СОВРЕМЕННЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ В США (с 1996 г.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вернуть лидирующее положение в олимпийском спорте Соединенным Штатам Америки удалось благодаря изменениям, произошедшим в первой половине 90-х годов ХХ в. на политической карте мира. Объединение Германии и связанное с этим разрушение государственной системы олимпийского спорта бывшей ГДР, распад Советского Союза и тяжелый экономический кризис в России и других странах, образовавшихся на территории бывшего СССР – все это помогло США уверенно выиграть игры XXVI Олимпиады 1996 г. в Атланте, а также несколько улучшить свои позиции на XVII и XVIII Олимпийских зимних играх (1994 и1998 гг.) в Лиллехамере и Нагано.

После Игр XXVI Олимпиады в Атланте многие аналитики (прежде всего, из США) прогнозировали лидирующее положение спортсменов США на олимпийской арене на многие годы вперед. Однако уже итоги следующих Игр XXVII Олимпиады в 2000 г. в Сиднее показали, что позиции США далеко не так прочны, как казалось. Сборной команде США на Играх-2000 с большим трудом удалось опередить сборную команду России, спортсмены которой значительно улучшили свои результаты в Сиднее по сравнению с Играми-1996 в Атланте.

Неустойчивость положения спорта США на олимпийской арене хорошо понимали и американские специалисты, поэтому USOC, национальные федерации по зимним видам спорта, государственные структуры, многочисленные фирмы-спонсоры, начиная с 2001 г. делали все для совершенствования системы олимпийской подготовки американских спортсменов. На различных уровнях в США обсуждался вопрос и принимались конкретные меры по «реорганизации системы олимпийского спорта с головы до ног».

Не менее активно действовали США и в других направлениях, способных повлиять на общекомандный результат, но никак не связанных с системой олимпийской подготовки.

Первым является активная работа с МОК и международными спортивными федерациями в направлении расширения программ Олимпийских игр – за счет видов спорта, популярных в США и не развитых у их основных конкурентов. Здесь США удалось добиться серьезных результатов.

Второе направление связано со стремлением как-то изолировать сильнейших спортсменов США от допинг-контроля и одновременно активизировать эту работу по отношению к основным конкурентам. Достаточно обоснованным является мнение, согласно которому на протяжении многих лет эта деятельность приносила американским спортсменам заметное преимущество на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Только в последние годы здесь появились сбои, после чего спортивному миру стало ясно, что многие достижения американских спортсменов имели допинговую основу.

Третье направление предусматривает давление американских представителей на судейский корпус в тех видах спорта, результаты которых во многом определяются субъективными оценками судей.

Наконец, четвертое связано с широкой пропагандистской компанией, направленной на поддержку американских спортсменов и давление на их основных конкурентов.

Возможности всех этих направлений активно использовались при подготовке и участии спортсменов США в Играх XXVI Олимпиады 1996 г. в Атланте и особенно в XIX зимних Олимпийских играх 2002 г. в Солт-Лейк-Сити. Не стали исключением и последующие Олимпийские игры.

Основные факторы, определяющие потенциал спорта США:

- сформированная в течение многих десятилетий потребность общества в спорте как одной из важных частей общественной жизни, сферы деловой деятельности, активного времяпровождения и здорового образа жизни;

- мощная материально-техническая база спорта, позволяющая вовлечь значительную часть населения в занятия спортом в соответствующих для них условиях;

- большое и разнообразное в расовом и этническом отношениях население, подавляющая часть которого имеет достаточно высокий жизненный уровень и хорошее состояние здоровья, что обусловлено высоким уровнем показателя ВВП, приходящегося на душу населения в США, и достаточно эффективной системой здравоохранения;

- богатая история и традиции олимпийского спорта и исключительно высокий уровень развития в США большинства профессиональных видов спорта, достижения которого, естественно, влияют на развитие олимпийского спорта.

1.1.1 Организация и управление спортом высших достижений и олимпийской подготовкой в США

 

Отличительной чертой политики в сфере спорта высших достижений, в первую очередь олимпийского спорта, реализуемой в самых различных странах, претендующих на прогресс на международной арене, является совершенствование системы государственного регулирования развития спорта на всех его уровнях, поиск оптимальных моделей управления, способствующих объединению деятельности государственных и общественных организаций, концентрации их внимания на достижении конечного результата – успеха на международной арене.

