§ 1. Изучение ощуще- Для большинства созданных к концу XIX столетия психологических ний и восприятия лабораторий характерно сведение основной проблематики экспериментальных исследований к изучению элементарных психических процессов - ощущений и восприятий. Для иллюстрации достаточно ограничиться примерами лейпцигской лаборатории В.Вундта, которая вплоть до начала XX в. продолжала оставаться ведущим центром мировой экспериментальной психологии и лабораториями России, которая занимала тогда второе место после Германии по объему научных работ, важности и широте проблематики.
Так, в Вундтовской лаборатории две трети всей психологической тематики занимали психофизические измерения, психофизиологические исследования ощущений и восприятий, а также хронометрические измерения реакций. Э.Боринг приводит следующие подробные данные по этому поводу. По количеству работ, выполненных в лаборатории В.Вундта (всего было проведено 100 исследований), проблемы ощущений и восприятия занимают первое место. С изучением вопросов сенсорной психофизиологии связано 50% всех проведенных исследований. За ними шли работы, касающиеся измерения времени реакций. Они составляют 17% от общего числа исследований. Последняя треть экспериментальных исследований, проведенных в лаборатории В.Вундта посвящена изучению эмоций (10%), внимания (10%) а ассоциаций (10%).
Из общего числа работ, выполненных в области ощущений и восприятия, половину составляют исследования зрения. Основными темами были здесь вопросы психофизики и психофизиологии светового и цветового зрения, глазомерные функции зрения, поле зрения, оптические иллюзии, восприятие глубины. В области зрения экспериментальные исследования вели В.Вундт, В.Гельпах, И.Крис, Г.Мартиус, Г.Майер и др. Вторую половину составили экспериментальные работы по изучению других видов ощущений - слуха, осязания, вкуса, обоняния.
Хронометрические измерения времени реакций проводились по трем направлениям. Одно из них было связано с определением времени реакций в зависимости от воздействия раздражителей различной физической природы. Особую известность приобрели опыты Л.Ланге, позволившие ему открыть сенсорный и моторный тип реакций. Другая линия измерений была связана с определением времени сложных реакций, включающих акты узнавания, различения, выбора. Измерением времени сложных реакций занимались сотрудники В.Вупдта Э.Тишер, Д.Кеттел и др. К этим исследованиям примыкают работы Э.Крепелина, М.Траутшольда, Д. Кеттел а по измерению времени свободных и навязанных ассоциаций.
Открытие Л.Ланге (1886) сенсорного и моторного типа реакций повлекло за собой экспериментальные исследования внимания. Вопросы по вниманию касались в основном вопросов объема, колебания и распределения внимания (опыты с компликацией). Объем внимания определялся с помощью тахистоскопического метода. Первыми стали изучать объем внимания в лаборатории В.Вундта Г.Дейч и Д.Кеттел. Первые опыты по изучению особенностей колебания внимания провел Н.Н.Ланге.
Немногочисленную часть заняли в Лейпцигской лаборатории исследования вторичных (моторных) характеристик речи - скорости чтения и письма (Д.Кеттел).
Сходные с Вундтовской лабораторией направления исследований имели место и в лабораториях России. В лабораториях В.М.Бехтерева исследовались все виды чувствительности. Зрительную чувствительность изучали Ф.К.Телятник, А.В.Гервер, А.ФЛазурский, М.П.Никитин. Значительная часть исследований была посвящена изучению волосковой чувствительности (В.М.Бехтерев, К.И.Ноишевский, Н.П.Осипова) и мышечных ощущений (М.Н.Жуковский, В.И.Руднев, М.А.Фальк). Экспериментальные исследования велись и по другим видам ощущений. В Московской лаборатории изучали зрительную чувствительность (И.М.Целиков), слуховую и вкусовую чувствительность (А.Н.Бернштейн). Измерением времени реакций занимались А.А.Токарский и А.Васистов. Для Юрьевской лаборатории характерно было экспериментальное изучение ощущений и восприятия в связи с задачами психиатрии. У больных, страдающих психическими заболеваниями, исследовались особенности реакций на различные раздражители (В.Ф.Чиж), особенности зрительного и слухового восприятия (В.Ф.Чиж, К.И.Заборский), ассоциаций (В.Ф.Чиж), кожной чувствительности (В.К.Барт), памяти слуховых ощущений (Н.Гиршберг), памяти движений (Ф.Шнейдер). В Киевской лаборатории экспериментальные исследования касались вопросов психического утомления (И.А.Сикорский). В Одессе Н.Н.Ланге, используя хронометрический метод измерения реакций, провел многочисленные опыты, направленные на изучение процессуальных характеристик восприятия и внимания. Открытый им закон перцепции и моторная теория внимания принесли русскому психологу всемирную известность.
Итак, краткий обзор состояния научно-исследовательской работы в психологических лабораториях России и Германии показывает, что ощущения и восприятия формировали первую проблематику экспериментальной психологии в период ее возникновения. Вскоре происходит оживление экспериментальных работ в области эмоций, ассоциаций и памяти, а затем и мышления.
§ 2. Начало экспери- Существенным толчком к экспериментальному изучению элементарных ментального изучения чувств и эмоций явилась моторная теория эмоций Джемса-Ланге, эмоций выдвинутая почти одновременно и независимо друг от друга американским ученым В.Джемсом (1884) и датским физиологом С.Ланге (1885). Согласно названной теории эмоции представляют собой осознание телесных органических изменений, вызванных восприятием какой-либо ситуации. Различие точек зрения В.Джемса и С.Ланге состояло лишь в том, что у первого теория имела более общий характер, тогда как теория С.Ланге связывала эмоциональные переживания только с динамикой вазомоторных реакций.
Истоки возникновения теории Джемса-Ланге восходят к античной эпохе. Известно, что уже древними учеными была замечена тесная связь аффектов с двигательными проявлениями. Особенно в отчетливой форме эту связь устанавливали Аристотель и Гален. В средневековье Авиценна провел ряд оригинальных экспериментов, которые, вероятно, следует считать первыми в области изучения эмоций у человека и животных. Авиценна, например, впервые воспользовался показаниями пульса в качестве индикатора интенсивности аффективных переживаний. В Новое время Р.Декарт во всей полноте показал неразрывную связь «страстей» с течением «животных духов» и движениями тела. В XVIII в. французский врач и философ Ж.Ламетри также указывал на органическую связь эмоций и чувств с внутрителесными изменениями, подчеркивая, что «горе сжимает диаметр сосудов» [65, с.86].
В XIX в. положение о телесном выражении эмоций все более укореняется. Особую роль здесь сыграли исследования английских ученых Ч.Белла и Ч.Дарвина. Ч.Бел-лом было показано, что эмоциональное состояние ярко выражается особыми сочетаниями движений мышечных групп лица. В этой связи он считал полезным для художников и скульпторов изучение анатомии и физиологии человека. К этому же призывал художников Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения.
В генетическом плане сходное положение было обстоятельно раскрыто в работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В этой книге Ч.Дарвин выдвинул теорию эмоций, опирающуюся на три основные принципа. Главным среди них является принцип «полезных ассоциированных привычек», согласно которому выразительные движения при эмоциях являются рудиментами ранее биологически полезных для организма движений. Например, выражение печали есть ослабленная форма подлинного плача младенца. Самим Ч.Дарвиным был введен один из методов, который станет в психологии типичным приемом для изучения эмоций по выражению лица. Им брались фотографии с изображениями различных эмоциональных состояний. От испытуемого требовалось определить содержание выражаемой эмоции.
