Во многих научных дисциплинах, связанных со спортом и двигательной активностью, американские ученые в течение нескольких десятилетий заняли передовые позиции в мировой спортивной науке. Исследования, проведенные в США в области физиологии, биохимии, морфологии, гистологии, биомеханики, психологии, медицины, фармакологии, позволили поднять на принципиально новый уровень знания в сфере специфических ответвлений этих дисциплин. Работы многих специалистов США получили всемирную известность и нашли отражение в большом количестве фундаментальных трудов, изданных в крупнейших и наиболее авторитетных издательствах не только в США, но и во многих других странах.
Однако можно с уверенность говорить о том, что результаты всех этих исследований незначительно влияют на практику спорта высших достижений в самих США. Результаты исследований американских ученых внедрены в практику подготовки спортсменов США и ряда других стран, что нередко оказывается не в пользу американского спорта.
Причин такой ситуации несколько; основной является практически полное отсутствие зависимости научных разработок от практики спорта высших достижений. Большая часть исследований, проводимых в США, финансируется из государственного бюджета, разных фондов или определяется заказами различных корпораций. Университеты, исследовательские центры и лаборатории получают гранты на разработку разнообразной проблематики, в подавляющем большинстве связанной со здоровым образом жизни, двигательной активностью и физическим воспитанием. Результаты этих исследований могут использоваться в спорте, но требуют серьезной адаптации к конкретным задачам спортивной подготовки, интеграции в целостную систему, определяющую ее качество.
Прямые заказы спортивных организаций на тематику, непосредственно связанную со спортом, крайне ограничены и в основном направлены на разработку диет, различного рода напитков и фармакологических программ, спортивного снаряжения и экипировки. Определенная часть исследований проводится и по заказам профессиональных спортсменов, заинтересованных в поиске решений, способов обеспечить преимущество над конкурентами.
В Соединенных Штатах Америки отсутствует стратегия развития спортивной науки, в основе которой лежала бы ее комплексность и органическая взаимосвязь с нуждами спорта высших достижений. Это принципиально отличает научные исследования американских специалистов от деятельности их коллег, работавших и работающих в странах, в которых наука поставлена на службу спорту высших достижений, как это было в СССР и ГДР, а теперь – в Австралии, Китае, Норвегии, Франции и ряде других стран.
Отсутствие в США современных исследований в области теории и методики спортивной подготовки порождается и отсутствием в этой стране серьезных специалистов в данной области. Ситуация усложняется отсутствием системы комплексного научного сопровождения подготовки американских спортсменов к Олимпийским играм. В результате этого интеграция огромного современного массива знаний по множеству частных проблем медицинского, биологического и психологического характера в целостную систему, подчиненную запросам спорта высших достижений и их внедрение в практику более успешно осуществляется за рубежом, чем в самих США. Таким образом, наука США не столько оказывает влияние на эффективность спорта высших достижений в собственной стране, сколько служит донором спорта высших достижений для ее конкурентов.
Американская система спорта высших достижений, программа отбора и подготовки сильнейших спортсменов США к Олимпийским играм принципиально отличается от высокоэффективных систем, сформированных в других странах, добившихся высоких результатов на олимпийской арене. Два принципиальных положения, которыми гордятся США, уверовав в свою исключительность, самым отрицательным образом сказывается на спортивных достижениях американских атлетов. Во-первых, это категорическое невмешательство федерального правительства, а за ним и правительств отдельных штатов, в управление развитием спорта высших достижений. Во-вторых, замкнутость системы спорта, ориентированной лишь на внутренний опыт и не способной признать, что по многим (в том числе и наиболее принципиальным) положениям принятая в США система организации олимпийского спорта, подготовки тренеров, развития науки и ее внедрения в практику далеко не совершенна и во многом отстает от систем, используемых в других странах.
Однако исторический опыт мало чему учит американцев: ни прежние их тяжелые поражения в соревнованиях с советскими спортсменами, ни откровенно сенсационные проигрыши сборной США команде ГДР, ни поражения на Играх XXIX Олимпиады 2008 г. от команды Китая, похоже, не способны сдвинуть неповоротливую и несовершенную систему американского олимпийского спорта с пути, проторенного десятилетиями.