При реализации такой политики большинство стран ориентируется на максимально возможное использование мирового опыта и его объединение с национальными возможностями.

Единственной страной, которая в последние годы абсолютно игнорирует мировой опыт и остается непроницаемой к его использованию, когда речь идет о формировании эффективной системы олимпийской подготовки, являются США.

Эта ситуация очевидна и в самих Соединенных Штатах Америки, однако, как отмечают Мик Грин и Барри Холихен, «американцы столь уверены в своей исключительности и в отсутствии потребности искать уроки вне собственных границ, что трудно вообразить сценарий, который побудил бы эту страну искать способы подготовки элитных атлетов вне сложившихся схем-стереотипов».

Подобная самоуверенность множество раз приводила США к проблемам в различных сферах, начиная от внешней политики и заканчивая внутренней экономикой, но мало чему научила их руководителей. Проявилось это и в олимпийском спорте, достижения в котором практически в течение всей его истории, за очень редким исключением, не соответствуют ни претензиям руководства и народа этой страны, ни ее огромному людскому и экономическому потенциалу, ни богатой спортивной истории, ни огромной массовости и популярности спорта в США.

Негативную роль в этом отношении для спорта США играют и СМИ, а также многочисленные публикации, претендующие на научный анализ проблемы.

В американских СМИ на протяжении уже многих десятилетий активно провозглашается лидирующее положение США на олимпийской арене. Это и не удивительно, так как прямолинейная пропаганда, как правило, не опирается на серьезный анализ реального положения дел и часто выдает желаемое за действительное.

С момента выхода на олимпийскую арену спортсменов СССР и других стран социалистического содружества США сдали свои позиции как страна, лидирующая в олимпийском споре. Что же касается отдельных успехов на олимпийской арене, то они, как правило, были связаны не с эффективностью системы олимпийской подготовки в США, а с внешними факторами политического порядка или с грубыми просчетами основных соперников. И то это относится исключительно к Играм Олимпиад. Если же говорить о зимних Олимпийских играх, сборную команду США тем более нельзя считать доминирующей. С тех пор как спортсмены СССР впервые приняли участие в зимних Олимпийских играх (1956), последние проводились 15 раз. В течение всего этого периода в неофициальном командном зачете первенствовали спортсмены нескольких стран (СССР, Норвегии, ГДР, Германии, России), в числе которых не было США. Лишь на XXI зимних Олимпийских играх 2010 г. в Ванкувере атлеты США впервые в истории своих выступлений завоевали наибольшее количество медалей разного достоинства, однако были лишь третьими по основному показателю – количеству золотых медалей (9), уступив канадским (14) и немецким (10) атлетам. При этом нельзя не отметить одного деликатного момента. Большинство медалей (22 и 37) американские атлеты завоевали на очень сложных сооружениях и трассах во фристайле, сноубординге, горнолыжном спорте, бобслее, лыжном двоеборье. В отличие от европейских спортсменов они имели возможность широко использовать в процессе подготовки сложные для освоения олимпийские сооружения.

Все это приводит к выводу, что основной проблемой олимпийской подготовки в США является уверенность американских спортивных менеджеров в неоспоримом превосходстве американской спортивной политики, их стремление экстенсивным путем совершенствовать систему, опираясь на внутренний опыт и пренебрегая всем тем, что находится вне американских границ.

В США существует большое количество организаций, отвечающих за развитие спорта, деятельность которых в той или иной мере должна регулироваться Олимпийским комитетом США, но на деле эти связи в большинстве случаев являются формальными, а вся система управления спортом высших достижений в США отличается хаотичностью, отсутствием взаимосвязей и нацеленности на общий конечный результат.

