Материальное стимулирование труда китайских спортсменов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Спортсмены национального и олимпийского уровней в КНР получают заработную плату из провинциальных и центрального бюджетов, которая перед подготовкой к Играм Олимпиады в Пекине колебалась в пределах 250-500 долларов США в месяц.

Китайские спортсмены – победители и призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира и других крупнейших международных соревнований получают премии, а также могут иметь доходы от рекламы и спонсоров. После Игр XXIX олимпиады (2008 г.) годовые доходы некоторых китайский спортсменов из всех источников исчислялись несколькими сотнями тысяч долларов США.

 


1.2.2.8 Научно-методическое и медицинское обеспечение олимпийской подготовки в КНР

Система научного и медицинского обеспечения олимпийской подготовки в КНР начала формироваться еще в конце 80-х – начале 90-х годов XX в., когда в программе формирования китайского общества спорта было определено место в числе ряда важнейших факторов, способствующих сплочению нации и повышению ее международного престижа. Курс на укрепление науки, развитие и внедрение новейших технологий в спорте отвечал общей стратегии развития страны: «Восстановление Китая – через науку и образование». С тех пор эта система прошла интенсивный путь организационного, материально-технического, научно-методического, кадрового, медицинского и информационного оформления и развития – и в настоящее время по своим масштабам и комплексности не имеет равных в мире.

Китайские специалисты выделяют два исторических этапа в системе научно-методического обеспечения олимпийской подготовки.

Первый этап (1984-1996 гг.) – становление системы научных исследований в области спорта высших достижений и внедрение их результатов в практику, подготовку научно-педагогических кадров. Большое значение на этом этапе придавалось обобщению и внедрению передового опыта – вначале преимущественно советского, а после объединения Германии – уникального опыта ГДР, который легко экспортировать, учитывая осуществленное властями Германии в период 1990-1993 гг. полное разрушение системы спорта бывшей ГДР.

Второй этап (1996-2008 гг.) – формирование и функционирование в КНР собственной системы научно-методического обеспечения олимпийской подготовки на основе реализации возможностей следующих направлений:

- подчинение спортивной науки решению прикладных задач олимпийской подготовки;

- формирование эффективной организационно-управленческой модели олимпийской подготовки;

- объединение в единую систему знаний и практической деятельности, достижений в сфере спортивной науки восточноевропейской и западных школ, а также китайской медицины.

Совместная деятельность китайских ученых и тренеров сконцентрирована в трех направлениях:

- тестирование и управление процессом совершенствования различных сторон подготовленности (техника, тактика, физические качества, функциональная и психологическая подготовленность);

- профилактика травматизма и заболеваний;

- восстановление и реабилитация.

Научному обеспечению спортивной отрасли способствует работа Сообщества спортивной науки Китая, которое объединяет более 10 тыс. научных работников и технологов. В структуре этого сообщества функционируют 14 профильных ассоциаций и комитетов, два редакционных комитета.

В качестве важнейших областей научных исследований и оперативного внедрения достижения науки в практику определены следующие:

- научные основы спортивного отбора и ориентации;

- теоретико-методические основы спортивной тренировки;

- контроль и сопровождение процесса изменения функциональной подготовленности спортсменов;

- прикладные программы спортивного питания и восстановления физического потенциала;

- теоретические основы и практическое применение психологических средств и методов в спортивной подготовке;

- профилактика спортивного травматизма и профессиональных заболеваний;

- прикладные программы реализации возможностей китайской медицины;

- прикладные программы изучения и использования антидопинговых методов;

- спортивно-информационное обеспечение;

- разработка и внедрение специального тренажерного оборудования и инвентаря;

- всесторонний менеджмент стратегии подготовки и исследований.

Подготовка спортсменов КНР пребывает в постоянном развитии, что в значительной мере определяется наличием, функционированием и совершенствованием системы научной и медицинской поддержки национальных олимпийских команд.

Основная особенность системы научной и медицинской подготовки национальных олимпийских команд Китая – стремление охватить все без исключения составляющие системы подготовки спортсменов (рис. 2).

 

Рисунок 2 - Составляющие системы подготовки национальных команд Китая,

 охваченные научной и медицинской поддержкой.

 

Обеспечивается это созданием в КНР в течение последнего десятилетия огромной сети научных учреждений, на которые возложена реализация задач, связанных с развитием спортивной науки, разработкой актуальной проблематики, научно-методическим, медицинским и информационным обеспечением олимпийского спорта.

Основные из этих учреждений:

- китайский институт спортивной науки;

- китайский центр спортивной информации;

- китайский институт спортивной медицины;

- институт спортивной науки Пекинского университета спорта;

- широкая сеть провинциальных и муниципальных институтов, расположенных в 33 административно-территориальных единицах Китая.

Наиболее крупным учреждением является расположенный в Пекине Китайский институт спортивной науки. В его структуре функционируют пять основных подразделений, связанных со спортом:

1. Исследовательский центр соревновательного спорта, в структуре которого несколько исследовательских групп (лабораторий): 1) основ спортивной тренировки; 2) тренировки в различных видах спорта; 3) спортивной психологии; 4) спортивной биомеханики.

2. Исследовательский центр биологических наук, располагающий лабораториями: 1) физиологии двигательной активности; 2) спортивной биохимии; 3) спортивной медицины; 4) физической работоспособности и восстановления.

3. Исследовательский центр социальных наук, располагающий лабораториями: 1) социологии спорта; 2) экономики спорта; 3) спортивного законодательства.

4. Исследовательский центр спортивного инструментария, оборудования и инвентаря, в структуре которого функционируют лаборатории: 1) компьютерных технологий; 2) механического конструирования; 3) электронной техники; 4) новых материалов; 5) спортивных измерений.

5. Центр тестирования и диагностики, в составе которого действуют лаборатории: 1) по изучению и контролю состава тела; 2) спортивной техники и тактики; 3) физиологических и биомеханических процессов; 4) гистологических изменений; 5) психологических состояний.

На протяжении последних 20 лет сотрудниками этого института (около 200 человек) выполнено более 120 исследовательских проектов по 20 видам спорта.