СПОРТ В КИТАЕ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СИСТЕМЫ ОЛИМПИЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ В КНР
Исторические предпосылки
Китайская Народная Республика (КНР) была образована в 1949 г. Первый этап ее истории был обусловлен тесным сотрудничеством с СССР. С 1949 по 1956 г. в КНР при широкомасштабной помощи СССР были сформированы базовые отрасли промышленности, система образования и т.д. Под влиянием СССР сформировался в Китае и подход к развитию спорта высших достижений, согласно которому уже в начале 50-х годов XX в. спорту в КНР была отведена важная роль в воспитании молодежи и демонстрации преимуществ социалистического строя на международной арене.
В 1952 г. в КНР создан государственный орган по управлению развитием физической культуры и спорта, а в 1952-1953 гг. открыт ряд институтов физической культуры в крупнейших городах страны – Пекине, Шанхае, Ухани и др. Некоторые из этих вузов стали центрами подготовки кадров и развития научных исследований в сфере физического воспитания и спорта. Эти институты были созданы по образцу аналогичных вузов, работавших в СССР. Для постановки системы физкультурного образования в КНР был направлен ряд известных специалистов из советских вузов.
В середине 50-х годов XX в. в КНР была сформирована система развития официально признанных в этой стране 43 видов спорта. В соответствии с опытом Советского Союза было создано более полутора тысяч детских спортивных школ, в которых организовывался отбор способных спортсменов и их многолетняя подготовка.
По советскому образцу сформирована в КНР и система спортивных соревнований, включающая и проводимые раз в четыре года внекитайские Спартакиады.
В 1957 г. лидер КНР Мао Цзэдун инициировал программу интенсивного развития Китая под лозунгом «большого скачка». Ее основной задачей было интенсивное развитие экономики, которое должно было позволить уже через 15 лет догнать Соединенные Штаты Америки.
В китайском спорте политика «большого скачка» выразилась в необходимости интенсивного развития большинства наиболее популярных в мире видов спорта. Была поставлена задача в течение 10 лет подготовить 15 тыс. спортсменов высшего класса, способных успешно конкурировать с сильнейшими спортсменами мира в легкой атлетике, плавании, спортивной гимнастике, тяжелой атлетике, стрельбе волейболе, баскетболе и других олимпийских видах спорта.
Параллельно, по образцу СССР, в КНР должны были развиваться массовый спорт и физическое воспитание населения. Был адаптирован к условиям Китая советский комплекс «Готов к труду и обороне!», создано множество спортивных команд в трудовых коллективах, организована соответствующая система соревнований.
Национальный олимпийский комитет КНР был признан МОК в 1954 г. Однако Игры XVI Олимпиады 1956 г. в Мельбурне КНР бойкотировала в знак протеста против допуска к участию в этих Играх команды с острова Тайвань под названием «Китай». КНР не признавала этого государства и считала остров Тайвань своей территорией. Учитывая, что МОК в этом вопросе не пошел на уступки, правительство Китайской Народной Республики в 1958 г. приняло демонстративное решение о прекращении сотрудничества с МОК (возвращение КНР в олимпийскую семью состоялось лишь в 1979 г.).
Программа «большого скачка» не приносила серьезных результатов, и в 1960 г. Коммунистическая партия Китая внесла в нее изменения, которые коснулись и спорта. В частности, планировалось сконцентрировать материальные ресурсы на меньшем количестве видов спорта и на спортсменах, способных в короткое время достичь результатов мирового уровня. Было отобрано 10 основных для КНР видов спорта, в которых была организована подготовка наиболее перспективных атлетов с учетом международных стандартов.
До 1966 г. Министерство по делам спорта вело активную работу по концентрации усилий на развитии в КНР спорта высших достижений. Забота о развитии массового спорта была возложена на провинциальные спортивные организации.
Мастерство спортсменов Китая стало возрастать, а в отдельных видах спорта они казались способными включиться в борьбу за награды на крупнейших международных соревнованиях.
Отрицательное влияние на развитие спорта КНР в конце 50-х – начале 60-х годов XX в. оказало резкое охлаждение отношений между КНР и Советским Союзом, которое в последующие годы перешло в затяжной кризис.