Стала значительно более эффективной и политика Олимпийского комитета США (USOC), который сумел многое сделать для объединения национальных спортивных федераций в стремлении сформировать стратегию подготовки к Играм Олимпиад и зимним Олимпийским играм, обратив внимание на подготовку спортсменов в максимально возможном количестве видов соревнований и концентрацию усилий и финансовых ресурсов на подготовке атлетов, способных реально включиться в борьбу за олимпийские медали. Это существенно повлияло на результаты выступлений американских спортсменов на Играх XXIX Олимпиады 2008 г. в Пекине и XXI зимних Олимпийских играх в Ванкувере.

На Играх XXIX Олимпиады 2008 г. в Пекине спортсмены США получили 110 медалей – на 7 больше, чем в 2004 г., и на 19 больше, чем в 2000 г. Интересно отметить, что резкое повышение общего количество медалей, завоеванных атлетами США, произошло несмотря на то, что в КНР ещё с 2001 г. реализовалась специальная программа «Проект 119», направленная на целевую подготовку спортсменов в тех видах спорта, в которых американцы были особенно сильны (в первую очередь в плавании и в легкой атлетике).

Впечатляющим оказался в последние годы прогресс команды США на зимних Олимпийских играх. Еще в 80-х годах США не воспринимались как страна, спортсмены которой могут соперничать с командами стран-лидеров в зимних видах спорта. Например, в 1988 г. на зимних играх в Калгари команда США уступила по общему количеству наград спортсменам СССР в пять раз, а ГДР – в четыре раза. Да и в дальнейшем, включая зимние Олимпийские игры 1988 г., спортсмены США были очень далеко от лидеров. Однако уже в 2002 г. США оказались в их числе, удвоив количество медалей по сравнению с итогами зимних Олимпийских игр 1988 г.

В основе успехов команды США на зимних Олимпийских играх последних лет лежит правильная стратегия, ориентированная на подготовку спортсменов в большинстве видов олимпийской программы, с акцентом на медалеемкие виды, недавно появившиеся в программе Игр – фристайл, сноуборд, шорт-трек, а также на женский хоккей. В результате американцы завоевали награды в большом количестве видов спорта, включая скоростной бег на коньках, горнолыжный спорт, бобслей, лыжное двоеборье.

Таким образом, Игры XXIX Олимпиады 2008 г. в Пекине и XXI зимние Олимпийские игры 2010 г. в Ванкувере убедительно продемонстрировали, что, в отличие от 90-х годов ХХ в., в США стала формироваться весьма эффективная система подготовки к Олимпийским играм, не только опирающаяся на национальные традиции, но и постоянно вбирающая в себя передовой мировой опыт.

 

Подготовка спортсменов высокого класса в США

 

В США создана своеобразная система подготовки спортсменов высокого класса, не имеющая ничего общего с системами, существующими в бывшем СССР и в бывшей ГДР, существующей в современном Китае и в ряде европейских стран (детская спортивная школа – школа-интернат спортивного профиля – школа высшего спортивного мастерства или центр олимпийской подготовки – сборная команда страны).

В США подготовка спортсменов реализуется путем использования возможностей следующих направлений.

Первое характерно для игровых видов спорта, в которых действуют мощные профессиональные лиги – баскетбола, хоккея с шайбой, бейсбола. В этих лигах создана многоступенчатая подготовка игроков, согласно которой каждая команда, представленная в высших дивизионах, имеет дочерние команды, укомплектованные игроками различного возраста и квалификации. Такая система обеспечивает эффективное обновление составов команд вышележащих уровней молодыми перспективными игроками, а также активную деятельность клуба на трансферном рынке.

Возможности этого пути в отношении достижений на олимпийской арене незначительны в силу ряда причин. Во-первых, профессиональные лиги, как правило, не склонны направлять сильнейших игроков на Олимпийские игры, так как это не приносит финансовых выгод, нарушает ход национальных чемпионатов, чревато травмами игроков. Во-вторых, даже успешные выступления в одном или двух игровых видах спорта мало влияют на итоги общекомандной борьбы на олимпийской арене, так как каждая команда может принести лишь одну медаль.