Принципиальные требования ко всем научно-исследовательским проектам в этой сфере таковы:

- все исследования должны быть тесно связаны с интересами и запросами национальных команд;

- большинство исследований должно проводиться в условиях реальной практики подготовки спортсменов национальных команд;

- результаты научных исследований должны быть основой построения тренировочного процесса, его постоянной ориентации и коррекции;

- первоочередное внимание должно уделяться командам и спортсменам, которые способны завоевать олимпийские медали.

Систему подготовки спортсменов КНР отличает высочайший уровень медицинского обеспечения процесса подготовки, не имеющей в настоящее время аналогов в мире.

Ее эффективность обусловлена несколькими составляющими:

- наличием отраслевой системы спортивной медицины, включающей передовые технологии, используемые в стране с наиболее высоким уровнем знаний в этой области, и ее аппаратурное и медикаментозное обеспечение (Австралия, Великобритания, Япония, США и др.)

- широчайшим внедрением возможностей китайской медицины с ее огромным арсеналом нетрадиционных систем и методов;

- разработкой эффективных программ лекарственной поддержки процесса подготовки спортсменов и профилактикой применения запрещенных препаратов;

- обеспечением первоочередной экстренной помощи спортсменам и членам национальных команд ведущими специалистами и медицинскими учреждениями страны.

 

1.2.2.9 Питание и лекарственная поддержка процесса олимпийской подготовки в КНР

На Играх XXIX Олимпиады 2008 г. в Пекине китайские спортсмены во многих видах спорта, особенно в волейболе (женщины), теннисе, плавании, проявили удивительную выносливость, уровень которой, по мнению ряда специалистов, не мог быть достигнут только за счет методов тренировки. Конечно, исключительно напряженная подготовка в условиях жесточайшей конкуренции за место в сборной команде Китая большого количества атлетов являлась мощным стимулом для достижения высочайшей выносливости. Несомненно, однако, и влияние специальных диет, применение пищевых добавок и лекарственных препаратов, о чем говорят и сами китайские специалисты.

Процесс подготовки спортсменов проводился на фоне специального питания, широкого использования лекарственных препаратов и восстановительных процедур, обеспечивших высокий уровень работоспособности, эффективное протекание восстановительных и адаптационных процессов, профилактику явлений перенапряжения. Основные достижения мировой науки и практики были объединены с огромным потенциалом китайской народной медицины.

Если проанализировать конкретные случаи соревновательной деятельности китайских спортсменов и, особенно, спортсменок, то их успех в решающей мере определялся высочайшим уровнем специальной выносливости. По этому показателю они явно превосходили своих сильнейших соперников. Можно с уверенностью говорить о том, что достичь таких показателей выносливости без применения огромных нагрузок в жестких тренировочных режимах нельзя. Однако перенести столь высокие нагрузки и преобразовать реакции на них в долговременные адаптационные изменения невозможно без специального питания, комплексной лекарственной поддержки и специальных психологических процедур. Безусловно, эта часть процесса подготовки носит закрытый характер, и получить от китайских специалистов достоверную информацию в данной сфере в ближайшее время вряд ли удастся, в том числе и в связи с опасением обвинения в применении допинга.

Конечно, если у Всемирного антидопингового агентства была информация о программах лекарственной поддержки тренировочного процесса китайских спортсменов и способах доказательства их использования, вокруг результатов спортсменов Китая могли бы возникнуть дискуссии и подозрения. Но этого не произошло, несмотря на настойчивые попытки представителей некоторых стран привлечь внимание к упомянутому вопросу. Можно лишь догадываться, что же позволило китайским специалистам обеспечить лекарственный фонд для эффективного тренировочного процесса.

Нельзя согласиться с популярными сегодня подозрениями и тем более с открытым обвинением в применении допинга китайскими спортсменами, в допинговой основе многих их рекордов и побед. Ведь официально зарегистрированных случаев положительных реакций в процессе допинг-контроля китайских спортсменов на Играх XXIX Олимпиады не было. И говорить можно лишь о том, что китайцы, вероятнее всего, сумели широко использовать достижения фармакологической науки и китайской медицины для существенного повышения спортивных результатов.

Нетрудно увидеть, что многие китайские спортсмены, завоевавшие на Играх-2008 олимпийские медали, не подвергались текущему допинг-контролю в местах подготовки к Играм по простой причине – они не были известны спортивному миру, не входили в число лидеров, претендующих на успешные выступления.

Многие китайские спортсмены, добившись высоких результатов на мировой арене 2004-2006 гг., в последующие 2-4 года не выступали в международных соревнованиях и, казалось бы, покинули спорт. Однако они вновь появились на Играх-2008. И во многих случаях завоевали медали.

Естественно, что все эти китайские спортсмены не могли быть подвергнуты допинг-контролю ни на соревнованиях, ни в местах подготовки, что могло позволить им напряженно готовиться к Играм на фоне широкого применения пищевых добавок и лекарственных веществ. Возможно, в будущем станут известны использованные ныне в китайском спорте лекарственные препараты и программы, возможно, в будущем они станут запрещенными (как это уже не раз было в истории современного спорта), однако сегодня предъявлять претензии к китайским спортсменам и к специалистам КНР нет оснований.

 


Заключение

 

Если проанализировать историю развития и современную методологию олимпийской подготовки в Китае, провести соответствующие исторические параллели, то в нынешней китайской системе мы не увидим ничего принципиально нового по сравнению с системами олимпийской подготовки в СССР и ГДР периода 1976-1988 гг., когда команды этих стран имели подавляющее преимущество над соперниками на олимпийской арене. Та же система спортивного отбора, ориентации и построения многолетней подготовки, те же направления научных исследований, научно-методического и медицинского обеспечения, та же ориентация всего процесса подготовки исключительно на главные старты четырехлетия, базирующаяся на жесткой вертикали государственного управления, и др.

Нет сомнения и в заимствовании характерного для ГДР подхода к применению лекарственных препаратов, которые немецкими спортсменами использовались не для стимуляции работоспособности непосредственно перед стартом, а применялись в процессе подготовки как дополнение к специальному питанию в качестве основы для повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов после нагрузок и формирование адаптационных перестроек.