В 1972 г. КНР возобновила свое членство в Организации Объединенных Наций. Встреча президента США Ричарда Никсона и Мао Цзэдуна в Пекине привела к смягчению отношений между КНР и США, которые до этого были откровенно враждебными.
Руководство КНР обратило внимание на спорт как простейшее и наиболее доступное средство преодоления международной изоляции и установления контактов с различными странами.
После смерти Мао Цзэдуна в Коммунистической партии Китая (КПК) шла острая политическая борьба, в результате которой фактическим лидером Китая стал 72-летний Дэн Сяопин – человек с богатым политическим прошлым и огромным опытом, активный сторонник радикальных экономических и политических реформ. Благодаря постоянно растущей популярности и огромному авторитету к 1980 г. он полностью взял под свой контроль КПК и начал активную реализацию социальных и экономических реформ, выделив четыре основных сектора – оборонную промышленность, сельское хозяйство, науку, промышленное производство.
Дэн Сяопин не занимал поста официального руководителя страны. Он был председателем Народного политического консультативного совета КНР (1978-1983 гг.), вице-премьером Госсовета КНР (1975-1983 гг.), председателем Военного совета ЦК КПК (1981-1989 гг.), однако вплоть до 1989 г., когда в возрасте 85 лет Дэн Сяопин отказался от всех постов, он оказывал решающее влияние на жизнь страны, являясь духовным лидером Китая, «главным архитектором китайских экономических реформ и социалистической модернизации». И уже после своего ухода с государственных постов Дэн Сяопин в течение четырех лет активно работал над тем, чтобы его единомышленники занимали важнейшие посты в государстве, а руководитель КНР Цзян Цзэминь был продолжателем «эры Дэн Сяопина».
С первых лет реформ спорт высших достижений в КРН был провозглашен в качестве важного средства объединения наций, формирования национального самосознания, укрепления места Китая в мировой политике, развития связей между Востоком и Западом. Расширилось участие спортсменов Китая в международных соревнованиях, начала развиваться материальная база, промышленность по производству товаров для спорта.
В 1979 г. КНР возобновила свое членство в международном олимпийском движении, однако свою команду для участия в Играх XXII Олимпиады 1980 г., проводившихся в Москве, не прислала, присоединившись к бойкоту, организованному администрацией президента США Д. Картера, что оказалось вполне предсказуемым, учитывая происходившее в те годы сближение Китая и США.
Общество стратегических исследований КНР рекомендовало Министерству по делам спорта реализовать «олимпийскую стратегию», предусматривающую подготовку и выступление на Олимпийских играх 1984 г. и последующих лет как приоритетное направление развития спорта. При этом успехи на Олимпийских играх, китайский флаг и гимн в честь победителя должны были стать главной целью и ответственностью министерства.
Китай направил на проводившиеся в Лос-Анджелесе Игры XXIII Олимпиады в 1984 г. команду, которая в итоге заняла 4-е место в неофициальном командном зачете (15 золотых, 8 серебряных и 9 бронзовых медалей). Этот результат был представлен как серьезный успех китайского спорта, оказавшегося в числе лидеров олимпийского движения.
Игры XXIV Олимпиады 1988 г., проведенные в Сеуле – в привычных для китайских спортсменов географической зоне и условиях, все расставили на свои места, продемонстрировав явное преимущество спортсменов СССР, ГДР и некоторых других восточноевропейских стран на олимпийской арене. А сборная Китая по итогам этих Игр оказалась на 11-м месте в неофициальном зачете, имея в своем активе 5 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых медалей.
Из этой неудачи в Китае были сделаны правильные выводы, и система олимпийской подготовки стала интенсивно совершенствоваться на основе использования восточноевропейского, в первую очередь – советского, опыта. Этому во многом способствовало и изменение отношений между КНР и СССР. К власти в Китае пришли люди, обучавшиеся в прежние годы в Советском Союзе и владевшие русским языком.
В 2005 г. был подписан договор о сотрудничестве олимпийских комитетов Китая и России, согласно которому должен был состояться обмен информацией, тренерскими кадрами, возможность содействовать в подготовке спортсменов, ее научном и медицинском обеспечении. Однако этот договор носил уже формальный характер. Все, что можно было получить у наследия советского спорта к этому времени, они уже получили. Что же касается действительно реальной помощи России, то осуществлять ее они и не собирались.