Все сказанное выше и явилось исторической предпосылкой рождения моторной теории Джемса-Ланге, получившей первоначально широкое распространение. Оставляя пока в стороне спорные положения в этой теории, следует, вместе с тем, признать ее положительное значение с точки зрения возможности использования экспериментальных методов при изучении эмоций. Ценность теории Джемса-Ланге в том и заключалась, что она открывала широкий простор для внедрения физиологических методов исследования в эту область психологии. Положение о том, что эмоциональные состояния сопровождаются комплексом моторных и сосудистых изменений, вело к мысли о принятии этих физиологических симптомов в качестве объективных и экспериментально-измеряемых индикаторов различных эмоциональных реакций. Приемы, с которыми было связано экспериментальное изучение эмоций по их телесным и органическим проявлениям, были названы немецким психологом О.Кюльпе общим именем - «методом выражения». Метод выражения предполагает инструментальную регистрацию различных двигательных и вегетативных изменений, сопровождающих эмоциональные переживания. Техника и аппараты, необходимые для этой цели, были заимствованы психологией у физиологии, где они были созданы и широко применялись при изучении механики дыхания, сердца, сосудов и т.п.
Обычно в качестве объективных показателей эмоций и аффектов использовались сдвиги в дыхании {частота, глубина, форма дыхания, длительность вдоха и выдоха), в кровообращении (частота пульса, кровяное давление, объем сосудов, состав крови, кардиограмма). Другими вегетативными показателями были уровень обмена, слюноотделение, потоотделение, химический состав слюны и мочи, температура кожи, кожно-гальваническая реакция, открытая независимо друг от друга Ш.Фере (1888) и русским физиологом И.Р.Тархановым (1890). Наконец, следует назвать некоторые мышечные реакции, как то: зрачковый рефлекс, мышечное напряжение (динамометрия), тремор и другие непроизвольные движения.
Из технических средств для регистрации изменений дыхательных функций чаще всего применялись пневмограф и аппарат для записи потока воздуха. Для регистрации сердечно-сосудистых реакций употреблялись плетизмографы, с помощью которых определялся объем сосудов, сфигмограф, фиксирующий изменения силы и скорости пульса, сфигмометр, определяющий величину давления крови, кардиотахометр, предназначенный для оценки скорости ударов сердца. Кожногальваническая реакция измерялась гальванометрами различной модификации. Мышечное напряжение и сила движения регистрировались эргографами, динамометрами, динамографами.
Первые экспериментальные исследования эмоциональных состояний по методу выражения были проведены А. Моссо (1881), Ш. Фере (1888) и И.Р.Тархановым (1890). Наиболее известные работы А. Моссо были связаны с выяснением влияния умственной работы и некоторых эмоциональных переживаний на объем мозга и других частей тела (руки, ноги). Для этой цели использовался изобретенный им самим плетизмограф. Кроме объема мозга А. Моссо регистрировал сдвиги и других физиологических функций: напряжение мышц (эргограф Моссо), температура тела и мозга.
В 1887 г. Ш. Фере также попытался установить различие в симптоматике отдельных чувств и аффектов при помощи движений, которыми они сопровождаются. Через год Ш.Фере обнаруживает психогальванический феномен, проявляющийся в повышении электрического тока, приложенного к коже при воздействии сенсорных раздражителей (звук метронома, запах, цвет), а также при стенических формах эмоций. Автор связывал этот феномен с понижением электросопротивления кожи в результате потоотделения при выполнении какой-либо психической деятельности и при стенических эмоциональных переживаниях.
Как уже отмечалось выше, аналогичное явление независимо от Ш. Фере было открыто И.Р.Тархановым. Он нашел, что между двумя участками кожи всегда образуется разность потенциалов (внутрисоматический ток). Если эту разность потенциалов снять внешним током обратного направления, а затем испытуемому предложить различные сенсорные раздражения или какую-нибудь умственную работу, или вызвать какой-либо аффект, то оказывается, что во всех этих случаях происходит понижение сопротивления кожи, в результате которого вновь обнаруживается действие внутрисоматического тока, отклоняющего стрелку гальванометра в ту или другую сторону. Психогальванический метод, открытый Ш. Фере и И.Р.Тархановым, станут широко применять в конце XIX и особенно в начале XX столетия.
Общим итоговым выводом большинства первых экспериментальных исследований (А. Моссо, Ш. Фере, И.Р.Тарханов, А. Бине, М. Леманн, П. Менц, Э. Мейман, В.Вундт) был вывод о том, что при чувстве удовольствия все физиологические симптомы повышаются и усиливаются, тогда как при чувстве неудовольствия они снижаются и ослабляются. Экспериментальные данные показали также, что телесные проявления чувств наступают позднее самих аффектов а это значит, что исходные принципы теории Джемса-Ланге оказались несостоятельными. В последующем периферическая моторная теория эмоций Джемса-Ланге и вовсе была отвергнута под влиянием новых данных, полученных в исследованиях В. Кеннона, Ч. Шерингтона, и тем более в современных физиологических и нейрофизиологических исследованиях. Хотя теория Джемса-Ланге в основе своей оказалась неправильной, полностью снять ее значение для развития психологии, особенно экспериментальной, было бы неверно. Эта теория послужила в конце XIX в. теоретическим ориентиром для применения физиологических, объективных методов к изучению эмоциональной жизни человека.
Наряду с методом выражения, широко вошедшим в практику психологических исследований, большую роль в изучении эмоций сыграл и так называемый «метод впечатления». Начало этому методу было положено И.Гете, изучавшим действие цвета на чувства, но полную методическую разработку этого приема осуществил Г. Фехнер, когда он занимался вопросами экспериментальной эстетики. Вначале метод впечатления был предназначен для изучения эстетических чувств и суждений. Психологи же стали его применять для изучения элементарных чувств и эмоций.
Цель фехнеровских опытов в области эстетики сводилась к определению того, как и в какой степени разнообразные ощущения цвета, света, цветовых тонов и их сочетаний в пространстве и времени оказывают на человека эстетическое воздействие. Так, в области зрения источником эстетического чувства могут быть световые и цветовые комбинации, различные пространственные формы. В области слуха - это гармония (сочетание тонов), ритм, в области движений - пространственно-временные отношения слуховых и зрительных восприятии.
Существенным для метода впечатления является прием субъективного сравнения и оценки двух или более одновременно или последовательно предъявляемых раздражений, на основе которых субъект производит выбор предпочитаемого или отвергаемого внешнего предмета. Опыты Г. Фехнера были связаны в основном с эстетической оценкой различных геометрических форм (прямоугольники, треугольники, эллипсы и др.). Определение эстетической оценки проводилось тремя способам, или их комбинациями. Первым из них является метод выбора, при котором испытуемому предлагается выбрать наиболее приятный из предъявляемых объектов. Второй прием, названный методом изготовления или репродукции, предполагал самостоятельное изготовление таких геометрических форм и отношений, которые человеку более всего нравятся. Третий способ, известный под названием «метод применения,» заключался в выяснении того, как часто в практической жизни применяются те или другие геометрические формы различных предметов обихода (форма, размер, цвет книг, визитных карточек, конвертов, плиток шоколада и т.п.).