Широкомасштабное применение допинга в спорте ГДР, в основном анаболических стероидов, было обнаружено уже после объединения Германии, когда специалисты ФРГ (в частности, антидопинговая служба, расположенная в научном институте в Кёльне и руководимая хорошо известным специалистом М. Донике) получили доступ к секретным материалам ГДР и, раскрыв методику применения стимулирующих и восстановительных средств в спорте ГДР, смогли продемонстрировать использование ряда искусственных препаратов, в первую очередь анаболического действия, в качестве фона, на котором осуществлялся тренировочный процесс.

В конце 60-х – начале 70-х годов XX в. в разных странах легально проводились исследования по методике применения анаболических стероидов синтетического происхождения для повышения эффективности подготовки спортсменов, и результаты этих исследований публиковались в научных журналах.

Таким образом, своими корнями система олимпийской подготовки современного Китая уходит в спорт СССР и ГДР 70-80-х годов XX в., что, кстати, полностью подтверждают ведущие китайские специалисты. Многие из них учились в СССР или использовали знания специалистов бывшей ГДР и бывшего СССР, многократно приглашавшихся в течение двух последних десятилетий в КНР для оказания помощи в развитии китайского спорта. В современной подготовке спортсменов Китая этот опыт реализован на уровне общей методологии спортивного отбора и ориентации спортсменов, системы построения их многолетней подготовки, периодизации подготовки в годичных циклах, системы контроля и управления в процессе подготовки, использования стимулирующих и восстановительных средств и др.

Отмечая выдающиеся достижения команды Китая на Играх XXIX Олимпиады 2008 г., нельзя сказать о том, что китайский опыт является уникальным и малоприемлемым для других стран. Во-первых, это вовлечение огромного количества спортсменов (почти 20 тыс. чел.) в непосредственное соперничество за право оказаться в команде и принять участие в Олимпийских играх, включиться в борьбу за награды. Ни одна страна в мире не может себе позволить такого затратного подхода, ориентированного не столько на высокое качество подготовки каждого спортсмена (это просто невозможно обеспечить при таком количестве атлетов), сколько на естественный отбор в борьбе множества атлетов за место в команде. Рассматривая успех на Играх в Пекине в качестве важнейшей политической задачи, руководство КНР не ограничивало спорт в средствах, что было бы невозможно сделать в странах, в которых для финансового обеспечения спорта необходима широкая общественная поддержка.

В последние годы в различных странах проведено большое количество исследований, направленных на определение «стоимости» медалей, которые удается завоевать на Олимпийских играх. Результаты исследований подобного рода представляют особый интерес, так как могут служить определенным ориентиром для стран, стремящихся создать своим спортсменам условия, необходимые для успешного выступления на Олимпийских играх. Например, каждая из 58 медалей, завоеванных командой Австралии на Играх XXVII Олимпиады 2000 г. в Сиднее, обошлась в 4,38 млн. дол. США. Такие же данные были получены и при подведении итогов участия австралийских спортсменов в Играх XXIX Олимпиады в Пекине в 2008 г. – 3,7 млн. долл. США – каждая из 46 и 13,6 млн. – каждая из 14 золотых. На Играх XXIX Олимпиады 2008 г. в Пекине успешно выступили и спортсмены Великобритании, завоевавшие 47 наград, в числе которых оказалось 19 золотых. По данным национального аудита, каждая медаль, завоеванная британскими спортсменами, обошлась в 2,4 млн. фунтов стерлингов (около 4,3 млн. долл. США).

На этом фоне абсолютно фантастическими выглядят расходы КНР, которые она понесла на подготовку спортсменов, готовившихся к Играм XXIX Олимпиады в Пекине и в итоге завоевавших 100 медалей (из них 51 золотую). Каждая медаль, завоеванная китайскими спортсменами, обошлась этой стране примерно в 50 млн. долл. США, а каждая золотая награда – в 100 млн. долл. США.

После победных для КНР итогов Игр XXIX Олимпиады 2008 г. в Китае расширились дискуссии о необходимости сохранения столь огромной и затратной системы спорта высших достижений и подготовки к Олимпийским играм. Однако, в ближайшие годы, вероятнее всего, серьезного изменения политики в отношении олимпийского спорта КНР ожидать не приходится, поскольку спорт и Игры Олимпиады в Пекине сыграли очень большую роль в сплочении нации и в демонстрации на международной арене потенциала Китая как супердержавы, претендующей на мировое лидерство.

 

СИСТЕМА ОЛИМПИЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ РОССИИ

 

После произошедшего в конце 1991 г. распада СССР российский олимпийский спорт оказался в крайне сложном положении. В России осталось около половины потенциала олимпийского спорта бывшего СССР (школы, центры, кадры). Однако большая часть современных баз олимпийской подготовки оказалась за рубежом – в Грузии, Армении, Казахстане, Украине, Литве, Эстонии, ставших независимыми государствами.

 Устоявшаяся система олимпийской подготовки была полностью дезорганизована, и работу в очередном цикле (1992-1996 гг.) необходимо было строить в принципиально новых условиях. Ситуация резко усложнялась политической нестабильностью, тяжелейшим экономическим кризисом, а также разрушением государственной системы управления спортом (олимпийская подготовка перешла в сферу деятельности Олимпийского комитета России и национальных федераций по видам спорта). Положение усугублялось еще и массовым отъездом за рубеж (для работы в разных странах) квалифицированных тренеров, а также многих известных спортсменов, в первую очередь, специализировавшихся в спортивных играх. Была дезорганизована и система научно-методического обеспечения олимпийской подготовки в связи с крайне низким уровнем финансирования спортивной науки и отъездом за рубеж многих специалистов.

Претензии руководителей российского спорта и других специалистов этой страны на сохранение того положения России в олимпийском спорте, которое ранее занимал СССР, казались в этих условиях наивными и нереальными – по отношению как к Играм Олимпиад, так и к зимним Олимпийским играм. Зарубежные прогнозисты отводили России в лучшем случае третье место и на Играх Олимпиад (после команд США и Германии), и на зимних Олимпийских играх (после команд Германии и Норвегии).