Экономические реформы, активно проводившиеся в Китае, стали проносить свои плоды, что дало возможность увеличить и объем финансирования спорта высших достижений в КНР. В стране развернулось строительство современных спортивных объектов, стала расширяться сеть спортивных школ различного уровня, развивались институты физической культуры и спорта и научно-исследовательские учреждения этой сферы, увеличился контингент спортсменов высокого класса, вовлеченных в подготовку на уровне сборных команд КНР и провинций, расширился календарь внутренних и международных соревнований.
Все эти меры быстро привели к серьезным успехам. На Играх XXV Олимпиады 1992 г. в Барселоне и на Играх XXVI Олимпиады 1996 г. в Атланте сборная команда Китая уверено заняла 4-е место в неофициальном командном зачете (в 1992 г. – 16 золотых, 22 серебряные и 16 бронзовых медалей; в 1996 – 16, 22 и 12).
Достижение спортивных успехов происходило на фоне политической стабильности, успешно развивающейся экономики, интенсивного развития в КНР науки и образования. Цзян Цзэминь, руководивший страной с 1992 по 2002 г., активно поддержал дальнейшее развитие спорта высших достижений, строительство спортивных сооружений и идею проведения в Пекине Игр Олимпиады.
КНР стала второй (после ГДР) страной в истории олимпийского движения современности, в которой достижения на Олимпийских играх были поставлены в ряд важнейших общегосударственных задач. Это позволило сформировать в Китае систему развития спорта и подготовки к Олимпийским играм, которая была недоступна для спортивных организаций других стран.
Уже итоги Игр XXVII Олимпиады 2000 г. в Сиднее продемонстрировали обоснованность претензий Китая на мировое первенство в сфере олимпийского спорта: 3-е место в неофициальном командном зачете (28 золотых, 16 серебряных и 15 бронзовых медалей).
А когда в 2004 г. в Афинах на Играх XXVIII Олимпиады в активе команды Китая оказалось 32 золотые, 17 серебряных и 15 бронзовых медалей (причем по количеству золотых наград спортсмены Китая опередили Россию на 5 медалей и всего на 3 медали наивысшего достоинства отстали от США), специалистам стало ясно, что общекомандное первенство на Играх XXIX Олимпиады 2008 г. у себя на родине китайской команде практически гарантировано.
Итоги Игр-2008 в Пекине превзошли самые смелые прогнозы китайских и зарубежных специалистов: спортсмены КНР завоевали 51 золотую медаль (на 15 больше, чем у занявшей 2-е место в неофициальном командном зачете сборной США), а также 21 серебряную и 28 бронзовых наград.
1.2.2 Современная система спорта высших достижений и олимпийской подготовки в КНР
Управление развитием спорта
В 80-90-е годы XX в. в китайском спорте существовала исключительно жесткая система государственного управления его развитием. Министерство по делам спорта КНР и Олимпийский комитет Китая практически являлись единой структурой, входившей в центральное правительство (Государственный совет). В структуре этого министерства функционировали департаменты по видам спорта, в которых находились национальные спортивные федерации и национальные сборные команды, представляющие второй уровень управления. Третий уровень был жестко подчинен второму и охватывал провинциальные и городские спортивные школы, сборные команды провинций.
В конце 90-х годов, с учетом общей политики развития спорта, предусматривающей вовлечение в развитие элитного спорта всех центральных и местных органов власти, структура управления спортом была несколько модернизирована – в сторону повышения возможностей и участия провинциальных властей, но, по сути, осталась прежней.
Министерство по делам спорта КНР было преобразовано в Генеральную спортивную администрацию, в которую вошел и Олимпийский комитет Китая. В этой администрации были организованы: 1) девять департаментов по различным видам деятельности; 2) 20 спортивных центров (отделов), включающих и федерации по видам спорта; 3) отдел по подготовке национальных команд по видам спорта; 4) комиссии по управлению спортом на провинциальном уровне, в проведении которых оказались провинциальные и городские спортивные комитеты, провинциальные спортивные отделы и команды, спортивные школы различного уровня, учебно-тренировочные центры.