Второе направление, обеспечивающее эффективную многолетнюю подготовку перспективных детей, подростков и юношей, связано с деятельностью школьной системы физического воспитания и массового школьного спорта. В США, в отличие от многих других стран, физическое воспитание носит четко выраженную спортивную направленность с наличием широкой сети школьных соревнований. В различных школах культивируются разные виды спорта. Наиболее популярны там игровые виды спорта, специализация в которых может открыть учащимся в перспективе дорогу в профессиональный спорт. Богатые традиции и высокий уровень развития различных видов профессионального спорта – баскетбола, бейсбола, американского футбола, хоккея с шайбой, гольфа, тенниса, бокса и некоторых других – в значительной мере сдерживают развитие многих олимпийских видов спорта. Большая популярность и высокие доходы в профессиональном спорте являются мощным стимулом для привлечения детей к занятиям этими видами спорта. И школы, и университеты заинтересованы в развитии тех видов спорта, которые популярны среди населения, притягательны для родителей, спонсоров, СМИ.

Однако интенсивное развитие олимпийского спорта, высокая политическая и социальная значимость успехов на Олимпийских играх, профессионализация многих олимпийских видов спорта уже несколько десятилетий способствуют увеличению их популярности, включению их в систему детского и юношеского спорта в США. Наряду с традиционно популярными в американских школах и университетах легкой атлетикой и плаванием получили достаточно интенсивное развитие спортивная гимнастика, гребля, фигурное катание, конькобежный спорт, велоспорт, горнолыжный спорт, бобслей, шорт-трек, фристайл, сноубординг и др.

Этот процесс нашел яркое отражение в выступлениях спортсменов США на Олимпийских играх. Например, на играх XIX Олимпиады 1968 г. в Мехико в активе спортсменов США было 45 золотых медалей, из которых 36 (80%) оказалось на счету пловцов и легкоатлетов. На следующих Играх ХХ Олимпиады 1972 г. в Мюнхене американские пловцы и легкоатлеты завоевали 23 золотые медали из 33, выигранных спортсменами США (70%). На Играх XXVIII и XXIX Олимпиад (2004 и 2008 гг.) ситуация была уже несколько иной. На Играх-2004 в Афинах на долю американских пловцов и легкоатлетов пришлось 20 из 35 золотых медалей команды США (57%), на Играх-2008 в Пекине – 19 из 36 (53%).

Конечно, в увеличении количества видов спорта, в которых американцы добились успеха, определенную роль сыграло и расширение олимпийской программы за счет популярных в США пляжного волейбола, триатлона, софтбола, женского футбола, фристайла, сноубординга. Однако в ряде видов спорта, в которых в прежние годы спортсмены США не могли успешно конкурировать на олимпийской арене, достигнут большой прогресс, благодаря чему США уверенно вошли в число стран, являющихся мировыми лидерами в спортивной гимнастике, академической гребле, велоспорте и других видах.

Популярность плавания и легкой атлетики в США по-прежнему остается высокой, несмотря на интенсивное развитие в последнее десятилетие в американских школах других олимпийских видов спорта – спортивной гимнастики, фехтования, гребли, борьбы. Во многом это обусловлено интенсивной профессионализацией олимпийского спорта, в особенности легкой атлетики, которая в современном мире развивается по тем же законам, по которым развиваются и наиболее популярные индивидуальные профессиональные виды – теннис, гольф, автогонки, велосипедный спорт.

Заинтересованы в эффективной спортивной подготовке талантливых детей и их родители, которые находят дополнительные условия для тренировки вне школы, стимулируя их мастерство и обеспечивая гарантии льготного обучения в вузах.

Третье направление обусловлено деятельностью публичных парков и рекреационных зон, которые, наряду со школьным спортом, стоят в основании американской пирамиды спорта. Деятельность этих парков не связана со спортом высших достижений, а направлена на привлечение широких слоев населения к двигательной активности и массовому спорту. USOC даже не рассматривает Национальную ассоциацию рекреации и парков в качестве своего партнера, отказав ей в членстве. Однако парки реально являются серьезным подспорьем для резервного спорта, особенно во время школьных каникул, реализуя детские программы подготовки и соревнований по различным видам спорта.