Но этот прогноз оказался неточным. На XVII зимних Олимпийских играх 1994г. в Лиллехамере сборная России сумела оказаться первой в неофициальном командном зачете, в упорной борьбе опередив спортсменов Норвегии и Германии по количеству золотых медалей (соответственно 11, 10 и 9). А вот на Играх XXVI Олимпиады 1996 г. в Атланте сборная России с большим отрывом проиграла команде США, хотя уверенно опередила спортсменов Германии, заняв в итоге 2-е место в неофициальном командном зачете (количество золотых медалей: США – 44, Россия – 26, Германия – 20) (табл. 1).

Эти итоги явились не результатом развития олимпийского спорта в новой России, а следствием инерционных процессов, связанных с отставленным эффектом системы советского спорта, поэтому дальнейшие перспективы олимпийской подготовки в России представлялись весьма сомнительными.

В то же время сводным планом подготовки к Играм очередной XXVII Олимпиады (Сидней, 2000 г.) в России было предусмотрено завоевание первого общекомандного места, что представлялось абсолютно нереальным. В России, и в первую очередь в Москве – в силу системы, существовавшей в СССР – была сконцентрирована подавляющая часть специалистов, работавших в высшем звене олимпийской подготовки. Многие из этих специалистов хорошо знали мировой опыт, представляли интересы СССР в международных спортивных организациях, имели обширные связи и авторитет в МОК и в международных спортивных федерациях.

Именно опыт и знания этих специалистов позволили в принципиально новых социально-экономических условиях консолидировать усилия, сохранить в России стержневые элементы системы советского спорта и умело воспользоваться открывшимися возможностями для самостоятельности, кооперации с зарубежными партнерами, для укрепления связей с профессиональным спортом, коммерциализации системы подготовки и соревнований и др. При этом россияне сумели не утратить главного – нацеленности всей системы олимпийского спорта на подготовку к главным соревнованиям четырехлетнего цикла – Играм XXVII Олимпиады 2000 г. в Сиднее.

Значительную роль в этом сыграла активная деятельность многих специалистов в плане формирования в России законодательной базы для развития олимпийского спорта, а также по привлечению внебюджетных источников финансирования олимпийской подготовки.

В результате на Играх XXVII Олимпиады 2000 г. сборная России уверенно оказалась на 2-м месте в неофициальном командном зачете, незначительно уступив сборной США и с большим отрывом опередив сборную Германии, оказавшуюся на 5-м месте (табл. 1).

Характеризуя выступление российских спортсменов на Играх XXVII Олимпиады 2000 г. в Сиднее, нельзя не отметить их тяжелые срывы в некоторых видах спорта, где Россия была традиционно сильна – тяжелой атлетике, гребле на байдарках и каноэ, академической гребле, плавании. В этих видах спорта сборная России не досчиталась, относительно благоприятных прогнозов, 20-25 медалей разного достоинства. Хотя в то же время спортсмены России получили в Сиднее порядка 10-12 «незапланированных» медалей.

Таблица 1 - Итоги выступлений сборных США, России и Германии (в неофициальном командном зачете) на Играх Олимпиад в 1996 и 2000 гг.

Год и место проведения

Игр Олимпиад

Команды стран

Количество медалей

Место

золотые серебряные бронзовые всего

1996, Атланта

США 44 32 25 101 1 Россия 26 21 16 63 2 Германия 20 18 27 65 3

2000, Сидней

США 36 24 31 91 1 Россия 32 28 28 88 2 Германия 13 17 26 56 5

В очередном олимпийском цикле (2001-2004 гг.) Россия, в отличие от своих основных конкурентов, вновь позволила себе целенаправленную напряженную подготовку с реальной надеждой на успех примерно в 20 видах спорта. И вопрос здесь не в численности населения страны и даже не в материально-технических возможностях ее спорта (по этим показателям сегодняшняя Россия не может сравниваться ни с США, ни с Китаем), а в наличии традиций, кадров, системы подготовки резерва, опыта непосредственной подготовки к Играм.

Ориентация на подготовку спортсменов в большом количестве видов спорта не снимала акцента на подготовку спортсменов в традиционно сильных для России видах спорта, в частности – в видах спорта со сложной координацией движений и в спортивных единоборствах.

Не выпадала из поля зрения и необходимость хотя бы частичного восстановления позиций в тех традиционно сильных для России видах спорта, в которых, в силу объективных и субъективных причин, эти позиции были утрачены. Речь шла, прежде всего, о велосипедном спорте (шоссе и трек), плавании, академической гребле, гребле на байдарках и каноэ.

Все это, по мнению руководителей программы олимпийской подготовки спортсменов России, свидетельствовало о прочности и действенности системы спорта высших достижений в стране, опиравшейся на остающуюся до настоящего времени уникальной структуру подготовки спортивного резерва, на универсальные знания и талант ведущих российских тренеров и других специалистов, обеспечивающих сохранение процесса подготовки спортсменов на уровне лучших мировых стандартов.

Цели и задачи концепции сводного плана подготовки спортсменов России к Играм XXVIII Олимпиады 2004 г. в главном сводились к тому, что при оптимальных условиях организации и управления олимпийской подготовкой, полноценном развертывании научного, медицинского сопровождения, стабильном ресурсном обеспечении из госбюджета олимпийская сборная России способна выиграть на Играх в Афинах 1-е место в неофициальном командном зачете с 37-39 медалями.