Впоследствии все эти приемы использовались в лаборатории В.Вундта, а также в лабораториях других стран. Итогом подобных исследований было построение для каждого из испытуемых аффективных кривых удовольствия и неудовольствия. В 90-х гг. XIX в. намечается тенденция объединения метода впечатления с методом выражения. Эта новая тенденция объясняется стремлением обеспечить объективный контроль тех субъективных оценок, которые даются человеком при методе впечатления (П.Менц, Э.Мейман, М.Браун).
Кроме двух основных экспериментальных методов изучения эмоций, очень часто применяли различного рода опросники, фото-киносъемку для регистрации мимики лица, позы тела и других выразительных движений, сопровождающих эмоции человека.
Итак, к началу XX столетия была поставлена на экспериментальную основу еще одна область психологии. Созданная экспериментальная база для разработки проблемы эмоций позволила психологии совместно с другими примыкающими к ней науками (физиология и нейрофизиология, психофизиология и нейропсихология) в течение всего последующего периода развернуть широкий фронт экспериментальных исследований, создать новые оригинальные методы, позволившие в свою очередь раскрыть многие тайны и продвинуть далеко вперед наши знания о природе и механизмах эмоций.
§ 3. Эксперименталь- В последней четверти XIX в. ассоциативная психология еще сохраняла ное изучение ассоциа- свое преобладающее влияние, поэтому вполне закономерными явились ций и памяти попытки поставить под экспериментальный контроль исходные принципы ассоциативной теории. Первые такие потоки были предприняты одновременно (1879) английским ученым Ф.Гальтоном и В.Вундтом.
Опыты Ф.Гальтона касались определения времени ассоциативных процессов, а также содержательного состава ассоциаций. Ф.Гальтоном было отобрано 75 слов. При предъявлении каждого из них включался секундомер, регистрирующий время, через которое возникало первое какое-либо представление. Анализ ассоциаций показал, что многие ассоциации повторяются. Так, на каждые 100 ассоциаций приходилось в среднем повторенных 4 раза - 23 ассоциации, три - 21, дважды - 23 и один раз - 33. По содержанию из каждых 100 ассоциаций - 39 было обращено к детству и ранней юности, 46 - к зрелому возрасту и 15 - к недавнему прошлому. Метод Ф.Галь-тона был назван впоследствии «методом свободных ассоциаций». В его первоначальной форме имелись существенные погрешности. Опыты проводились Ф. Гальтоном на самом себе, т.е. сам автор следил за ходом собственных ассоциаций. По этой причине не могло быть точно зарегистрировано время возникновения представления. Применение секундомера давало слишком грубые показатели по сравнению с хроноскопом.
Метод свободных ассоциаций был значительно усовершенствован в Вундтовской лаборатории, в которой кроме самого В.Вундта изучением ассоциаций занимались С.Холл, Э.Крепелин и др. Поскольку метод свободных ассоциаций позволял определять в основном только быстроту протекания ассоциативных процессов и не давал возможности выявлять в полной мере качественные, содержательные особенности представлений, в лаборатории В.Вундта был введен новый вид ассоциативного эксперимента, получивший название метода навязанных ассоциаций. При этом варианте ассоциативного эксперимента испытуемый отвечал на слово-раздражитель не первым пришедшим на ум словом, а словом, являющимся по отношению к первому общим или частным понятием, либо словом, находящимся со словом-раздражителем в причинно-следственной связи или в других смысловых отношениях. Метод навязанных ассоциаций впервые был использован Д. Кеттелом при переводе слова с одного языка на другой, изучении причинно-следственных отношений, арифметических действий и др. Подобные опыты проводились и другими психологами. На основе полученных экспериментальных данных было обнаружено, что традиционно выделяемые разновидности ассоциаций установленными фактами не подтверждаются. Отсюда возникала необходимость построения новых классификаций теперь уже на основе опытных данных. Но поскольку у разных авторов экспериментальные результаты отличались, то и предлагаемые ими классификации ассоциаций также не совпадали (Г. Эббингауз, В. Вундт, Т. Циген).
Изучение ассоциаций и представлений явилось переходным мостиком к экспериментальному исследованию памяти, а затем и мышлению. Как известно, В.Вундт считал, что высшие психические процессы - память, воображение, мышление и воля самонаблюдением выявить невозможно, поэтому для их изучения необходимо выйти за рамки физиологической психологии в область психологии народов, где через изучение языка, мифов и легенд, обычаев и нравов можно было бы пролить свет на закономерности протекания этих высших форм индивидуального сознания.
Первым, кто попытался снять выдвинутое В.Вунд-том ограничение в отношении возможности экспериментального изучения высших этажей сознания, был немецкий психолог Г.Эббингауз, сторонник ассоциативного направления в психологии. Особую роль здесь сыграла книга Г.Фехнера «Элементы психофизики», под влиянием которой Г.Эббингауз задался целью применить психофизические принципы к изучению памяти.
В определении специфики будущих опытов в области памяти важное значение имело традиционное положение ассоциативной психологии о том, что повторение есть главное условие прочности ассоциаций. Именно в частоте повторения Г.Эббингауз увидел возможности измерения памяти. Необходимо было решить вопрос лишь об объективных средствах контроля влияния повторений на прочность ассоциаций. Такое средство Г.Эббингауз нашел в движениях, которые вызываются представлением или которые сопровождают его, например, прогова-ривание, движение губ, мимические движения, ритмические движения головы,рук,ног,рисунки,письмо ит.п. По этому поводу Г.Эббингауз писал; «Этот переход представлений в движения является для нас, как мы скоро это увидим, важным средством для уразумления подробностей, характеризующих ассоциации и воспроизведение» [122, с. 187]. О том же самом, но в более конкретной форме, им говорилось: «... мы имеем важное средство для изучения памяти в связи воспроизведенных представлений с движениями. Пользуются этим средством следующим образом: вызывают представления, которые легко могут воспроизводиться движениями речи или письма, или также при помощи простых рисунков, и затем исследуют, как воспроизведение видоизменяется при различных обстоятельствах» [122, с. 193].
Названные два принципа (повторение и воспроизведение) открывали Г.Эббингаузу путь к выполнению важнейшего требования, выражающегося в том, что материал, условия и результат заучивания должны быть измеримы. Если память изучать через воспроизведение, то для того, чтобы был измеряем результат заучивания, необходимо прежде всего иметь такой материал заучивания, который бы сам поддавался количественному измерению. Кроме этого основного условия должен быть соблюден еще ряд требований: заучиваемый материал должен быть одинаковой трудности, т.е. однородным, его необходимо иметь в достаточном количестве с тем, чтобы при повторных опытах он каждый раз бы менялся и был новым,
Такого материала, который удовлетворял бы всем перечисленным требованиям в реальной жизни, Г.Эббин-гауз не нашел. Поэтому он приступил к составлению искусственных сочетаний букв или бессмысленных слогов. Как представлялось Г.Эббингаузу, бессмысленные слоги отвечают в полной мере выдвинутым требованиям. Длинные ряды бессмысленных слогов имеют одинаковую сложность, таких слогов много (их было составлено 2300). Число заученных слогов выступало мерой заучивания сти-мульного материала. Каждую ошибку в репродукции легко выразить числом, благодаря последовательному построению слогов. Бессмысленные слоги трудно поддаются ассоциативным смысловым связям, облегчающим процесс запоминания, а это очень важно, как полагал Г.Эббинга-уз, для изучения «чистой» памяти. Проведя большую подготовительную работу, Г.Эббингауз в 1879 г. приступает к проведению опытов, выполненных полностью на самом себе. Заметим, что индивидуальная форма проведения опытов была общепринятой в тот период и соответствовала общим интроспективным установкам субъективного направления в психологии.