Четвертое направление подготовки спортсменов высокого класса в США – углубленное совершенствование в университетских командах. Американские университеты мало озабочены проблемой подготовки сборных команд США к Олимпийским играм и другим крупнейшим международным стартам. Достижения в спорте они используют как традиционно значимый фактор повышения престижа своего вуза, привлечение студентов к массовому спорту и здоровому образу жизни. Поэтому американские университеты приглашают к себе на учебу не только сильнейших спортсменов, выпускников школ, но и многих перспективных молодых атлетов из-за рубежа.

В США существует достаточно тесная связь между университетским и школьным спортом. Популярность того или иного вида спорта в университетах, наличие большого количества университетских команд и соревнований, в которых они могут участвовать, является мощным стимулом для развития этого вида спорта в школах. Это относится не только к таким исторически популярным в США видам спорта, как плавание и легкая атлетика.

Несмотря на развитие многих видов спорта в школах и университетах США, постоянное увеличение количества занимающихся, расширение сети соревнований, несомненные достижения на международной спортивной, в том числе олимпийской, арене, спортсмены высшего класса – члены сборных команд США нередко испытывают серьезные материальные затруднения в организации эффективной подготовки. Например, Федерация гребли США организует и финансирует подготовку примерно 40 сильнейших спортсменов. Для них проводятся сборы в летних лагерях, финансируется их участие в международных соревнованиях, медицинское обслуживание, страхование. Гребцы также получают определенные материальные поощрения за участие в международных соревнованиях. Однако, как отмечают эксперты, всех этих мероприятий и средств недостаточно для полноценной подготовки и соревновательной деятельности, и спортсмены сами вынуждены изыскивать дополнительные средства на питание, проживание, переезды и другие нужды, связанные с полноценной подготовкой.

Такое положение характерно даже для спортсменов высокого уровня. Что же касается спортсменов их спортивного резерва, стремящихся попасть на высший уровень, для них недостаточность финансирования – еще более сложная проблема. Федерации и клубы, конечно, стремятся изыскать средства для приобретения оборудования и инвентаря, уменьшить стоимость использования спортивных сооружений, но ресурсы в целом являются явно недостаточными для обеспечения полноценной подготовки.

Существенной составляющей успеха американцев в спорте является их активная и плодотворная деятельность в продвижении в программу Олимпийских игр новых видов спорта, популярных в США и имеющих в них давнюю историю. Так случилось с пляжным волейболом, родина которого – американский штат Калифорния, где он стал развиваться еще в 20-е годы ХХ в. Добившись включения в программу зимних Олимпийских игр сноубординга, который в США развивается уже около полувека и стал популярным профессиональным видом спорта, американцы получили в нем преимущество на олимпийской арене.

Нельзя не учитывать и того вклада в успех команд США, который приходится на долю эмиграции в эту страну видных специалистов из других стран, а также активную позицию спортивных клубов и университетов США в поиске талантливых молодых атлетов из стран Африки и Америки с их последующей натурализацией.

Отсутствие системы государственного управления спортом высших достижений в США привело к исключительному разнообразию организационных форм развития различных его видов, обусловленных традициями, популярностью, материальными и финансовыми возможностями спортивных организаций. Достижение высокого конечного результата в решающей мере определяется мастерством и организаторскими способностями тренера. В США тренер является центральной фигурой в системе спортивной подготовки, в отличие от стран с жесткой системой государственного управления спортом и наличием эффективных систем научно-методического обеспечения.

Отметим, что, например, в ГДР бывали случаи, когда неудачные выступления отдельных команд на чемпионатах мира или Олимпийских играх сопровождались полной сменой тренерского состава сборной команды страны. Но там это не приводило к отрицательным результатам, так как роль тренера в основном сводилась к творческой реализации утвержденного и коллективно подготовленного плана подготовки, с детальной характеристикой всех основных параметров нагрузки, способов контроля, средств восстановления и стимуляции работоспособности и т.д.

В США подобное невозможно: там тренер является человеком, во власти которого находится вся система подготовки спортсменов, поэтому и все выдающиеся тренеры США – творческие и самобытные личности, склонные к самостоятельным научным исследованиям, имеющие собственный взгляд на различные составляющие спортивной подготовки и спортивную технику.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 373.