Основными положениями системы олимпийской подготовки спортсменов России к Играм XXVIII и XXIX Олимпиад (2004 и 2008 гг.) были следующие:

- укрепление организационных основ подготовки сборных команд и их ближайшего резерва в олимпийских циклах 2001-2004 гг. и 2005-2008 гг. на основе совместной деятельности Олимпийского комитета России и Госкомспорта России, национальных спортивных федераций (союзов, ассоциаций), отделов и ведомств, местных (территориальных) государственных и общественных организаций;

- проведение комплексных спортивных мероприятий – универсиад, спартакиад школьников, спортивных игр молодежи;

- создание системы олимпийской подготовки в вузах физического воспитания и спорта;

- совершенствование методики спортивной тренировки, приведение ее в соответствие с достижениями мирового уровня, что предусматривает резкое повышение качественных характеристик тренировочного процесса, включая широкий спектр различных восстановительных и эргогенных средств;

- повышение качества подготовки и квалификации специалистов, работающих в сфере олимпийского спорта, в первую очередь – тренерского состава;

- прекращение оттока за рубеж квалифицированных тренерских кадров, увеличение количества российских тренеров, работающих у себя в стране;

- развитие сети баз олимпийской подготовки, оснащение их всем необходимым для реализации современных технологий спортивной подготовки, качественного научно-методического и медицинского обеспечения;

- переориентация системы научно-методического обеспечения с деятельностью КНГ на деятельность научно-исследовательских центров федерального и регионального уровней, что остается более эффективным и экономичным;

- повышение мотивации спортивной деятельности, общественной значимости спорта высших достижений, социальной защищенности спортсменов и тренеров, качества воспитательной работы и психологической подготовки.

Концепцией олимпийской подготовки спортсменов России к Играм XXVII и XXIX Олимпиад (2004 и 2008 гг.) было также предусмотрено преодоление негативных для спорта России тенденций, вызванных как внешними факторами (особенностями развития олимпийского спорта в мире, а также в странах – основных конкурентах России на олимпийских аренах), так и внутренними причинами: организационными и материально- техническими проблемами переходного периода, в том числе:

-оттоком наиболее перспективных спортсменов из России вследствие переманивания вербовщиками из экономически более развитых стран;

-излишней для ведущих российских спортсменов соревновательной практикой, наносящей ущерб их рациональной подготовке к Олимпийским играм;

-форсированной подготовкой и излишне ранней специализацией, которые обусловлены нерациональным расширением календаря юношеских спортивных соревнований;

-прерыванием спортивной карьеры молодыми перспективными спортсменами (в возрасте 20-23 лет) из-за материальных проблем и переходом в другие, более благополучные по сравнению со спортом, сферы деятельности.

Концепцией были предусмотрены и стратегические направления в совершенствовании системы олимпийской подготовки в игровых видах спорта. Уже при подготовке к Играм XXVII Олимпиады (2000 г.) российские специалисты нашли эффективное решение, казалось бы, безнадежной проблемы со спортивными играми. Если массовый отъезд спортсменов-игроков для выступления в зарубежных клубах и неумение работать с легионерами в российских клубах привело к тому, что в 1996 г. в Атланте в игровых видах спортсмены России вообще не получили медалей, при подготовке к Играм-2000 было убедительно показано, что компетентное руководство и эффективная координация подготовки российских спортсменов, готовящихся и у себя в стране, и за рубежом, позволяют подвести их к Играм в состоянии высокого уровня готовности и эффективно управлять командой в ходе соревнований.

В целом стратегия подготовки спортсменов России, изложенная в концепциях и свободных планах подготовки к Играм Олимпиад и зимним Олимпийским играм 2004-2008 гг., в основных положениях базировались на достижении школы советского спорта, развиваясь лишь в тех направлениях, которые диктовались современными реалиями спорта и достижениями научно-технического процесса.

Важным элементом стратегии олимпийской подготовки должно было стать расширение пространства для поиска и выявления спортивных талантов путем ускоренного развития и освоения прогрессивных систем «спортизированного» физического воспитания детей, подростков и молодежи.

На Играх XXVIII Олимпиады 2004 г. в Афинах сборная России впервые за время выступлений на Играх Олимпиад самостоятельной командой (с 1996 г.) уступила по количеству золотых медалей (27) не только команде США (35), но и Китая (32). Однако по общему количеству наград (92) хотя и несколько отстала от США (103), но намного опередила команду КНР (63).

Специалисты России выдвинули претензии и на завоевание общекомандной победы на Играх XXIX Олимпиады (2008 г.) в Пекине, однако такие прогнозы могли оправдаться лишь в случае: существенной активации работы с ближайшим и отдаленным спортивными резервами; резкого расширения сети центров (опорных пунктов) олимпийской подготовки с соответствующими финансовыми возможностями, инфраструктурой, материально-техническим, кадровым, научным и медицинским обеспечением; кардинального изменения отношения к организации и финансированию научно-исследовательской работы и внедрения результатов в практику; осознания того, что, наряду с лучшими образцами системы подготовки из опыта советского спорта в современную практику должно внедряться и множество составляющих, явившихся следствием достижений научно-технического прогресса двух последних десятилетий.

Казалось бы, олимпийский спорт России успешно преодолел кризис и с высокими результатами вошел в этап достаточно возрождения страны, реальное начало которого можно отнести к 2003-2004 гг. С развитием политической стабильности резко возросла роль государства и его возможности в деле управления, появились успехи в сфере экономики, был наведен относительный порядок в планировании и расходовании бюджетных средств и, что очень важно для спорта, сформировалось позитивное отношение к нему как к одной из важнейших сфер внутренней жизни страны и ее международного авторитета. Большое внимание стало уделяться в России и развитию детско-юношеского спорта, строительству спортивных сооружений. Во многих регионах страны массовый и детско-юношеский спорт стали рассматриваться как важнейший фактор здорового образа жизни, борьбы с курением, пьянством, потреблением наркотиков, преступностью.

Естественно, что и достижения российского спорта на олимпийской арене, как минимум, должны были бы сохраниться, но этого не произошло.

На XIX зимних Олимпийских играх 2002 г. в Солт-Лейк-Сити и на XX зимних Олимпийских играх 2006 г. в Турине команда России выступила значительно слабее по сравнению с тяжелым для страны кризисным периодом (1994 и 1998 гг.). Достаточно отметить, что если из Лиллехаммера и Нагано российская команда привезла 20 только золотых медалей (11+9), то из Солт-Лейк-Сити и Турина, при резко расширенной программе зимних Игр, всего лишь 13 (5+8). Команда России выбыла из тройки сильнейших и заняла в 2002 г. только 5-е, а в 2006-м – 4-е место, оставшись в Солт-Лейк-Сити позади Норвегии, Германии, США и Канады, а в Турине – позади Германии, США и Австралии.