Для изучения памяти ГЭббингаузом было разработано три разновидности метода заучивания: метод полного заучивания, метод экономии и метод поправок. Метод полного заучивания состоял в многократном повторении больших рядов слогов до полного, безошибочного их воспроизведения. Метод экономии позволял вы-яснить в какой мере каждое новое повторение оказывает облегчающее влияние на безошибочное воспроизведение ранее заученного ряда бессмысленных слогов. При методе поправок испытуемый прибегал к подсказке в тех случаях, если он останавливался или допускал ошибку. Количественными мерами выступали число повторений, общее время, затраченное на заучивание полного ряда слогов, количество ошибок, поправок или подсказок.
Пользуясь перечисленными методами, Г.Эббинга-уз установил ряд закономерностей работы памяти. Большая часть открытых закономерностей касалась вопросов влияния способов повторения на заучивание, зависимости заучивания от количества и сложности материала. В частности, Г.Эббингаузом было обнаружено, что трудность заучивания пропорциональна объему, количеству заученного материала. Чем больше длина заучиваемого ряда бессмысленных слогов, тем больше требуется повторений. С увеличением повторений время заучивания сокращается. Равномерное распределение повторений во времени более эффективно, чем многократное повторение в один прием. Уменьшение скорости заучивания ведет к увеличению общего времени, необходимого для полного воспроизведения предложенного ряда слогов, т.е. эффективнее заучивать материал большими скоростям. Заучивание в целом продуктивнее заучивания по частям. Широкую известность в психологии получила установленная Г. Эббингаузом кривая забывания. Она свидетельствовала о том, что процесс забывания во времени происходит неодинаково, вначале очень быстро, а затем медленно. По мнению Г.Эббингауза, полученная кривая забывания соответствует логарифмической зависимости и это давало ему основание распространить логарифмический психофизический закон Г.Фехнера на область памяти и тем самым доказать универсальность действия этого закона в системе психофизических отношений.
Все основные результаты проведенных опытов были сведены и обобщены Г.Эббингаузом в его книге «О памяти», изданной впервые в 1885 г. После выхода этой книги Г.Эббингауз переключается на экспериментальное изучение ощущений и восприятия, новых же опытов в области памяти не проводил. В 1897 г. он издает первый том «Основ психологии», в 1902 г. - второй, а в 1908 г. выпускает книгу «Очерк психологии». В перечисленных работах были изложены основные принципы ассоциативной психологии, в обобщенном виде представлены результаты собственных исследований в области памяти и других психических процессов.
Вскоре после опытов Г.Эббингауза измерение памяти приняло массовый характер. Исследованием ее занимались почти во всех психологических лабораториях мира. Разработанные Г.Эббингаузом методы изучения памяти находили самое широкое применение, проникая из общей психологии в ряд формирующихся новых прикладных отраслей и направлений в психологии (педагогическую, дифференциальную, психотехнику и т.д.). Привлечение методов к различным новым задачам исследования, проникновение их в специальные ветви психологии, повлекли за собой разнообразные преобразования первоначальных методов изучения памяти или создание на их основе новых приемов измерения. Так, Г.Мюллер совместно с Ф.Шуманом, первые из принявших эстафету Г.Эббингауза, внесли ряд изменений в условия и процедуру проведения эксперимента. В опытах названных авторов функции испытуемого и экспериментатора были разведены, что несомненно повышало надежность и точность экспериментальных данных. Далее, бессмысленные слоги, составленные Г.Эббингаузом, как оказалось, не были однородными по степени их трудности. Более того, нередко рядом стоящие слоги образовывали слова с определенным смысловым содержанием. Авторам пришлось пересмотреть общий перечень слогов и отобрать лишь те из них, которые отвечали ранее упомянутым требованиям. Ими же был сконструирован специальный прибор для предъявления бессмысленных слогов, представляющий собой вращающийся барабан с намотанной на нем бумажной лентой, на которой записывались бессмысленные слоги в определенной последовательности. Позднее (1892) Г.Мюллер и А. Пельцекер вводят новый метод изучения памяти - метод угадывания. Он состоял и том, что испытуемым предъявляют бессмысленные слоги попарно. После их заучивания испытуемому предъявляется один из парных слогов, на который нужно ответить слогом, стоящим в паре с первым.
Новые модификации в приемах изучения памяти стали возникать в связи с переходом на заучивание осмысленного материала. Пионером в экспериментальном изучении смысловой памяти стал Э. Мейман. Напомним, что Г. Эббингауз обратился к бессмысленным слогам для того, чтобы выявить закономерности памяти, протекающие как бы в «чистом виде». Но такие условия слишком далеки от реальной жизни. Э. Мейман верно отмечал, что в процессах памяти существенную роль играет мышление. Участие понятий и чувственных образов в мнемических функциях ведет к значительной их перестройке. Поэтому возникала задача приблизить опыты в области памяти к жизни, что особенно было важно для педагогической практики.
Э. Мейман постав и себе цель построить такие ряды для заучивания, которые можно было бы так же легко расчленять количественно, как и ряды бессмысленных слогов и, вместе с тем, реализовать задачу, состоящую в обнаружении влияния «смысла слов и связи мысли» на легкость или трудность заучивания [81, с. 411]. Выход из положения Э. Мейман нашел в том, что в качестве заучиваемого материала он стал употреблять вначале ряды рифмованных слогов, затем ряды слов, связанных по смыслу.
Опыты Э. Меймана на материале рифмованных слогов показали, что при прочих равных условиях их число заучивается почти вдвое больше, чем бессмысленных слогов. Еще более выразительными оказались результаты опытов, построенных на словесно-логическом материале, Новые данные свидетельствовали о том, что память воспроизводит заучиваемый материал в преобразованном виде. Память -это не фотографическое изображение прошлых впечатлений, соединенных механическими ассоциациями. В памяти обнаруживается предрасположение к слиянию, к обобщению, за которыми стоят понятия и мышление. Так, экспериментальные исследования Э. Меймана в области смысловой памяти подводили и приближали психологию к экспериментальной разработке проблемы мышления, чем и занялись в скором времени психологи Вюрцбургской школы.
§ 4. Переход к экспери- Известно, что ассоциативная психология сводила мышление к ментальному изучению механической динамике чувственных образов. Этим самым мышления качественное своеобразие мыслительных процессов практически отрицалось. Между тем, ряд экспериментальных исследований в области восприятий, памяти и представлений показывал, что помимо ассоциаций в сознании есть нечто отличное от них, что вносит в чувственное содержание сознания существенные коррективы. Так, уже восприятие нельзя было трактовать как механическое объединение ощущений, ибо оно выступало как некоторое единство, обладающее новым качеством, отличным от свойств, составляющих данное восприятие чувственных элементов или ощущений. В.Вундту пришлось даже ассоциациям приписать некую творчески-синтезирующую функцию. Влияние мышления стало еще более очевидным в опытах по заучиванию осмысленного материала. Включенность мыслительных компонентов в перцептивных и мнемических актах с необходимостью ставило в первую очередь вопрос об экспериментальном изучении проблемы мышления. Первые шаги к экспериментальному анализу мыслительных процессов были предприняты в начале XX в. представителями Вюрцбургской психологической школы во главе о О. Кюльце.
