периода находился в сфере деятельности Национального олимпийского комитета и Немецкого спортивного союза (DSB). После неудачного выступления сборной Германии на Играх XXVII и XXVIII Олимпиад в Сиднее (2000 г.) и Афинах (2004 г.) эти организации были объединены в Немецкий олимпийский спортивный союз (DOSB), что, однако, не оказало принципиального влияния на систему управления спортом, которая развивается относительно независимо, постоянно взаимодействуя и сотрудничая с Федеральным правительством (через министерство внутренних дел) и со службами 16 федеральных земель Германии. Эти организации совместно с национальными спортивными федерациями несут солидарную ответственность за развитие спорта.

Структура типа государственного министерства спорта в стране отсутствует, как отсутствует, по причине федерального устройства Германии, и сколько-нибудь стройная, иерархически построенная система управления развитием спорта.

В этих условиях DOSB является единственной структурой, ориентированной на добровольное объединение более 88 тыс. спортивных клубов и множества вышестоящих организаций местного, регионального и национального уровней вокруг идеи развития олимпийского спорта и консолидации усилий на целенаправленной олимпийской подготовке.

У современной Германии, в отличие, скажем, от Франции, нет иного пути, как кропотливо работать над реализацией третьего из ранее описанных подходов к построению олимпийской подготовки, основанного на нахождении компромисса между интересами государства и DOSB, ориентированных на общекомандный успех и интересами национальных спортивных федераций, территориальных структур, спортивных клубов, тренеров и спортсменов, часто преследующих другие цели, не связанные с эффективной олимпийской подготовкой.

Объединение Германии, как уже отмечалось, привело к разрушению существовавшей в ГДР стройной и эффективной системы олимпийского спорта. В основе этого разрушения оказались и тесно переплелись политические и чисто спортивные причины. Спортивное руководство ФРГ, которое после объединения сохранило свои властные полномочия, не смогло удержаться от соблазна разгромить систему спорта ГДР, которая на протяжении многих лет имела подавляющее преимущество над системой спорта ФРГ, нанося ей тяжелые и унизительные поражения на мировых спортивных аренах, в том числе на Олимпийских играх. Действительно, было трудно объяснить германской общественности, каким образом ГДР – небольшая страна, людской и экономический потенциал которой был несопоставим с существовавшим в ФРГ, имела подавляющее преимущество в такой престижной и, что важно, очень популярной в ФРГ сфере деятельности, как спорт.

Государственные и спортивные структуры ФРГ рьяно взялись за дело, и в течение 1990-1992 гг. система олимпийского спорта в восточных землях объединенной Германии перестала существовать. Была демонтирована управленческая вертикаль, охватывавшая все звенья этой системы – от массового до резервного спорта высших достижений, и устранено финансирование. Был закрыт и преобразован в маломощный факультет крупнейший в стране и один из самых популярных в мире учебный центр – Высшая школа физической культуры в Лейпциге. Такая же судьба постигла и знаменитый Научно-исследовательский институт, также расположенный в Лейпциге и на протяжении многих лет отвечавший за формирование стратегии развития спорта в ГДР, обеспечивавший научно-методическое и медико-биологическое сопровождение олимпийской подготовки на всех ее уровнях – от детского спорта до сборных команд страны. Уже через год после объединения Германии штат этого института сократился в 10 раз, что привело к разрушению практически всех его лабораторий. В частности, прекратила существование крупнейшая в мире лаборатория биомеханических исследований, оборудованная серией специальных стендов для изучения техники движений в условиях, максимально приближенных к соревновательным. То же случилось и с гидродинамическим каналом с регулируемым встречным потоком воды, в котором осуществлялось тестирование пловцов.

Функции этих учреждений были переданы в несопоставимо более слабые и практически полностью оторванные от практики олимпийской подготовки учреждения ФРГ, которые и в настоящее время, практически за 20 лет, не смогли даже приблизиться по качеству и эффективности работы к учреждениям бывшей ГДР.