Не лучшими оказались для России итоги Игр XXIX Олимпиады 2008 г. в Пекине. Там российские спортсмены лишь в последние дни соревнований смогли обойти по количеству золотых медалей сборную Великобритании, оставшуюся на 4-м месте. Россияне (с 23 золотыми, а также 21 серебряной и 28 бронзовыми медалями) не смогли составить конкуренции командам Китая и США, которые оказались далеко впереди как по золотым наградам, так и по общему количеству медалей всех достоинств.

Откровенной неудачей, получившей широкий резонанс в спортивном мире, оказалось выступление российской команды на XXI зимних Олимпийских играх 2010 г. в Ванкувере, которая не смогла составить конкуренции командам стран-лидеров – Канады, Германии, США, Норвегии.

После проведения Игр-2008 руководители российского спорта, специалисты, представители СМИ, отдавая должное победам многих российских спортсменов, широко комментировали причины относительно слабого выступления сборной России в Пекине. Приводилось множество причин – как общего, присущего всему российскому спорту, характера, так и частного – приведших к неудачному выступлению в отдельных видах спорта. Эти причины связаны с организационными и кадровыми просчетами, с проблемами, касающимися спортивных баз, взаимоотношений между государственными и общественными органами управления спортом, с недостаточно эффективной подготовкой и т.д.

Крайне нестабильный, лишенный необходимого количества квалифицированных специалистов государственный орган управления физической культурой и спортом сумел расшатать и ослабить позиции Олимпийского комитета России, вступив с ним в затяжной конфликт и, в конечном счете, разрушить систему управления олимпийской подготовкой, но собственной, более совершенной системы создать не успел или не сумел. В принципе правильная ориентация руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту В. Фетисова на создание «единой вертикали управления спортом» не была реализована по ряду причин, в том числе и из-за постоянных реорганизаций государственного органа, который одно время – пусть и очень короткое – даже был в структуре Министерства здравоохранения России.

Большой проблемой оказалась и кадровая политика: большинство специалистов, способных к формированию и реализации эффективной системы олимпийской подготовки, ушло из спорта по возрасту или по другим причинам. Смены, способной подхватить эстафету, не оказалось в связи с экономическими и социальными проблемами в 1990-е годы.

Еще одна, не менее важная причина многих проблем современного российского спорта – практически полное разрушение в России в 90-е годы XX в. той системы научно-методического обеспечения олимпийской подготовки, которая на протяжении нескольких десятилетий (с начала 50-х годов) постоянно развивалась и являлась важнейшей составляющей, определявшей успех советского спорта на олимпийской арене.

Достаточно напомнить, что, например, при подготовке к Играм XXIV Олимпиады 1988 г. в систему научного обеспечения олимпийской подготовки в СССР только на ее высшем уровне было вовлечено более 800 специалистов Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры, других отраслевых научно-исследовательских учреждений – институтов, ряда проблемных лабораторий вузов, крупнейших институтов физической культуры.

Ныне Россия практически лишена системы научно-методического обеспечения олимпийской подготовки. Явно недостаточным является количество серьезных исследований в сфере спорта высших достижений. Не отвечает запросам современного спорта подготовка научно-педагогических кадров, о чем более чем убедительно свидетельствует объем и содержание научно-методических и научных публикаций, а также диссертационных работ, выполненных в последнее десятилетие в ведущих российских учебных и научных учреждениях этой сферы.

Разрушение системы научно-методического обеспечения олимпийской подготовки в России не могло не привести и к проблемам в сфере спортивной медицины, обеспечивающей в стране олимпийскую подготовку. На это во время Игр XXIX Олимпиады 2008 г. в Пекине обратил внимание бывший руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту России В. Фетисов, заявивший, что в стране полностью разрушена система спортивной медицины. Вице-президент Олимпийского комитета России Г. Алешин отметил, что Олимпийские игры в Пекине показали, что научно-методическое обеспечение в стране практически отсутствует.

Очень остро стоит и кадровая проблема. В числе нынешних руководителей российского спорта не видно лидеров, способных к организации современной системы олимпийской подготовки, которая могла бы успешно конкурировать с созданными в Австралии, Великобритании и некоторых других странах.

Не легче ситуация и в различных видах российского спорта, в которых наметился острый дефицит как опытных функционеров, так и тренеров. В России явно проявились результаты безразличного отношения государства к системе специального образования и повышения квалификации специалистов в сферах физического воспитания и спорта, где негативная ситуация продолжается с 90-х годов XX века. Широко распространенная практика, согласно которой к руководству видами спорта на государственном и на общественном уровнях пришли люди, успешные в других сферах деятельности, но не имеющие специального образования и профессионального отношения к спорту, комментируется специалистами как тупиковая.

В отношении зимних Олимпийских игр особой проблемой для спортивных организаций России стало резкое расширение программы Игр за счет новых видов спорта, поскольку в России не было ни материальной базы, ни квалифицированных кадров, ни традиций.

В условиях нынешней острейшей конкуренции в биатлоне, лыжном спорте, фигурном катании рассчитывать на общекомандные успехи, не вступая в борьбу за медали в шорт-треке, сноубординге, фристайле и других медалеемких видах спорта, нереально. Поэтому Россия будет вынуждена интенсивно развивать эти виды спорта, а также (во всяком случае, при подготовке к XXII зимним Олимпийским играм 2014 г. в Сочи) максимально использовать возможности зарубежных тренировочных центров, ведущих тренеров и других специалистов для подготовки небольшой группы перспективных российских атлетов.

Особой проблемой, с которой уже столкнулся российский спорт и которую не удастся решить в ближайшие годы, является пополнение сборных команд этой страны молодыми перспективными атлетами. Резкое сокращение системы массового и детско-юношеского спорта в России, неэффективная система физического воспитания в средней школе существенно уменьшили количество талантливых юных спортсменов, способных составить отдаленный и ближайший резерв сборных команд.

России предстоит практически заново возрождать свою спортивную науку и спортивную медицину, способные оказать реальное влияние на формирование и функционирование эффективной системы олимпийской подготовки, решить вопросы подготовки и повышения квалификации специалистов самого различного профиля, особенно тренеров и управленцев, создать систему управления спортом высших достижений, предусматривающую четкую координацию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации стратегических задач, а также решить весьма болезненные вопросы, связанные с расстановкой кадров. Вся эта деятельность потребует не одного года напряженной работы. Серьезнейшей предпосылкой для ее осуществления может стать проведение XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.