В области теории психологи Вюрцбургской школы опирались вначале на философский позитивизм Э.Маха и Р.Авенариуса, сторонников так называемого неореализма, возрождавшего в новой форме идеи субъективного идеализма Дж.Беркли и Д.Юма. Позднее, под влиянием экспериментальных данных, вюрцбургские психологи переориентировались на теоретические схемы Ф. Брентано и Э. Гуссерля, удержав из их учений понятия об итенциональных актах (Ф. Брентано) и интенциональных переживаниях сознания (Э. Гуссерль). Вместе с тем в теоретических взглядах вюрцбуржцев сохранялись и элементы вундтовской психологии, поскольку чувственные элементы и ассоциативный механизм их связи полностью не устранялись из сознания, а лишь дополнялись его безобразными компонентами и «детерминирующими тенденциями». С В.Вундтом Вюрцбургскую школу сближает также интроспективный метод, с помощью которого изучалось мышление. Хотя сам В.Вундт не допускал возможность применения экспериментального самонаблюдения к собственно мыслительным актам, О.Кюльпе, его бывший ученик, счел это ограничение неправомерным и предложил заменить непосредственную форму интроспекции на интроспекцию ретроградную или ретроспекцию. Считалось, что при ретроградной форме самонаблюдения устраняется то искажающее влияние самого интроспективного акта на психические процессы, которое свойственно непосредственной форме самонаблюдения и, кроме того, открывается возможность обнаружения особенностей протекания самих мыслительных процессов. Суть ретроспективного эксперимента заключалась в следующем. Испытуемому предлагалось выполнить какое-либо задание, после завершения которого он должен был описать свои состояния и переживания, возникшие при решении задачи. В опытах могли использоваться психофизические методы, методы измерения реакций, но более часто применялся ассоциативный эксперимент. Имея в виду, что в опытах по изучению мышления основная роль экспериментатора сводилась к регистрации и редакции речевого отчета испытуемого, метод ретроспективного отчета получал название метода редакции. С помощью ретроспективного эксперимента были проведены почти все исследования, выполненные в Вюрцбургской школе.
Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты К. Марбе(1901) и А.Майера с И.Орта (1901), которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения. Они показали, что суждения имеют «внечувственную», «безобразную» природу, поскольку они в терминах чувственных представлений не описываются. По этой причине К. Марбе счел целесообразным отнести проблему суждения, а стало быть и мышления, к логике. К аналогичным выводам пришли А.Майер и И.Орт, которыми было проведено «качественное исследование ассоциаций».
Новые факты в области мышления были установлены А. Мессером, который первым среди своих коллег связал безобразные компоненты сознания с мышлением и прямо назвал их «мыслями», вместо прежнего термина «состояния сознания», введенного ранее А.Манером и И.Ортом. Кроме безобразности мысли, считал А. Мессер, другими ее отличительными признаками являются отнесенность ее к предмету и осознание в ней отношений,
Более обстоятельно эти факты были изучены К.Бюллером (1907). Опыты К. Бюллера состояли в заучивании парных мыслей, В одном из вариантов опытов испытуемому вначале давался один ряд предложений, затем другой ряд фраз с неполным смыслом. Порядок предложений в смысловом отношении не совпадал, т.е. взаимополагающие смысловые части были намеренно разведены. От испытуемого требовалось незаконченные предложения одного ряда дополнить по смыслу незавершенными предложениями другого ряда. Во второй модификации эксперимента К.Бюллер предлагал одновременно два ряда с полностью законченными предложениям. Перед испытуемым ставилась задача объединить по смыслу предложенные пары предложений. Во всех приведенных случаях оказалось, что парные предложения, связанные смысловыми отношениями, запоминались быстрее, прочнее и в большем количестве. Качественный анализ экспериментального материала подтверждал ранее установленный факт о независимости мышления от ассоциаций и представлений. Тот же анализ дал К.Бюллеру основание утверждать не только отсутствие чувственной опоры в мышлении, но отсутствие какой-либо связи мышления с речью, К.Бюллер был убежден, что мышление протекает без образов и слов. Одна и та же мысль, аргументировали К.Бюллер и О.Кюльпе, может быть выражена разными словами, равно как и разные мысли могут быть выражены одним и тем же набором слов. Отсюда и делался ложный вывод о независимости мышления от слов и речи. Тщательный анализ самоотчетов испытуемых позволил К.Бюллеру обнаружить некоторые новые отличительные признаки, которые затем были положены в основу подразделения мыслей на осознание правил, осознание отношений и интенции, как направленности мысли на объект.
В то время, как исследования К.Марбе, И.Орта, А.Майера, А.Мессера, К.Бюллера были связаны с выявлением существенных и отличительных признаков мышления, работы их сотрудников Г.Уатта и Н.Аха были направлены на раскрытие механизмов протекания мыслительной деятельности. Г.Уатт, изучая особенности течения представлений, пришел к выводу об определяющей роли задачи в организации мыслительных процессов. Под задачей он понимал перевод инструкции, даваемой перед началом опыта испытуемому, в самоинструкцию. Механизм мыслительной деятельности представлялся Г.Уатту следующим образом. Предъявленное задание запускает в действие ряд репродуктивных процессов, с которыми связано появление в сознании множества представлений и ассоциаций, большая часть из которых не имеет прямого отношения к задаче, поставленной в инструкции. Для того, чтобы из огромной массы ассоциаций и представлений могла быть выбрана наиболее адекватная, требуется специальный механизм. Таким механизмом, выделяющим и усиливающим одни и угнетающим другие ассоциации, как раз и является «задача» или самоинструкция. Именно она придает мышлению направленно избирательный характер.
Работа по изучению механизмов мышления была продолжена Н.Ахом (1905). В качестве определяющего фактора, организующего и упорядочивающего мыслительные процессы, Н.Ах указывал особые, отличные от ассоциаций акты, названные им «детерминирующими тенденциями» Для описания механизма мышления Н.Ах кроме понятия о детерминирующих тенденциях вводит еще два других - «представление цели» и «соотносящееся представление». Под представлением цели понималось специфическое состояние сознания, вызванное инструкцией. Представление цели, а точнее, его значение, является источником детерминирующих тенденций. Соотносящимися представлениями было принято считать образы ожидаемых раздражителей. Главная функция детерминирующей тенденции состоит в установлении определенного отношения между представлением цели и соотносящимися представлениями. В самом общем виде механизм мышления, по Н.Аху, выглядит следующим образом. Поступающий раздражитель вызывает у испытуемого ряд репродуктивных тенденций (множеств вариантов реагирования), но под влиянием детерминирующей тенденции, исходящей из значения представления цели (самоинструкции, задачи), особое предпочтение получает лишь одна из возможных репродуктивных тенденций, тогда как другие все устраняются. Тот же самый механизм был распространен Н.Ахом и на волевые процессы. Действие детерминирующей тенденции, осуществляющей выбор репродуктивных тенденций, согласно Н.Аху, не осознается. В качестве иллюстрации он ссылается на собственные опыты, проведенные с испытуемым в состоянии гипноза. Существование ассоциативных механизмов Н.Ах не отрицал, но в то же самое время он резко их противопоставлял детерминирующим тенденциям, приписывая последним доминирующее значение в организации сознания. Л.И.Анциферова справедливо подчеркивает, что противопоставляя эти два механизма, Н.Ах, между тем, не сумел показать принципиальное различие между ними, в связи о чем вопрос о природе детерминирующих тенденций, а следовательно, и о реальных механизмах мышления вообще, оставался не раскрытым [9].