Однако основной урон понесли кадры высшей квалификации: многие тренеры, воспитавшие в ГДР победителей и призеров чемпионатов мира, чемпионов и призеров Олимпийских игр, по надуманным причинам практически были лишены права работать по специальности. Остались без работы и многочисленные научные работники, занимавшиеся в ГДР проблемами спортивной подготовки и осуществлявшие научно-методическое и медико-биологическое сопровождение подготовки спортсменов. Многие высококвалифицированные специалисты в объединенной Германии вынуждены были уйти в иные сферы деятельности, а опыт и знания других были востребованы за рубежом – в различных странах, где деятельность немецких специалистов этих стран предопределила их успехи на Олимпийских играх.

Разрушение функционировавшей в ГДР системы спорта высших достижений, конечно, произошло по политическим причинам: сказалось стремление дискредитировать социалистическую систему, убедительно продемонстрировавшую свои преимущества на материале спорта высших достижений. Доводов для этого долго разыскивать не пришлось: материалы закрытых архивов Научно-исследовательского института в Лейпциге свидетельствовали о широкомасштабном применении анаболических стероидов и других лекарственных препаратов в процессе подготовки спортсменов в сборных командах ГДР. А в архивах спецслужб бывшей ГДР были найдены документы, в которых специалисты спорта обязывались держать в тайне секреты подготовки спортсменов высокого класса. В результате незаконное применение допинга и сотрудничество со спецслужбами легли в основу выдвинутых в Германии обвинений против специалистов спорта бывшей ГДР и дискредитации системы подготовки спортсменов, существовавшей в этой стране.

В ГДР использовалась закрытая, в том числе и от самих спортсменов и тренеров, система использования лекарственных веществ, которая предусматривала применение – под видом витаминов и восстановительных средств – высокоэффективных допинговых веществ, опасных для здоровья спортсменов.

Виновные в организации и осуществлении этой деятельности были подвергнуты в объединенной Германии судебному преследованию, некоторые из них, включая отдельных руководителей спорта ГДР, были осуждены, другие потеряли право работать по специальности.

Трагичным для спорта объединенной Германии явилось и то, что под предлогом борьбы с допингом была разрушена вся в высшей степени эффективная система спорта ГДР. Конечно, среди многих факторов, определивших успех спортсменов этой страны, было и фармакологическое обеспечение их подготовки, однако его роль не явилась определяющей. Но специалисты ФРГ, получившие монопольное право в руководстве олимпийской подготовкой в объединенной Германии, не смогли или не захотели этого увидеть.

Удивительно, но разрушение спорта ГДР сопровождалось оптимистическими прогнозами относительно выступлений спортсменов объединенной Германии на мировой и олимпийской аренах, в основу чего было положено суммирование показателей команды ГДР и команды ФРГ на Играх XXIV Олимпиады 1988 г. в Сеуле, согласно которым спортсменами этих двух стран было завоевано 142 медали (в том числе 48 золотых). Напомним, что у сборной команды СССР на тех Играх было 132 медали (55 золотых), а США – 94 (36 золотых). Исходя из этого, были четко сформулированы претензии на общекомандную победу сборной Германии в неофициальном командном зачете на Играх XXV Олимпиады 1992 г. в Барселоне, широко поддержанные западной спортивной прессой. Этот план представляется абсолютно реальным, особенно если учесть, что в конце 1991 г., в преддверии Игр-1992, распался Советский Союз. В образовавшихся на территории бывшего СССР независимых государствах была нарушена система олимпийской подготовки и вплоть до июня 1992 г. вообще не был решен вопрос относительно участия в Играх XXV Олимпиады спортсменов из бывшего СССР (не считая трех прибалтийских республик).

Однако планам руководителей спорта объединенной Германии не суждено было сбыться: сборная этой страны выступила на Играх-1992 в Барселоне неудачно и была буквально разгромлена Объединенной командой СНГ (по сути – бывшего СССР), а также с большим отрывом проиграла и команде США.