В то же время общая политическая и экономическая ситуация, сложившаяся в современной России, отношение государства и широких слоев общественности страны к спорту могут создать необходимые предпосылки для того, чтобы российские спортсмены оказались в состоянии реально бороться за лидерские позиции в олимпийском спорте уже на XXII зимних Олимпийских играх в 2014 г. и на Играх XXXI Олимпиады в 2016 г.

 



СИСТЕМА ОЛИМПИЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

1.4.1 Система олимпийской подготовки в спорте Франции

 

На заре олимпийского движения современности спортсмены Франции выступили на Играх Олимпиад довольно успешно и почти всегда входили в число лидеров. На Играх I Олимпиады, проходивших в 1896 г. в Афинах, в активе французских спортсменов были 5 золотых, 4 серебряные и 2 бронзовые медали, а в неофициальном командном зачете эта страна вышла на 4-е место. На Играх II Олимпиады, состоявшихся в 1900 г. в Париже, на счету сборной Франции оказалось 25 золотых медалей, а также 36 серебряных и 31 бронзовая, и она первенствовала как по количеству наград наивысшего достоинства, так и по общему количеству завоеванных ее спортсменами олимпийских медалей (92), опередив оставшуюся на второй позиции сборную США (20 золотых, 14 серебряных и 15 бронзовых, всего – 49). Хотя спортсмены Франции и участвовали в Играх III Олимпиады (1904 г.) в Сент-Луисе, но не завоевали там ни одной медали.

На первых после Второй мировой войны Играх XIV Олимпиады 1948 г. в Лондоне сборная Франции, на счету которой там было 10 золотых, 6 серебряных и 13 бронзовых медалей, заняла в итоге 3-е место в неофициальном командном зачете, уступив лишь сборным США (38, 27, 19) и Швеции (16, 11, 17).

Успехи французского спорта на Играх Олимпиад (в период до 1948 г. включительно) базировались на прочном фундаменте – прогрессивной системе физического воспитания (созданной в этой стране еще в XIX в. и получившей дальнейшее развитие в первые десятилетия XX в.), в которой спорт занимал достойное место и пользовался во Франции популярностью.

Кстати, в числе лидеров олимпийского спорта тех лет в основном находились страны, в которых с начала XIX в. стали формироваться эффективные гимнастические системы, способствующие вовлечению населения в занятия различными формами двигательной активности и видами спорта (Великобритания, Франция, Швеция, Германия, Финляндия, Швейцария).

Ситуация кардинально изменилась, когда на олимпийскую арену вышел спорт Советского Союза и некоторых других стран социалистического лагеря, отличающийся эффективной и постоянно развивающейся системой детско-юношеского спорта и подготовки сильнейших спортсменов к Олимпийским играм.

Что же касается выступлений французских спортсменов на Играх Олимпиад в 50-е годы XX в., то они не были впечатляющими: Хельсинки-1952 – 6 золотых, 6 серебряных, 6 бронзовых медалей и 7-е место сборной этой страны в неофициальном командном зачете; Мельбурн-1956 – 4 золотые, 4 серебряные, 6 бронзовых наград и 11-е место. Затем у спортсменов Франции последовал явный провал на Играх XVII Олимпиады 1960 г. в Риме: ни одной золотой, лишь 2 серебряные и 3 бронзовые награды.

Этот провал вызвал во Франции огромный общественный резонанс и явился основанием для радикальных действий французского правительства по развитию спорта высших достижений, которое привело к крупномасштабному государственному вмешательству. Было перестроено законодательство, приняты нормативные документы и выделены финансовые ресурсы для строительства и оснащения спортивных сооружений, оказания помощи федерациям по видам спорта, развития школьного, университетского, клубного, женского спорта. Для управления этой деятельностью был создан полностью финансируемый государством орган – Национальный совет по спорту.

Результаты реформы не заставили себя долго ждать: уже на Играх XVIII Олимпиады 1964 г. в Токио в активе сборной Франции было в общей сложности 15 медалей разного достоинства, правда, всего 1 – золотая. А на Играх XIX Олимпиады 1968 г. в Мехико, где на счету команды Франции оказалось 15 наград разного достоинства, 7 из них были золотыми – и в итоге сборная этой страны вышла на вполне пристойное 6-е место.

Однако развить этот успех французам не удалось – в связи с прошедшей в конце 60-х – начале 70-х годов XX в. радикальной трансформацией систем спорта высших достижений в СССР, ГДР, Венгрии, Румынии, Болгарии, Кубе и в некоторых других странах социалистического лагеря, охватившей там все звенья детско-юношеского, резервного спорта и спорта высших достижений с созданием широкой сети интернатов, центров олимпийской подготовки, интенсивным развитием науки и т.п. Эти изменения по своим масштабам и обоснованности оказались значительно радикальнее французской модели реорганизации.

Это привело к тому, что на Играх 1972 г. в Мюнхене команда Франции выступила откровенно слабо, оказавшись на 17-м месте с 13 медалями, из них всего 2 золотых. Еще более низкими были результаты выступлений в Монреале-76 – 2 золотые, 3 серебряные и 4 бронзовые награды.

К чести французских специалистов следует сказать, что уже в начале 80-х годов XX в. они начали очередной, значительно более фундаментальный этап перестройки спорта высших достижений с четким отделением так называемого элитного спорта от профессионального. И если профессиональный спорт во Франции развивался по законам коммерческой деятельности (в основном самостоятельно) при незначительном государственном регулировании, развитие элитного спорта, ориентированного, в первую очередь, на подготовку к Олимпийским играм, оказалось практически полностью в сфере государственного управления, с подчинением деятельности самостоятельных общественных организаций – национальных спортивных федераций – общей стратегии развития спорта и интересам олимпийской подготовки путем использования политических и финансовых рычагов.