Подводя итоги основным достижениям Вюрцбург-ской школы, следует отметить, что ее представители внесли много новых положений, подрывавших основы ассоциативной концепции. Ими были обнаружены такие отличительные признаки мышления как несводимость его к ощущениям, восприятиям и представлениям, направленность мысли на объект, установление в мышлении отношений, избирательный и целенаправленный характер протекания мыслительной деятельности под влиянием задачи и инструкции. Все это, по словам О.Кюльпе, было «совершенно скрыто от ассоциативной психологии» [63, с. 66].
Однако, поставив ряд важных проблем и вопросов, представители Вюрцбургской школы тем не менее сами не сумели удовлетворительно решить их из-за тех философских и теоретических оснований, на которые опиралась их экспериментальная программа.
Прежде всего, большим препятствием, мешавшим научному решению проблемы мышления, явилось интроспективное понимание предмета и метода психологии. Психология определялись как наука о фактах непосредственного опыта, как наука о внутренних состояниях сознания. Основным орудием познания фактов субъективного внутреннего опыта объявлялась интроспекция, самонаблюдение. Приступая к исследованиям мышления, О.Кюльпе возлагал на экспериментальную интроспекцию большие надежды. Стремясь сделать самонаблюдение более адекватным задачам изучения мышления, О.Кюльпе, как мы помним, заменил непосредственную форму интроспекции на ретроградную, полагая, что только при ретроспективном самонаблюдении откроется действительный ход мышления. Но в скором времени интроспективный лозунг Вюрцбургской школы сильно покачнулся и прежде всего под давлением результатов и выводов, к которым пришли сами психологи этой школы. Так, Н.Ах, изучая механизмы мышления нашел, что эти механизмы человеком не осознаются, а, следовательно, в самонаблюдения выявлены быть не могут. На этом основании Н.Ах приходит к выводу о бесплодности ретроспективного эксперимента и необходимости перехода ж опосредованным, объективным приемам изучения мышления. С критикой метода редакции выступал и другой представитель Вюрцбургской школы К.Бюллэр, а затем и сам О.Кюльпе.
Позиции субъективной психологии и интроспективного подхода еще более ослабли, когда сходные с опытами Вюрцбургской школы исследования, проведенные в лаборатории Э.Титченера, дали совершенно противоположные результаты, доказывающие полное отсутствие каких-либо несенсорных элементов в сознании. Оказывалось так, что интроспективный эксперимент подтверждал теоретические позиции тех, кто его проводит. Подобное положение естественным образом вызывало недоверие к интроспективному методу и, больше того, через некоторое время им вовсе перестали пользоваться при изучении мышления. По этому поводу Л.И.Анцыферова пишет: «Этот отход, совершившийся внутри Вюрцбургс-кой школы в соединении о бесплодными попытками проверить теорию «безобразной мысли» нанес тяжелый удар по интроспективному методу. Достигнув своего апогея в Вюрцбургской школе, этот метод в ней же и в связи с ней потерпел крах» [9, с. 10].
Интроспективный подход к сознанию вызвал ряд грубейших ошибок и в теоретических обобщениях. Одна из них нашла свое выражение в отрыве мышления от его чувственной основы. Этот отрыв неизбежно вел к отрицанию внешней детерминации мыслительных процессов, к утверждению телеологического понимания природы мышления, к превращению мышления в самостоятельную духовную сущность. Для иллюстрации достаточно сослаться на тот факт, что такую характеристику мышления, как предметная отнесенность мысли, представители Вюрцбургской лаборатории рассматривали не как свойство, определяемое самими объективно существующими вещами, а как функцию чисто духовных актов-интенций и детерминирующих тенденций. Из свойств самого сознания выводились и другие характеристики мышления. Самые детерминирующие тенденции также трактовались как акты, имеющие априорную природу.
Пересмотр теоретических положений и экспериментальных данных, полученных в Вюрцбургской школе происходит уже в рамках новых научных направлений, возникающих в мировой психологии в начале XX столетия -бихевиоризма, гештальт-психологии, культурно-исторической психологии и др.
ОБЩИЕ ИТОГИ
Началом экспериментального изучения мышления завершается важный этап в развитии психологии как науки. Характерным для него было постепенное расширение сферы приложения эксперимента к различным проблемам .общей психологии. Хотя и в разной степени, но экспериментальными методами изучались почти все основные психические процессы - ощущения, восприятия, представления, память, эмоции, внимание, воля.
Ψ_____Заключение__________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспериментальная психология, владеющая теперь относительно большими научными возможностями, вместе с тем не отвечала многим теоретическим и практическим требованиям. Многообразие разработанных и созданных методов, богатый накопленный экспериментальный материал, как правило, оставались в пределах лабораторий и не находили практического приложения. В этой связи представители ряда областей (педагогики, психиатрии и др.), испытывая потребности в психологических знаниях и точных методах, были вынуждены собственными силами начать разработку экспериментальных методов, направляя их на решение практических задач. Как известно, вундтовская программа экспериментальной психологии, на которую ориентировались вначале психологи многих стран, исключала возможность применения экспериментальной интроспекции к изучению психологии душевнобольных, детей и животных. Считалось, что они но способны к самонаблюдению. Кроме того, односторонняя направленность на поиск общих закономерностей работы сознания, а также абстрактный и функционально-аналитический подход к изучению человека, делали недоступным постановку и решение проблем психологии индивидуальных различий и конкретной личности. Исключались из экспериментальной психологии и социально-психологические проблемы, к которым вплотную подошли социологи, антропологи, этнологи и сами психологи.
Однако растущие потребности промышленности, образования, медицины настойчиво требовали привлечения психологических знаний и методов. Приложение методов и достижений экспериментальной психологии к решению новых специальных проблем и практических задач привело к образованию ряда прикладных специальных областей психологии. К ним следует отнести психологию животных, детскую и педагогическую психологию, медицинскую психологию (психологию душевнобольных). психотехнику, дифференциальную психологию и психологию личности, социальную психологию.
Как реакция на отдельные ограничения и слабые стороны вундтовской психологии возникают и новые в теоретическом отношении научные школы и направления, такие, как: фрейдизм, бихевиоризм, гештальт-психология - психологические направления, принесшие совершенно иные представления о предмете и методах психологии. Так, например, фрейдизм, выступивший против одностороннего интеллектуализма в психологии, против ограничения ее предмета областью сознаваемых явлений, показал огромную роль неосознаваемых динамических аспектов личности (влечений, потребностей, желаний, мотивации) в организации поведения человека. В связи с этим представители фрейдизма выступили инициаторами создания косвенных и прожективных методов проникновения в скрытые и глубинные структуры личности. Бихевиоризм, бросив вызов вундтовской психологии в связи с ее интроспективной направленностью, требовал полного и радикального пересмотра всех старых представлений и понятий субъективной психологии, отягощенной традициями средневековья. Предметом психологии должны стать не внутренние явления и акты сознания, доступные одной лишь интроспекции, а факты объективно наблюдаемого поведения. Гештальт-психология, возникшая как протест прожив укоренившегося в психологии ментального атомизма и элементализма, выступила за изучение целостных и динамических структур сознания и поведения, которые являются генетически первичными по отношению к составляющим их исходным элементам, и которые по своим качествам к этим первичным элементам не сводимы.