1.2.2.2 Подготовка спортивного резерва и система многолетней подготовки спортсменов в КНР
Деятельность в этом направлении по методологии практически не отличалась от реализованной в конце 50-х – начале 60-х годов XX в. в СССР и была построена на основе его опыта. Другое дело, что благодаря жесткой административной системе управления, масштабам Китая, заинтересованности местных органов управления, огромным финансовым возможностям вся система детско-юношеского спорта и подготовки резерва приобрела не только огромные размеры, но и строгую структуру и управляемость на каждом из пяти уровней (рисунок 1).
Рисунок 1 - Пять уровней системы олимпийской подготовки в Китае и количество атлетов на каждом из уровней – показатели предолимпийского 2007 г.
На первом уровне находятся дети в возрасте 6-9 лет, вовлеченные в обучение основам вида спорта и в систему начального отбора. Дети, у которых выявлены определенные задатки к совершенствованию в том или ином виде спорта, зачисляются в детские спортивные школы и оказываются на втором уровне пирамиды.
Второй уровень предусматривает достаточно напряженную подготовку детей в течение нескольких лет (до 12-14-летнего возраста, в зависимости от вида спорта). Тренировочные занятия проводятся 4-5 раз в неделю по 3 часа. Параллельно с подготовкой в детских спортивных школах решаются и задачи отбора наиболее талантливых детей для подготовки на третьем уровне.
Третий (полупрофессиональный) уровень предполагает подготовку подростков, девушек и юношей в возрасте 12-13 лет до 15-17 лет. На этот уровень попадает относительно небольшое количество детей, обучавшихся в детских спортивных школах – около 12%. Подготовка осуществляется в провинциальных и городских специализированных школах, в которых весь режим подчинен задаче полноценного спортивного совершенствования. Тренировочные занятия проводятся дважды в день в объеме 4-5 часов 5-6 раз в неделю. В школах организовано специальное питание, имеется соответствующая материальная база, медицинское обеспечение, квалифицированные тренеры.
После подготовки в течение 3-4 лет на третьем уровне наиболее способные атлеты (примерно треть) переводятся на четвертый (профессиональный) уровень. Они получают статус национальных атлетов и включаются в систему подготовки к высшим достижениям. На этом уровне постоянно возрастают тренировочные нагрузки, спортсмены привлекаются к участию в крупных соревнованиях, включая международные. Подготовка предполагает 4-6 часов ежедневных занятий 5-6 раз в неделю в школах высшего спортивного мастерства (центрах профессиональной подготовки).
Высшим (пятым) уровнем пирамиды являются олимпийские атлеты, в число которых попадает примерно каждый пятый спортсмен национального уровня. В частности, к Играм XXIX Олимпиады (2008г.) в Пекине на этом уровне готовились 3222 спортсмена – почти в два с половиной раза больше по сравнению с количеством атлетов, готовившихся к Играм XXVIII Олимпиады 2004 г. (1316 чел.) Это привело к увеличению составов команд. Если в прежние годы в Китае было две сборных страны – основная и резервная, то при подготовке к Играм-2008 в Пекине – три (основная сборная команда, молодежная и резервная). Увеличилось и количество спортсменов в основной сборной команде. Сделано это было с целью максимального обострения внутренней конкуренции в каждом виде спорта за право попадания в олимпийскую команду.
Однако и спортсмены четвертого уровня в случае достижения ими высоких результатов могли претендовать на включение в национальную команду Китая для участия в Играх Олимпиады. Таким образом, в олимпийскую подготовку на профессиональном уровне в современном Китае вовлечено около 20 тыс. спортсменов высокой квалификации.
Огромное количество занимающихся в детских спортивных школах и в специализированных школах в провинциях является ядром системы всекитайской поддержки спорта высших достижений. Основной стимул для юных спортсменов второго и третьего уровней – возможность оказаться в составе национальных, а в дальнейшем – и олимпийских атлетов. Однако лишь около 5% из учащихся детских спортивных школ попадает на четвертый и пятый уровни пирамиды. По мнению самих китайских специалистов, эта система практически основана на жесточайшем «естественном отборе», разрушающем мечты 95% учащихся более чем 3000 детских спортивных школ, работающих в Китае.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 464.