Это было лишь началом затяжного кризиса олимпийского спорта Германии. На Играх XXVI Олимпиады 1996 г. в Атланте команда Германии выступила слабо, но, завоевав 20 золотых, 18 серебряных и 27 бронзовых медалей, все же сохранила за собой 3-е место (после США и России), а на Играх XXVII Олимпиады 2000 г. в Сиднее вообще оказалась пятой (13, 17, 27), пропустив вперед команды США, России, Китая и Австралии.

Уже после Игр-1996 в Германии хорошо осознали тот огромный урон, который понес спорт этой страны из-за разрушения системы восточногерманского спорта, однако потери оказались невосполнимыми. Ни организационные перестройки, ни разработка множества программных и нормативных документов, ни попытки восстановления научных центров, ни огромные средства, вложенные в развитие баз олимпийской подготовки и элитных школ спорта, успехов не принесли. Спортсмены Германии неудачно выступили как на Играх XXVIII Олимпиады 2004 г. в Афинах – 6-е место (14 золотых, 16 серебряных, 19 бронзовых медалей), так и на Играх XXIX Олимпиады 2008 г. в Пекине – 5-е место (16, 10, 15 наград).

Вместе с тем было бы большим заблуждением думать, что германский спорт будет и впредь находиться на столь малопочетном месте в итоговых таблицах ближайших Олимпийских игр. В последние годы в Германии были предприняты кардинальные меры по развитию спорта высших достижений и совершенствованию олимпийской подготовки.

В 2006 г. Немецким олимпийским спортивным союзом (DOSB) принята новая модель управления развитием спорта высших достижений, которая была призвана объединить в единую систему всю совокупность программ, организаций и структур, подчиненную решению главной задачи – достижению немецкими спортсменами успехов на международной арене и в первую очередь на Олимпийских играх.

 

1.4.2.1 Организация подготовки спортсменов высокого класса

В настоящее время в Германии сформирована достаточно стройная организационно-управленческая модель подготовки спортсменов высокого класса, которая охватывает перспективных юных спортсменов с 13-14 летнего возраста и рассчитана на последующие 10-12 лет подготовки (рис. 3). Реализация этой модели предусматривает всестороннюю поддержку тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов, позволяющую им в течение многих лет готовиться на уровне высших мировых стандартов. В систему попадают спортсмены, начиная с D-уровня (юные перспективные спортсмены 13-14 лет, определенные федерациями по видам спорта).

Государство берет на себя создание условий для функционирования всей системы, но без оказания спортсменам финансовой помощи. Эту функцию для спортсменов уровней A, B и C осуществляет созданный еще в 1967 г. Фонд помощи немецкому спорту. С момента основания этот фонд оказал поддержку 38 тыс. атлетов на общую сумму около 350 млн. евро, включая премии спортсменам за достижение высоких результатов на Олимпийских играх, чемпионатах мира и других крупнейших соревнованиях. В дополнение к деятельности этого фонда национальные спортивные федерации создали собственные системы материального поощрения спортсменов за высокие спортивные достижения. Кроме того, многие спортсмены получают призовые деньги за участие в коммерческих соревнованиях, а также выплаты от спонсоров и меценатов.

 

Рисунок 3 - Организационно-управленческая модель подготовки спортсменов высшей квалификации в Германии: GLT – базовая тренировка; ABT – углубленная тренировка; AST – тренировка к высшим достижениям; HLT – тренировка элитных спортсменов

Еще одним направлением стимулирования немецких спортсменов является их поддержка в плане получения полноценного образования и определения карьеры после окончания занятий спортом. Создание условий для сочетания занятий спортом на высшем уровне с учебой в школах и вузах, как и гарантии последующего трудоустройства, характеризует современный немецкий спорт как гуманную сферу деятельности, центральной фигурой которой является атлет.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 353.