Кроме бихевиоризма, гештальт-психологии и фрейдизма в психологии возникают и другие научные течения. Каждое из них можно рассматривать как определенную реакцию на отдельные устаревшие парадигмы, сохранившиеся в вундтовской психологии. Единая в прошлом субъективная психология сознания все более и более распадалась на множество научных школ и направлений. Возникновение новых психологических течений, оформление прикладных и специальных областей психологии, разрушавших прежние представления о природе и механизмах психической деятельности, оценивается в психологической историографии как «кризис
Ψ_____Заключение__________________________________________________________________
психологии». Однако этот наметившийся кризис отражал лишь трудности будущего роста психологии, ибо он стал предпосылкой всех ее последующих успехов в XX столетии.
Ψ______ Список литературы________________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Августин, О граде божием. Киев, 1905.
2. Аквпнскии Ф., М., 1975.
3. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII-XIX вв. М., 1947.
4. Английские материалисты XVIII в. Собр. произв. В 3-х т., М., 1967.
5. Анохин П. К. От Декарта до Павлова.(Триста лет теории рефлекса). М., 1945.
6. Античные философы, (Тексты)., М., 1935.
7. Антология мировой философии в 4-х т., М., 1971
8. Анцыферова Л.И, Материалистические идеи в зарубежной психологии, М., 1974.
9. Анцыферова Л.И. Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской школе./Юсновные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. М, 1966.
10 Аристотель. О душе. М.,1937.
11,Аристотель. О частях животных. М., 1937.
12.Аристотель. О возникновении животных. М., 1940.
13. Асмус В.Ф. История античной философии.М., 1965.
14.Белинский ВТ. Избр. Филос. Произв. ТЛ, 2„ М.,1948
15.Беркли Д. Трактат о началах человеческого знания. СПб., 1905.
16.Беркли Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом. М., 1937.
17. М .Брунер Д. Психология познания. М., 1977.
18.Бобров Е.А. Психологические воззрения древнегреческих философов. Варшава, 1910.
19.Бобров Е.А. Историческое введение в психологию. М., 1916.
20. Бойко Е.И. Время реакции. М., 1964.
21.Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX в. -- начало ХХв.).М.,1960.
22. Будилоеа Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
23. Бэкон Ф. Новый органон. М., 1938.
24. Бэн А. Психология. Т. 1 -2, СПб., 1881.
25. Введенский А.И. Об экспериментальной дидактике А.П.Нечаева. Мин Нар. Проев., 1901, декабрь.
26,Везачий А.О строении человеческого тела. М., 1954.
27, Владиславлев М.М. Психология. СПб,, 1881.
28.Вундт В. Основания физиологической психологии. (Пер. В.Кандинского). Ч. 1-2. М., 1880-1881. 29.Вундт В. Проблемы психологии пародов. М., 1912.
30. Выготский Л., Геллергитеин С, Фингерт Б., Ширвиндт М. Основные течения современной психологии. М.-Л., 1934.
31. Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. Л., 1970.
32. Галъпюн Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб., 1875.
33. Гельвеции К А, О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938.
34. Гелъмголъц Г. Сочинения, т. 1-5. СПб., 1895-1897.
35. Гераклит Эфесскш. Фрагменты. М., 1910.
36. ГероартИ.Ф. Психология. СПб., 1895.
37. Герцен А.И. Избр. филос. произв. т. 1, М., 1948.
38. Гиппократ. Избранные книги, т. 1-3, М.,1964
39.Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.
40, Гобое Т. Изб. произв. в 2-х т. М., 1964. 41.Гольбах Я. Система природы. М., 1963.
42. Грот Н.Я. Психологический съезд в Париже,// Вопр. филос.и психол., М., 1889.
43. Грот Н.Я. Основания экспериментальной психологии. М., 1896.
44.Даннеман Ф, История естествознания. ТЛ-3, М.-Л., 1932-1938.
45.Дарвин Ч. Сочинения. Т.1-9. М., Л., 1935-1959.
46. Декарт Р. Избр. произв. М., 1950
47.Дессуар М. Очерк истории психологии. СПб., 1912.
48.Дидро Д. Избр. филос. произв. М., 1941.
49. Добролюбов Н.А. Избр. философ, произв. М., 1948.
50.Ждан А.Н, История психологии. М., 1996
51.3енон. О природе.//Вестник матенадарана, Ереван, 1956, МЗ.
Ψ______ Список литературы________________________________________________________
52. II 6 n -Сина Абу-Али (Авиценна). Книга знания. Сталинабад, 1957.
53. Ибн-Сина-А бу-Али( Авиценна). Канон врачебной науки в 2-х кн. Ташкент, 1954-1956.
54. История философии.Т.1-2, М., 1940-1941.
55. Каннабих Ю.В. История психиатрии. М.,1929.
56. Кант И, Соч. в 6-ти т., М., 1964.
57, Комарова В.Я. К текстологическому анализу античной философии. Вып. 1-2, Л., 1969-1974.
58.Кондильяк Э.Б. Трактат об ощущениях. М., 1935.
59, Корсаков С.С. Курс психиатрии, М., 1891.
60. Коштоянц Х.С. Очерки по истории физиологии в России. М., 1946.
6\.Крогиус А.А. Вюрцбургская школа.//Новые идеи в философии. СПб., 1914, №17.
62.Кузьмин Е.С. Из истории учений о потребностях (очерк античной философии).//Ученые записки ЛГУ, 1957, № 244.
63.Кюльпе О. Современная психология мышления.//Новые идеи в философии. СПб., 1914, № 17
64.Ланге Н.Н, Психологические исследования. Одесса, 1893.
65.ЛаметриЖ. Избр. соч. М.-Л., 1925.
66.Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962.
67.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
68.Лейбниц Г. Избр. филос. произв. М., 1908.
69Лейбниц Г. Новыеопыты о человеческом разуме. М.-Л., 1936.
70.Локк Д. Избр. филос. произв. в 2-х т. М., 1960.
71.Ломов Б.Ф, Методологические и теоретические проблемы психологии.М., 1974.
72.Ломоносов М.В. Избр. филос. произв. М., 1940.
73.Лекреций К. О природе вещей. Т. 1-2. М., 1945-1947.
74.Лурия А.Р. Современная психология в ее основных направлениях. М., 1928.
75.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
76.Лурия С.Я. Демокрит. Л., 1970.
77.Маковеяьский А. Досократики. Ч.1-2, Казань, 1914-1919.
78. Маковелъский А. Древнегреческие атомисты. Баку., 1946.
79.Маковельский А. Софисты. Баку, 1940.
80. Майоров Ф.П. История учения об условных рефлексах. М.-Л., 1954
81. Мейман Э. Лекции по экспериментальной дидактике. Ч. 1 -3, М, 1917.
82. МнччьД. Ст. Система логики. М., 1914.
83 Мюнстербергг. Основы психотехники. Вып. 1-2. М., 1924-1925.
84. Нарский И,С. Западно-европейская философия XVII века. М., 1974.
85. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1973.
86. Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология все отношении к вопросам школьного обучения. СПб., 1901.
87. Павлов И.П. Поли. собр. соч. Изд. 2-е. 1951.
88. Платонов Г,В. Дарвин, дарвинизм, философия. М., 1959. Ю.Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967.