Принятые меры проявились в постепенном улучшении результатов выступлений французских спортсменов на аренах Игр Олимпиад: Сеул-1988 – 6 золотых, 4 серебряных, 6 бронзовых наград (9-е место); Барселона-1992 –соответственно 8, 5 и 16 (9-е место); в Атланте-1996 – резкий подъем: 15 золотых, 7 серебряных, 15 бронзовых медалей и 5-е место в неофициальном командном зачете. Успешнее олимпийцев Франции выступили только команды США, России, Германии и Китая.

На Играх последующих Олимпиад (2000, 2004, 2008 гг.) сборная Франции доказала, что ее успех в Атланте не был случайным, и явился следствием эффективно и стабильно функционирующей в стране системы олимпийской подготовки.

Организация и управление

Основным отличием французской модели олимпийской подготовки от систем, функционирующих в большинстве европейских стран, является жесткое государственное регулирование развития элитного спорта. Такая практика была введена во Франции законодательным путем еще в 1984 г., и с тех пор не меняется, несмотря на смену правительства и изменения политики в других сферах деятельности.

Руководство спортом от имени государства осуществляет во Франции Министерство здоровья, молодежи и спорта, которое выделяет национальным спортивным федерациям финансовые средства и определяет их деятельность на всех уровнях управления спортом силами 1700 государственных служащих – специалистов в различных видах спорта и других сферах деятельности. Эти служащие реализуют политику государства в развитии разных видов спорта и в сферах деятельности, связанных с подготовкой спортсменов высокого класса на всех ее уровнях.

При подготовке во Франции к Играм XXIX Олимпиады 2008 г. средства, ежегодно выделяемые государством для организации и осуществления олимпийской подготовки спортсменов элитного уровня, составляли около 230 млн. евро. Эти средства в основном тратились на подготовку сильнейших спортсменов. Что же касается финансирования подготовки на всех уровнях детско-юношеского и резервного спорта, то оно осуществляется во Франции за счет бюджета местных властей.

Для оптимизации олимпийской подготовки французских спортсменов правительство страны создало в 1984 г. Национальный комитет элитного спорта (под председательством министра), в состав которого входят организации, связанные со спортом и видные специалисты, работающие в разных областях спортивного движения.

Комитет решает такие основные задачи:

- формирование состава элитной группы французских спортсменов на очередное олимпийское четырехлетие;

- определяет стратегию и осуществляет координацию деятельности различных государственных и общественных организаций, связанных с подготовкой спортсменов элитной группы;

- выделяет приоритетные соревнования, определяет стратегию соревнований и тренировочной деятельности, устраняет противоречия между рациональной подготовкой и широкой соревновательной деятельностью;

- формирует политику отбора перспективных молодых спортсменов, организацию материально-технического и финансового обеспечения их подготовки.

Таким образом, упомянутый комитет, сформированный из ведущих экспертов, определяет качество работы государственных и общественных организаций Франции в деле подготовки сильнейших спортсменов к Олимпийским играм и к другим крупнейшим международным соревнованиям.

Контингент спортсменов

Система спорта высших достижений, созданная во Франции, позволяет вовлечь в планомерную многолетнюю подготовку к Олимпийским играм широкий контингент спортсменов и, в конечном счете, сформировать эффективную команду, способную достичь высоких результатов на Играх Олимпиад и зимних Олимпийских играх не только в отдельных видах соревнований, но и в неофициальном командном зачете. Например, в 2007-м (за год до Игр XXIX Олимпиады в Пекине) на первом (высшем) уровне пирамиды системы подготовки во Франции было 753 спортсмена с полным элитным статусом; на втором – 2652 взрослых спортсмена высокой квалификации, на третьем – 3491 спортсмен в группе юниоров. Далее следовал четвертый уровень – 8507 спортсменов в возрасте 12 лет и старше, которые имели задатки для достижения результатов мирового уровня. Таким образом, система спорта высших достижений во Франции, включая ближайший и отдаленный резерв, охватывала в 2007 г. около 16,5 тыс. спортсменов. Такой же контингент французы планируют сохранить и на ближайшие годы.

Контингент спорта высших достижений опирается во Франции на систему массового детского спорта, функционирующую по месту жительства и в общеобразовательных школах.

 

1.4.1.3 Центры подготовки

Для осуществления подготовки спортсменов различного возраста, квалификации и специализации во Франции создано большое количество соответствующих центров, в их числе – крупные комплексные центры, располагающие всеми необходимыми условиями для проживания, обучения и тренировки, а также небольшие специализированные структуры – под несколько видов спорта (или один вид спорта), позволяющие организовать работу с молодыми перспективными спортсменами.

Главным достижением элитного спорта Франции является наличие 24 комплексных центров; в каждом из них на высшем уровне могут готовиться спортсмены, специализирующиеся в нескольких видах спорта. Принципиальная особенность таких центров, наряду с современными условиями для тренировки, проживания, питания, отдыха и восстановления, медицинского и научного обеспечения – возможность сочетать процесс подготовки с образовательными программами, что создает необходимые условия для деятельности спортсменов после окончания ими спортивной карьеры.

Основным из этих центров является всемирно известный парижский центр Национального института спорта и физического воспитания, где созданы все необходимые условия для подготовки спортсменов во многих видах спорта, подготовки и повышения квалификации специалистов в области спорта, реализуется и обширная программа научно-исследовательских работ. Начиная с 1996 г. около половины спортсменов Франции, завоевавших медали на Олимпийских играх – воспитанники этого центра.

Второй уровень образован 110 центрами, расположенными в различных регионах страны и предназначенными для подготовки спортсменов высокого класса. В каждом центре созданы условия для подготовки в одном или нескольких видах спорта и надлежащие условия для сочетания учебы в школах или университетах с занятием спортом.

Следующий (третий) уровень – это 370 центров для подготовки юных спортсменов.

Все эти центры различного уровня и специализации (более 500), расположенные во всех 26 регионах Франции, являются государственными, имеют необходимую материально-техническую базу и финансирование. Центры различных уровней связаны между собой преемственностью подготовки, предполагающей передачу спортсменов по мере увеличения их возраста и роста мастерства в центры более высокого уровня с одновременным сохранением возможности готовиться в тех центрах, где спортсмены начинали спортивную карьеру.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 290.