90. Пирьов Г.Д. Экспериментальная психология. София., 1968.
91. Пристли Д. Избр. соч. М., 1934.
92. Психологическая наука в России XX столетия. М. 1997.
93. Психологическая хрестоматия, М-Л.,1927.
94. Радищев А.Н. Избр. филос. произв., 1952.
95. Рамуль К.А. Из истории психологии. Тарту, 1974.
96. Penan Э. Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903.
97. Рнбо Т. Современная английская психология. М., 1881.
98. Рибо Т, Современная германская психология. СПб., 1895.
99. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969.
100.Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. М., 1946.
101.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
102.Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
103.Северцев Н.А. Эволюция и психика. М., 1922.
104,Сеченов И.М. Избр. филос. и психол. произв. М., 1947.
105.Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
106.Соколов М.В. Из истории русской психологин. М., 1961.
107.СпенсерГ. Основания психологии. СПб., Ч. 1-2., 1897-1898.
Ψ______ Список литературы________________________________________________________
108,Спиноза Б. Избр. произв. в 2-х т. М., 1957.
109. Taitnepii П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902.
110.Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (с 1300 по 1900). М.-Л., 1934.
111.Титченер Э. Учебник психологии, Ч. 1-2. М., 1914.
112.ТолаидД. Избр. соч. М., 1927.
113.Трахтенбер<> О.В. Очерки по истории западно-европейской средневековой философии. М., 1957.
114.Троицкий М. М. Немецкая психология в текущем столетии. Т. 1-2. М., 1883.
115.ТутунджянО.М. Из истории научной психологии во Франции. М., 1967.
116.УотсонД. Психология как наука о поведении. М.-Л., 1926.
117. Фрейд3, Лекции по введению в психоанализ. М.-Пг., 1923.
118. Циген Т. Физиологическая психология. СПб., 1893.
119. Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию., 1924.
120. Чернышевский Н.Г. Избр. филос. соч. в 3-х т., М., 1951.
121. Чыж В.Ф. Письмо в редакцию.//Вопр. филос. и психол., 1894, Н25.
122.Эббингауз Г. Основы психологии. СПб., 1912.
123. Э пикте т. Основания стоицизма. СПб., 1916.
124.Юдип Т.Н. Очерк истории отечественной психиатрии. М, 1961.
125, Юм Д. Исследование о человеческом уме. М., 1916.
126.Юм Д. Сочинения в 2-х т.М., 1966.
127.Якунин В,А. Первые психологические лаборатории.// Психол. журн., 1980, №2.
128,ЯрошебСкий М.Г. История психологии. М., 1966; 1986.
129.Ярошееский М.Г, Психология в XX столетии. М., 1974.
130.Allport G.W. The historical Background of Modern Socia psychology. Cambrige, 1954 \$\.Baldwin J.M. History of Psychology: A sketch and an Interpretation. Putnam, 1913.
132.Boring E. A history of experimental psychology. N.Y.I 929
133.Boring E. A history of experimental psychology, 2 ed, N.Y.1950
134.Boring E. Sensation and Perception in the history of experimental psychology. N.Y. 1942
135.Boring E. A sourse book in the history of psychology. Cambridge, 1965.
136.Brett G.S. A history of psychology. 3 vols. London, 1914-1921
137.Brett's history of psychology. Ed. by Peters, London-N.Y. 1960
138.Cardno J. The old psychology. London, 1962.
139.Cants F.A. Geschichte der psychologic. Leipzig, 1808.
140.Dennis W. (Ed) Readings in the history of Psychology. Appleton- Century, 1948
141..Dessoir M. Abris der Geschichte der Psychologic. Leipzig, 1911
142.Dumas G. Nouveau traitc vder Psychologic. T.l-6, Paris, 1930-1937
143.Esper E.A. A history of Psychology. Philadelphia, 1964.
144.FlugelJ. A hundred years of psychology. led. 1933, 2-nd 1957 3 ed. London, 1964.
145.Grinder R. A history of genetic psychology. The first science of human development. N.Y. 1967.
146. Hall G.St. Founders of Modern Psychology. Appleton, 1912.
147.Hearnshaw L. A short history of British psychology. (1840-1940). London, 1964.
148.Heidbreder E. Seven Psychologies. N.Y. 1933.
149.Hutin W.S. A short histosy of Psychology, Holt. 1934.
150.Herrnstein R. and Boring E. A source book in the history of psychology, Cambridge, 1965.
151. Klein D.B. A history of Scientific psychology. N.Y-London, 1970
152. KlemmO. Geschichte der Psychologic. Leipzig und Berlin, 1911.
153.Laz z erony V. Le originy della psicologia contemporannea. Firenzc, Editrice universtaria, 1956.
154. Misiak Hand Sexton V. History of Psychology. N.Y. 1966.
155. Mutler-Freinfels R. The evolution of Modern Psychology. New-Haven. 1935.
156. Murchison C.A. A history of Psychology in Autobiography. 3 volsClark University Press, 1930-1936.
157. Murphy G. An historical introduction to modern psycology. I ed. N.Y. 1929.
158. Murphy G. An historical introduction to modern psychology. 2 ed. N.Y. 1949.
159. Pieter Y. Historia psychologii w Zarycie Katowice. "Slamsk", 1958
160.Pieter Y. Przednuo-ti mctoda w psychologii. "Ossolincum", 1963.
161Pillsbury W.B. The History of Psychology. Norton, 1929.
162.Pongrat- L. Problem geschichte der Psychologia. Bern und Mumich, 1967.
Ψ______ Список литературы________________________________________________________
163.Ralea M. su Botez C. Istoria psihologeiei. Bucurcsti, Editura, RpR. 1958.
164. Reuchlin M. Histoire de la psychologic. Paris, PUF, 1961.
165. Ribot Th. German Psychologies of today. Scribner, 1886
166. Roback A. History of American psychology. N.Y. 1952.
167.uSciencc".v.l25, 3239, 1955.
168.Shpley. Th, Classics in Psychology. N.Y., 1961.
169. Slebeck H. Geschichtc der Psychologic. 2 vols.Goth. 1880-1884.
170.SinhaJ, Indian psychology. Calcutta, 1958.
171Spearman Ch.E. Psychology down the Ages. Macmillan, 1937.
172.Valentine W.L. Reading in Experimental psychology. N.Y., 1931
173.Warren H, C. A history of the association psychology. London, 1921.
174.Watson R.I. The Create Psychologist. Philadelphia -N.Y., 1963.
175.Watson R.I. Psychology: A prescreptive Science."American Psychologist", vol.22, 1967.
176.Woodworth R.S. Contemporary schools of Psychology. N.Y., 1931.
177. Zaczyn'sky W. Rozwcj metody experymentalnej i jej Zasto-sowanie w dydaktyce. Warszawa, 1967.
Валерий Александрович Якунин
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Художник А.В. Михайлова
Компьютерный набор Н.В. Юшменченко
Верстка Д.А. Тимофеев
Издательство Михайлова В.А. ЛР № 065090 от 07.04.94 г.
Подписано в печать 12.10.98. Формат 84x108 1/32-
Бумага газетная. Печать высокая. Печ. л. 24.
Тираж 5000 экз. Заказ 196
Отпечатано с готовых диапозитивов ордена Трудового Красного Знамени ГП «Техническая книга»
Комитета Российской Федерации по печати 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29
Дата: 2019-02-25, просмотров: 235.